Архитектура Древнего Рима
Общая характеристика:
- Трезвость и практичность мировосприятия, отличные от поэтического мировосприятия древних греков. В культуре огромной военно-административной римской державы преобладание было на стороне тех видов искусства и наук, которые имели непосредственно практическое значение.
- ведущая роль официальной гражданской архитектуры
- развитие в скульптуре индивидуального портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа. В таких же видах искусства, как монументальная скульптура и живопись, в поэзии римляне были во многом зависимы от греческих и эллинистических образцов.
- Исходя из особенностей римской религии мифологическая тематика не имела важного значения для римского изобразительного искусства. Появлением антропоморфного изображения божества римляне обязаны как этрускам, так и грекам. Общая характеристика
- Мифологическая тематика не имела для римского искусства такого важного значения, как для греческого. Первые культовые статуи римляне заимствовали у этрусков.
- Римская религия, не имела того поэтического характера, который составлял основу греческой религии. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы.
- Все важнейшие явления природы, все события человеческой жизни связывались с определенными божествами, но долгое время римляне вовсе не изображали своих богов, их божества имели отвлеченный характер и, кроме своей узкой функции, не обладали никакими качествами (например, «бог первого крика ребенка», «бог произрастания зерна»). Отсутствие развитой мифологии и конкретных образов богов было благоприятным условием для широкого заимствования культов и мифов других народов. Уже в 4 в. до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствие с образами богов Греции.
- Римляне впервые разрешают проблему организации обширного внутреннего пространства, проблему сочетания стены и свода, стены и купола, проблему системы построения перекрытия в виде ряда арок, опирающихся на столбы или колонны.
- Широкое применение сводов (клинчатый свод встречается в Риме уже с IV в. до н.э.)
- Для Рима характерно иное, чем для архитектуры классической Греции, применение ордерных систем. Ордер в Риме постепенно лишается его тектонического значения и превращается в элемент декоративного украшения. Ордером украшают систему столбов или оживляют гладь стен (колонны или полуколонны, поддерживающие антаблемент). Именно в Риме впервые используется массированное применение неполной колонны, полуколонны, пилястры.
- Римское зодчество - первое в мировой архитектуре, оставившее образцы различных гражданских общественных зданий и инженерных сооружений (термы, форумы, портики, базилики, театры, амфитеатры (двойные театры), акведуки, мосты, водосточные каналы, дороги, гавани).
- Главным типом архитектурного сооружения у римлян был не храм, а сооружения, воплощавшие собой идею могущества римской республики или империи - форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы, акведуки и т.д.
- Основным строительным материалом был камень. Наиболее распространен - туф серого, желтоватого или коричневого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно. Он использовался в местах наибольшей нагрузки здания или в местах, подвергавшихся выветриванию. Снаружи каменные здания покрывались слоем стука. Из камня возводились культовые, общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. Со второго века используется обожженный кирпич разных форм, (из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались даже стволы колонн). В термах применяли пустотелые кирпичные блоки, внутри которых циркулировал горячий воздух. В конце периода республики в архитектуре стал использоваться белый мрамор (как местный, так и греческий). С конца III в. до н.э. в римскую архитектуру вторгается римский бетон. Отличие римского бетона от обычного известкового раствора состояло в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали раствору водонепроницаемость, прочность и способствовали быстрому схватыванию раствора.
Периодизация:
1. Этрусское искусство (8-4 в. до н.э.) и (искусство дорийской Италии) (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.).
2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
Этрусская архитектура
Территории современной Тосканы.
Строительными материалами этрусков были дерево и камень, глина и вулканический песок (последний применялся как связующее). На севере Этрурии использовали известняк, твердый песчаник и травертин, а на юге - различные породы туфа. Мрамор этруски не использовали.
Влияние на развитие римской архитектуры этрусского зодчества:
§ Этруски знали ложные своды и купола. Куполами они перекрывали пролеты до 10 м. Использовали этруски напуск рядов кладки и при переходе от квадратного в плане сооружения к куполу. Им была известна техника построения клинчатой арки уже в 4-3 вв. до н.э.
§ правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э.
§ об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.
§ Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.
§ Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны.О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.
§ Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения
§ Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов» и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых (гробница в Корнето, гробница близ Вей).
От этрусков римляне получили и высокую строительную технику, и исходные типы жилища (атриумный дом), культовые сооружения (храмы на высоких подиях с торжественными лестницами) и надгробия. От этрусков римляне получили любовь к четкой геометричности и симметричности плана сооружения (будь это отдельное сооружение, храмовый комплекс или общественный ансамбль - форум). От этрусков у римлян любовь к четкому выделению главной оси, любовь к апсидам (в храмах и термах), подсказанным этрусскими гробницами.
Архитектура Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).
§ архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Римские зодчие восприняли от Греции главным образом ордер, разработав свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. Римский тосканский ордер явился первоначально этрусским вариантом дорического ордера и отличался от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Римско-дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.
§ Общей чертой эволюции ордеров в период республики является постепенная утрата первоначального конструктивного смысла отдельными частями как элементами стоечно-балочной системы. Полуколонна и пилястра в период республики сделалась обычным средством расчленения стены.
§ строго симметричное относительно центральной оси построение здания, рассчитанного на фронтальное восприятие. Примечательно здесь и изменение ориентации круглых храмов, сама форма которых вызывает стремление к обходу. Римские архитекторы и круглым храмам придали одностороннюю ориентацию. Отсюда и появление апсиды в храме, базилике, нимфее, ибо апсида сильнее выявляла продольную ось здания.
§ Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора, развлекательные учреждения: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения (акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э.), дороги (Виа Аппиа, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в Риме).
§ На рубеже 3 - 2 вв. до н.э. входит в употребление новый строительный материал - водоупорный и чрезвычайно прочный римский бетон, составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок (пуццолана) и щебень. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое распространение в строительстве зданий и не только удешевил строительство, но и способствовал возникновению новых конструкций - сводчатых перекрытий больших помещений, что, в свою очередь, вызвало новые архитектурные решения.
§ 3 - 1 вв. до н.э. созданная греками система архитектурных ордеров была переработана римлянами в соответствии с новыми задачами. В отличие от греческих архитекторов, для которых ордер был логическим выражением конструкции, римские архитекторы понимали ордер в основном как декорацию.
§ В 5-4 вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым декором на фронтонах.
§ Древнейшим местным типом римского храма был, по-видимому, круглый в плане храм. Таков круглый храм в Тибуре (Тиволи) 1 в. до н.э. Эта небольшая постройка стоит на высоком подиуме; круглая целла окружена 18 коринфскими колоннами легких, стройных пропорций. Храм чрезвычайно красиво поставлен среди скал и множества каскадов. Элементы архитектурного декора храма в Тибуре (фриз, кассеты плафона) свидетельствуют об изучении памятников эллинистической архитектуры. Расположенный на берегу Тибра храм (ранее считавшийся храмом Весты) на Бычьем рынке в Риме также имеет круглую форму.
§ Наиболее характерен для римских храмов тип так называемого псевдопериптера, соединяющего в себе элементы греческого периптера с композиционными принципами этрусских храмов. К ранним сооружениям этого рода относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме (1 в. до н.э.). Храм стоит на высоком подиуме, прямоугольная целла сдвинута вглубь, образуя глубокий портик с двумя рядами колонн перед входом; колонны, окружающие целлу с остальных трех сторон, как бы входят в ее стену, превращаясь в полуколонны. Лестница, расположенная перед портиком, акцентирует фасад здания. Храм выстроен в ионическом ордере.
Римский театр
§ В период поздней республики в Риме уже сложился тип театрального здания. К сооружениям этого типа относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55 - 52 гг. до н. э) и временный театр Марка Скавра, известный по описанию Плиния.
§ Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт.Таким образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр - в большей мере сооружение городского типа.
§ Применение субструкций (субструкции-подпорное сооружение, на котором возводилось здание. Широко применялись в архитектуре стран Передней Азии (в виде высоких платформ из насыпного грунта или из сырцового кирпича) и в римской архитектуре (нередко в виде сводчатых галерей из камня, кирпича и бетона). Использовались как система фойе и способствовали быстрому заполнению и освобождению театра зрителями.
§ Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ - травли зверей, гладиаторских боев и др., - был всецело римским изобретением и достиг наиболее полного развития в императорскую эпоху в амфитеатре Флавиев - Колизее (80 г.)
§ К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы патрициев, располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима. Надгробия сооружались в виде саркофагов, столбов и обелисков. Гробница Цецилии Метеллы, стоящая на Аппиевой дороге, относится к середине 1 в. до н.э.Это монументальное сооружение в виде огромного цилиндра, покоящегося на квадратном основании (сторона которого равна 22,3м). Этот памятник напоминает исконную форму этрусского надгробного памятника - тумулуса (кургана), причем окружавшая тумулус низкая каменная подпорная стена (крепида) в гробнице Цецилии Метеллы преобразована в мощный барабан, завершенный карнизом.
§ Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был римский форум (Форум Романум). Эта площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями представляла собой комплекс, созданный по принципу свободной, живописной планировки.Форум Цезаря в Риме. 1 в. до н. э.
§ Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в Помпеях, так как в Риме большинство домов этого времени было разрушено и на их месте выросли дома последующих эпох.
§ Местный италийский тип дома с атриумом обогащается перистилем (внутренним двориком, окруженным колоннадой), обычно украшенным фонтаном, статуями, цветниками. Перистильный дом - отличительная особенность восточноэллинской архитектуры - был не просто заимствован, но переработан по-своему. Свободное расположение помещений вокруг перистиля, характерное для Делоса (Греция), сменяется у римлян расположением помещений по единой центральной оси, что, как указывалось, было характерно уже для этрусских жилищ. Из помпейских жилых домов эпохи республики лучше всего сохранились «Дом Пансы», «Дом Фавна» и «Дом серебряной свадьбы».
§ Витрувий различает villa rustiса - сельскую виллу, имеющую хозяйственный или промышленный характер, и villa реurbana - городскую виллу, предназначенную для отдыха и развлечений. Лучше других сохранились «Вилла мистерий», «Вилла Диомеда» (обе близ Помпеи), «Вилла папирусов» близ Геркуланума, виллы в Боскореале. Загородная вилла планировалась так же, как и городская, но свободнее; перистиль был больше и превращался в настоящий сад. К главной части дома примыкали служебные и хозяйственные постройки, располагавшиеся по полукругу или по незамкнутому прямоугольнику. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной принадлежностью виллы был большой водоем - писцина. Архитектурный тип римской виллы сложился к концу 1 в. до н.э. Виллы Эпохи империи отличаются от этого типа только большими размерами, роскошью убранства, применением более ценных материалов.
Архитектура Римской империи 1 в. н. э.
Время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима (5 в. н.э.) носит название периода империи.
Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 2373;