Раннехристианское искусство
Хронологические рамки эпохи 1У-У1 вв. н.э.
Каткий исторический период – переходная эпоха от Античности к Средневековью и от язычества (политеизма) к христианству (монотеистическая религия)
Монотеизм – единобожие. Христиане веруют лишь в Христа. Отказ совершать жертвоприношения традиционным римским богам влечет преследования христианских общин, сформировавшихся в Иудее и распространившихся по всей империи.
Новые духовные ценности проповедуются христианами:
· Верность супружеская
· Воздержание
· Умеренность
· Пренебрежение физическим комфортом
· Труд
· Духовная чистота
· Любовь к ближнему
· Сострадание
· Социальное равенство
· Пренебрежение внешней атрибутикой богатства и роскоши
Ценность абсолютную представляет жизнь загробная и стяжание Духа Святого для обретения Царства Божия после смерти; земная жизнь христианина – приготовление к жизни посмертной.
Смысл крестной жертвы Христа дает надежду всем людям на воскрешение (возрождение) в Царстве Божиим
Присутствует вера в чудо (Чудеса иудейских пророков Ветхого завета, чудеса самого Христа (Воскрешение Лазаря, Чудо в Кане)
В христианские общины входили как свободные граждане, так и рабы, зачастую из одного дома (хозяева и слуги)
Появление христианских общин в Риме относится уже к 1 в. н.э. Однако до начала 1У века оно находилось под запретом, и уже с середины 1 в.н.э. (эпоха правления императора Нерона) начинаются преследования и публичные казни христиан за отказ поклонения римским богам
Именно на почве Рима христианство укрепилось и приняло характер новой (мировой) религии
Раннехристианская эпоха начинается после 313 г. н.э. – издание Миланского (Медиоланского) эдикта императором Константином Великим о легализации христианства как одной из религий Римской империи.
От периода 1 – Ш вв. сохранились более ранние памятники - росписи катакомб (подземных некрополей), - в местах погребения ранних христиан с сюжетами и образами начальной поры христианства
Очень скоро после своей легализации христианство становится единственной официальной религией Римской империи, а статуи римских богов, которые символизировали Рим античный (языческий), выносятся прочь из города и разбиваются, что расценивается приверженцами старых традиций как гибель богов, а с ними и всей империи
С Ш века начинаются вторжения варварских племен готов, гуннов, вандалов и лангобардов в Италию. Ее территория подвергается регулярным варварским набегам в течение нескольких веков, что приводит к уничтожению старых античных городов, центров языческой культуры, к запустению и упадку империи.
410 г. – взятие Рима варваром Аларихом и разгром города его войсками
476 г.н.э. низложен последний император Западной римской империи малолетний Ромул Августул, и Западная римская империя перестает существовать как самостоятельное государство.
Восточная империя со столицей в Константинополе является единственной прямой наследницей Римской империи
Раннехристианская эпоха совпадает с кризисом и концом античной культуры, распадом Римской империи и гибелью Западной ее части, крушением традиционных римских идеалов и ценностей, а также началом эпохи Великого переселения народов
В 330 г. н.э. Император Константин разделил империю на две части - Западную со старой столицей Римом и Восточную (Византия) с новой столицей, названной в честь самого императора Константинополем (на полуострове Золотой рог у пролива Босфор).
С этого времени на карте мира появляется новое государство Византия, и его история и культура будут развиваться своим особенным путем.
До 313 г. христианская религия существует скрыто, исповедуется тайно
Художественная культура христианская и христианское искусство - новые, они формируются уже в это время.
Создается особый символический художественный язык для общения христиан между собой и с посвящаемыми в новую веру.
Поэтому христианское искусство непосредственно связано с новой верой и культовыми действиями (упокоением усопших собратьев по вере, христианскими таинствами и литургией)
Основа литургии – основного священнодействия христиан – совместная молитва всех членов христианской общины
Особую значимость приобретает чтение молитв и священных текстов Библии (собрания Ветхого и Нового Заветов), источника Божественного откровения, которые наделяются глубоким сакральным смыслом и приобретают исключительную религиозную и культурную ценность в христианстве.
Античная культура риторическая (звучащего слова) уступает место культуре слова написанного
Символические образы первых христиан (рыба, якорь, корабль, дельфин, обвивший якорь, птица с оливковой ветвью в клюве, голубь, клюющий из чаши) имеют сакральный смысл и внешне элементарную форму исполнения в виде контурного рисунка на камне
Отдельные знаки символизируют имя Христово (рыба, сочетание латинских букв Х и R)
Подобные изображения находят в катакомбах – христианских некрополях (местах погребений), известных уже со П в.н.э. в Риме, Антиохи, Александрии Египетской и т.д.
Характерны для украшения катакомб штукатурка белого цвета, монохромность изображений (символ небесного света, рая и Царства небесного), выполненных в технике фрески, секционирование пространства на отдельные участки, присутствие новых (из Ветхого и Нового Заветов) и уже известных персонажей античных мифов, которые ассоциируются с Христом (Орфей, Аполлон-Гелиос)
Особую значимость приобретают следующие образы раннехристианского искусства:
· Агнца(ягненка, приносимого в жертву – символ крестной жертвы Христа),
· Доброго Пастыря, символизирующих Христа, сохраняющего человечество как пастух охраняет свое стадо (паству), - безбородый юноша в коротком хитоне с ягненком на плечах),
· Оранта/ы (Взывающий) – человека в широком хитоне с симметрично поднятыми вверх руками – обращается к Богу с молитвой
Сюжеты катакомбной живописи (библейские) связаны с темой чудесного спасения праведников:
· Ной в ковчеге
· История пророка Ионы, проглоченного китом
· Пророк Даниил во рву львином
· Три отрока в пещи огненной
· Сусанна и старцы
Характер их исполнения различается (встречаются как более простые, элементарные, напоминающие наивные детские рисунки, так и более сложно, с почти что импрессионистической игрой светотени, объемной трактовкой изображений) и указывает как на использование старого античного художественного языка, так и на поиски новых форм передачи символического значения образов.
В эпоху торжествующего христианства (после 313 г.) строительство новых церковных сооружений сопровождается их богатой внутренней отделкой в технике смальтовой мозаики или фрески, выполненных в конхе (верхняя полукруглая часть) алтарной апсиды и в верхних частях боковых стен (Санта Мария Маджоре)
Мерцающий блеск смальтовых изображений, их блеск и роскошь, богатство и сложность цветовых оттенков, использование золота в фоне и в оформлении одежд, особенно при свете свечей напоминает переливы драгоценных камней и символически отражает ценность Христова учения, символически соответствуя его двойной природе Бога-человека
Иконография Христа приобретает черты образа императора-триумфатора (Христос среди апостолов восседает в широкой богато орнаментированном кресле как земной государь, император среди сенаторов) – церковь Свв. Козьмы и Дамиана
Христос изображается либо юным отроком (Христос Эммануил), либо мужчиной средних лет семитского типа с бородой (Христос-средовек) и с нимбом (символом святости, сияния Света Небесного) вокруг головы
Так начинает формироваться изобразительная иконография христианского искусства – система правил, норм и сюжетов, строго регламентированных и канонизированных церковными соборами (Никейский 425 г.) в качестве официально принятых церковью а отличие от апокрифических (непризнанных) тем, образов и сюжетов
Сюжетные сцены – включают изображение Христа среди апостолов, а также библейские истории – Разделение Авраама и Лота, Жертвоприношение Мельхесидека, Жертвоприношение Авраама, Каин и Авель
Два типа архитектурных сооружений характерны для раннехристианской эпохи:
· Центрического типа (мавзолеи, баптистерии-крещальни) – круглой, крестообразной, восьмигранной формы
· Базиликального типа (церкви, соборы) – формы латинского креста
Мавзолеи – места захоронения христианских мучеников, святых, которые со временем также превращались в церкви (важна совместная молитва на гробах мучеников и умерших собратьев по вере) – Санта Констанца в Рима 1У в, Св. Георгия в Салониках У1 в., Галлы Плацидии (церковь Св. Лаврентия) в Равенне У в.
Потребность в новом типе храма с большим внутренним пространством для собрания верующих - базилика (по-гречески «царский дом»)
Христианская базиликаримского типа – прямоугольное вытянутое с запада на восток сооружение в виде латинского креста с нечетным количеством (от 3,5,7 (до 11 в Египте у христиан-коптов)) продольных пространств - нефов (кораблей) и поперечным нефом (трансептом) в восточной части.
Внутри нефы разделены колоннами, завершается продольная часть на востоке полукруглым выступом, или апсидой(позднее их станет 3 по числу лиц Святой Троицы).
Вход в базилику открывается нартексом, поперечным нефом, располагающимся в западной (входной) части храма. Нартекс это пространство для нахождения так называемых «оглашенных», т.е. людей, готовящихся принять крещение, а перед базиликой формируется атрий - внутренний дворик, обнесенный колоннами, с фонтаном для омовений паломников в центре
Центральный неф выше и шире боковых, если смотреть на базилику фронтально (это так называемый базиликальный разрез); нефы освещаются естественным светом, льющимся из двух рядов окон (клеристорий) в верхней части центрального нефа.
Перекрытие – снаружи двускатное, внутри - плоское, из деревянных стропил, открытых.
Перекрытия центрального нефа изнутри – деревянные стропильные открытые, в боковых нефах перекрытия сводчатые (римские полуциркульные своды)
Нефы отделяются друг от друга колоннами римского типа (гладко отполированными) нередко взятыми от старых римских построек
Техника строительства – кирпично-бетонная кладка стен.
Внешний вид базилики отличает простота, строгость, отсутствие какой-либо декорации или облицовки.
Богатый мозаичный декор (смальтовая мозаика) в верхних частях стен находятся внутри храма как символ христианской души – аскетичной и скромной внешне, богатой внутренне
Первые христианские сооружения появились на родине Христа в Вифлееме – это базилика Рождества Христова с восьмигранной алтарной частью на месте пещеры Рождества Христова
Христианские базилики в Римепоявились уже в эпоху Константина (середина 1У в.) при папе Сильвестре. Особенно активно строились в У в.
Наиболее среди них известны:
Св. Петра на Ватиканском холме, месте мученической кончины апостола
Сан Джованни ин Латерано (Св. апостола Иоанна) – кафедральный собор Рима
Санта Мария Маджоре
Св. Павла за городскими стенами
Свв. Петра и Павла
Свв. Козьмы и Дамиана
Св. Сабины
Св. Климента и др.
Новый тип архитектурного сооружения раннехристианской эпохи – для крещения новообращаемых – баптистерий (крещальня) – здание круглой или восьмигранной формы (символ Крещения Христа в водах реки Иордан Иоанном Крестителем, а также Второго пришествия Христа и воцарения Царства Божия)
В городе Равенна (северная Италия) с У-У1 вв. сохранился ансамбль раннехристианских сооружений, дошедших без искажений до наших дней (базилики (Св. Иоанна Евангелиста, Св. Аполлинария Нового, св. Аполлинария в гавани, ), восьмигранная церковь Св. Виталия, покровителя Равенны, мавзолей императорской дочери Галлы Плацидии, баптистерии Православных и Арианский))
Зеркало купола баптистерия украшается изображением сцены Крещения Христа и шествием апостолов (Арианский баптистерий и Баптистерий Православных в Равенне, Италия)
Изобразительное искусство победившего христианства (после 313 г.н.э.) включает изображения в конхе апсиды латинской базилики:
Сцены «Христос среди святых и апостолов» (церкви Свв. Козьмы и Дамиана, Санта Пуденциана в Риме)
«Христос между Богоматерью и Св. Иоанном Крестителем»
«Сцены Ветхозаветной истории (Авраам и Мельхиседек, История Лота, Каин и Авель и др.)»
Изображение персонажей священной истории «усваивает» триумфальную иконографию римского императора (парадные одежды с золотым либо пурпурным краем, тронное место, присутствие апостолов, напоминающих сенаторов).
Это способ показать величие духовной власти Христа по аналогии с величием земной власти императора.
В раннехристианскую эпоху рождается символический язык христианского искусства и его иконография – система изобразительных правил и норм, регламентирующая как сюжеты христианской истории, так и сами приемы изображений персонажей Ветхого и Нового Заветов
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1336;