Состав объемно-пространственных (пластических) искусств.

Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды, жанры и техники пластических искусств

Искусство – это особая неутилитарная деятельность человека; это и процесс, направленный на создание особых (эстетических) объектов - произведений искусств, и сами произведения искусства как продукты этой деятельности.

Это универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного (эстетического) опыта человечества; один из главных компонентов культуры как созидательно-продуктивной деятельности человека.[1]

 

Процесс восприятия любого искусства обязательно требует от зрителя эмоционального вовлечения (в форме переживания)

Классификация искусств (по способу их существования и по характеру восприятия):

· ВременнЫе, или исполнительские (музыка, танец, пантомима) – динамичны по характеру; организуют время, воспринимаются как длительность, реализуются преимущественно во времени; воспринимаются на слух; требуют телесной (двигательной, моторной) активности человека.

· Пространственные (объемно-пространственные), или пластические, или изобразительные (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное) – имеют материальную природу, статичны; существуют в пространстве, воспринимаются объемно, как протяженность, организуют пространство, предполагают по преимуществу визуальное, тактильное (осязательное) и моторное (двигательное) восприятие

· Синтетические (театр (все его виды), цирк) – более развернутая и сложная форма реализации произведения искусства (спектакля): и во времени, и в пространстве одновременно;

 

Состав объемно-пространственных (пластических) искусств.

Система объемно-пространственных (пластических, или изобразительных) искусств включает традиционно:

1. архитектуру,

2. скульптуру,

3. живопись,

4. графику,

5. декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

6. дизайн (с начала ХХ века)

 

По характеру создания пластические искусства подразделяются на :

· Рукотворные (классические) – выполненные преимущественно ручным способом с использованием специальных инструментов; существуют в единственном экземпляре (уникальны)

· Техницизированные (постклассические) - дизайн, ТВ, кино, видео-арт, медиа-арт и т.д. – используют достижения науки, техники и передовых (в том числе промышленных) технологий; репродуцируемы (тиражируемы), то есть существуют во определенном количестве идентичных копий.

 

Система искусств (взаимосвязаны):

· обусловлены общей природой (материальной),

· формами существования (в пространстве),

· способами восприятия (тактильно-визуально-моторно),

· способом создания (рукотворные (мануальные) техники)

· средой бытования,

· сферой «применения»,

· характером воздействия на аудиторию.

Постклассические техники (практики) искусства:

Коллаж, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.

 

Общность свойств:

· Материальность

· Объемность

· Статичность

· Пластичность (наличие объема, пластической формы, материальная природа, телесность)

· Пространственность (существование в двух-, трех- и четырех измерениях, материальные поверхности-носители, наличие объема, веса, формы);

· Изобразительность (преимущественно зрительные образы, визуально воспринимаемые, миметичные, развитие нарративно-повествовательного начала);

· Эстетический (внеутилитарный) характер.

Различия:

· в степени материализации и ее характере (нарастает от графики к архитектуре),

· в специфике используемого материала и способов (техник) его обработки;

· в поверхностных характеристиках материального («информационного») носителя: объеме, плоскостности или поверхности.

 

Пластические искусства обращены преимущественно к следующим органам восприятия (чувствам):

· тактильному (осязанию),

· визуальному (зрению),

· моторному восприятию (через динамику тела) - особенно этого требует архитектура.

 

Формы существования ( воплощения), или виды:

Основные:

· Монументальная (крупный масштаб, большая дистанция, точка зрения снизу вверх, коллективный зритель – народ, собрание)

· Станковая (масштаб соотносим с фигурой человека, средняя дистанция, индивидуальный зритель)

· Декоративная(масштаб соотносимый с рукой человека, дистанция зависит от частоты использования, может быть личной вещью)

дополнительные:

· монументально-декоративная (оформление архитектурных пространств);

· декоративно-прикладная (оформление прикладных изделий).

 

Различия в формах (видах) существования пластических искусств проявляются через:

· масштаб (по отношению к человеку),

· дистанция восприятия

· характер зрительской аудитории (коллективная, индивидуальная)

· характер восприятия (любование, использование),

· предназначение, или способ бытования (утилитарные или эстетические),

· способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)

· уникальность произведений (существуют в единственном экземпляре или репродуцированные (тиражированные).

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1563;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.