ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Л.УАЙТА

 

Последователь В. Оствальда - Л. Уайт считал, что эволюция культуры зависит напрямую от количества и типа используемой энергии: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе» (White L. The evolution of culture. N.Y. 1959. P.56). То есть Л. Уайт выделяет три фактора: 1) Количество энергии, используемое в год на душу насе­ления; 2) эффективность технологических средств, при помощи которых энергия из­влекается и ста­вится на службу человека; 3) объем произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека.

Он выражает это следующей формулой: Е × Т → С, где Е- количество энергии, по­требляемое в год на душу населения; Т - степень эффективности орудий труда, используемых для извлечения и применения энергии; С - уровень культурного развития.

На основе этой энергетической концепции он выстраивает периодизацию культурной эво­люции. Л.Уайт считает, что использование огня в качестве источника энергии, при­обрело зна­чение лишь с изобретением парового двигателя. То же самое он утверждает относи­тельно воды, она приобрела значение энергетического источника только в пе­риод, ко­гда стало использоваться водяное колесо. То же самое можно сказать относительно «третьей стихии» – воздуха (ветра): «.. огонь, вода и ветер в очень незна­чительных ко­личествах использовались как источник энер­гии на протяжении первых сотен тысяч лет культурной истории. Но первобытный человек знал и использовал для развития культуры еще один источник энергии: речь идет об энергии расте­ний и жи­вотных» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб.,1997. С.445). Ибо растения и животные являются накопителями энергии – энергии солнца. Для при­обретения этой энергии человек использует технологии – охоты, соби­рательства. Но далее он идет по пути усовершенствования этих методов использования - применяет технологии доместикации растений и животных, производящую технологию. Таким образом, эти энергетические ресурсы подпадают под контроль че­ловека.

По его мнению, апогей развития, который был обусловлен земледелием и скотоводст­вом был достигнут до начала первого тысячелетия до нашей эры, и существенных из­менений до 1800 года существенных изменений не произошло: «…культуры Европы в период между распадом Римской империи и до начала топливной эры не достигли уровня, свойственного древним ци­вилизациям Востока» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб.,1997. С.447). Существенное развитие произошло тогда, когда появился новый энергетиче­ский источник - энергия угля, нефти и газа, которая преобразовывалась при помощи парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания. «Последствия топливной революции во многом схожи с последствиями аграрной революции: рост населения, укрупнение политических объе­динений, рост городов, накопление богатств, быстрое развитие наук и искусств, в це­лом – бы­строе и экстенсивное развитие культуры» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб.,1997. С.448)

С технологией и увеличением энергопотребления связаны и социальные формы. Соци­альные формы связаны с увеличением народонаселения. Во-первых, в связи с появлением прибавоч­ного продукта общество дифференцировалось, ибо появилась возможность занятия частью на­селения другими видами деятельности, предлагая про­дукты своей деятельности на избыточный продукт, который появлялся в области сель­ского хозяйства и животноводства. Общества начинают меняться. Эффективно действующая система социальной организации аморфного фео­дализма, основанная на принципах вассального или кровного родства, в связи с увеличением на­селения, начинает работать плохо, - укрепляются государствен­ные сис­темы управления: формируется абсолютизм, а затем и демократические механизмы коррекции власти. Более того энергетический подход касается не только экономической сферы общественной жизни, распределение энергии идет и в социальную сферу и в ментальную, распределяясь по всему пространству культурного Ландшафта, выражаясь в разных формах. К примеру, А. Кребер

 

В результате ясно, что Ландшафт Культуры прямо свя­зан с использованием энергии Ландшафтных Стихий и энергетических аккумуляторов земного Ландшафта, главным образующим центром которых является энергия Солнца. Потому-то Философия Ландшафта – это «Энергетически - Солнечная» Философия, где движения энергий, распределение энергетических потоков должны быть в сфере внимания.

 








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1114;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.