КОСМИЧЕСКИ-ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ И КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
Человеческая культура как биологическая в своей основе является частью общей экосистемы планеты, обусловлено уникальным и достаточно случайным положением Земли в Солнечной системе. Появление, развитие и существование человеческой культуры определяется космической средой, физико-химическими свойствами планеты и допустимыми рамками экологического равновесия. Любое мало-мальски незначительное отклонение тех или иных параметров космической среды, физико-химических свойств планеты, нарушение экологического равновесия приведет популяцию современных людей, их ноосферу к гибели или вырождению данной ветви эволюции, что случалось неоднократно с популяциями других живых существ.
Как прекрасно написала американский географ начала XX века Э.Ч. Семпл: «Человек – продукт земной поверхности. Это означает не только, что он – дитя Земли, прах ее праха; но и то, что Земля приходится ему матерью, вскормившей его и обременившей его заботами, руководящей его мыслями, сталкивающей его с трудностями, которые укрепляют его ум и способности, ставящая перед необходимостью развивать судоходство и орошать поля, одновременно подсказывая ему, как это сделать» (Semple E.C. The Influences of Geographic Environment. N.Y. 1911. P.1).
Взаимосвязь человека и космическо-природного Ландшафта всегда осознавалась. Банально указывать на то, изменение температуры в ничтожных для космоса пределах мгновенно приведет к гибели весь органический мир. Банально также указывать на постоянную опасность столкновения Земли с крупным метеоритом или кометой, что приводит автоматически к такому же результату.
В магии известно учение о влиянии звезд на человеческую судьбу: под каким знаком зодиака родился человек – такова его судьба. Более серьезно ставил этот вопрос наш мыслитель Чижевский, который рассматривал влияние ритмов солнечной активности на человеческую культуру. Но более всего в данном историческом промежутке существования культуры важна связь человека с жизнью планеты и с её биосферой.
Прежде всего, для формирования культурного Ландшафта важен климат. Идея о влиянии климата и географического положения не нова. Такого рода мысли встречаются у Аристотеля, Гиппократа, Страбона. Наиболее конкретно впервые эта идея подчеркивается у Ж. Бодена (1530-1596), - географическая среда, по его мнению, определяет психический склад народов. Но он не был крайним сторонником такого влияния, считая, что государственное управление и культура способны смягчить влияние этого фактора. Классическим представителем точки зрения о влиянии климата на тип культуры является Ш. Монтескье. Он писал, что температура сильно влияет на человека: «…холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу» (33, С.350). На основании этого он выводит своеобразие всех народов мира. Интересно, что эту идею применил далее наш мыслитель, близкий к кругам «нигилистов» из «Русского слова», Афанасий Щапов (1831-1876), который развивал культурологическую концепцию развития России, исходя из того, что холодный климат России снижает «возбудимость нервов» и способность к мышлению.
Но обусловленность температурным режимом еще не один из факторов влияния географической среды на культуру, - всегда, в совокупности с климатом, принималась в расчет конфигурация и тип самого географического ландшафта. Здесь, в частности, интересны идеи анархиста Л.И. Мечникова, который был связан с анархистом Э. Реклю (1830-1905), развивавшим идеи философии «географизма» К. Риттера (1779-1859), от которого можно, совместно А. Гумбольдтом, вести новоевропейскую традицию «философии Ландшафта». Л. И. Мечников считал, что развитие культуры идет в зависимости от связей культур с реками, морями и океанами. В частности, египетская и месопотамская цивилизации – это «речные» цивилизации, древние и средневековые цивилизации – это «средиземноморские» цивилизации, а современная – это «океаническая» цивилизация.
Но всегда следует учитывать, что этот фактор имеет действие лишь в совокупности всех остальных. В зависимости от интенсивности других факторов он дает совершенно противоположные результаты. В частности, А. Дж. Тойнби (1889-1975) правильно свидетельствовал, что египетская цивилизация возникла не благодаря благотворному климату поймы Нила. Пойма Нила, наоборот, представляла из себя болотистый «ад», кишащий насекомыми, хищниками, который избегали обживать африканские племена. И только ввиду ухудшения климатических условий и соответственного уменьшения объема продовольственной базы африканские племена были вытеснены к пойме Нила. Расцвет же египетской цивилизации обеспечил человеческий труд и социальная организация, благодаря которым были произведены ирригация и осушение болотистых пространств нильской поймы.
Но, как бы то не было, человеческая культура является частью общей системы жизни планеты. Её появление, существование и развитие определяется общими законами природы и детерминированы определенным физико-химическим диапазоном, окружающей ландшафтной средой, – т.е. экологией. Нарушение экологического равновесия между культурным Ландшафтом и ландшафтом природы может привести к гибели популяции человека, к вырождению этой популяции как боковой патологической ветви в эволюции природы. Необходимость равновесия между культурой и природой понималось еще в древнейший период человеческой культуры. Большинство кардинальных изменений в истории человечества обусловлено экологическими кризисами, нарушениями этого равновесия. Именно этот аспект сейчас подчеркивается сторонниками концепции социоестественной истории.
Это явно понималось первобытными людьми, ибо первобытности пищевая территория какого-либо рода или племени была достаточно ограничена, прежде всего, тем, что охотники и собиратели должны были успеть вернуться в дневное время суток к своей стоянке, т.е. радиусом не более 10-20 км. При стационарной стоянке рода или племени эта пищевая территория довольно быстро истощалась и загрязнялась, возникали серьезные экологические проблемы уже тогда. Этими проблемами, в частности обусловлен переход к системе производящей экономики – это был вынужденный ход человечества, ибо хищническое истребление природных ресурсов методами потребляющей экономики – охоты и собирательства, привело к катастрофе. Это убедительно доказывает, в частности, М.И. Будыко («Эволюция биосферы».1984). Такой же фактор скрытно присутствовал во всех катаклизмах последующих эпох, во всех последующих изменениях в человеческой культуре.
Все это становится наиболее явственным в начале III тысячелетия, где экологические проблемы становятся центральными. Все это подчеркивается современными исследованиями в области экологии. Формирование идей экологии идет с начала XIX века, - еще известный исследователь, брат В. Гумбольдта, Александр Гумбольдт выдвигал идеи о необходимости исследования взаимоотношения между человеком и природой (см. Гумбольдт А. Картины природы. М., 1959). Формируется понятие «биосферы», которое ввел в обиход австрийский геолог Э. Зюсс (1875), но наиболее существенен вклад В.И. Вернадского. В 1926 году вышла его фундаментальная работа «Биосфера». Начинает формироваться экологическое мировоззрение. В русле экологических идей интересна концепция так называемой социоестественной истории, которая базируется во многом на идеях Вернадского. Их основной тезис состоит в том, что истории культуры как таковой не существует, а существует социоестественная история, где действуют два «игрока» – «человек хозяйственный» и природный «ландшафт». Идеи обусловленности человеческой культуры конкретизировал на примере античной истории В.Д. Блаватский, который в своей книге «Природа и античное общество» (1976) правильно подчеркивал, что невозможно понять историю греческой культуры без фактора обусловленности географической средой. Эту же идею развивает Э.С. Кульпин, который в своей работе «Человек и природа в Китае» (1990) развил идентичные мысли. К примеру, упадок цивилизации Шумера во многом обусловлен тем, что из-за чрезмерного использования воды для полива началось засоление почв и эрозия. Много посвящает проблемам экологии Н. Моисеев. Он пишет о необходимости руководствоваться «экологическим императивом», под ним он подразумевает совокупность ограничений на активность современной цивилизации, несоблюдение которого, по Н. Моисееву – одному из создателю модели «ядерной зимы», приведет в ближайшее столетие к экологической катастрофе. Он правильно считает, что XX век был «веком предупреждения», а XXI век может стать веком общечеловеческой катастрофы. В связи с этим он утверждает принципы нового рационализма. Для него: «Рациональная организация общества – необходимое условие дальнейшего существования самого вида humo sapiens, ибо это общество, способное обеспечить условия экологического императива!» (32, с.296). Мерой этого рационализма является степень согласованности «стратегии Общества» и «стратегии Природы».
Это находит отражение и у современных философов-культурологов, в частности, П. Козловски пишет: «Экологический вопрос свидетельствует сегодня об окончании неограниченного господства человека над природой и о неисполнимости надежд Нового Времени на полное и всестороннее покорение природы человеком. В этом смысле экологическое движение является, по своей сути, постмодерным» (19, с.23).
В результате всего изложенного видно, что Ландшафт Культуры взаимопереплетен с Ландшафтом Природы, сильно от него зависит: Культура и Природа равноправные игроки на территории земного Ландшафта, и нет разделения на «Храмы и Мастерские», а есть два «Храма» – «Храм» Культуры и «Храм» Природы.
Работы Сукачева В.Н. (см. Структура и формы материи. М.,1967)
Как подчеркивал ученый-эколог Ф. Сен-Марк: «Было бы странным заблуждением полагать, что можно сохранить природу, оставляя в неприкосновенности ту экономическую систему, которая её разрушает» (Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С.54)
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 684;