БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
ГОЛАЯ ОБЕЗЬЯНА
Биологическую обусловленность культуры можно вообще отнести к внутренним факторам культурной деятельности, ибо биология человека – это постоянная детерминанта человеческой жизни, которая определяет образ и конфигурацию культуры. Человек – это «голая обезьяна». В начале культурной эволюции биологический фактор является определяющим, но в процессе истории он все более отходит на периферию. Эволюция человеческой культуры – это все меньшее влияние биологического фактора и все большее влияние других факторов, которые формируют культуру (в большинстве случаев не в лучшую сторону).
В любом случае, сильна ли биологическая составляющая в человеке или нет, - можно согласиться, в частности, с мнением американского антрополога Л. Тайчера, который утверждал, что игнорирование биологической природы человека часто приводит при попытках социального регулирования к кризисам и срывами программ этого социального регулирования. Представляет интерес также его точка зрения о пагубности выхода хозяйственной деятельности за рамки биологических норм, что приводит к губительным последствиям не столько природного окружения человека, сколько для самого человека. Интересно и мнение английского антрополога Десмонда Морриса, автора знаменитой книги «The Human Zoo» (1969), где он подчеркивал, что, хотя человек и живет в цивилизованном индустриальном обществе, он мало чем отличается от «дикаря-охотника», который бродит по «джунглям» городских кварталов и улиц, движимый теми же желаниями, страстями и страхами, - как и его далекий предок-дикарь, который бродил по джунглям тропического леса.
Правильно подчеркивал М. Рьюз: «Мы умные животные, но все-таки животные. Этот факт мы обязаны принимать во внимание даже тогда – и в особенности тогда - когда размышляем о самом человеческом из всех человеческих атрибутов, каким является наше моральное чувство» (Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?»\\ Вопросы философии. 1989. №8. С.35)
В любом случае, всякая культура должна обладать способностью удовлетворить основные потребности человека как биологического вида. Это, прежде всего, потребность в питании и воспроизводстве потомства. Если культура не способна удовлетворить эти базовые потребности человека, то устойчивое существование того или иного типа культуры невозможно.
Все формы человеческой культуры являются развитием тех форм отражения реальности, организации и деятельности, которые уже существуют в природе. Культурные методы являются копиями с уже выработанных природой способов организации жизнедеятельности живого. Использование этих способов организации, оперирование ими, приспособление их для своих целей – в этом и состоит процесс культурной деятельности. Самые последние достижения человека в передовых областях современного знания – кибернетике и генетике, давным-давно созданы природой. Взять хотя бы мозг – творение природы, который является совершенной биохимической кибернетической системой, - те кибернетические системы, которые создал человек, пока не могут с этой системой соревноваться ни по количеству, ни по плотности воспринимаемой информации.
Без обращения к фактам биологии понимание человеческой культуры невозможно. В этом состоит одна из главных аксиом, необходимых для адекватного понимания человеческой культуры. Потому так критикуемый биологический редукционизм, идущий от Г. Спенсера и Ч. Дарвина, в отношении применения биологических аналогий при истолковании человека и человеческой культуры вполне обоснован.
Низовые формы культуры вообще поддаются адекватному истолкованию их как биологических форм, излишний антропоморфизм тут не нужен, и можно применить «канон» известного американского зоопсихолога Ллойда Моргана (1852-1936), который гласит, что, то или иное действие нельзя истолковывать как результат действия какой-либо высшей формы психической деятельности, если есть возможность объяснить эти действия на основе более низших форм проявления психической способности. Это своеобразная «бритва Оккама» для культурологических исследований. Нет, к примеру, особой необходимости в сфере сексуальной деятельности человека прибегать к сложным культурологическим интерпретациям: самка человека возбуждается и входит в состояние эструса (течки) от самца при виде его красоты (свидетельства здоровья и силы), его материальных атрибутов (наличия средств и жилища) так, как и самка любого животного. Хотя все эти биологические по сути явления оформляются в культурные формы, но суть остается та же. Но бывает, что культура влияет и в этой сфере, что вызывает, к примеру, досадный сбой в биопрограмме человеческой самки в отношении стратегии поиска партнера в случае отбора самца по «уму»: если самка нормального животного выбирает себе самца по «уму», который самками понимается в соответствии с их биологической предзаданностью - как потенциальная возможность обеспечить потомство средствами пропитания, - то у самки человека эта биопрограмма, действуя по этой же логике, часто дает серии ошибок в выборе, ибо ум человека культуры не свидетельствует еще о возможности успеха его в деле обеспечения материального благополучия. Это явление наблюдается довольно часто, тем не менее самки человека все равно, следуя своей животной биопрограмме, «испорченной» культурой, постоянно совершают эти ошибки по протяжении всей истории культуры.
Наша европейская культура до недавнего времени шла по пути картезианства. Декарт утверждал, что животные – это механизмы, и человек кардинально отличен от животного. Картезианство такой своей позицией сыграло отрицательную роль в новоевропейской культуре. Странно, эта точка зрения была принята, хотя в то время была прекрасно известна иная точка зрения, изложенная в хорошо известной и читаемой во все времена книге Аристотеля «История животных», в которой особой принципиальной разницы между человеком и животным Аристотель не видит, отмечая аналогию человека с обезьяной задолго до Дарвина. Точка зрения Аристотеля, была развита и выражена более принципиально дарвинизмом. Дарвин всегда подчеркивал, что различие умственных способностей человека и животного не качественное, а чисто количественное: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими животными, оно только количественное, а не качественное» (Дарвин Ч. Сочинения. Том 5 М, 1953 с.239).
Ему вторит один из основоположников психологии, незаслуженно неоцененный философ Вильгельм Вундт: «.. познание животных отличается от познания человека только степенью своего развития. Между человеком и животным нет разницы более глубокой, нежели такая существует и между различными животными. Все одушевленные организмы образуют непрерывную цепь однородных существ, везде представляющую связь и нигде не имеющую промежутка» (Вундт В. Душа человека и животных. СПб., 1865. с.561)
Это касается и так называемых «моральных качеств», более того, «моральные качества» животных оказались значительно выше. И тем более человек подвергается влиянию цивилизации, тем далее он отодвигается от «благородного дикаря» Ж.-Ж.Руссо. Животное, по крайней мере, не убивает себе подобных, и самый страшный хищник не убивает своих жертв больше, чем требуется необходимостью пропитания. Как писал киник Менипп из Гадар (сер. III в. до н.э.): «Львы не оскверняют себя убийством львов, волки не отравляют волков, кони не вступают в заговор против коней, а слоны не захватывают крепостей, чтобы их разрушать. Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими. Братья из мести убивают братьев, отцы подсыпают яд своим детям, законные сыновья отрубают головы своим родителям, а жены предают мужей» (3, с.269-270). А еще жестче писал русский ученый М.А. Энгельгард: «.. что такое свирепость тигра по сравнению с человеческой, по разнообразию, утонченности, вычурности и интенсивности?» (47, с.11). Этот русский «Жан-Жак» утверждал, что «.. история человечества, история цивилизации с древнейших времен до XVIII столетия, есть история постепенного ожесточения нравов, развитие свирепости и мучительства, ухудшение человеческих отношений и расцвета взаимной грызни и злобы..» (там же. с.10). Он с печалью констатировал: «Сколько раз люди пытались быть добрыми, и сколько раз эти попытки оканчивались сугубым зверством» (там же. с.14). Энгельгард утверждал, в духе Руссо, - чем более прогрессирует человечество умственно, тем более оно нравственно деградирует. «Цивилизованный человек – прирожденный преступник» (там же. с.63) - в этом его глубочайшее убеждение, к сожалению, имеющее достаточное основание на истину.
Сопоставление человека и животного доходит иногда до точки зрения о неполноценности человека вообще как биологического существа. Этой точки зрения придерживался, как известно, представитель немецкой философской антропологии А. Гелен. Он, в частности, сравнивая общественную организацию муравьев, которая базируется на инстинктивных формах ментальности, отмечает, что форма организации людей, основанная на эйдетических формах, обладает меньшей степенью стабильности и устойчивости. О несовершенстве человека писал известный английский писатель и философ Артур Кестлер, который считал возможным мнение, что человек – «…жертва мелкой погрешности, скорее всего, просчета в организации нервной системы, который прививает человеку склонность к маниакальным идеям и толкает на самоуничтожение.. В человеке созидательная способность и патология – две стороны одной медали» (Кестлер А. Человек – ошибка эволюции? \\Диалоги. М.,1979 с.142-143).
Следует еще заметить, что животные не проигрывают не только в умственном и моральной отношении человеку, - у животных присутствуют также зачатки эстетических способностей. Прекрасно известно, что некоторые птицы украшают свои гнезда. К примеру, австралийские и новозеландские самцы птиц - шалашников, как свидетельствует, в частности, Е. Панов, строят специальные «беседки», куда они приглашают самок для брачных игр. Эта «беседка» совершенно не отвечает практическим целям - шалашник размером со скворца сооружает «беседку» до метра в периметре, пол её украшает цветами, перьями и т.д. Также и музыкальные способности у животных крайне развиты, особенно у птиц. Венгерский орнитолог и музыковед Петер Секи, основатель орнитомузыкалогии, проигрывая песни птиц с замедленной скоростью нашел поразительное сходство их с народными песнями и со звучанием музыкальных инструментов. Вполне вероятно, что именно песни птиц и послужили базой для возникновения форм музыкального искусства у человека.
2. ЧЕЛОВЕК – СОЦИАЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ
Общественная форма организации не достижение человеческой культуры – это типичная форма существования у животных (да и у растений – они в одиночку не растут). Так что определение человека как «общественного животного» несостоятельно, к этому классу можно отнести фактически всю фауну нашей планеты. Интерес к изучению социальных форм организации животных уходит в далекое прошлое. Родство социальной организации животных, особенно общественных насекомых (пчел, муравьев и др.) всегда вызывало интерес у людей, служило основой для создания мощной традиции «животного эпоса» в литературе, устойчиво служит основой в обыденном мировоззрении для понимания и типологии поведения тех или иных общественных групп в человеческом обществе. В принципе, исходная и первая форма мировоззрения – тотемистическое мировоззрение – было основано именно на этом сопоставлении.
С особой остротой проблема социальной жизни животных встала в второй половине XIX века в связи с вольной интерпретацией социал-дарвинистами учения Ч. Дарвина о «борьбе за существование» как фактора биологической эволюции. Эта интерпретация и перенесение её на жизнь человеческого общества вызвало ответную реакцию. В частности известен в то время А. Эспинас в конце XIX века, который подчеркивал: «От самых низших ступеней лестницы и до самых высших, все животные в известный момент их существования входят в состав какого-нибудь общества: социальная среда составляет необходимое условие сохранения и обновление жизни» (Эспинас А. Социальная жизнь животных. Спб, 1882. С.3). В связи с критикой социал-дарвинистов такую же точку зрения развивали анархисты. В частности особо интересны взгляды представителя анархизма П. Кропоткина, который утверждал:
В нашей стране во вторую половину XX века проблемами социальных форм у животных занимались многие биологи: Т.А. Тих, Л.А. Файнберг, Е. Н. Панов, М.Л. Бутовская, Р.С. Карпинская, В.Е. Кипятков, Ю.М. Плюснин и многие другие. Прежде всего, эти исследования связаны с анализом закономерностей жизни популяций. Популяция, представляющая собой совокупность особей одного вида, имеющих единый географических ареал, с определенным способом своего поведения и способов репродукции, стала уже основным объектом биологии, в отличие от классической биологии, которая уделяла особое внимание морфологии биологических видов. Во многом это было связано мощным развитием популяционной экологии, рождение которой было стимулировано книгой Ч. Элтона «Экология животных» (1927).
Развитие исследований социальности животных за рубежом во второй половине XX века во многом связано с основателями современной этологии :К.Лоренцем, Н. Тинбергеном, Ардри. Особое развитие получило исследование социальности в связи с исследованием «агрессивности» и «альтруизма». Социобиология – это направление, которое связывается с выходом книги известного американского энтомолога Э.Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975).
Хозяйственная деятельность (особо социально организованных) также не вызывает сомнений, примером того служат, опять-таки, муравьи, которые занимаются «скотоводством» и «строительством», варьируя формы этого «скотоводства» и «строительства» в достаточно больших диапазонах, что начинает вызвать сомнение мнение о том, что этот широкий диапазон задает исключительно только инстинкт. К тому же много животных используют и орудия труда, - примеров этому множество.
В результате ясно, что Ландшафт Культуры взаимопереплетен с Ландшафтом Биосферы, ибо сам человек есть биологическое существо, его формы мысли, типы поведения, формы общественной организации и виды хозяйственной деятельности – это подражание идентичным формам других биологических существ.
РАСОВАЯ ТЕОРИЯ.
Расовая теория была в XIX веке в такой же степени популярной, в какой она является теоретически несостоятельной. Идеологом расовой теории был Жозеф Артюр Гобино (1816-1882), французский аристократ и дипломат, который в 1854 году издал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас», ставшей евангелием расистов. Эта теория представляет чистейшую мерзость, но «наукообразно оформленную» - на такую обычно и способен аристократ. Он различал три расы: белую, желтую и черную, утверждая, что эти расы отличаются не только цветом кожи, но разными психическими склонностями. Его идеям следовал Ж. Лапуш (Лапуж) (1854-1936). Лапуш историю Европы объяснял борьбой двух рас – арийской: белокурых, длинноголовых (долихокефалов), которые являются наиболее прогрессивными, и черноволосыми короткоголовыми (брахикефалы), которые обладают меньшими способностями и более инертны. По мнению Лапуша, какая-либо культура начинает развитие лишь в том случае, когда во главе её становятся арийцы. Эти идеи в Германии развивал О. Аммон, Л. Вольтман, - последний принял активное участие в выработке программы национал-социалистической рабочей партии Германии. В Англии эти же идеи развивал Х.С. Чемберлен, который впоследствии принял германское гражданство и был объявлен нацистами «пророком» Третьего Рейха. Поддавались влиянию расовой теории и более серьезные исследователи. К примеру, И. Тэн брал за один из факторов исторического процесса именно расу, но трактуя её расширительно, как социокультурную общность. Известный социолог Гумплович утверждал, что три основных класса в государстве – воины, торговцы и промышленники – это представители разных рас. Первые два класса относятся к кочевым народам, последние - к оседлым. Опять - таки раса здесь трактуется крайне расширительно.
Гальтон Ф. В виде евгеники это учение в разных вариантах получило распространение во всех странах. Евгенические общества появились везде. Представителем евгеники в СССР был Н.И. (И.И.??) Крылов.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 862;