ЭНЕРГЕТИЗМ ОСТВАЛЬДА
Вильгельм Оствальд (1853-1932) – выдающийся немецкий физик и химик, личность выдающаяся не только науке, но и вообще в культуре конца XIX- начала XX века. Создатель философии «энергетизма». Крайне был увлечен этой идеей, хотя под давлением реальных открытий в науке: атомной природы электричества, открытия электрона, рентгеновских лучей и радиоактивности, - признал ошибочность своих идей. Хотя его идея о том, что не существует каких-либо «атомов» как материальных образований, а существует лишь «энергия», - не так и абсурдны, тем более, что известная формула Эйнштейна Е= mc² по сути представляет «компромисс» между атомистической (материальной) точкой зрения и энергетической. В этой формуле сохраняется возможность действительно превращения масс в чистую энергию, а современные концепции строения мира во многом начинают возвращаться к «энергетизму». Но кроме этого, он был еще и выдающимся историком науки, сторонником идеи создания универсального языка (его вариант этого языка, который он первый раз представил в 1879 году, назывался – «волапюк», в отличие от «эсперанто» - изобретения польского врача Заменгофа, который был изобретен им в 1887 году).
Был сторонником создания развернутой истории науки, рассматривая её как историю ученых, её делающих (к слову сказать, к этой идее приходят современные историки науки со своей теорией «кейс стадис» исследований).
Но этим его деятельность не ограничивалась, что уже отмечалось, он сыграл большую роль в создании современной культурологии, он первый дал название этой науке, которое потом у него перенял Л. Уайт. В. Оствальд предложил «энергетический» вариант истолкования культуры, который при всем видимом отвержении такого «физикалистского» подхода к «Культуре» многих мистико-гуманитарно ориентированных культурологов и философов прижился в области культурологических исследований.
Он утверждал, что «… всякая жизнь, как индивидуальная, так и социальная, состоит в том, что живое существо пользуется для своих целей энергией, которую оно находит в окружающей его внешней среде, преобразуя её соответствующим образом… мерилом культуры является величина полезного действия при превращении естественных форм энергии для человеческих целей» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.81). Все орудия труда он считает «трансформаторами энергии», которые позволяют либо сосредоточить (типа острого края у рубила) или аккумулировать (типа массивного камня) мускульную энергию, или же «трансформатора», который позволяет извлечь энергию из природы. И именно этим путем «..человек постепенно научался применению одного трансформатора энергии за другим и таким образом сумел подчинить свое воле и своим целям прежде всего свою собственную мускульную энергию, а затем и энергию других людей (рабов), животных, растений и, наконец, неорганические виды энергии (ветер, сокровища земли, силы воды). Обладание энергией, понимая это слово исключительно в смысле физической энергии, в смысле обобщенного понятия работы, означает господство над миром..» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.91-92)
Уровень прогресса культуры «.. измеряется сравнительной высотой полезного дйствия при превращении грубых форм энергии в ценные для человека формы..» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.117)
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1433;