НАПРАВЛЕНИЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
В системе социальной детерминации действуют прямые и обратные связи. Какие же из них являются основными и определяют логику общественной жизни? Какие силы связывают людей в общество и не дают ему распасться? Что объединяет общественные группы в единую социальную организацию и что их разделяет? Почему общественной жизни присущи как стабильность, так и перемены? От чего зависят эти перемены в первую очередь?
Для ответа на эти вопросы социальная философия выделяет «блоки» и «сферы» социальной жизни, значение которых обнаруживается в ходе воспроизводства общественной жизни. Обратимся к логике этого воспроизводства.
В процессе жизнедеятельности люди воспроизводят те способы и формы совместной жизни, которые делают возможными и их физическое существование, и их существование в качестве общественных индивидов. Таким образом, воспроизводство бытия общественного существа — человека оказывается сложным и многоаспектным. В совокупности отношений общественного производства поэтому выделяют четыре относительно самостоятельных «блока» или вида подпроизводств, которые обеспечивают целостное вопроизводства общественной жизни людей:
1. Духовное производство или производство общественных идей и других продуктов и форм духовной жизни общества.
2. Производство людей как общественных существ.
3. Производство материальных условий человеческого существования.
4. Производство общественныхсвязей и отношений.
Виды (блоки или сферы) общественного вопроизводства приведены здесь в алфавитном порядке. Какова же их существенная, внутренняя связь и подлинная, а не условно-алфавитная иерархия. Это науке стало ясно не сразу.
Духовная жизнь и, следовательно, духовное производство играют в жизни человека и общества большую роль. Без работы сознания, души, своей духовной «начинки» человек ничто: зомби, автомат, живой или реальный труп. Сообщество существ без духовной жизни выродилось бы и, в конечном счёте — коллапсировало.
Но прежде чем думать, людям надо жить! Покойники не мыслят, не оценивают социальную ситуацию, не ставят цели и не выбирают средства для их достижения. С какого же этапа жизни, воспроизводства человека надо начинать социальный анализ?
Воспроизводство человека включает помимо биологического факта рождения его приобщение к социальным нормам и отношениям новых поколений людей или социализацию. Путём социализации общество вводит в социальную жизнь «кандидатов в человеки»: реальных, живых индивидов. Однако, до любых воспитательных и образовательных мероприятий новое поколение надо кормить, одевать и обувать, то есть обеспечить для них производство средств существования. Это производство происходит вне стен дома семьи, ясель, детских садов, школ, вузов, ПТУ, административно-государственных и социально-культурных организаций, занятых воспитанием молодёжи. Социализация происходит за счёт материальных и других ресурсов, производимых обществом в особой сфере. Воспитуемых и воспитателей кормят другие люди. Поэтому функция социализации, действительно необходимая и важная, не может стать для общества фундаментальной. Есть и другие, не менее, а может быть и более важные.
Возьмём другую сферу жизни общества, обратимся кпроизводствусоциальных отношений и связей. Они служат формой, социально-организующей функционирование экономических, правовых, политических, нравственных, религиозных ... общественных отношений. Мы с детства экспериментируем с осблюдением норм, правил, интересов, выражающих отношения, общих для всех или многих. Посмотрите на ребёнка, который постоянно оглядывается на маму, ищет одобрения своим поступкам. Реализуя свои интересы, людьми открывают для себя более гибкие экономические, политические, правовые и нравственные рамки деятельности, новые формы общения с другими. Модифицируются существующие, рождаются и легализуются новые отношения между членами общества.
Ясно это стало теоретикам не сразу. Связи и отношения, объединяющие людей, в своё время казались им сферно нерасчленёнными и запутанными. До образования национального и мирового рынков, в системе традиционных аграрных связей разные общества существовали изолированно. Отношения индивидов воспроизводились в рамках не обособившихся видов общественного производства. Каждый человек был «сам себе жнец и на дуде игрец». Носители социальных функций считали — каждый — своё дело самым важным, главным и «цементирующим» общество.
В последующие эпохи положение изменилось. Хозяйственная деятельность выделилась из бытовой. Аграрное производство и ремесло отделились от обмена (торговли). Внепроизводственная жизнь отпочковалась от производственной. Социально-политические функции отщепились от частно-правовых. Духовное производство развилось в обширную сферу разнообразных видов профессиональной деятельности. Несколько десятилетий назад перечень профессий и видов деятельности, которые учитывались в ходе официальной переписи населения, составил около 40 тысяч наименований. С 1900 по 1970 годы число наук и научных направлений выросло со 130 до 2400. Анатомия общественных отношений стала развитие, но её моделирование усложнилось.
Как же можно смоделировать эту «анатомию», сделать её более понятной для каждого человека?
Целесообразно начинать изучение общества с выделения наиболее фундаментальной социальной сферы, сбои в функционировании которой приводят общество к быстрым и невосполнимым утратам. Появление таких сбоев вызывает движение жизни людей «вразнос», ведёт к деградации тех форм человеческих отношений, которые сформировались в ходе истории. Фундаментальной сферой в воспроизводстве форм общественной жизни социальный анализ считает сферу регулярного производства и воспроизводства материальных благ и средств человеческого существования.
Вывод этот можно проиллюстрировать методом исключений. Рассмотрим сценарий-предостережение. Жизнь неоднократно доказывала, что достаточно приостановить производство материальных благ на относительно непродолжительный срок: прекратить хлебопечение, производство других продуктов питания, тепла, одежды, обуви, подачу воды и электроэнергии потребителям, горючего для транспорта, — как общество немедленно столкнётся с деградацией механизмов и форм социального взаимодействия. «Прекратится подача энергии — и общество охватят конвульсии пострашнее гражданской войны. В городах остановится движение, экономика разрушится, распределение (сохранившегося — В. П.) продовольствия и товаров будет парализовано. Делами начнут заправлять террористы и диктаторы» (Дж. Мартин. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего).
Почему и как это произойдёт? — Потому, что экономический хаос скажется на всех сферах жизни и на всей структуре отношений социального организма. Прежде всего изменится образ жизни современного человека, попавшего в социальную катастрофу. В услових дефицита предметы первой необходимости превратятся в предметы роскоши и станут доступными немногим. Резко изменится спрос на различные виды деятельности, сложившиеся к данному моменту. Потеряют работу прежде всего люди, чей труд перестал быть остро необходимым другим. Это — понятно. Если жизнь в городе потеряет смысл, отпадёт нужда в труде тех, кто создаёт городскую застройку, исчезнет профессия инженера-строителя и архитектора. Саманную мазанку или саклю построит каждый взрослый мужчина, тропинку протопчет любой не-дорожник. Когда люди станут перед лицом голодной смерти, труд дипломированного врача утратит свой смысл и врачи постепенно утеряют свою квалификацию. Фармакопея скатится до уровня травосбора, медицина — до уровня знахарства и самолечения, как это было у полпотовцев и маоистов.
Возьмём проблему шире — в масштабе всего общества. Первой реакцией населения на перебои в снабжении предметами первой необходимости станет возвращение людей к натуральному хозяйству. А мотыжному земледелию не нужны агрономы и трактористы, ремесленным промыслам — квалифицированный технический и инженерный труд. Грамотность утеряет практический смысл. Угаснет наука. Искусство вернётся к самодеятельности. Право вновь заменит обычай и кулак сильного. В ходе окрестьянивания и дезурбанизации населения деквалифицируются миллионы людей. При опустевших городах, разрушенных коммуникациях и самоизоляции общин, децентрализованное общество превратится в конгломерат хуторов, живущих своими заботами.
Дальше — хуже. Бегство истощенного населения из голодных городов в условиях дезорганизованного здравоохранения вызовет массовые эпидемии. Исчезнут с лица земли «лишние рты» — миллионы людей. Помыслы выживших сосредоточатся на доморощенном огороде и земледельческом труде от зари до зари. Человечество деградирует духовно. При отсутствии гарантированного куска хлеба и свирепствующих эпидемиях творчество И.-С. Баха и С. Боттичелли перестанет вызывать массовый интерес. Музыканты-исполнители вернутся к примитивным инструментам типа «две гитары-три струна». Кругозор человека замкнётся горизонтом ближайшей околицы. История общества распадётся на микроистории конгломерата общин. Общество неудержимо покатится к уже забытому «растительному» существованию глухих провинций позднего варварства и раннего средневековья.
Всё это произойдёт и происходило не раз: вспомним ажиотаж цен на предметы первой необходимости в посёлках золотоискателей «клондайков», вспомним недавнее массовое обзаведение горожанами шестисотковыми «фазендами» в ходе экономического обвала периода «перестройки». Произодёт, если будет нарушена первая заповедь воспроизводства бытия людей, предостерегающая от нарушения общественных пропорций системы воспроизводства материальных благ.
Требование пропорционального воспроизводства общественной жизни на основе материального производства называют поэтому основным социологическим законом жизни общества. Основной социологический закон выражает необходимые, существенные и глубинные отношения между сферами общественной жизни. Он проявляется в пропорциях реализации причинно-следственных отношений, непосредственных и опосредованных, прямых и обратных связей социального организма. Труд, постоянная необходимость производства материальных условий жизни людей в форме создания материальных средств их существования, осуществление человеческой жизнедеятельности в формах трудовой деятельности — вот исходная посылка при определении ведущей сферы и фундаментального уровня общественной жизни человека.
Первенство экономики по отношению к иным сферам общественной жизни, ведущая роль в жизни обществе материального производства вытекают из иерархии человеческих патребностей и интересов в воспроизводстве своего индивидуального и социального существования. Определяющее значение производства материальных благ заключается в том, что именно в нём создаются условия для продолжения жизнедеятельности носителей социальных связей и отношений, функционирования каждой сферы и всей системы общественной жизни. Вследствие своей распространённости и массовости эта сфера концентрирует системные связи, выступает сферой их наибольшей повторяемости и повышенной плотности.
Умаление или игнорирование функции производства материальных средств существования людей ведёт к «обескровливанию» социального организма, к «ампутации» его важнейшей сферы.
Не отрицая возрастающей роли духовного производства в жизни общества, следует постоянно помнить, что усилия и продукты самого по себе сознания, индивидуального или коллективного, которые не воплощены в технологии материального производства, никогда не приводили и не приведут к сохранению целостности общественного организма.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 911;