Музыкальная грамота. Помимо некоторых общих сведений по музыкальной грамоте, которые семиклассники получают при исполнении и слушании музыки
Помимо некоторых общих сведений по музыкальной грамоте, которые семиклассники получают при исполнении и слушании музыки, в VII классе предусматривается ознакомление с параллельными тональностями, интервалами (квартой, квинтой, октавой), шестидольным размером. Приступая к объяснению темы о параллельных тональностях, учителю следует повторить с учащимися все, что они узнали о ладотональностях в предыдущих классах. Например, вспомнить о том, что музыкальные произведения могут быть написаны в разных ладах - мажорном или минорном, что в зависимости от тоники и тонического трезвучия определяется тональность произведения (высотное положение лада). После этого значительно легче объяснить, что каждая мажорная тональность имеет как бы своего "спутника" - параллельную ей минорную тональность. Звукоряд этой тональности-спутника находится на расстоянии малой терции ниже мажорной. Можно сказать и иначе: минорная гамма строится на шестой ступени мажорной гаммы. Например, параллельная гамме до мажор будет гамма ля минор. (Учитель или ученик показывает на таблице или на клавиатуре шестую ступень.) Важно, чтобы учащиеся усвоили: расстояние между тониками мажорной и параллельной ей минорной гаммы всегда малая терция. Ребята должны
не формально заучить явление параллельности мажорного и минорного ладов, а понять выразительную роль этого явления, например значение смены лада в произведении. В школьной программе разных классов приведено довольно много примеров с использованием переменного лада. Эти произведения можно не только проанализировать на слух, но и просольфеджировать, предварительно разобрав их запись. Желательно подготовить и соответствующие плакаты, с помощью которых учащиеся будут петь мелодии. Звуки мажора и параллельного ему минора объединяет еще один признак: у них всегда одно и то же количество знаков при ключе. Так, гамма до мажор не имеет ключевых знаков, ее играют только на белых клавишах. Так же, как и параллельную ля-минорную гамму. Знаки совпадают не только по количеству, но и по названию. Например, гамма фа мажор имеет в ключе один знак - си-бемоль. Параллельная ей ре-минорнаягамма имеет тот же ключевой знак. Таким образом, уже глядя на нотную запись, можно сказать, в какой тональности написана песня. Это подскажут ее тоника и знак при ключе. Так, если у песни тоника ре, а при ключе стоит си-бемоль, можно с уверенностью сказать, что тональность песни - ре минор. Знание тональности мелодии и предварительное пропевание устойчивых звуков (тонического трезвучия) значительно облегчают пение по нотам.
В VII классе учащиеся знакомятся с размером 68. Ребятам легко объяснить, что размер этот как бы заключает в себе два трехдольных и потому здесь две ударные доли, как в двудольном размере: первая - сильная, вторая (на 4-й восьмой) - относительно сильная. Чередование как бы двух трехдольных размеров создает впечатление особой плавности, покачивания, поэтому в шестидольном размере часто пишутся баркаролы (например, "Венецианская ночь" М. Глинки). Так же как и в предыдущие годы, преподаватель должен связывать музыкальную грамоту с музыкальным опытом семиклассников, постоянно привлекая ее при разучивании песни, слушании музыки, иллюстрируя каждое понятие примерами.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 767;