Распевание. Формирование умений и навыков многоголосного пения
Становление и развитие умений и навыков многоголосного пения у учащихся VIII класса происходит достаточно своеобразно. И потому методы приобщения к многоголосному пению в этом возрасте заметно отличаются от методов воспитания гармонического слуха и формирования навыков многоголосного пения в младшем подростковом возрасте. Вот почему представляется необходимым познакомить учителя-музыканта с дидактическими средствами развития умений многоголосного пения в старшем подростковом возрасте, к которому принадлежит большая часть учащихся VIII класса.
Многоголосие и для восьмиклассников - один из важных видов хорового пения. Как средство развития гармонического слуха и как путь эмоционально-эстетической оценки гармонии в музыке, оно способствует также охране голоса старшего подростка. Известно, что диапазон голосов восьмиклассников сравнительно невелик, и многоголосное пение позволяет рационально использовать те небольшие голосовые возможности, которыми обладают учащиеся. Работу по многоголосию можно начать с повторения двухголосных песен из программ V - VII классов, одновременно разучивая новые песни. Если ранее пение на два голоса проводилось систематически, и этот навык достаточно прочно сформирован, то двух- и трехголосное пение в VIII классе не представляет особой трудности. Однако случается, что по разным причинам в отдельных школах учащиеся V - VII классов не пели на два голоса. Возникает вопрос: возможно ли в таких случаях начинать в VIII классе формирование навыков многоголосного пения? Думается, что решение отказаться от этой работы было бы неверным. Несмотря на то что начало двухголосного пения в VIII классе сопряжено с известными трудностями (переходный возраст, мутационные явления), его уже некуда отодвигать; и если учитель обойдет эту трудность, его воспитанники лишатся важнейшего звена в своем музыкальном развитии. Поэтому необходимо использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привлечь учащихся к пению на несколько голосов, раскрыть перед ними его красоту и пользу в развитии слуха и голоса. Мы остановимся на конкретных упражнениях и песнях, помогающих формировать соответствующие навыки и умения именно в VIII классе. Приведем ряд упражнений (см. пример 1)1.
Упражнение разучивается с использованием знаний нотной грамоты. Сначала все пропевают верхний и нижний голос (в некоторых случаях отдельные учащиеся с явными признаками мутации поют только нижний голос). Затем после раздельного разучивания по партиям оба голоса соединяются, и упражнение поется в
Пример 1
Б. Тричков, № 1
медленном темпе, чтобы дать возможность поющим ясно услышать новое, двухголосное звучание.
Разновидностью первого упражнения является следующее (пример 2):
Пример 2
Б. Тричков, № 2
Построение начала партии нижнего голоса на тех же звуках, что и прозвучавшего перед ним 1-го голоса, помогает держать строй, чисто интонировать. По желанию учащихся можно придумать к упражнениям слова и петь их с текстом. Еще одно упражнение-канон, предложенное болгарским хормейстером Бончо Бочевым (см. пример 3):
Пример 3
Б. Бочев
Канон настолько прост, что его можно исполнять по нотам даже в слабо подготовленных восьмых классах. Упражнения, конечно, не заменят целенаправленной работы над художественными произведениями в двухголосном (или трехголосном) изложении. Основой формирования и развития навыков многоголосного пения является разучивание и исполнение песен (хоров). Включение в репертуар VIII класса трехголосных песен на первый взгляд может вызвать возражение у некоторых педагогов. Следует заметить, однако, что переход к трехголосию в принципе представляет собой трудность, значительно меньшую, нежели переход от унисона к двухголосию. Как уже говорилось, основной качественный скачок в развитии специальных слуховых и певческих навыков происходит тогда, когда при исполнении одной мелодической линии поющему приходится подстраиваться к звучанию другой мелодической линии. Если учащиеся уже обладают навыками двухголосного пения, то переход к трехголосию представляет для них лишь дальнейшее развитие уже знакомого исполнительского навыка. Впрочем, не следует забывать, что пение на три голоса в условиях звучания хора, приближающегося к смешанному (хоровая партия юношей звучит в малой октаве), создает некоторые дополнительные трудности в выстраивании хорошего октавного унисона и общего трехголосного звучания. Поэтому чаще, чем обычно, следует останавливать внимание учащихся на отдельных созвучиях в произведении. Это особенно касается произведений с аккордовым изложением (Р. Шуман "Вечерняя звезда").
В процессе разучивания хорового сочинения хуже интонирующая партия голосов может петь со словами, а партия, которая интонирует верно, - на слог или с закрытым ртом. Улучшению вертикального строя способствует исполнение песни ансамблем из нескольких учащихся. Остальные слушают и получают наглядный пример того, как звучит трехголосное пение. Естественно, что пение такого ансамбля должно чередоваться с исполнением песни всем классом. Разученные многоголосные произведения следует время от времени пропевать отдельными партиями и всем классом в медленном темпе, чтобы учащиеся вслушивались в многоголосные созвучия и подстраивались друг к другу. Повторение пройденного песенного материала важно не только для закрепления вокально-хоровых и музыкально-слуховых навыков, но и для создания "золотого фонда" хорового репертуара определенного классного коллектива. Прочное знание наиболее ценных, интересных песен составляет основу формирования художественного вкуса учащихся. Кроме того, этот репертуар может стать своеобразным резервом для использования его на различных праздниках и вечерах, что освободит учителя от "скороспелых" хоровых поделок для выступлений "по случаю".
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1205;