Старший подросток и "легкая" музыка
Проблема поп-музыки в школе - одна из острых проблем, сопровождающих процесс музыкального обучения и воспитания школьников. Учителя-музыканты знают по собственному опыту, что подростки часто просят разучить с ними очередной эстрадный шлягер, услышанный вне школы. Как должен поступать в таких случаях педагог? Почти всегда его реакция бывает строго негодующей. И неудивительно. Вся методическая литература заполнена советами о том, как организовать процесс слушания серьезной музыки, знакомить с жизнью выдающихся композиторов и музыкантов. А подростки, игнорируя учительское стремление развивать их художественный вкус, предпочитают таким произведениям легко доступные для восприятия образцы поп-культуры. Конфликты на этой почве доходят до взаимных упреков и "приводов в дирекцию". Это, конечно, крайние случаи, но, вообще говоря, проблема становления художественного вкуса подростков, их музыкальных пристрастий достаточно актуальна. Вместе с тем как все-таки поступать с поп- и рок-музыкой, модными новинками, привлекающими особое внимание подростков? Об этом практически нигде не говорится. В методической литературе, в высказываниях ученых-методистов и педагогов-музыкантов довольно часто встречается мысль, что слушание модной музыки опасно уже хотя бы потому, что при этом ученик испытывает лишь самое примитивное удовольствие на уровне физиологических ощущений. При этом не воспитываются высокие музыкальные чувства и вкус, не формируются глубокие эстетические переживания. Вот почему, делают вывод учителя-музыканты, необходимо изживать подобное положение вещей, с дурными вкусами подростков необходимо так или иначе бороться.
Действительно, восприятие модных песен-однодневок - образцов поп-музыки базируется на гедонической (от греческого словаhedone - наслаждение) основе. Но вот вопрос: обязательно ли с этим бороться?
Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном Доме композиторов, Д.Б. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков "прячут" "легкую" музыку. И поэтому учащиеся этих музыкальных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что - плохо. "А ведь они - нормальные люди, - огорчался Дмитрий Борисович, - и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна "легкая" музыка. Скажите: а вам самим не нужна "легкая" музыка? - обратился композитор к сидящим в зале коллегам. - По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский - это великолепнейшие композиторы, их творения - вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!"
В нашей школьной практике был разработан следующий рациональный путь сочетания на уроках "серьезной" и "легкой" музыки. Он заключается в параллельном разучивании и прослушивании академического и легкого эстрадного репертуара, отвечающего, однако, требованиям хорошего вкуса. Иначе может получиться так, что, исполняя и слушая на уроках и на концертах серьезные сочинения, учащиеся-подростки будут слушать и петь "для души" всяческие музыкальные суррогаты. Вот почему, планируя уроки музыки, составляя репертуарный план школьного хора, наряду с образцами академического, серьезного музыкального искусства не следует забывать о желательности иметь в своем педагогическом активе современные эстрадные сочинения - лирические, шуточные, развлекательные песни, "легкую" музыку, джаз. Благодаря этому учащиеся наряду с произведениями высоких художественных достоинств смогли бы спеть дома, разучить со сверстниками что-то популярное и простое.
Мы, преподаватели, иногда недооцениваем способность подростков справедливо судить об истинном, объективном качестве музыкального сочинения. Дело в том, что оно, это качество, часто бывает скрыто покровами моды или устоявшимися представлениями. Принято, например, считать шедеврами "Полонез" М. Огиньского, песни В. Высоцкого, первую часть "Лунной сонаты" Л. Бетховена, сочинения Б. Гребенщикова, "Танец маленьких лебедей" П. Чайковского, опусы ансамбля "Битлз" и т.п. А если я, свободно мыслящий подросток, думаю иначе - что же, за это меня наказывать надо?
Возвращаясь к теме, связанной с использованием образцов поп-музыки в школьной подростковой среде, следует отметить одну любопытную деталь. Она заключается в том, что определить уровень художественности такого произведения иногда помогает сам процесс разучивания. Случается, что за время работы над малохудожественной песней она благодаря примитивности содержания и легковесности использованных средств выразительности настолько надоедает учащимся, что до ее исполнения "начисто" дело попросту не доходит.
В этом отношении образцы высокохудожественной музыки имеют огромное преимущество. С каждым повторением такое художественное произведение раскрывает свои новые и привлекательные грани. В конце концов оно становится дорогим и любимым именно в результате большого труда, наполненного творческими поисками. Произведения "легкого" жанра, но достаточно высокого художественного уровня также надолго могут остаться любимыми. Иное дело - песни и другие "попсовые" сочинения: они приедаются так же быстро, как и распространяются в подростковой среде. Так, в одной из московских школ учитель в ответ на горячие просьбы ребят-шестиклассников начал разучивать с ними шлягер "Я - городская сумасшедшая" из репертуара Маши Распутиной. Само название этой песни в определенной мере характеризует ее содержание. Тщательно выстраивая интервалы (шлягер был переложен на два голоса), работая над дикцией и чистотой интонирования, учитель вдруг заметил, что лица ребят постепенно мрачнеют. "В чем дело, почему поскучнели?" - задал он им провокационный вопрос. "Устали, надоело учить эту песню", - отвечали ребята. К концу третьего урока всем стало ясно, что песня о городской сумасшедшей, не приобретающей билеты на автобус и бесстрашно ругающей начальство ("власти здешние", как поется в песне), имея от врачей справку о невменяемости, не то произведение, на которое следует тратить дорогое учебное время. Так учитель на конкретном примере показал шестиклассникам разницу между художественной песней и шлягером-однодневкой.
Говорят, что великое искусство объединяет людей вокруг определенной художественной идеи. И это действительно так. Но разве развлекательное, эстрадное, кич-искусство людей не объединяет? Достаточно посмотреть трансляцию концерта какого-нибудь поп-идола. Видно даже невооруженным глазом, как все слушатели движутся в такт, прихлопывают и притоптывают, нередко вопят от любви к своему кумиру. Они, конечно же, объединены. Но все дело в том, вокруг чего объединяться? В одной из своих последних телевизионных бесед композитор Георгий Васильевич Свиридов сказал гочно и определенно. Да, легкое и легковесное искусство соединяет людей. Но не вокруг великого, а вокруг мелкого, ничтожного, пошлого, малохудожественного, не несущего в среду слушателей высокой человеческой идеи. Так стоит ли тратить на это время? Тем 5олее что его (времени) человеку отпущено не так уж и много.
Несколько слов о джазе.Этот жанр на уроках в подростковых классах современной общеобразовательной школы вполне может найти свое место. К оценке джазовой музыки, вероятно, тоже следует идти путем внимательного вслушивания, мыслительной работы, художественного анализа. Все это, на наш взгляд, нужно делать в школе.
Хочется отметить, однако, что, конечно, основой школьной музыкальной работы всегда остаются следующие три музыкальных "кита": классическая, народная и современная серьезная музыка. Потому что, познав на практике основы высокого музыкального искусства, учащиеся-восьмиклассники всегда сумеют лучше разобраться в образцах поп-, рок- и джазовой музыки.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 910;