Примерные ориентиры музыкальной работы с восьмиклассниками
В VIII классе завершается этап общего музыкального образования, предусмотренного программой средней школы. При условии нормального обучения в предшествующих классах VIII класс является итоговым, в нем происходит завершение, закрепление всего ранее усвоенного. Иногда по разным причинам (отсутствие занятий в школе, частая смена учителей, их слабая подготовка, особенности класса и т.д.) музыкальное образование в предыдущие годы не имело планомерного и целенаправленного характера, не обеспечивало систематичности и последовательности в овладении учащимися материалом. Поэтому, планируя свою работу на этом этапе, учителю следует исходить из фактического состояния класса. Он должен попытаться по возможности восполнить пробелы предыдущих лет и вместе с тем подготовить почву для дальнейшей самостоятельной музыкальной деятельности учащихся. Одной из важнейших задач преподавателя является активизация таких умений и навыков, которые помогут учащимся в дальнейшем самостоятельно читать ноты, пользоваться подсобной литературой и книгами о музыке, СД, аудиокассетами, программами радио- и телепередач и т.п. С учащимися VIII класса нельзя, конечно, работать методами и приемами, пригодными для младших школьников. Восьмиклассники уже владеют произвольным вниманием, им доступно прослушивание произведений крупной формы (увертюры, части симфонии, сонаты). Мышление подростка-восьмиклассника характеризуется высоким уровнем обобщения, абстракции, умением аргументировать свои суждения и высказывания. Поэтому главной задачей учителя является использование этих возрастных возможностей для более углубленного понимания учащимися общих закономерностей музыкальной речи: выразительного значения лада, метроритма, гармонии, особенностей формы, жанров и т.п. Учащиеся VIII класса уже могут подготовить доклад о жизни и творчестве композитора, вести музыкальный календарь по школьному радио. Эти формы работы явятся важным подспорьем для музыкального развития школьников, формирования у них потребности обобщать свои впечатления, делиться мыслями о прослушанном и исполненном.
Многие восьмиклассники могут оказать помощь отстающим по музыкальной грамоте ученикам младших классов, разучить с ними некоторые песни или отдельные хоровые партии и т.п. Преподаватели, привлекающие к такой работе восьмиклассников, получают иногда удивительные результаты. Способствуя продвижению музыки в среду школьников, такие активисты сами по-новому начинают смотреть на окружающие их музыкальные явления, на то, что в этих явлениях "хорошо" и что - "плохо". Широкий взгляд на музыку, умение сделать анализ несложного музыкального произведения, стремление самостоятельно осмыслить то, что услышано на уроке, по радио, ТВ или на концерте, и создают из таких наиболее активных учащихся тех ревностных любителей музыки, без которых вообще не мыслится существование искусства. Духовный мир восьмиклассника характеризуется существенными изменениями в мышлении, интересах, желаниях. Музыкальные интересы ребят могут стать более избирательными, чем раньше, поэтому не все, что рекомендует программа, принимается каждым из них одинаково: что-то нравится безоговорочно, а другое - нет, даже если это и превосходная музыка. Учителю необходимо считаться с индивидуальными запросами и не подходить с единой меркой ко всем высказываниям учащихся о прослушанной музыке или разучиваемой песне. Академик Б.В. Асафьев считал, что "...самой трудной задачей для музыкального инструктора является изобретение способа убеждения в художественной ценности рекомендуемого сочинения... В этом способе не должно быть насильственного навязывания: не хотят какой-либо музыки не потому, что считают ее ни за что, а потому, что ее не слышат, т.е. не реагируют на звучания, свойственные этой музыке, но не привычные слуху и не волнующие чувства... Значит, работа инструктора должна идти не по пути навязывания и попыток доказать и внедрить, а по линии постепенного приучивания и привыкания"1. Современный опыт работы в старших, и в частности в VIII, классах подтверждает справедливость этого высказывания. Индивидуализация
симпатий и вкусов может явиться средством активизации музыкального развития всего коллектива класса, вызывая обмен мнениями, споры и выявление отношения к музыкальному произведению или к его исполнителю. Своего любимого композитора, пианиста, скрипача учащийся с удовольствием слушает не только на уроке, но и дома по радио, телевидению, в записи. Нередко именно в возрасте 14 - 15 лет у ребят пробуждается интерес к собиранию домашней фонотеки. Стимулируя и углубляя этот возникший интерес к музыке, учитель получает дополнительные возможности для активизации процесса музыкального развития класса.
Важной задачей музыкального руководителя в области вокально-хоровой работы является выравнивание звучания голосов. Известно, что к VIII классу голоса большинства учащихся претерпевают возрастные изменения. Большая часть мальчиков находится в состоянии мутации. В определенной мере мутация свойственна и девочкам. Исследование голосов девочек в переходный период (см., например, брошюру Н.Д. Орловой "Развитие голоса девочек") показывает, что это время характеризуется и у них существенными возрастными изменениями. Известный чешский педагог Ф. Лысек отмечает: "Высота девичьего голоса при мутации не меняется, и неспециалисту кажется, что не существует препятствий для того, чтобы девочки пели. Поэтому певческая нагрузка в школе переносится полностью на них, и не принимается в расчет то обстоятельство, что именно в этот период и у девочек происходят расстройства голоса, нередко длительные"1. Картина состояния голосов восьмиклассников часто характеризуется крайней пестротой и разнообразием: некоторые из них еще поют детскими голосами, другие - "новыми", изменившимися, у третьих происходит бурный процесс возрастных изменений голосового аппарата. Замечено, что перед началом периода острого протекания мутации у мальчиков наблюдается своеобразный "расцвет" детского голоса: в это время хорошо берутся верхние звуки диапазона, голос звучит полно, насыщенно. Руководитель хора мальчиков Дома учителя Литовской ССР Г. Перельштейнас писал: "Если голос "расцветает", жди: мутация рядом. Мальчиков с "расцветшим" голосом надо особенно щадить, им следует уменьшать певческую нагрузку. Тем самым отодвигается начало мутации"2.
Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек - женскими. Мутация человеческого голоса проходит три стадии.
На первой - голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий диапазон. Звук делается хриплым, грубоватым. Вместо хорошо звучащих "верхов" лучше начинают проявляться звуки нижнего отрезка рабочего диапазона.
Вторая стадия характеризуется своеобразным "переломом" в голосе: звукоизвлечение при этом дается со значительным трудом, голос теряет послушность, гибкость.
Третья стадия развития голоса начинается с того момента, когда новое его звучание только что установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его возможности в пении и речи. При этом явные изменения в голосах юношей (понижение на октаву) заставляют преподавателя уделять им особое внимание, беречь их, охраняя от чрезмерных нагрузок. Голоса же девушек, которые не меняются по высоте, иногда не так тщательно "отслеживаются" руководителем. Девушки несут в хорах старшеклассников большую певческую нагрузку, и это подчас негативно сказывается на развитии и охране их голоса. Об этом не следует забывать.
Диапазоны голосов в тот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы. Сопрано первые: допервой - соль второй октавы; сопрано вторые: ля малой - ми второй октавы; юношеские голоса (по Д.Л. Локшину): тенора - до малой -ми первой октавы; басы - си большой - до первой октавы.
У восьмиклассников ко времени окончания учебного года уже проявляется звучание взрослого голоса. В их пении прорисовываются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры. При щадящем и рациональном режиме пения в предмутационный и мутационный периоды голоса юношей и девушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владения "взрослым" голосом приобретаются быстрее, становятся прочными. В этот период появляются большие возможности для использования грудного резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче. Однако и в этот период только что сформировавшиеся юношеские голоса нуждаются во внимательном отношении и охране.
В заключение заметим, что у юношей и девушек 14 - 15-летнего возраста, по сути, еще нет взрослого голоса. Исследования показывают, что сила мышц в этом возрасте лишь начинает приближаться к норме взрослого. Это еще и еще раз обязывает учителя-музыканта иметь в виду и учитывать специфику юношеских голосов и не требовать от певцов чрезмерных усилий.
Работа на уроках музыки в VIII классе строится на основе своеобразия учебно-воспитательных задач, стоящих перед учителем и учениками. Обобщение накопленного музыкального опыта, овладение методом самостоятельного знакомства с музыкой, воспитание вкуса, интересов, формирование певческих умений и навыков (умение управлять своим "взрослым" голосом) - таков далеко не полный перечень задач, стоящих перед учащимися в VIII классе. Их возросший музыкальный уровень позволяет преподавателю широко пользоваться методом создания в классе "проблемных ситуаций", когда различные мнения по поводу разучиваемых и прослушиваемых произведений, сталкиваясь, рождают новые идеи.
Таким образом, основное в работе учителя с восьмиклассниками заключается в создании атмосферы, активизирующей музыкальное сознание и слуховую наблюдательность, певческие умения и навыки полноценного восприятия музыки. Используя все имеющиеся возможности, преподаватель может готовить школьников к самостоятельному знакомству с миром музыкального искусства.
В ходе обучения в VIII классе учащиеся подводятся к осознанию того, что различные жанры и виды музыки ("серьезные" или "легкие") - это проявление разных сторон единого мира музыки.
Знакомя восьмиклассников с творчеством выдающихся композиторов, преподаватель помогает учащимся осознать новаторство стиля этих композиторов и вместе с тем подготавливает их к восприятию музыки XX в. Рассказывая о музыке в кино и театре, педагог подчеркивает ее значение и роль - оттенять и усиливать впечатления от этих видов искусства. Параллельно идет углубление понимания учащимися и музыкально-драматических жанров - оперы и балета, некоторые образцы которых им знакомы по прежним годам обучения.
В VIII классе несомненный интерес ребят вызовут такие сугубо современные жанры, как эстрадная музыка и авторская песня.
На основе принципа контраста учащихся следует знакомить с творчеством различных по индивидуальному стилю современных композиторов - Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Шнитке.
В VIII классе обобщаются знания и умения, необходимые для музыкального самообразования и самовоспитания. Этот период является для подростков своеобразной "стартовой площадкой": опираясь на полученные в школе знания, они смогут в дальнейшем самостоятельно продвигаться вперед по пути постижения музыкального искусства и повышения собственного культурного уровня в целом.
Желательно, чтобы за время обучения в средних классах подростки осознали, что музыкальное искусство - своеобразная форма отражения жизни и часть самой жизни; получили представление о характерных чертах Венской классической школы, романтического направления в музыке, Новой русской музыкальной школы, музыки XX в.; умели определять на слух принадлежность музыкальных произведений к одному из этих направлений, а также ориентироваться в "серьезной" и "легкой" музыке, оценивать художественное достоинство музыкальных произведений, основываясь на музыкальном опыте и полученных знаниях; умели использовать в процессе музыкального самообразования грамзаписи и компакт-диски, магнитофонные и видеозаписи, программы радио и ТВ, книги, справочники по музыке, свои знания музыкальной грамоты; знали основные правила собирания домашней музыкальной видео- и фонотеки.
Ребята должны научиться использовать полученные в средней школе ключевые знания по музыке при изучении обозначенных в программе тем.
Слушание музыки
При слушании музыки на уроках и в дальнейшем, при музыкальном самообразовании, учащиеся должны использовать знания и умения, приобретенные за годы обучения в средней школе.
Хоровое пение
Необходимо, чтобы учащиеся знали:
· свои возможности по силе голоса, по продолжительности пения на одном дыхании;
· о возрастных изменениях тембра и певческого диапазона в связи с мутацией голоса (хрипота, сокращение диапазона за счет верхних звуков); мальчикам в этот период следует возможно дольше сохранять детское звучание голоса;
· правила пения и охраны голоса в период мутации;
· песни основного репертуара, разученные на занятиях.
Педагогу нужно следить за тем, чтобы ребята использовали при пении все свои певческие знания, умения и навыки, усвоенные с I по VIII класс, чтобы они пели мягко, напевно, на правильном певческом дыхании, умели анализировать характер звучания голоса (свой и товарищей); научились сливаться с голосами своей партии по высоте и тембру, используя новые возможности изменившегося вследствие мутации голоса.
Желательно научить подростков-восьмиклассников исполнять авторские песни с присущими этому песенному жанру чертами речитативности, особой задушевности и личностного отношения; определять характер, содержание произведения и на этой основе давать вариант его интерпретации.
В VIII классе учащиеся могут исполнять песни и хоровые произведения в следующих рабочих диапазонах: высокие голоса - си малой октавы - фа второй октавы; низкие голоса - ля малой октавы - до второй октавы; юношеские голоса - ре малой октавы - до первой октавы.
Пение по нотам
Разучивать по нотам и с помощью нот основной вокально-хоровой репертуар.
Импровизация
Подросткам вполне доступно импровизировать:
· двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в характере песни; подголоски к мелодии;
· мелодии на стихотворные тексты;
· на тему заданной мелодии.
Пение
В процессе обучения пению у восьмиклассников закрепляются вокально-хоровые навыки, полученные в предыдущие годы, формируются первоначальные навыки пения в смешанном хоре, что является специфическим для их певческого обучения. Как уже говорилось, вся вокально-хоровая работа с учащимися VIII класса проходит на фоне почти ежедневных изменений в их певческом голосе. Поэтому, работая с коллективом в целом, учитель должен постоянно проводить индивидуальные прослушивания учащихся для выявления особенностей звучания их голосов. Необходимо учитывать, что из-за нарушившейся координации органов голосового аппарата мальчики (а иногда и девочки) часто теряются, исполняя даже простую попевку. Бывает так, что после настойчивого требования учителя ученик, стесняясь своего "нового голоса", вовсе отказывается петь. В этом случае учитель должен быть очень внимательным и тактичным, чтобы не отбить у подростка желания петь вообще. Среди мальчиков этого возраста заметно стремление петь мужскими голосами. Преждевременное, "насильственное" понижение голоса приносит ощутимый вред певческому развитию подростка. Поэтому необходимо чаще разъяснять школьникам, что их голосовой аппарат еще недостаточно окреп, и если ученик, не насилуя голоса, может петь на высоких звуках своего диапазона, пусть он это делает с полным сознанием пользы такого пения. Заметим, что проблема теноров1 в настоящее время прямо связана с недостатками в воспитании голоса мальчиков в переходный период. В некоторых случаях восьмиклассникам - ребятам, уже поющим юношескими голосами, следует предложить петь партию высоких голосов, но на октаву ниже. Однако педагог должен убедиться в том, что так им петь удобно. Певцов с намечающимися юношескими голосами следует соединять в одну (как бы теноровую) партию. Класс делится на три группы: высокие голоса с диапазономдо1 - ми2 (фа)2, средние - с диапазоном симал - ре2, юношеские голоса - мальчики с диапазоном ми (ре)мал - симал (до)1.
Школьники-подростки нуждаются во всемерной охране голоса, но не путем прекращения пения, а активными методами: пением в удобном диапазоне, соблюдением разумной продолжительности занятий, с учетом эмоциональной и силовой нагрузки. Именно пение, а не освобождение от него, является лучшей школой певческого голоса. Пестрота голосового состава восьмиклассников выравнивается с учетом индивидуальных особенностей каждого из поющих. Это становится основой, на которой воспитываются хороший строй и ансамбль хоровой звучности класса. Рекомендованный данной программой песенный материал, весьма разнообразный по жанрам и образам, позволяет активно влиять на развитие художественного вкуса учащихся. Учитывая, что подростки, особенно мальчики, ценят героику, произведения, насыщенные сильными чувствами, патетикой, программа рекомендует песни, отвечающие этому требованию.
Восьмиклассникам свойственны также заинтересованность внутренним миром человека, особый интерес к интимным переживаниям. Гуманитарной направленности этих интересов могут помочь лирические песни, которые также включены в программу.
Известно, что в подростковом возрасте наблюдается тяга к песням взрослых, особенно таким, где яркость, красочность мелодии сочетается с высокохудожественным текстом, повествующим о сильных чувствах. Каждая сколько-нибудь заметная песня, предназначенная для взрослых, немедленно подхватывается подростками. Этот интерес к "музыке взрослых" учитывается в большинстве программ, в них представлен ряд песен, рекомендованных для исполнения молодежью. Хорошо воспринимаются восьмиклассниками, например, такие песни, как "Ты погоди" П. Аедоницкого на слова И. Шаферана, "А будет это так" Ю. Визбора.
С интересом разучивают они произведения, в которых поднимаются темы любви, мужества, отношения к важным событиям современности.
В программный репертуар включен также ряд произведений композиторов-классиков. Среди них выделяется песня "Данко", созданная на основе одного из "Венгерских танцев" И. Брамса. Яркая мелодия сочетается в ней с выразительностью поэтического текста, несущего в себе большой заряд романтики.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1249;