Музыка и музыкальная деятельность человека

Теперь нам необходимо рассмотреть само понятие «музыка» как сфера искусства. Какие она решает задачи и какие выполняет функции?

Музыка – (от греч. – муза) – вид искусства, отражающего действительность и воздействующего на человека посредством звуков и интонаций. Музыка служит средством общения людей и воздействует на их психику. В этом смысле музыка аналогична речи. Человеческая речь, как и музыка, обладает важным элементом – интонацией. Благодаря интонации человек может выразить свое отношение к миру с помощью изменения высоты, интервала, ритма и других характеристик звучания голоса при высказывании. Эта аналогичность речи с музыкой говорит об их одинаковой интонационной природе. Вместе с тем музыка отличается от человеческой речи. Музыка может выразить не все мысли человека. Она не может выразить все предметно-конкретные мысли-сообщения о каких-либо фактах или абстрактных понятиях. Однако музыка может выразить мысли-обобщения, относящиеся к динамике социальных и психологических явлений, к нравственным качествам, чертам характера и эмоциональному состоянию человека и общества. Это наиболее наглядно проявляется в жанрах театральной и кинематографической музыки. В этих жанрах музыка может отражать состояние окружающей среды, внешнюю обстановку той или иной сцены, состояние и настроение общества, отдельной группы людей или внутреннее напряжение человека. Музыка при этом выражает различные состояния: драматические, трагические, комедийные. Уберите музыку из действия, и сразу потеряется жанр искусства – кинематография, театр, балет и т. д.

Будучи искусством «интонируемого смысла», музыка реально существует и функционирует только в живом звучании, в исполнении.

В инструментальных произведениях (для симфонического оркестра) композиторы разных эпох отражали представления о гармоничности или неустойчивости социальных отношений данного общества, целостности или разорванности общественного и личного сознания, могуществе или бессилии человека. Можно привести целый ряд великих композиторов, отразивших в своих произведениях процессы, события и явления социальной и окружающей человека природной среды: И. С. Бах, В. А. Моцарт, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и др. Однако музыка этих гениев оценивается музыковедами с точки зрения эстетического восприятия, которое всегда является субъективным и зависит от кругозора воспринимающего. А между тем она содержит в себе оценки и правового, и политического, и экономического, и научного характера, волновавшие всех, также как и сегодня волнуют людей внешняя политика государства, принятие судьями неправосудных решений, законодателями – неправовых законов и т. п.

В музыкальных произведениях встречаются зарисовки природы, портреты различных людей, картины и сцены из жизни различных слоев общества, стран и эпох. Музыка может изобразить шум ветра, воды, пение птиц, человеческую речь, представление о просторе, ощущение веса, тяжести, пространства. Однако такие изображения служат лишь дополнительным средством раскрытия идейного содержания, настроения людей, их идеалов и оценок действительности. Музыка всегда выражает не только отношение автора к действительности, но и мысли, ритм и темп эпохи. Она способна передать настроения различных классов, групп и объединить их. К ним можно отнести идеи демократических преобразований общества, идеи национального освобождения, высокие человеческие идеалы, и поэтому музыка неизбежно получает социальную окраску и направленность. Людвиг ван Бетховен (имея корни нидерландского происхождения) написал, например, Увертюру в честь независимости Нидерландов от испанского владычества, которая играется и сегодня в Нидерландах.

Музыкальная деятельность человека подразделяется на три разновидности: творчество, исполнительство и восприятие. Им соответствуют три этапа жизни музыкального произведения: создание, восприятие и слушание.

На первом этапе композитор, создавая музыкальное произведение, вырабатывает авторское содержание и форму.

Форма – лат. forma от греч. morfe – вид, образ, очертание, внешность, красота. Этимологически лат. forma кроме основного значения «внешний облик» имеет значение «красота облика». (Еврипид - eris morfas – спор между богинями о красивом облике; Цицерон – forma muliebris – женская красота; Овидий – formosum anni tempus – прекрасное время года (весна). Под содержанием понимается музыкальная идея, мысль, образ, изображение, но важнейшей стороной содержания также является понятие красоты, ее эстетический идеал. Для музыкального произведения, его художественной ценности необходимо соединение, совпадение формы и содержания, их неразрывное единство.

Право также представляет собою единство формы и содержания. Под содержанием в праве понимается совокупность юридических норм, взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений, под формой – способ внешнего выражения юридических норм, взятых в единстве и взаимосвязи в процессе регулирования общественных отношений. Таким образом, и в музыке, и в праве одинаково трактуется понятие формы и содержания, и мы можем признать, что в праве понятие красоты как эстетической категории, применимо так же, как к музыке. Понятие красоты включает следующие элементы: мера, единство, соразмерность, пропорциональность, симметрия частей и вообще связь и гармония отношений. В праве мы также находим подобные элементы: мера свободы, иерархическая соподчиненность норм, их соразмерность, симметрия частей, единство, неразрывная связь и гармония отношений правовых норм.

На втором этапе жизни музыкального произведения исполнение произведения зависит уже не от автора, а от исполнителя, его мировоззрения, эстетических идеалов, темперамента и могут возникать исполнительские варианты содержания и формы.

В правовой сфере исполнительные органы государственной власти, разрешая конкретное юридическое дело, выносят индивидуальный акт применения права. Однако, в отличие от исполнения произведения музыки, применение права – это точное и неуклонное соблюдение закона, основанное на принципах законности, справедливости, целесообразности и разума. И граждане, и должностные лица, и органы государственной власти должны добровольно подчиняться нормам права и воздерживаться от их нарушения. В этом и состоит единство, неразрывная связь и гармония отношений в практике применения юридических норм с точки зрения не только юридической техники, но и эстетических идеалов правовой культуры.

На третьем этапе жизни музыкального произведения появляется новый субъект музыки – слушатель. Он также воспринимает произведение через призму своих взглядов, вкусов, жизненного и музыкального опыта и благодаря этому может преобразовать содержание и форму. Рождаются слушательские варианты содержания и формы, зависящие как от исполнителя, так и от автора. И порой не столько форма, сколько содержание может изменять само произведение. На всех этих этапах мы видим творческий характер музыкальной деятельности и автора, и исполнителя, и слушателя.

Стадия реализации права осуществляется через нормы права и их элементы – гипотезу, диспозицию и санкцию. В стадии реализации права участвуют субъекты права с их правами, а объектом реализации выступает система законодательства. Реализация права связана, прежде всего, с правомерным поведением субъектов, и только в этом случае наступает реализация норм права, осуществляемая в строго установленном порядке: соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. Неправомерное же поведение нарушает норму права, и его реализация не наступает. Таким образом, стадия реализации права представляет собой единый взаимосвязанный процесс, согласующийся с волей законодателя, она может оцениваться и эстетическими категориями – как нечто прекрасное, гармоничное, сочетаемое, пропорциональное, упорядоченное. В противном же случае она оценивается как безобразное.

Однако юридическая норма не всегда может соответствовать действительности или иерархической соподчиненности в системе норм права. И в случае нарушения нормой права субъективных прав граждан они могут выразить свое несогласие с ее содержанием и путем обращения в Конституционный суд Российской Федерации повлиять на ее содержание, что является значительным достижением правовой мысли России. Данное положение восстанавливает одну из сущностей природы права, которую можно охарактеризовать такими эстетическими категориями, как сочетание «гармонии сфер», музыкальное созвучие, совершенство, прекрасное.

Последний этап музыкальной деятельности есть восприятие. Восприятие музыки включает ее «слышание», понимание, переживание и оценку. «Слышание» – это физическое восприятие звуковой стороны музыкальной формы. Понимание и переживание – это восприятие значения содержания музыкального произведения. На этом уровне осуществляется идейное, эмоциональное воздействие музыки на слушателя и итоговая оценка слушателя музыкального произведения. Однако оценка слушателя зависит от его потребностей, формирующихся социальной средой и личным музыкальным опытом. Поэтому восприятие музыки, как и творчество, и исполнительство, обусловлено социальными факторами, определяющими индивидуальное и массовое истолкование и оценки музыкального произведения. Оценки музыкального произведения исторически изменчивы. Ценности одного и того же произведения для разных эпох и социальных групп разные. Таким образом, мы рассмотрели три основных вида музыкальной деятельности: творчество, исполнительство и восприятие, которые и образуют систему музыкальной культуры общества.








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1006;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.