Революции средневековья и их музыкальное выражение

Духовная революция Средневековья

Понять значение музыки XVII – XVIII вв. невозможно без знакомства хотя бы в общих чертах с культурой Средневековья. В эту эпоху происходили грандиозные сдвиги во всех областях и сферах общественных отношений, общественном сознании и сознании личности. Эпоха Высокого Возрождения стала первым шагом от средневековья к новому времени. Это была духовная революция средневекового человека, возродившая лучшие традиции античности в понимании естественной природы человека. Высочайшей ценностью общества снова была провозглашена идея свободы, равенства, достоинства личности. Данная революция затронула все стороны общественных отношений: экономику, политику, религию, философию, поэзию, литературу, право. Причем праву отводилась ведущая роль. Такого огромного масштаба сдвиг в общественном сознании смогла выразить только живопись своими красками, светом и тенью, своим непостижимым видением образов, понятных и доступных широким массам народа. Три титана Высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти решили эту задачу. Леонардо да Винчи поставил человека в центре мироздания. Микеланджело показал человека в борьбе за свободу. Рафаэль раскрыл гармоничный мир всей социальной организации, в которой только и может жить человек и действовать его главные институты: государство, право и правосудие.

Революция географических открытий XV – XVI вв.

Наступление Нового времени определялось становлением новой системы хозяйствования – капиталистической, обусловившей революцию географических открытий XV – XVI вв.: Афанасий Никитин (1428 – 1472), Джон Кабот (1450 – 1499), Колумб (1451 – 1506), Америго Веспуччи (1451 -1512), Васко да Гама (1469 – 1524), Магеллан (1480 – 1521), Френсис Дрейк (1540 – 1596), Ермак (? - 1585) и другие открыватели.

Окружавший человека мир предстал во всем своем многообразии, полный тайн и фантастических представлений неизвестного. Религиозные взгляды о замкнутости и ограниченности мира ушли в прошлое. Начинаются поиски нового объяснения человеческой природы и окружающей среды. Географическая революция приводит к научной революции, основным методом познания которой был провозглашен опыт. Истину можно установить только опытным путем.

Научная революция.

Коперник (1473 – 1543) создает гелиоцентрическую систему мира. Везалий (1514 – 1564) пишет книгу по анатомии человека. Чезальпино (1519 – 1603) описывает малый круг кровообращения в организме человека. Уильям Гарвей устанавливает систему кровообращения, центром которой является сердце. Галилей (1564 – 1642) создает телескоп, Левенгук (1632 – 1723) – микроскоп. Иоганн Кеплер (1571 – 1630) открывает закон движения планет и совершает другие великие научные открытия.

Передовые мыслители стали применять научные методы познания природы к изучению общественных явлений. Они утверждали, что общество подчинено определенным естественным законам, которые подобно законам природы могут быть познаны. Благодаря выдающимся открытиям ученых, путешественников, мореплавателей была создана новая естественнонаучная картина мироздания, сменившая средневековые представления о мире, обществе, человеке, государстве и праве.

Мир испытал грандиозные изменения во всех областях. Научные и географические открытия привели к бурному развитию промышленного производства, потребовавшего создания рынков сырья и сбыта, рынка труда и источника первоначального накопления капитала. Такими источниками становятся новые земли и Африканский континент.

Глобальные перемены, произошедшие в жизни общества в XV – XVII вв., повлекли за собой коренные перемены во всех сферах деятельности человека. Церковь отделяется от государства, наука от церкви и создаются новые условия для светского образования, светской культуры и дальнейшей демократизации общества.

Социальные революции

Революция в географии, науке, промышленном производстве вызвали, наконец, не менее грандиозные социальные революции. Крестьянская война в Германии (1517 – 1525), вызвала религиозные войны в Европе, раннебуржуазную революцию в Германии, результатом которой стали Гейлбронская программа (1525 г.) и война императора Карла V с феодальными князьями. Во второй половине XVI в. в Нидерландах произошла война за независимость от испанского владычества и одновременно Нидерландская буржуазная революция (1566 – 1603). Закончился XVII в. мощной буржуазной революцией в Англии (1640 – 1660) и созданием нового механизма буржуазного государства, ограниченной монархии во главе с парламентом.

Развитие европейской цивилизации периода XV – XVII вв., произошедшие изменения в общественных отношениях коренным образом изменили и общественное сознание. Гуманисты Эразм Роттердамский (1469 – 1531), написавший «Похвальное слово глупости», Ульрих Гуттен (1488 – 1523) – «Письма темных людей», Франсуа Рабле (1494 – 1553) – «Гаргантюа и Пантагрюэль» - первыми стали высмеивать пороки феодального общества с его сословным делением, правами и привилегиями дворянства, а также духовенства, формируя новый взгляд на общественный строй, новые идеи его переустройства.

Музыкальная революция и ее результаты в творчестве И. С. Баха.

Существенные изменения произошли и в сфере музыки. Изобретаются многие новые музыкальные инструменты: лютня, гитара, виола, скрипка, клавесин, пианино и др., что значительно расширило возможности композиторов, исполнителей и круг слушателей. Музыка вышла на волю и свобода выражения чувств, эмоций, мыслей стала доступной широкому кругу любителей и профессионалов.

В конце XVII – начале XVIII в. в музыкальном мире возникает крупнейшая фигура – И. С. Бах (1685 – 1750). Пожалуй, он был единственным гением того времени, ведь его творчество отразило произошедшие революционные перемены в мире географии, в науке, экономике, политике, духовной и материальной культуре европейского общества в целом за период XV – XVII вв. Поэтому его музыка стала понятной лишь в XIX и начале XX в. Музыковеды дают оценку его творчеству с точки зрения теории музыки, его новаторству в различных музыкальных жанрах, предвосхищавшему появление новых стилей в музыке и многое другое. Однако характеристика Баха не может быть ограничена лишь с точки зрения музыкознания. Бах – это, прежде всего, мыслитель (подобно Аристотелю), увидевший с высоты своего гения огромный и развивающийся мир природы и человека XV – XVII вв., сумевший обобщить происходившие в обществе изменения, показать как малое, так и большое, частное и общественное, драму и трагедию, великое и незначительное, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое. Изучив все музыкальные жанры и стили европейской музыки, Бах в понимании окружающей действительности смог подняться на вершины XIX – XX вв. Он своими произведениями обобщил происходившие перемены и дал им оценку как философ-мыслитель в форме эстетических представлений о гармонии звуков. В органной музыке великий композитор сумел выразить свое отношение к войнам и революциям, к жизни и смерти, единству и борьбе противоположностей. Поэтому в его мировоззрении преобладает понимание беспредельной красоты и радости жизни, ее многообразия и разнообразия с ее грандиозными масштабами и переменами. Его произведения заставляют задуматься о многих проблемах жизни, о сущности человека, о его бытии, о прошлом, настоящем и будущем и до сих пор привлекают внимание людей.

Без понимания музыки Баха как вида диалектического искусства, отражающего социальные явления и влияющего на социальные процессы, невозможно понять диалектику связей между экономикой, политикой, философией, правом и музыкой. До сих пор язык музыки Баха остается привлекательным и для теоретиков, и для исполнителей, и для слушателей.

Выводы и обобщения

Таким образом, мы попытались раскрыть, что история права тесно связана с историей художественной культуры, испытывает ее влияние и воздействие и, в свою очередь право активно оказывает влияние на развитие общей культуры общества. Более того, как мы уже выяснили, право в древности относилось и воспринималось как один из видов искусства, сочетавшееся с музыкой и поэзией. И сегодня еще видны следы сохранения этой устойчивой традиции, в форме сочинений государственных гимнов, которые исполняются в особо торжественных случаях и носят всеобщий и обязательный характер.

В начале нашей эры право стало уже пониматься как система знаний регулирующих общественные отношения. И это знаменует новый подход к сущности права, которое получает свое признание в новых социально-экономических условиях, зарождавшихся феодальных отношений.

В средние века феодальное государство, с его сословным делением, с правами и привилегиями дворянства и духовенства, отказывается от какой-либо возможности влияния художественной культуры на право. Обстоятельства стали складываться таким образом, что феодальная раздробленность, направила развитие права по пути партикуляризма, что привело к противоречиям и столкновениям различных правовых систем, и систем правосудия в пределах даже одного государства.

Становление феодально-экономической формации и христианской религии изменило сознание средневекового человека. С момента признания христианства государственной религией (начало VI в. н. э.) начинается борьба с язычеством. Выкорчевывается представление о мире как едином космосе (бытовавшем у всех народов). В мрачную эпоху Средневековья европейцы вернулись к примитивным представлениям о мире. Духовный мир человека утратил чувство прекрасного, а сам человек, переставший быть частью Космоса, Вселенной потерял творческую сущность, ценность и превратился в простое, примитивное орудие выполнения божественной, государственной и господской воли.

Инквизиция методично вытравливает в человеке художественное видение мира, он перестает размышлять о сущности природы вещей. Само же право из «искусства доброго и справедливого» превращается в инструмент подавления, принуждения и устрашения. Абсолютная монархия признала государственное право основной отраслью, а закон главным инструментом подавления сопротивления народных масс.

Однако в конце XV – начале XVI века, средние века, неожиданно, разрешились духовной революцией названной «Эпохой Возрождения», когда поэты, художники, музыканты, философы, правоведы возрождают сущность природы человека, с его неотъемлемым правом на свободу, честь и достоинство и ставят его в центре мироздания, породив движение гуманистов и просветителей. Эти движения сформировали новую идеологию по переустройству общественного и государственного строя, провозгласив идеи свободы, равенства и братства, под лозунгом которых и свершились буржуазные революции XVIII в.

Провозгласив права и свободы человека и гражданина, буржуазные революции одновременно признали закон единственным источником права. И между правом и законом стали ставить знак равенства. Австрийский юрист Г. Кельзен, родоначальник нормативистской школы права, провозгласил идею «чистой теории права». В изучении права он исключал экономическую, политическую, идеологическую, моральную и духовную оценки, что являлось одной из ошибочных сторон теории позитивного права, по инерции продолжавшей обосновывать представления о центральной роли государственного права.

Идея правового государства, признанная Конституцией Российской Федерации в ст. 2, является новым ориентиром: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение выдвигает необходимость поисков новых путей установления взаимоотношений личности, коллектива, государства и общества. В этих условиях правосознание человека и общества в значительной степени зависит от уровня развития художественной культуры, формирующей общественное мнение и мораль общества.

Раскрывая понятие права, его природу, сущность, признаки и функции, студент должен иметь представление о праве как об одной из великих духовных ценностей созданных человечеством, впитавшей в себя нравственную сторону культуры в целом, ее мораль, сформировав правовую культуру общества.

В Афинском государстве закон оценивался не только с формальной точки зрения, но и наполнялся нравственным содержанием. Закон выступал защитником общественных интересов, а через это – защитником каждого индивида. В речи Демосфена «Против Мидия о пощечине» оратор обращается к гражданам с призывом: «Законы надо защищать точно так же, как защищает себя от несправедливости любой человек, и ущерб, нанесенный законам, следует считать ущербом для всего общества. Ничто не должно спасать от наказания нарушителя законов» (Демосфен. Речи. Памятники исторической мысли, М., 1994 с.130)

Оратор не противопоставляет законы интересам общества и индивида, напротив, он подчеркивает эту связь и зависимость и видит в ней залог благосостояния общества. Одна голая формальность в законе («чистое право») может привести к совершенно обратному результату – бесправию, что было подмечено римскими юристами: «Summum ius summa iniuria» (Высшая законность – высшая несправедливость. Цицерон).

Существующие проблемы права показывают многогранную сложность и глубину правовой материи, которая может быть использована как на добро, так и во зло.

Новая дисциплина «Право и история художественной культуры» имеет свое целью придать мировоззрению юриста более широкое и глубокое понимание особенностей права, в значительной степени влияющего на выбор путей и общего хода правового развития общества.

Рассматриваемая нами дисциплина «Право и история художественной культуры» представляется нетрадиционным подходом к пониманию права как социального явления, имеющего важнейшее значение для правового бытия человека и социальной организации общества, его культуры в целом.

Представляемая дисциплина «Право и история художественной культуры» вбирает в себя важнейшую проблему юридической науки –познания права с точки зрения искусствознания, художественной культуры, наполняя ее большим содержанием и значением.

На сегодняшний день имеется всего несколько работ этого направления: Голиков И. Т. Суд и законность в художественной литературе - М., 1959; Алексеев А. И. Искание правды. - М., 1980, «Юридическая действительность в изобразительном искусстве. - М., 2007; Прокурова Н. С. Вопросы судопроизводства и психологии в творчестве Ф. М. Достоевского. - М., 1991; Вопросы судопроизводства в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. - М., 1996; Не сотвори зла. К проблеме преступления в русской художественной литературе и публицистике. - М., 2001; Лафитский В. Н. Поэзия права (страницы правотворчества от древности до наших дней. - М., 2003; и Кияновой О. Н. Юриспруденция в произведениях русской живописи. - М., 2006. Это лишь начальные шаги, связывающие художественную культуру и право.

Данные авторы первыми попытались выйти за рамки традиционных представлений в понимании права. Они предложили взгляд на природу права с позиций художественной культуры и отдельных видов искусства, понимая, что право, являясь частью духовной культуры общества, не могло бы развиваться без определенного влияния на него других сторон духовной культуры, и в частности – культуры художественной.

Именно с правовой точки зрения мы и будем рассматривать процессы исторического развития художественной культуры, развития ее основных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и художественной литературы, отражавших прямо или косвенно отдельные институты, явления и события в истории государства, права и правосудия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите об искусстве и праве в первобытном обществе.

2. Раскройте сущность художественной культуры как формы идеологии.

3. Как соотносятся производственные отношения и эстетическое восприятие мира?

4. Раскройте сущность права как система общеобязательных норм.

5. Каковы виды художественной культуры?

6. Расскажите о взаимосвязях сферы художественной культуры и права.

7. Поэзия, музыка и право: каковы точки их соприкосновения?

8. Расскажите об эпохе Возрождения как духовной революции Средневековья.

9. Выявите сущность социальных революций и их влияния на общественное развитие.

 








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1222;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.