Особенности природы права и художественной культуры
Переходя от общего, необходимо выяснить особенности природы права и художественной культуры (искусства).
В одном из замечательных памятников права – Дигестах Юстиниана, классический юрист Домиций Ульпиан, рассматривая проблему природы права, писал: «Право получило свое название от слов «справедливость», ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть искусство доброго и справедливого» (Д. I. I.§ 1 Ulp.). В этом высказывании юридическая мысль оказалась близка к истине. Цельс отождествляет сферу права с искусством. Право он относит к одному из видов искусств, сферы художественной культуры. Император Юстиниан развивает эту мысль «…уподобляя семь разделов Дигест семи планетам Солнечной системы, восхождение которых на небосводе наблюдали и древние астрологи. При описании одной из семи частей Дигест (Consta Tanta, 7) он использует глагол exoriri (подниматься над небосклоном). Вообще он стремится представить свои Дигесты именно как «музыку сфер» и «само совершенство» (Дигесты Юстиниана. М., 2002 с.14)
Юстиниан, говоря о Дигестах использует понятие «совершенство», как меру прекрасного в правовой науке, справедливо отождествляя право с искусством, подчеркивая тем самым высокий уровень мастерства, сформулированных правовых норм. В этом представлении Юстиниана и заключается поэзия в праве.
Древние греки считали музыку самым совершенным выражением порядка. Когда звуки согласованы между собою, они звучат прекрасно и совершенно, когда же в них нет согласованности, гармония и совершенство погибают. Наблюдая мерное круговое движение небесных светил, греки верили, будто они-то и издают дивно гармоничные звуки, «гармонию сфер», а мы не слышим ее лишь потому, что с младенчества к ней привыкли. И наоборот, там, где возникает музыка, все вокруг из беспорядка приходит в порядок. (М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция. М., 1995 с. 83). Музыка, создавая зримые образы стройностью и упорядоченностью звуков, оказывает глубокое воздействие на внутреннее состояние человека, его духовное просветление, на стройность его мышления и способствует укреплению норм поведения в интересах общественного порядка.
Древнегреческие мыслители, объясняя идею «гармонии сфер», исходили из убеждения, что все явления окружающей природы, макро- и микрокосмоса управляются одними и теми же законами. Первоначально во всем мире существовал Хаос. Затем муза астрономии Урания, привела космос в порядок, и он стал строен, совершенен, подобно гармонично согласованным звукам. После этого действия подобный порядок был установлен и на Земле, и за порядком в обществе стала следить богиня правопорядка – Фемида (гр. фемис – обычай). Действие одних и тех же законов и на Земле, и в космосе приводило к мысли о единстве и целостности мира. Поэтому всякое движение тел создает звучание и на земле и в космосе. Царство же Аида, напротив, по их представлениям не могло быть звучащим, там нет движения, а следовательно, нет и звучания. Согласно древнегреческой мифологии, бог сна Гипнос передвигается бесшумно, бесшумны и сновидения. Неслышно приходит и бог смерти Танат. Пес Кербер, которого укротил Геракл, не издает лая, пугая всех лишь своим страшным видом.
Если тела при движении издают звучание, то звук должен возникать во всякой среде. Значит, движение планет так же издает звучание, образуя систему конкретных музыкальных интервалов. Следовательно, нужно допустить, что весь космос наполнен звучанием – «гармонией сфер» (Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб., 1995, «АЛЕТЕЙЯ», с. 29).
Однако, как звучала музыка космоса, никто не слышал. О первом объяснении данного феномена уже говорилось и оно не совсем убедительное. Другое объяснение дал Цицерон: «Но звук, создающийся необычайно быстрым круговращением всего мира, столь силен, что человеческое ухо не может его воспринимать» (Цицерон. Диалоги (о государстве). - М., «Наука», 1966, с. 85)
С точки зрения современной науки инфразвуки и ультразвуки человеческое ухо действительно не воспринимает. Цицерон высказал удивительную догадку, что человеческое ухо не способно воспринимать столь сильную частоту звуков.
Таким образом, античная наука смогла все же дать объяснение идее «гармонии сфер» и методам, оправдывающим ее существование. Законы мира едины, и состоят из единства и борьбы противоположностей, которые и образуют внутреннюю гармонию вещей. И когда Юстиниан говорит о Дигестах как «гармонии сфер», он имел в виду не простое совпадение семи разделов Дигест с количеством семи планет Солнечной системы, а о гармонии внутреннего строения и содержания Дигест. Их нормы отражали общую закономерность развития общества – единство и борьбу противоположностей, которая проявляется и в космосе, и на земле, и в обществе. В этом и заключается сущность идеи «гармонии сфер», высказанной Юстинианом. Поэтому правовые нормы Дигест – само совершенство, так как они соответствуют гармонии развития реальной действительности, единства и борьбы противоположностей в общественных отношениях.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 716;