Поэтический век права и музыка
Выше мы говорили, что, если правовые нормы соответствуют реальной действительности, успевают за происходящими изменениями общественного развития и объективно их отражают, тогда право достигает высшей степени совершенства – «гармонии сфер». Что и подтверждает высказанное Цельсом определение – «право есть искусство доброго и справедливого».
Данное положение раскрывает одну из существенных сторон природы права, как вида искусства. Вся последующая, более чем тысячелетняя история развития права лишь подтверждает высказанное Юстинианом мнение о совершенстве Дигест, которые и сегодня являются одним из важнейших источников современной романо-германской правовой семьи.
Наконец, связь истории права и истории художественной культуры заключается еще в одном феномене процесса эволюции права, когда правовые нормы излагались в стихотворной форме как разновидность искусства. Музыка, поэзия и право выступали в единстве, выражая общие для них идеи – свободы, равенства, справедливости, гармонии и красоты.
Поэзия, музыка и право имеют единые корни. Мудрость древних заключала в себе божественное откровение – истину. Она излагалась в строго подобранных словах, фразах и ритме, приобретая форму стиха. В Древней Индии, например, существовало великое множество стихов юридического содержания. Древнеиндийская литература – смрити – запоминаемое, т.е. передаваемое по памяти, традиционное, восходящее к отдельным авторитетам, именами которых и назывались правовые трактаты: Апастамба, Гаутама, Баутхаяна, Васиштхи, Ману-смрити, Нарада-смрити и др. Ману-смрити, или Законы Ману, состояли из 2685 шлок (стихов), Нарада-смрити – из 870 шлок. Эти дхармашастры были призваны указать, какое поведение правильное, а какое – ложное. Таким образом, стихотворная форма права становится ведущей во всей практике развития древнеиндусского права. Стихотворный размер строфы, ритм стиха, привело к необходимости использовать музыку, чтобы усилить звучание слова, его воздействие на сознание человека и способствовать более легкому запоминанию передаваемой истины. Стихотворная форма, сопровождаемая музыкой, сыграла важную роль в установлении определенных правил поведения людей, носивших в ту пору еще рекомендательный характер. На ранних стадиях развития права поэзия и музыка становятся основными элементами законотворческой деятельности.
И сегодня государства активно используют музыку в форме государственных гимнов как одну из возможностей подчеркнуть свою самостоятельность и суверенность. При приеме официальных лиц обязательным является проигрывание государственных гимнов принимающей и принимаемой стороны. В торжественные минуты демонстрация вооруженных сил всегда сопровождается специальной военной музыкой. С древнейших времен музыка имела и практическое применение. В Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. во время кровопролитного сражения Мокшанского полка на сопках Маньчжурии, когда на двенадцатые сутки боя сомкнулось кольцо окружения, иссякли силы и боеприпасы, грянул полковой оркестр. Военные марши следовали один за другим. Японцы дрогнули – и в финале прозвучало русское «Ура!». Музыканты, сыгравшие решающую роль в сражении, были награждены орденами и медалями за отвагу. Имя капельмейстера Ильи Александровича Шатрова узнала вся Россия. Вальс «На сопках Маньчжурии» и сегодня часто исполняется. Законодатели под музыкальные звуки принимали законы в священных местах
В монографии «Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней» В.И. Лафитского выделен отдельный этап, в истории эволюции права – «поэтический век права». Автор приводит факты того, что на первом этапе своего развития право и по форме, и по существу действовало как вид поэзии. Причем в Древней Греции считалось, что поэты были одновременно и композиторами. Слово «кифаред» состояло из двух слов – кифара (музыкальный инструмент) и оде – песня (стихи). Кифареды распевали свои стихи под аккомпанемент кифары.
Жизнь древних эллинов имела одну отличительную особенность, они во всем вели между собой как бы состязание, которое сопровождалось музыкой. Поэтому занятия музыкой считалось отличительной чертой свободного человека. Греки верили, что музыка не только излечивает тело и душу, но и исцеляет от недугов общество.
Величайшему музыканту Древней Греции – Терпандру, приписывается введение в музыкальную практику жанра, получившего название «ном», которое буквально означает «закон». В псевдо-аристотелевских «Проблемах» есть один параграф (XIX, 28), который дает основание еще больше приоткрыть завесу над интересующей нас загадкой: «Почему то, что поют, называют номами? Потому что, прежде чем (люди) научились грамоте, они пели свои законы, чтобы не забыть (их), как еще (сейчас) обычно бывает у (скифского племени) аготирсов. И поэтому позднее (люди) дали песням кифаредов то же самое название, которое (носили их) первые (песни-законы). (Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. - С.-Пб., 1995, с. 209).
По преданию, именно Терпандр стал наследником лиры Орфея (Терпандр жил на острове Лесбос, куда волны прибили лиру Орфея). В связи с этим сообщается, что он, Терпандр, сумел предотвратить гражданскую смуту в Спарте. Можно предположить, что установление нового жанра в музыке под названием «ном» есть ни что иное, как написание законов под музыкальное сопровождение, определенного ритма и размера музыкальных интервалов. И сегодня люди разных стран поют государственные гимны в особо торжественных случаях. Государства поставили музыку на службу для достижения определенных политических целей, и музыка стала выполнять функции, установленные для нее государством.
Другой знаменитый музыкант – Фалет, живший на острове Крит, был одновременно и поэтом, и законодателем. Законы свои он облекал в форму песен. Например, Плутарх сообщает, будто бы Фалет своей музыкой помог укрепить законы спартанского царя Ликурга. Слова песен Фалета призывали к послушанию и единомыслию посредством мелодий и ритмов, обладающих умиротворяющим действием. Царь Крита Минос излагал законы в поэтической форме. Законодатель Солон планировал издать свои законы в виде поэмы. «Я сочетал с законом принуждение», писал он. В поэтической форме писали законы Пифагор, Залевк, Харонд, библейский пророк Моисей. Законы Ману написаны стихами.
В Древней Греции музыка и поэзия были частью научного познания и религиозного видения мира. Мудрость была неразрывно связана с художественным творчеством, вот почему в одном человеке соединялся мудрец, поэт, жрец, философ, музыкант и законодатель. Неслучайно писал Гесиод:
«Голосами прелестными Музы
Песни поют о законах, которые всем управляют».
Необходимость изложения права в поэтической форме объяснялась тем, что в древности законы принимались в священных местах, где народ приносил им свою присягу верности. Это действо сопровождалось строго установленным обрядом, в обязательном сопровождении музыки, придававшей обряду ритмичность, художественную образность, стройность и торжественность момента. В звучащих речах преобладала точность в выражениях мысли, нахождение строго установленных слов и фразеологических конструкций, требовавших определенного ритма и интервалов их изложения – таковы секреты лучших образцов права поэтического века. Впрочем, сила древнего права была обусловлена не только достижениями художественной культуры, но и высокими целями – справедливости, меры и воздаяния по заслугам.
Таким образом, природа возникновения права была тесно связана со священными местами, музыкой и стихотворной ритмичностью речи. Причем музыка, являясь одним из волнующих искусств, обладала гипнотическим воздействием на человека, а поэзия наделялась сокровенной мудростью, доступной тем немногим, мудрецам, кто обладал способностью предвидеть будущее. Такими качествами обладали многие законодатели: Хаммурапи, Нума Помпилий, Залевк, Харонд, Солон, Периандр, Юстиниан. Сочетания музыки и поэзии активно использовалось государством для воздействия на общественное сознание и сознание человека в целях формирования устойчивого общественного правопорядка.
Право, как и искусство, ведет человека к совершенству, к гармонии не только с самим с собой, но и к гармонии с обществом, и в этом смысле право понимается как искусство «доброго и справедливого».
Художественная культура повлияла на формирование и становление таких понятий, как гармония, совершенство, справедливость, закон, общественный порядок, порок, преступление, наказание, мера, возмездие, правосудие и т.д. Вместе с тем, и право наряду с художественной культурой, привнесло в сущность этих понятий важнейшие элементы гуманизации общества и цивилизованности в общественных отношениях; они, например, придали понятию справедливости универсальный характер. Справедливость стала включать в себя понятия соразмерности, равенства, упорядоченности, пропорциональности, достижения высшей степени совершенства – гармонии, как чего-то прекрасного, относящегося к категории эстетической и социально-правовой ценности. Поэтому совершенно неслучайно понятия справедливости и равенства, совершенства и прекрасного имеют общую природу, взаимосвязаны между собою и проходят через всю историю человечества как высшие ценности художественной культуры, права и цивилизации в целом, которые остаются духовными ориентирами и в современном обществе.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 955;