Классификация музыкальной культуры
Музыкальная культура может быть классифицирована по различным признакам и типу содержания: музыка эпическая, драматическая, героическая, трагическая, лирическая, юмористическая; по исполнительскому назначению: вокальная, инструментальная, сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная; по синтезу с другими видами искусств: музыка театральная, хореографическая, программная, инструментальная, мелодрама, вокальная со словами; по жизненным функциям: прикладная, военная, сигнальная, развлекательная; по условиям звучания: для слушателя в специальной обстановке, для массового исполнения и для слушания в обычной жизненной обстановке (обиходная).
Однако с изменением общественно-исторической обстановки, условий социальной среды меняются и жанры музыки. Одни трансформируются, другие исчезают, уступая место новым. Жанр – это вид музыкальных произведений.
Данная выше классификация музыки раскрывает ее разное социальное назначение и функции, связанные с различными видами человеческой деятельности – материальной, познавательной, коммуникативной, оценочной, духовного воспитания человека, его нравственных качеств, эстетических вкусов и идеалов, стимулирования творческих способностей во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальные функции музыки, образуя систему, могут меняться в зависимости от общественно-исторических условий и факторов.
Многие из музыкальных жанров возникали тогда, когда музыка еще не отделилась от смежных видов искусств (поэзии и хореографии), находивших применение в трудовых процессах, обрядах и ритуальных действиях (хороводы, триумфальные шествия, заклинания). В период разложения первобытнообщинного строя художественная деятельность отделяется от практической, и тогда возникают различные виды искусств. В мифах разных народов зафиксировано представление о музыке как о силе, способной влиять на природу, укрощать диких зверей, исцелять человека и общество от болезней. К примеру, пение и игра на лире легендарного Орфея успокаивала природу, укрощала диких зверей, смягчала нравы варварских племен.
С появлением новых экономических отношений, все более глубокого разделения труда и дифференциации общества, возникновением классов происходит разделение художественной культуры на профессиональную и самодеятельную. Возникает фольклор, складываются характерные черты музыки рабовладельческой и феодальной формаций.
С открытием новых земель в XV – XVI вв. феодальная музыкальная культура начинает перерождаться в буржуазную. Эпоха Возрождения, идеи гуманистов вызвали к жизни светское искусство, и музыка стала освобождаться от практического ее назначения. На первый план выдвигаются эстетические, познавательные и воспитательные функции. Появляются новые музыкальные инструменты, позволяющие ярко раскрыть внутренний мир человека и окружающую его действительность. В музыке выделяются индивидуальные начала, она освобождается от церковных канонических установлений. Восприятие как вид музыкальной деятельности отделяется от творчества и исполнительства и формируется новый субъект музыкальной культуры – публика.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1279;