Классическая музыкальная культура Индии: искусство раги

Термин рага (он – мужского рода) для обозначения рода музыки впервые появляется в трактатах Бхараты «Натьяшастра» и Матанги «Бриххаддеши» (V–IX вв.). На этом основании Ч. Дэва относит формирование раги к V в. н.э. В то же время большинство музыковедов считает, что в том виде, в каком рага нам известна, она сформировалась в XVII в.

Происхождение раги мифологизировано. К. Закс приводит легенду: «Пять больших раг вышли из пяти голов Шивы Махадевы, а шестая произошла от Парвати – его супруги. Каждая из шести раг имеет пять жен или рагинь и восемь сыновей или путра с восемью невестками, или бария. Общее количество раг будет, таким образом, равно 132».

Функционирование раг ритуализовано. Существуют раги и рагини, различающиеся по музыкальному материалу и инструментарию. Исполнение обусловлено временем (сезоны и время суток). Суточный ритм – три восьмичасовых отрезка (пахар или прахар).

В ранних трактатах рага – категория эмоциональная; употребляется в нескольких значениях: 1) цвет, оттенок; 2) желание, страсть, стремление, любовь, печаль, страдания, боль, зависть, злоба, жадность; 3) тон, мотив, песня. Эмоциональные оттенки относятся к специфическому характеру исполнения звуков (свар) с их ладовыми особенностями и окраской.

В индийской философии разработано понятие раса, т.е. эмоциональное воздействие музыки на человека.

Со времен термин рага стал обозначать жанр или род музыкальной композиции.

Искусство раги, прежде всего, искусство мелодической импровизации, осуществляемой в фиксированных границах лада и заданных ритмических формул.

Существует две традиции – карнатаки (карнатская – южноиндийская исконная) и хиндустани (североиндийская, сформировавшаяся под влиянием азиатской культуры, ислама и характерной для мусульманской традиции формой макама, не ранее XIII в.). Здесь существенно изменяется стиль мелодики, складывается новая манера пения кхайяль (кхейял) и неравномерно темперированный звукоряд (12 тонов), сходный с макамным. Лютневые инструменты преобладают над арфообразными. В северной традиции сформировались инструментальные пьесы гат, вюжной – инструменты, по традиции, сопровождают пение.

Инструмент называют вадья, добавляя к нему характеристику источника звука: тата вадья – струнные, сушира вадья – духовые, авандха вадья – барабаны, тхана вадья – колокольчики, тарелки

Нотное письмо (сварлипи) фиксирует тембр и ритм ударных инструментов (тала). Октавный объем делится на 22 шрути (минимальный интервал). Из шрути формируются звукоряд – тхат –5–7 звуков. Лад – джати –средствами повышения и понижения звуков способен внушать то или иное настроение. Два звука основных – вади (главный) самвади (подчиненный) – вокруг них происходит развитие. Кроме того, они звучат на тампуре в виде бурдона. Подобно макамному ладу, звукоряд различается в восходящем (арох) и нисходящем (аврох) направлениях. Группы звуков образуют интонационные структуры пакар (типа попевок). В южной карнатской традиции шрути, в северной, где очевидно влияние макама, звукоряд 12 ступенный неравномерно темперированный.

Каждая рага имеет талтала (циклическая организация единиц музыкального времени, с установленными секциями), характерный для сопровождения на табла или мридангаме (барабаны разной формы). Временная единица, равная приблизительно одной секунде называется лагу (q). Остальные единицы соизмеримы и кратны: лагу делится на две друта (e), друта на две анудрута (x). Гуру °, плута °. Есть система обозначений. Своеобразие ритмическим рисункам придает координация временных отношений (долгот) и акцентов. В восьми и семивременном периоде акцентируется первая, пятая и седьмая доля, в пяти временном – первая и пятая. В северной традиции ритмические периоды более протяженные из 12–16 единиц. Соответственно акценты распределяются иначе. Эк тала из 12 ритмических единиц для отсчета сольфеджируется: дхине дхине / дхаги трика / ту на / кат та / дхине трика/ дхине на. Слоги закреплены за приемами удара по мембране (мнемонически).

Несмотря на сходство с макамом, существенное отличие раги в том значении, которое в индийской музыке придается звуку. В философии есть учение о звуке (нада или дхвана). Звук рассматривался с точки зрения эстетических категорий, наделялся магическими функциями, признавался основополагающей силой при возникновении вселенной, отождествлялся с сознанием и основой мира.

В связи с этим особая роль придается различным оттенкам звучания, украшению звука (аламкара и гамака). Аламкара – несколько звуков украшающих попевку. Все аламкара классифицированы, назначение их определено в музыкальных трактатах. Гамака относятся лишь к одному звуку; они определяют его качество – качающийся, дрожащий, вьющийся, напряженный, тягучий, трелеобразный, колышущийся и т.п. Существует множество приемов изменения звучания посредством использования различных приемов звукоизвлечения и украшения. Колорированная мелодия называется танам.

Три стиля пения: Дхрупад – минимально украшенный, тхумри, отличающийся расцвечиванием звука пассажами, кхиял – самый изощренный, блестящий, технически сложный.

Композиция раги состоит из двух разделов. Первый – начало алап или алапа (разговор, беседа) исполняется певцом (певицей) или на вине, ситаре, саранги, дильрубе, сароде, баксурги, в сопровождении тампура (тампуры). Певец вокализирует, используя набор фонем и слогов – «а», «та», «на», «ри», «нарэ», «нэнэри». Излагается импровизационный материал, обращенный к слушателю (интонационные реплики).

Второй раздел – чиза или крити (в южноиндийской) начинается игрой на табла или мридангаме определенный ритм (тала), более живой темп. Этот раздел имеет несколько частей – стхайи, антра, санчари, абхот. Идет завоевание регистра, варьирование основной интонационной группы (пакар). Возникает полиритмия (мелодическое развитие и ритм ударных). Части произведения могут иметь в основе один материал. Категория «тан» – растяжение – так называется развитие, можно расширять, а можно сокращать число частей. Как показали исследования В. С. Виноградова, части редко соразмерны, чаще они соотносятся в пропорции 2:3.

 

Литература

1. Виноградов, В. С. Индийская рага. – М.: Сов. Композитор, 1976.

2. Дева Б., Чайтанья. Индийская музыка. – М.: Музыка, 1980.

3. Музыкальная эстетика Востока. – М.: Музыка, 1969.

4. Менон Р. Рагхава. Звуки индийской музыки. Путь к раге. – М.: Музыка, 1982.

5. Морозова Т. Е. Рага в музыке Хиндустани. Современный период. – М.: Изд-во ИКАР, 2003. – 444 с.

6. Черкасова, Н. Л. Рага и ее место в индийской музыкальной культуре. – М.: ГИИ, 1993.

7. Шанкар Р. Унаследованное мною // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 4. – М.: Музыка, 1984.

Звукозаписи

CD – 133 Классические индийские раги.

CD – 859 Ravi Shankar, Ali Akbar Khan.

Терминология раги

 

Аламкара – несколько звуков украшающих попевку.

Алап, алапа – начальный раздел раги (разговор, беседа).

Арох – звукоряд в восходящем движении

Аврох – звукоряд в нисходящем движении

Вади – главный опорный звук, исполняемый на тампуре. См. Самвади.

Вадья – музыкальный инструмент.

Гамака приемы исполнения звука, определяющие его качество – качающийся, дрожащий, вьющийся, напряженный, тягучий, трелеобразный, колышущийся и т. п

Гат – вторая часть раги североиндийской традиции [Виноградов]

Карнатаки – южная традиция раги

Крити или чиза – второй раздел раги (в карнатской традиции)

Кхайяль (кхейял) – тип композиции и стиль пения в рагах хиндустани.

Лагу – основная ритмическая единица (q).

Лайя – темп, принцип темпового развития раги

Пакар – интонационная группа (попевка)

Рага – исходная мелодическая идея, в которой заложены потенции импровизационного развития.

Раса – особая эмоция, сопровождающая восприятие произведения искусства, сущность переживания не связанного с вовлечением личности (наблюдение).

Самвади – подчиненный опорный звук, воспроизводимый вместе с вади на тампуре.

Свара – тон, ментальное качество тонового интервала (не звук в метафизическом смысле).

Сварлипи – нотация

Тампура – струнный щипковый инструмент, исполняющий в раге, в основном, бурдон. Основной носитель «бесконечного и безначального» в древнеиндийской концепции звука, космогоническое начало (рождает тоны композиции).

Тала (тал) – ритм; временной цикл с определенной структурой, ритмическая формула (паттерн).

Танам – колорированная мелодия.

Тхат – звукоряд

Хиндустани – северная традиция раги

Шрути – минимальный интервал звукоряда южноиндийской раги (22 в октаве).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ст. 463, "Гражданский кодекс Российской Федерации | Разработка производственной программы.




Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1775;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.