Государственный строй и военная организация Золотой Орды
Государственный механизм Золотой Орды обеспечивал как эксплуатацию своих трудящихся, так и ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением террористического режима, при котором подчинение младших было безусловным.
Деспотическая власть в государстве принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой его ближайший родственник. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами и убийствами претендентов.
Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Он был верховным судьей, а его воля считалась законом.
В Золотой Орде существовал и коллегиальный орган курултай – съезд монголо-татарской знати, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и некоторые другие феодалы. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решения на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.
В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце ХIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, однако четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.
К высшим должностным лицам относился, прежде всего, визирь (везир) – номинальный глава правительства, в ведении которого находились диваны, ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников. В числе высших должностных лиц были также четыре улусных эмира (управителя).
Военное управление находилось в руках бекляри-бека, который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Он назывался старшим эмиром при хане. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи и ее доставкой и распределением по указанию хана и высших должностных лиц.
Органы управления на местах находились в руках феодальной знати. Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, наиболее авторитетные нойоны, часто называвшиеся эмирами. В отдельные области, города, поселения назначались баскаки (сборщики дани), даруги, тысячники, сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повинностей (поставке лошадей, перевозочных средств, расквартированию войск и т.д.).
Золотая Орда управляла покоренными народами жестко. Например, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация. Баскаки следили за порядком в населенных пунктах, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Орды. Все баскаки подчинялись главному баскаку, находившемуся во Владимире. Принудительным путем были сформированы особые военные отряды под командованием монголо-татар, частью укомплектованные из местного населения. Отряды поступали в распоряжение баскаков. К управлению покоренными народами привлекалась и местная знать.
Военная организация Золотой Орды была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений.
Основу военной мощи Золотой Орды составляла многочисленная конница из монголо-татар и других кочевых народов. Конница делилась на лёгкую и тяжелую. В отдельные периоды своей истории Орда могла выставить 150 и более тысяч конников. Построенная по десятичной системе, подвижная конница могла быстро собираться в указанном месте или мгновенно рассредоточиваться на обширных просторах, перебрасываться из одной местности в другую, совершать внезапные набеги. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и другие сооружения.
Высший командный состав – темники, тысячники – состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Сотниками и десятниками назначались обычно нукеры и представители родоплеменной знати. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Поэтому строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему подразделению и его командиру. За любое ослушание, невыполнение приказа грозила суровая кара, вплоть до смертной казни.
Еще Чингисхан, придавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противнике, организовал разведывательную службу. Ханы Золотой Орды обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о численности и вооружении противника, его командирах, настроениях, распрях среди командного состава. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватив значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведения доставлялись бекляри-беку, визирю и докладывались хану.
Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах того времени, не была отделена от административной. Высшая судебная власть принадлежала хану. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.
Существовал и специальный судебный орган диван-яргу, который возглавлял главный судья. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные (городские) суды во главе с судьей – яргучи (иргучи), рассматривавшие менее тяжкие дела (в основном гражданские).
В процессе исламизации Золотой Орды были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали, главным образом, дела, связанные с нарушением требований Корана: религиозные и брачно-семейные. Стороны, обращавшиеся в суд, должны были платить кадиям и яргучи определенные пошлины и сборы.
У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин – биев.
В первой половине XIII в. русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от Золотой Орды. Отношения вассалитета не закреплялись каким-либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но были вынуждены уплачивать дань (особые подати, составлявшие десятую часть доходов с населения княжества). Только в южных регионах (Киев, Переяславль, Подолия) монголы ввели свое прямое правление.
Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана ярлык (сначала у самого великого хана в Монголии, а затем – в Сарае, столице Золотой Орды). Великие князья Владимиро-Суздальского княжества получали от хана особый ярлык. Получение ханских ярлыков обязательно сопровождалось поднесением богатых подарков.
Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала производить специально уполномоченным даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Время от времени даруги и баскаки производили перепись населения княжеств (в период между 1245 – 1274 гг. она проходила трижды), чтобы полностью обеспечить сбор дани. От уплаты дани была освобождена только русская православная церковь. Кроме того, население должно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые торговые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание), удовлетворять требования Орды, её чиновников.
Сбор дани с Руси в целом с конца XIII в. поручался одному из князей. Так, новгородский князь Александр Невский, получив ярлык на великое княжение, подавил начавшееся в городе восстание против монголов, помог ханским чиновникам провести перепись населения и организовать сбор налогов. Кроме того, Александр принял ханское покровительство в борьбе с агрессией западных рыцарей.
Ослабление власти монгольских ханов на Руси делало русских князей автономными правителями. Вместе с тем, князья были готовы уже в собственных целях использовать ту административную и военную машину, которую создали монголы. Уже не встречая сопротивления ни co стороны вечевой демократии, ни со стороны боярской аристократии, князья старались усилить свою личную и наследственную власть, превратив все сословия в «служилые», а власть – в самодержавную.
Власть монголов подрывалась внутренними усобицами, борьбой за престол, усилением фрондирующей аристократии, трудностями, связанными с управлением огромными улусами и уделами, удаленными от центра империи. Серьезной причиной упадка монгольского евразийского государства стало также свержение в Китае монгольской династии Юань.
Империя постепенно распадалась на автономные части. Только Золотая Орда еще некоторое время сохраняла относительное единство под главенством хана Мамая (с 1370 г.). Первое серьёзное поражение от русских сил Орда получила в 1380 г. в битве на Куликовом поле.
В XV в. политическим центром Орды становится Казань, часть татар обосновалась на среднем Днепре. Значительная часть татарских воинов перешла на службу к Московскому князю. Татарские гарнизоны покинули города центральной Руси и переместились на южные границы русского государства; в районе Средней Оки образовалось вассальное от Москвы удельное татарское ханство со столицей в Касимове.
В середине XV в. реальная власть Золотой Орды распространялась лишь на регион Нижней Волги. На Средней Волге укреплялось Казанское ханство, в Крыму – Крымское ханство. Распад татарского государства усилил позиции Москвы. В 1480 г. Иван III сделал официальное заявление о прекращении платежа дани татарским ханам (которая и так стала чисто символической) и о политической независимости Руси.
Право Золотой Орды
Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана, принятая в 1206 г. («яса» – приказ, закон). Она представляла собой свод законов и уставов, составленный на основе обычного права по распоряжению основателя монгольской империи Чингисхана в качестве назидания его преемникам. Яса состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. К сожалению, она не дошла до нашего времени в подлинном списке и известна лишь в отрывках или в сокращенном изложении. Нет возможности установить первоначальный порядок отделов и статей подлинной Ясы и таким образом судить о размахе правовой мысли ее творцов. Как утверждают специалисты, в позднейшие периоды Яса была дополнена нормами шариата.
Великая Яса Чингисхана заключала в себе постановления и нормы, относящиеся, прежде всего, к уголовному и административному праву. Но в ней содержались также нормы, относящиеся к международному, государственному семейному, наследственному и судебному праву.
Ясой утверждалось, что верховная власть сосредоточена в лице хана, а ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Только монголы составляли государственно-дееспособный народ в империи, но только в период междуцарствия они могли в полной мере осуществлять свои политические права, принимая участие в избрании нового хана.
Уголовному праву посвящено большинство статей Великой Ясы Чингисхана. Основной его задачей являлось обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Яса предписывала: «Любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих; и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти». В целом уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью, что проистекало из самой природы военно-феодального строя, деспотического характера власти хана и его преемников, суровости отношений и низкой общей культуры, присущей скотоводческому обществу, находящемуся в начальной стадии феодализма.
Система преступлений по Ясе включала следующие их виды:
1) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев;
2) преступления против хана и государства;
3) преступления против жизни, свободы и интересов частных лиц.
К первой группе относились: притеснение любой из существующих церквей или духовенства; намеренная ложь (вероятно, лжесвидетельство); оскорбление ритуалов (осквернение воды, пепла); убой скота в нарушение установленного монгольского обычая; прелюбодеяние; содомия и зоофилия.
Во вторую группу входили: злоупотребление властью со стороны военных и гражданских начальников; нарушение крепостного устава; нарушения воинской дисциплины; нарушение Ясы вообще.
Третья группа преступлений включала: преступления против жизни и свободы частных лиц; увод или принятие чужого раба или пленника; конокрадство и увод скота; злостное банкротство.
Система наказаний. Основной целью наказания являлось физическое уничтожение преступника. В качестве дополнительных целей признавались: временное устранение преступника от общества путем тюремного заключения, ссылки или разжалования по службе и устрашение преступника путем телесного наказания или денежного штрафа (пени). Причем ответственность за некоторые виды преступлений распространялась не только на преступника, но и на членов его семьи.
За большинство преступлений назначалась смертная казнь: за измену хану, неповиновение хану, феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток. Смертная казнь полагалась также за убийство (в некоторых случаях), супружескую неверность, скотоложество, подсматривание за поведением других, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел, ложь перед старшими в суде, за третье банкротство и многое другое.
За конокрадство смертная казнь назначалась в случае, если виновный не в состоянии уплатить пеню в десятикратном размере: виновный в краже лошади должен был вернуть не только краденую лошадь, но и отдать сверх того десяток своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он обязан был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего.
Смертная казнь приводилась в исполнение, как правило, публично самыми различными способами: переламывали спины, «резали как овец», удавливали веревкой, привязанной к шее верблюда или лошади, привязывали к лошадям и разрывали на части.
Применялись и другие виды наказаний. Так, к заключению и ссылке приговаривались лица ханской крови за нарушение Ясы. Каждый военачальник подлежал наказанию разжалованием за упущения в его части. Телесному наказанию подлежали воины и охотники за мелкие нарушения воинского или охотничьего устава. Пеня (штраф) налагалась за некоторые убийства: 40 золотых монет за убийство мусульманина, цена осла – за убийство китайца. Штрафом наказывались и преступления против собственности.
Великая Яса Чингисхана включала крепостной устав, в котором все население обязывалось службой государству, каждый занимал свое место в войске и податной системе, и с этого места он не мог уйти (этот принцип в XVI – XVII вв. был заимствован московской властью).
Однако отдельные группы населения были изъяты из общей крепостной и податной повинности: служители церкви (и мусульманской, и православной), ремесленники, врачи, юристы (по соображениям особой ценности для государства). Изъятие осуществлялось на основе ханских ярлыков, которые должны были возобновляться при каждой смене власти в Золотой Орде.
Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягостей. Равенство в труде требует равенства в пище, поэтому Яса воспрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого.
Одним из основных разделов Ясы являлся воинский устав. Устанавливалось, что:
а) военная подготовка (упражнение в бое саблями и копьями, стрельба из лука) есть обязанность каждого монгола;
б) армия должна быть организована единообразно, по десятичной системе; категорически запрещается самовольный переход из одной части в другую;
в) в случае мобилизации воины должны являться в полном снаряжении, с комплектом оружия и рабочих инструментов; если мужчина уклоняется от повинности, его заменяет жена или другая женщина из его рода;
г) дисциплина должна поддерживаться неукоснительно: за каждое упущение положено взыскание; каждый военачальник должен беспрекословно подчиняться приказу хана, будь то приказ о смертной казни его самого;
д) работу в армии между людьми необходимо распределять справедливо.
Основной задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле хана или, при отказе их от подчинения, путем войны.
Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям – основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. Владельцы поместий должны были нести вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.
В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным, поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Однако юрт (дом) отходил младшему сыну, который и, женившись, продолжал жить с родителями. Остальное имущество делилось в равных долях между всеми сыновьями. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.
Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Дети, рожденные от наложниц (рабынь) считались законными и получали по распоряжению отца долю в наследстве. В ссылке на распоряжении отца можно видеть уже начало наследования по завещанию, выдвигавшегося на место простого распределения имущества согласно нормам обычного права.
Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некотором преимуществе сыновей от старших жен и законных жен у мусульман.
Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого явилось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупал невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданное. Размер выкупа и приданного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей жениха и невесты.
О судебном процессе в Золотой Орде имеются весьма скудные сведения. Известно, что в уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В одном из фрагментов Ясы отмечается, что «для силы словесного утверждения требовалось три свидетеля». При наличии письменных документов правила были, вероятно, другие. Очевидно, что судебный процесс носил состязательный характер (допускались поединки, различные испытания). Розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня, т.е. использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.
Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, его должны были увещевать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он и после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали до тех пор, пока он не раскается.
По мысли Чингисхана одобренный им свод законов должен быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Каждый новый хан, правил ли он империей или только своим улусом, должен был начинать царствование подтверждением Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен.
Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законотворчества. Но оно имело лишь вспомогательное значение и было направлено на удовлетворение местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В таком порядке ханы Золотой Орды издавали большое количество устных и письменных распоряжений и предписаний, известных под названием ярлыков. Они были обязательны для всего населения, в том числе для феодальной знати, и подлежали немедленному и беспрекословному исполнению. Среди них можно выделить указы, требовавшие возвращения беглого раба законному собственнику, регламентировавшие работу ямской (почтовой) службы, проведение переписей, установление податных титулов. Однако все ярлыки ссылались на Великую Ясу как основной источник правоспособности ханов.
Монгольское право не оказало прямого влияния на формирование русского законодательства. Однако влияние ордынской системы правления отразилось на некоторых принципах, а также на духе нового Московского права. Так, в русском законодательстве появились черты жестокости (увечащие наказания, коллективная ответственность за преступления), ранее ему несвойственные. В сфере административного, финансового, военного законодательства также было заметно монгольское влияние (понятия «казны», регламентация подушных сборов, переписи населения, ямской службы и т.п.). Но больше всего это влияние проявилось в области государственного управления, усилив в нем черты централизации и авторитарности.
Правовая система, привнесенная Чингисханом и его преемниками, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат являлся примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные правовые системы.
ГЛАВА IV.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 3791;