Русского централизованного государства
Процесс образования централизованного государства на Руси имел свои особенности. Несмотря на большой урон хозяйству, причиненный монголо-татарским нашествием, вследствие чего экономическое развитие Руси было задержано, с конца XIII в. восстанавливалось хозяйство, заново возводились города, расширялась торговля. Борьба с внешними врагами явилась ускоряющим фактором в образовании централизованного государства на Руси.
Создание русского единого государства по времени совпало с образованием великорусской народности, которое на базе экономической, культурной, языковой, территориальной общности ускорило рост национального самосознания, способствующее объединению русских земель. В свою очередь, единое государство способствовало формированию великорусской народности.
Основными экономическими предпосылками образования Русского централизованного государства были рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений и рыночных связей в стране. В силу медленного развития городов, ослабленных в результате монголо-татарского нашествия, основной опорой государства стало дворянство (мелкие и средние феодалы – великокняжеские слуги). Рост дворянского землевладения был также одной из экономических предпосылок централизации.
В крестьянском хозяйстве большое значение имели добывающие промыслы (охота, рыболовство, бортничество). Земледелие в качестве основного занятия крестьян сочеталось с домашними ремеслами.
Трудом непосредственных производителей – крестьян – создавались материальные предпосылки для дальнейшего подъема экономики как условия государственной централизации.
Образование Русского централизованного государства происходило в обстановке нараставшей классовой борьбы в деревне (между зависимым крестьянством и феодалами-землевладельцами) и в городе (между городскими низами, тесно связанными с окрестным сельским населением, и господствующими верхами). Эта борьба, проявлявшаяся в разных формах, ослабляла позиции феодалов и объективно содействовала делу объединения Руси.
Большинство феодалов было заинтересованно в укреплении великокняжеской власти. Создание сильного централизованного государства отвечало также и интересам крестьянства, поскольку княжеская междоусобица, набеги золотоордынских ханов разоряли крестьян, разрушали их хозяйство.
Имелись и другие предпосылки, способствовавшие образованию Русского централизованного государства. В учебной литературе все они, как правило, разделяются на три основные группы.
1. Экономические предпосылки:
- зарождающееся поместное землевладение;
- необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами в целях создания благоприятных условий для развития торговли;
- постепенное разрушение натурального сельского хозяйства;
- углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства;
- необходимость введения единой денежной системы, единых мер и весов в целях обеспечения благоприятных условий для развития торговли;
- рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров.
2. Политические предпосылки:
- сохранение Северно-Восточной Русью, находившейся в податной зависимости от монголо-татар, своей государственности и православия;
- переживание Золотой Ордой с конца XIV в. феодальной раздробленности, приведшей к ее значительному ослаблению;
- дальновидная политика московских князей;
- превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса кафедры митрополита из Владимира в Москву;
- повышение роли Московского княжества как общенационального центра освободительной борьбы.
3. Социальные предпосылки:
- потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладавшей эффективным административным аппаратом и вооруженной силой для подавления народных восстаний;
- потребность слуг вольных и детей боярских в могущественном и богатом князе, раздающем поместья за службу;
- потребность помещиков в закрепощении крестьян;
- потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами.
Важнейшей составной частью процесса формирования единого государства являлись централизация всего государственного аппарата, создание общерусского законодательства, единой системы права. Образование сильного, одного из самых больших государств в Европе, помогло русскому и другим народам Руси освободиться от монголо-татарского владычества, сохранить независимость в последующие периоды своей истории.
Общественный строй
В процессе централизации государства общественный строй включал феодалов, зависимых от них крестьян и различные слои городского населения.
Класс феодалов в период XIV – XV вв. имел довольно сложную структуру. Он формировался теперь не только из московских бояр и дворян, но и из феодалов других княжеств. В ходе присоединения соседних княжеств к Москве их боярство вливалось в состав московского. Когда присоединяли к Московскому государству татар, башкир и другие народы, их феодальную верхушку уравнивали в правах с московскими боярами и дворянами. Структуру этого класса составляли служилые князья, бояре, слуги вольные и дети боярские, а также слуги под дворскими.
Боярин теперь становится чином, который жалуется великим князем лишь самым знатным, богатым и влиятельным феодалам, главным образом, бывшим удельным князьям из Рюриковичей и Гедиминовичей. Бояре «вводятся» в этот чин великим князем и именуются «боярами введенными». Титул боярина, по крайней мере, до второй половины XV в., был наследуемым достоинством известных фамилий, относящихся к феодальной аристократии. Боярство первоначально принадлежало потомкам этих фамилий, без учета отношения их к службе. Но с образованием централизованного государства оно уже жалуется как высший чин государства и дается великим князем за службу. Остальные феодалы возводились в чины окольничих, стольников, чашников, постельничих и другие чины. Бояре и окольничие составляли Боярскую думу.
Начиная с XV в. значительно расширяется слой мелких феодалов – детей боярских и дворян. Бояре, не попавшие в два первых чина, сливались с детьми боярскими, а затем и с дворянами и несли различную военную или административную службу. Жаловались им либо чины думных дворян и думных дьяков, либо недумные чины стольников, дворян московских, ниже которых шли только дворяне городовые. Некоторые из этих средних и мелких феодалов владели землями на вотчинном праве, другие становились условными держателями земель, пожалованных им великим князем, постепенно сближаясь по своему положению с дворянством и сливаясь с ним.
Дворянство составляло основную вооруженную силу великокняжеской (царской) власти и формировалось из средних и мелких землевладельцев (детей боярских, слуг под дворским слуг вольных и др.). Поэтому великие князья стремились обеспечить дворян землей, так как в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян.
Русская церковь и монастыри выступали в то время как крупнейшие землевладельцы-вотчинники. Такие монастыри, как Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, владели десятками тысяч десятин земли в различных уделах, вели значительные торговые операции.
Церковь выступала и как серьезная политическая сила. Русская православная церковь освободилась от влияния византийского патриарха, перестала от него зависеть. Избрание митрополита осуществлялось теперь с одобрения великого князя русским освященным собором.
В отличие от светских феодалов, церковные приходы, епархии и монастыри еще сохраняли свои привилегии, в том числе в области суда (за исключением изъятых из их подсудности дел о душегубстве, разбое и воровстве), их владения были свободны от государственного тягла и службы. Все духовенство относилось либо к белому(приходские священнослужители, настоятели соборов и т.п.), либо к черному(монашествующие). Собственность на землю у черного духовенства принадлежала монастырям, а у белого – церковным организациям. Церковная верхушка формировалась из обеих частей духовенства – белого и черного.
Светские и духовные феодалы обладали рядом общих привилегий: только они могли являться собственниками земли и владеть крестьянами, освобождались от государственного тягла и ряда повинностей, полностью освобождались от ответственности за правонарушения, либо несли ее в меньшем размере, чем непривилегированное население. Кроме того, духовенство находилось под юрисдикцией церковного суда.
Рост городов, ремесленного производства и торговли привел к увеличению численности городского населения и усилению социального дифференциации его состава.
Высшие слои московского купечества включали две корпорации: гостей – «сурожан» (гостинные сотни), ведших торговлю с Югом, и суконщиков (суконные сотни), торговавших с Западом. Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики – сукном. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации «сотни». Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы, владевшие крупным имуществом. Они нередко давали в долг деньги, в том числе и боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством. Виднейшие купцы нередко привлекались к сбору налогов и к работе в приказах. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства. В ряде законодательных актов содержится обязательство великого князя «блюсти» гостей и суконщиков, которые имели привилегию судиться непосредственно у великого князя.
«Черные люди», то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свои организации. Они проявляли нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялись боярам. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или «братчины», «сотни», «ряды» со своими центрами. Среди посадских людей встречались и лица, работавшие по найму: лодочники, грузчики и другие. Например, в Новгороде в 1523 г. существовала «гильдия носильщиков». «Сотни», «братчины», «гильдии» были не только производственными, но и территориальными, а также военными организациями. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. На случай осады городские сотни были расписаны по участкам обороны (стенам и воротам). Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности – «тягло» – в пользу великого князя (царя), и потому называлось тяглым или черным.
С ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения, что привело к созданию в середине XVI в. «земских изб» во главе с выборными земскими старостами и «целовальниками». Земские органы собирали налоги и вели борьбу с «разбойниками, татями, душегубцами». Царская власть стремилась найти в лице посадского населения опору в деле укрепления централизованного государства.
Для обозначения сельского населения, начиная с XIV в., постепенно получает распространение термин «крестьяне» (от «христиане»). Крестьяне делились на две основные категории: чернотяглых (черносошных) и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших вотчинникам и помещикам, а чернотяглые – на остальных землях, принадлежащих непосредственно князю как главе государства. Черносошные крестьяне несли все государственные повинности, совокупность которых составляло тягло.
В XV – первой половине XVI вв. происходит постепенное прикрепление чернотяглых крестьян к земле и усиление закрепощения владельческих крестьян. Прикрепление чернотяглых крестьян к земле происходило в форме закрепления их за определенным уделом – путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощение владельческих крестьян к определенной вотчине или поместью шло путем лишения их возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому, искать лучшее место. От крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы – дворяне, которые стремились к принятию соответствующих мер правового принуждения. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами стали прикреплять к землевладельцам некоторые группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы – крестьяне, издавна жившие на земле того или иного феодала, тесно связанные с данным владением в хозяйственном отношении и несшие в пользу своего хозяина обычные феодальные повинности, а также тягло государству.
Старожильцам противопоставлялись люди, пришедшие в данное феодальное владение из других мест. Этих людей называли новоподрядчиками (новоприходцами), пришлыми. Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали их в свои вотчины и поместья. Это были или крестьяне, бежавшие от своих феодалов, или крестьяне, переманиваемые у других феодалов путем предоставления определенных льгот. Пришлый человек освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей сроком на 5 и более лет, получая от хозяина помощь или ссуду. Новоприходцы имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. По истечении определенного срока новоподрядчик становился старожильцем.
Одной из групп зависимых людей были серебреники – крестьяне, взявшие у феодала «серебро» (деньги) в долг, и обязанные отработать его. Высокие проценты по таким долгам годами не позволяли ему уйти от хозяина.
Ещё одну группу зависимых людей представляли половники. Они не имели наделов, пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая хозяину половину урожая.
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей – бобыли, которые получали у феодалов жилища, иногда и землю, не облагаемую налогами. Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви, а если жили на черных землях, то зависели от крестьянской общины.
Юридическому оформлению крепостного права положил начало Судебник 1497 г. Им было установлено, что крестьяне могут уходить от своих господ только за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), заплатив при этом необходимую сумму – пожилое.
В XV – XVII вв. еще существовало холопство. Однако законодательство того времени свидетельствует о постепенном изживании этого института. Часть холопов наделялась землей и средствами производства и переходила в категорию крепостных крестьян – «страдников», которые не пользовались правом перехода даже и в Юрьев день. Судебник 1497 г. определил источники закрепощения, а Судебник 1550 г. сократил их. Ключники и тиуны (приказчики) не считались холопами, если противное не было оформлено специальной грамотой. Дети, родившиеся до поступления их родителей в холопство, также не были холопами. Запрещено было принимать в холопы служилых детей боярских и дворян, находившихся на государственной службе. В 1559 г. была введена смертная казнь для лиц, составивших подложную грамоту о холопстве на вольного человека. В 1560 г. запрещалось поступать в холопы должникам даже при их желании.
Однако, вместо холопства с XV в. появляется новая форма зависимости – «служилая кабала». Внешне она носила форму «свободного договора». Кабальный человек брал в долг и отрабатывал феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли крестьяне, оказавшиеся не в состоянии сохранить свое хозяйство в условиях развития товарно-денежных отношений. К кабальным часто относились как к холопам, поскольку они фактически не могли освободиться от неволи, не имея возможности собрать деньги для уплаты долга. В феврале 1597 г. был издан указ, серьезно изменивший положение кабальных. Они лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Указ предписывал взять принудительно «служилые кабалы» у всех свободных людей, которые работали у своих хозяев добровольно, без «крепостей». Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего Суда. В Соборном Уложении содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, воспроизводившая, в основном, указанные выше положения.
Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и к их полному закрепощению.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 2309;