ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ
В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ
(середина XVI – XVII вв.)
Общественный строй
Период сословно-представительной монархии можно охарактеризовать как период развитого феодализма, важной особенностью которого было полное закрепощение крестьян. В отношениях между крестьянами и землевладельцами оброк отходил на второй план, уступая место барщине. Кроме барщины крестьяне продолжали нести и другие повинности.
Быстрыми темпами развивались ремесло и торговля, росли города, увеличивалось посадское население. В конце XVI – середине XVII вв. в России начали появляться мануфактуры, основанные не только на крепостном труде, но и применявшие, пока достаточно ограниченно, труд наемных рабочих. Одновременно усиливается процесс экономического слияния отдельных областей страны, что приводит к ускоренному формированию единого всероссийского рынка.
Крупнейшим феодалом в стране, как и ранее, был монарх. Главе государства принадлежали дворцовые и чернотяглые (черносошные) земли. Помимо земель в руках царя концентрировались и другие богатства. Иван IV прилагал большие усилия по пополнению государственной казны и из иных источников, что обеспечило ему относительную экономическую независимость от крупных феодалов.
Все феодалы обладали рядом привилегий. Они не платили налоги, не несли повинностей, могли занимать чиновные должности, а также имели преимущества в уголовном процессе. В отношении холопов и крепостных крестьян феодалы пользовались правом вотчинной юстиции за исключением дел о краже, разбое и убийстве. Они распоряжались судьбой крепостных, осуществляли полицейский надзор над ними, вторгались в сферу их брачно-семейных отношений, могли уплачивать свои долги имуществом крестьян. В тоже время землевладельцы отвечали за выполнение крестьянами государственных повинностей.
Структурно класс феодалов не был однороден. Он состоял из нескольких социальных слоев (групп), интересы которых зачастую сильно расходились. В первую группу входила боярско-княжеская аристократия, которая в свою очередь делилась на две подгруппы. Первая – это бывшие удельные князья, которые достаточно долго (до введения опричнины) сохраняли свое экономическое влияние, но постепенно утрачивали политические привилегии. Они стремились ослабить царскую власть, являясь противниками централизации государства. Именно против этой подгруппы и была направлена, главным образом, опричнина. После своего окончательного политического поражения и подрыва экономической самостоятельности данная подгруппа слилась со второй подгруппой крупных и средних бояр, которая поддерживала царскую власть и ее усилия по укреплению государства.
Наиболее многочисленной группой было дворянство, представлявшее слой мелких феодалов. Экономическая основа их существования, связанная с трудом закрепощенных крестьян, объединяла их интересы с интересами боярства, но у дворян были и свои собственные интересы, которые отличались, а порой прямо противоречили интересам боярства. Мелкие феодалы жили в поместьях, пожалованных за службу, которая была правовым основанием владения ими и получения доходов. Главным нанимателем выступал царь, хотя и другие крупные феодалы нанимали на службу дворян, однако основная их масса все же была зависима от монарха. Именно поэтому его внутреннюю и внешнюю политику поддерживали дворяне. Царь превратил дворянство в социальную опору своей власти и за счет роста поместного землевладения добился укрепления централизованного государства.
В годы опричнины Иван VI осуществлял террор против боярской аристократии силами преданных ему дворян, которые, как правило, не были связаны с титулованным боярством. Опричные дворяне получили не только экономические привилегии, но и земельные пожалования, представлявшие лучшие земли, конфискованные у боярства.
Церковь продолжала оставаться крупным феодалом, обладавшим помимо земли и другими богатствами. Она имела непререкаемый нравственный авторитет. Наставления церкви были обязательны и для первого лица государства, и для всех его подданных.
Монастыри являлись очагами культуры, примером организации духовной жизни народа. Крупные монастыри, аккумулируя значительные материальные средства, обладали большим влиянием на общество. На службе у них находились десятки и даже сотни детей боярских, дворян и других лиц, исполнявших военные и административные функции. Большое количество крепостных крестьян работало на монастырских землях. Как правило, население монастырских земель освобождалось от налогов, не подлежало суду местных властей. Помимо этого монастыри выполняли и социально значимую функцию по призрению людей, не имеющих возможности самостоятельно добыть себе пропитание (инвалиды, престарелые, несовершеннолетние, сироты, душевнобольные и другие).
Вопросы регулирования семейных отношений практически полностью находились в ведении церкви, что еще больше усиливало ее влияние в обществе.
В то же время государство часто использовало церковь как элемент государственного аппарата (отправление в отдаленные монастыри опальных лиц под надзор, насильственное пострижение в монахи с дальнейшим пребыванием в монастыре и т.п.).
Активная экономическая и социальная роль церкви в обществе не могла не вызывать реакции со стороны монарха. Иван IV пытался ограничить влияние церкви, например, проведением в 1581 г. частичной секуляризации (конфискации церковных земель).
Крестьянство продолжало оставаться основным производительным элементом общества. Оно, как и прежде, разделялось на чернотяглое и частновладельческое. До 1581 г. крестьяне сохраняли право перехода из владений одного землевладельца во владения другого на Юрьев день. Этот порядок устраивал обе стороны, поскольку в стране массовой миграции населения не наблюдалось. Уход же крестьянина с обрабатываемого участка был скорее исключением, чем правилом, так как причины перехода из одной местности в другую были, чаще всего, личного характера (женитьба, межличностные конфликты, экономическая выгода). Многих связывали узы родственных отношений, не менее прочно удерживавшие человека на месте его обитания, чем экономическая выгода.
Ситуация начала коренным образом меняться, когда из-за ежегодных крымских разорительных набегов, затяжной Ливонской войны, голода из-за следующих друг за другом неурожайных лет, опричного террора хозяйство страны стало приходить в упадок. Уже в последние годы правления Ивана IV в связи с разорением хозяйств крестьяне стали покидать земли, на которых они ранее жили. В голодные годы землевладельцы сами поощряли массовый отход крестьянского населения со своих земель. Такое положение подрывало устои государства. Миграция крестьян ставила под сомнение экономическое и политическое существование класса феодалов в целом, но больнее всего этот процесс ударил по дворянам и мелкопоместным боярам, которые составляли социальную опору царской власти. Реакцией на такое положение стало закрепощение крестьян, т.е. прикрепление их к месту проживания и лишения права менять его без воли землевладельца. С 1581 г. стали вводится «заповедные лета», в период которых не действовало правило «Юрьева дня». В 1597 г. устанавливается пятилетний срок давности сыска и возвращения беглых крестьян и холопов – «урочные лета». В 1607 г. этот срок увеличивается до пятнадцати лет, а в 1649 г. Соборное уложение вообще отменило «урочные лета», сделав сыск беглых бессрочным. Лица, принимавшие и укрывавшие беглых крестьян и холопов (в том числе помещики) несли ответственность. Самих беглых возвращали вместе с семьями и имуществом прежнему владельцу. Крестьянин стал полностью лично зависим от владельца земли. Ранее на таком положении находились крестьяне-холопы (страдники). В то же время холопы не имели своего хозяйства и были мало заинтересованы в результатах своего труда, поэтому к барщине во все больших масштабах привлекались крестьяне, а доля оброка постоянно снижалась. В этот период начинает формироваться новая категория зависимого населения – кабальные люди (кабальные холопы). Они делились на две неравнозначные группы, которые объединяла в основном только личная зависимость от их господина. Первая и наиболее многочисленная группа – это свободные крестьяне (главным образом безземельные), которые занимались сельским хозяйством. Вторая группа, которая была социально выше, чем первая, но правовой статус имела тот же – это дворяне, ищущие покровительства у могущественных князей и бояр, дабы избежать службы у царя (служба у боярской аристократии была несравнимо легче и лучше оплачивалась, чем у царя). Процесс имел такие масштабы, что в 1550 г. был введен запрет на принятие служилых людей в холопы боярам и князьям.
Прикрепление крестьян к земле и феодалу оформлялось как потомственное состояние. Ответом крестьян на государственную политику их закрепощения был рост числа бежавших на окраины страны, участвовавших в открытых выступлениях против власти. Это привело к поддержке крестьянами антиправительственного движения, возглавляемого Лжедмитрием I (его похода на Москву в 1605 г.), к поддержке вооруженного мятежа, возглавляемого Болотниковым в 1606 – 1607 гг.
В XVI – XVII вв. отмечается рост городов, развитие торговли, ремесел, кузнечного, медного, оружейного, пушечного дела и т.п. Появились чугунолитейные, железоделательные заводы, стекольные мастерские, бархатные и шелковые мануфактуры. Среди городского населения усилилось социальное расслоение. Городская знать – богатые купцы, владельцы мастерских, состоятельные горожане и ремесленники, дворы монастырей и светских феодалов (белые люди, состав белых слобод) – обладала рядом привилегий. Она осуществляла распределение и сбор тягла со всего посадского населения, могла участвовать в заседаниях Земского собора, избирать земские избы. Крупные купцы могли покупать с разрешения царя земельные владения, получать звания думных дьяков и, как исключение, думных дворян. Остальную, большую часть городского населения, составляли мелкие торговцы и небогатые ремесленники (черные люди), которые входили в состав черных сотен и слобод.
Основными постоянными податями посада были: прямая государева подать, ямские деньги, полоняночные деньги. Как чрезвычайные сборы использовались пятая деньга, десятая деньга, т.е. сумма, определяемая стоимостью части имущества. На посадских людей также возлагалось выполнение различных тяглых служб: подводная повинность, постройка и ремонт городских укреплений и т.п. Необходимо заметить, что в составе городского населения значительную часть составляли служилые люди «по прибору», стрельцы, пушкари, казаки и другие. С 1649 г. белые слободы были упразднены по требованию восставших в 1648 г. представителей черного люда Москвы. Эти требования были вызваны тем, что белые люди не несли государственного тягла, их крестьяне и холопы, жившие при дворах, не платили городские налоги, а несли повинности в пользу своих хозяев. При переходе работных людей из черных слобод в белые, в условиях круговой поруки оставшимся жителям черных слобод приходилось платить налоги и за перешедших. Ситуация обострялась еще и тем, что ремесленники, которые работали на белых людей (беломестцев), имели льготы, чем создавали сильную конкуренцию черным ремесленникам.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 730;