Научно-теоретическое осмысление различных форм помощи нуждающимся в трудах философов-гуманистов, социологов.
История развития социальной работы позволяет рассматривать ее преимущественно как вид практической деятельности. Однако на определенных этапах практика социальной защиты различных групп населения, оказываемой в весьма различных формах, обобщалась, систематизировалась, получала научное обоснование в таких научных дисциплинах, как медицина, психология, педагогика и др.
Попытка научно-теоретического осмысления различных форм помощи нуждающимся предпринималась уже в XIX в. как славянскими мыслителями, так и западноевропейскими. Это нашло отражение и в работах, касающихся проблем социальной жизни людей (условий формирования и реализации жизнедеятельности, свободы и равенства, равенства и справедливости), и в конкретных направлениях социальной работы в современном понимании. Например, в России эти проблемы в философско-социологическом плане рассматривались в работах Г.В. Плеханова («Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.), Н.А. Бердяева («Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии», 1918; «О рабстве и свободе человека», 1939, и др.); П.А. Сорокина («Социальная и культурная мобильность», 1927; «Человек. Цивилизация. Общество», 1992, и др.), а в социально-политическом плане – в трудах В.Н. Воронцова («Судьба капитализма в России», 1882; «Очерки политической экономии», 1895; «Наши направления», 1893), И.И. Каблицы («Основы народничества», 1882—1885), С.Ю. Южакова («Социологические этюды», 1892–1895), П.А. Кропоткина («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907), П.Н. Ткачева («Законы общественного самосохранения», 1870), П.Л. Лаврова («Философия и социология»), Н.В. Михайловского («Что такое счастье?», 1872; «Герои и толпа», 1882), М.М. Ковалевского («Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства, религии», 1914) и др.
За рубежом истоками возникновения социальной работы как теории, науки были идеи об обществе вообще и гражданском обществе, о правовом государстве, человеке и личности, сходстве и различии биологического и социального организмов, социальной справедливости — несправедливости, социальном равенстве — неравенстве и др. Выразителями этих идей были О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.
Различные аспекты социальной помощи (экономические, психологические, медицинские, педагогические и др.) рассматривались в работах ученых Европы и Америки (конец XIX – начало XX вв.), в частности 3. Фрейда, Б. Ф. Скиннера, К. Левина, Ж. Пиаже, А.Ч. Кули, Ф. Хайдера, Д. Хауманса, А. Зандера, Р. Мертона, М. Залда, Р. Кантера и др.
В процессе практики, теоретических изысканий естественно возникает мысль о том, что людям, занимающимся оказанием помощи нуждающимся, требуется профессиональная подготовка. В 90-е гг. XIX в. в Великобритании организуются лекции, проводится практическая работа, связанная с деятельностью лондонского благотворительного общества; в 1899 г. в Амстердаме создается Институт подготовки социальных работников; в начале XX в. в Европе и Америке действуют уже 14 школ социальной работы.
Это было началом институционализации социальной работы как важного, необходимого, признанного вида социальной деятельности. Постепенно она становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни все большего числа стран, объединяя практическую, научную и учебную деятельность.
Сегодня профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1309;