Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.

НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Духовно-нравственные и социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой.

На современном этапе в условиях жесткой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в об­ществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; исполь­зованием имеющихся резервов государственных и негосударствен­ных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Сегодня идеи гуманизма и милосердия, как ведущие нравственные идеи необходимы белорусскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей.

Гуманистический подход к пониманию человека в деятельности социального работника служит одним из ключевых факторов ус­пешности его профессиональной деятельности. Сама социальная работа представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать лю­дей, нуждающихся в помощи. Социальная работа нацелена на профессиональную помощь индивидам по усилению или восста­новлению их возможностей полноценного социального функцио­нирования. Гуманистический подход к пониманию человека пред­полагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых слож­ных условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетичес­ких (а порой и филогенетических) психологических закономер­ностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Гуманистический подход к человеку в социальной работе тесно связан с понятием амбивалентности. В широком смысле амбивалентность можно рассматривать как духовную интегральную характеристику и закономерность развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В самом феномене амбивалентности человека заложены потенциальные возможности для успешной социальной адаптации, кото­рые необходимо актуализировать в условиях особых социальных ситуаций, когда субъект не справляется с жизненными трудностя­ми и ему нужна психологическая помощь социального работника.

Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной (взаимодействующей со всем окружением), амбивалентной системы, способной: самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании ос­новных закономерностей его социального развития:

1. Развитие человека осуществляется только в процессе реаль­ной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми.

2. Движущей силой социального развития является противо­речие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

3. Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности.

4. Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности.

5. На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью – сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим форми­рованию определенных психических и личностных новообразований.

Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы (реально действующие моральные отношения между людьми), формируются на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепля­ются повседневной социальной практикой, силой привычки и об­щественного мнения, которое накладывает определенные мораль­ные санкции на людей. Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума — экономической, полити­ческой, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как духовно-нравственное развитие и самосохранение общества, социальная культура, благотворительность и мило­сердие.

1. Духовно-нравственное развитие и самосохранение общества (дух – психические способности, сознание, внутренне состояние, моральная сила; духовный – отражающий внутренний мир человека). Сегодня духовность людей теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции их деятельности, поведения. Это подтверждается следующими явлениями:

ü увеличивается разрыв между общественными и индивиду­альными ценностями, что отражается и воспроизводится в двой­ственности, «мозаичности» внутреннего мира личности, расхожде­нии между чувствами и поступками, замыслами и делами, желае­мым и действенным, официальным поведением и неофициальной жизнью. Все это обусловливает личностные синдромы неудовлет­воренности, социальной усталости, агрессивности;

ü отмечается разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтингу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом эконо­мики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедли­вости, верят, что добро восторжествует, а зло исчезнет. Но в то же время не существует такого общественного идеала, к которому стремились бы все люди, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки;

ü нарастает тенденция к дегуманизации общественных отноше­ний. Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в снижении нравственности. Разгул вседозволен­ности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведении лю­дей, скептическое отношение к моральному идеалу, обесчеловечение взаимоотношений людей — это только некоторые из агрессив­ных тенденций;

ü наблюдается разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью.

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без опре­деленной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демок­ратических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практичес­кой деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. В этом отношении следует отметить, что духовно-нравственное развитие и самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: 1) постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и 2) неустанный поиск возможностей обновления, творческого ос­мысления более эффективных форм культуры.

2. Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложив­шаяся совокупность социальных норм и ценностей, средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их суще­ствования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятель­ности (язык, искусство, развитие производства, общественные отношения и т.д.). Культура разде­ляется на материальную, духовную и социальную.

Социальная культура — это исторический опыт, память соци­альных общностей и их поколений в сфере социальных отноше­ний, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура — составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального зна­ния каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений.

Это особая социальная система, в рамках которой осуществля­ется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потреб­ности с учетом социокультурных норм. Содержатель­ную характеристику понятия составляет широкая совокуп­ность моральных идеалов, нравственных нормативов и ценностей в области поведения субъектов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего социальные отно­шения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном фак­торе как реально функционирующем в обществе социальном меха­низме.

Все сказанное выше говорит о возрастании на современном этапе значения таких общечелове­ческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, со­весть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др.

3. Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.

Понятие «благотворительность» используется наряду с близки­ми по значению терминами «милосердие», «социальная помощь», «социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналога­ми.

Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон воз­можных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в со­циальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только мате­риальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, пси­хологической, педагогической; она оказывается определенное (длительное) время т.п.

Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

На этом фоне благо­творительность — это особая форма социаль­ной деятельности, заключающаяся в безвозмездном оказа­нии различных видов помощи и поддержки нуждающимся, в первую очередь материальной помощи и поддержки.

В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоцио­нально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосер­дие — это готовность к оказанию помощи, эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной че­сти, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 3931;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.