Гуманистическая сущность социального государства и система социальной безопасности населения.

Под социальной безопасностью понимается система законода­тельно-нормативных мер и организационных мероприятий, осущест­вляемых государственными органами и учреждениями совместно с общественными организациями, в целях обеспечения жизнедея­тельности отдельного индивида, различных социально-демографи­ческих групп и всего общества в целом. Таким образом, социальная безопасность основывается на системе правовых и социально-эко­номических гарантий, позволяющих человеку наиболее эффектив­но функционировать в рамках определенной общественно-полити­ческой формации.

История мировых цивилизаций свидетельствует о многообразии систем социальной безопасности. Как правило, выделяются тоталитарные и либеральные модели систем социальной безопасности.

Для большинства тоталитарных моделей характерны высокий уровень социальной защищенности и руководящая позиция го­сударства по отношению к человеку. Усиливаются распределительные функции государства и вмешательство во все сферы жизнедеятельности общества. Веду­щим механизмом регулирования социально-экономических отно­шений является социальное управление или администрирование. В этих условиях значительно возрастает роль идеологических уста­новок на основе коллективистских начал. Уравнительные обществен­ные отношения, доступ к здравоохранению и образованию, высо­кий уровень занятости (зачастую за счет общественных работ или скрытой безработицы) и социальной защиты предполагают лояль­ность граждан к существующему режиму. Формирование еди­ных идеологических установок (крестовые походы или джихад, по­строение коммунизма, мировое господство или, наоборот, нацио­нальная обособленность и т.д.) требуют мобилизации масс для достижения поставленной цели и предполагают объеди­нение усилий государственных органов и институтов гражданского общества. В таких условиях политические партии и общественные организации огосударствляются и становятся неотъемлемым элементом административной системы. Индивидуальное несогласие с политико-государственным кур­сом рассматривается как девиация и подавляется (еретики отправ­ляются на костер, диссиденты – за решетку или высылаются за границу и т.д.).

Либеральная модель системы социальной безопасности предпо­лагает отход от единомыслия и коллективизма к плюрализму и ин­дивидуальным началам. Данная модель соответствует социально ориентированной рыночной экономике и имеет соответствующие уровни: индивидуальный, групповой и общественный.

В современной Беларуси особую актуальность приобретают про­блемы безопасности жизнедеятельности личности, отдельных групп населения, общества и государства на различных уровнях – республиканском, региональном и местном.

Основными объектами социальной безопасности становятся лич­ность – ее права и свободы, различные социально-демографические группы с учетом их специфических особенностей, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конститу­ционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Влас­тные структуры должны рассматриваться как инструмент, пред­назначенный для создания оптимальных условий для развития лич­ности, общества и самого государства в рамках всего спектра име­ющихся возможностей.

Согласно русскоязычной традиции термин социальная безопас­ность наиболее часто употребляется в понимании обеспечения ос­нов безопасности жизнедеятельности отдельного индивида, различ­ных социальных групп и всего общества в целом. В социологической литературе допускается использование терминов «социальная безопасность» и«обеспечение основ безопасности жизнедеятельности, как отдельного индивида, так и всего общества в целом» как равнозначных.

Поскольку социальная безопасность охватывает практически все аспекты жизнедеятельности индивида, различных социальных групп и всего общества в целом, взаимодействие социальных институ­тов, гражданского общества и государственных структур, то основное внимание при изучении теории социальной работы уделяется рассмотрению наиболее важных аспектов в удовлетворении потребностей человека, мотиваций его действий и поступков, возможности сочетания индивидуальных и обществен­ных интересов как критериев социальной безопасности личности.

Обеспечение жизнедеятельности отдельного индивида предпо­лагает создание таких общественных условий, которые дают ему возможность реализовать основные потребности.

Множество определений потребностей обусловлено различны­ми подходами в теоретических концепциях психологии, социоло­гии, политологии, экономики и других науках в зависимости от аспектов исследования. В качестве исходного воспользуемся опре­делением, которое предлагает А.Г. Здравомыслов: «Потребность — неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятель­ности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимо­действия организма с миром, окружающей средой. Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внеш­ней среды».

Реализация основных витальных (от лат. vita – жизнь) потреб­ностей (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) с участием государственных структур (как законодательных, так и исполни­тельных) создает основы социальной политики в рамках систе­мы социального обслуживания населения, органов здравоохране­ния, учреждений воспитания и просвещения, жилищной, демо­графической политики и т.д.

Удовлетворение первичных (или витальных) потребностей по­зволяет перейти на другой уровень – социальный, имеющий собст­венную иерархию: коммуникативные, информационные и другие потребности.

Профессор А.В. Петровский предлагает разделять потребности, руководствуясь двумя критериями: происхождение (здесь он под­разделяет их на естественные и культурные) и характер предмета потребности (материальные и духовные). Данная классификация, по его мнению, охватывает величайшее многообразие потребнос­тей.

В середине 50-х гг. ХХ в. А. М. Маслоу (1908–1970) разрабатывает тео­рию мотивационно-потребительской сферы личности, в соответ­ствии с которой индивид стремится реализовать свою активную деятельность посредством следующих основных потребностей, рас­положенных по степени убывания их значимости:

1. Физиологические потребности, связанные с необходимостью поддерживать гомеостазис, т.е. потребности в пище, отдыхе, дви­жении, жилье, защите от стихийных сил природы. Особенности этих потребностей таковы, что если какая-нибудь из них не удов­летворена, то она становится главенствующей: если нет хлеба, все поведение подчиняется тому, чтобы добыть его; если достаточно воздуха, это никак не влияет на поведение; но при его нехватке все усилия направлены на удовлетворение этой потребности.

2. Потребность в безопасности и самосохранении, защите от на­силия и угроз. Сопротивляясь всему, что ставит под удар семью, экономическую обеспеченность, человек чувствует себя в безопас­ности и может быть спокоен только в том случае, если ничто не угрожает его жизни и удовлетворению физиологических нужд.

3. Потребность в осознании уверенности в своей принадлежнос­ти к определенной социальной группе и признании индивида этой социальной средой, в общении, привязанности и любви. Отчетли­во проявляется лишь при удовлетворении потребностей первых двух уровней.

4. Потребность в уважении:

• в высокой самооценке, которая подразумевает уверенность в своих силах, самостоятельность, профессиональное мас­терство, достаточный уровень образования;

• в высокой репутации, профессиональном престиже, доб­ром имени.

5. Потребность в самоактуализации и самореализации, осуществ-
ляемая посредством реализации собственных природных креативных
(творческих) возможностей или приобретенных навыков, – позна-
вательные потребности и мотивы.

По утверждению А. Маслоу, если человеку не удается удовлет­ворить потребности более высокого уровня, он стремится как мож­но полнее удовлетворять потребности низших уровней. Например, тот, кто отстранен от общественной деятельности по причине при­надлежности к отвергаемой касте, этнической или социальной груп­пе, находит компенсацию в счастливой семейной жизни. Но такое утверждение не всегда подтверждается на практике.

Согласно оценке А. Маслоу, работающий человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, потребности в безо­пасности – на 70%, в общении – на 40%, в самовыражении и творчестве – на 10%.

Кроме того, А. Маслоу выделил еще три высшие потребности:

• любознательность;

• потребность в осмыслении окружающего;

• эстетические потребности в красоте, симметрии, порядке, гармонии.

Стремление реализовать потребности обусловливает, по сути, все социальные действия. При этом возникает своеобразная логи­ческая взаимосвязь из пяти звеньев, которая, как правило, не осознается индивидом: потребность → интерес → мотив (целевая установка) → ценности (нормы) →действие.

Сама жизнедеятельность, под которой мы понимаем функцио­нирование биологического или социального организма, сопровож­дается постоянной сменой фаз состояния потребностей, перехода­ми этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее форма их удовлетворения.

Совокупность потребностей в жилье, продуктах питания, одеж­де и их удовлетворение создают шкалу важнейших показателей жизненного уровня. На основе изучения потребностей рассчитывается минимальная заработная плата, исходя из которой и определяется размер раз­личных сборов, выплат пенсий и пособий. Одновременно с этим оценивается набор необходимых предметов потребления — так на­зываемая потребительская корзина.

Под потребительской корзиной понимается группа товаров, наи­более полно отражающая сложившийся потребительский стандарт, т.е. привычный для среднего покупателя набор товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом. Это совокупность това­ров, удовлетворяющих самые рядовые потребности человека, струк­турно включает три «подкорзины»:

ü непродовольственные товары: раз­личные ткани, меха, трикотаж и изделия из них, одежда, белье, обувь, чулки и носки, галантерея, посуда и другие предметы домашнего обихода, часы, электро-, спорт-, радио- и другие культ-товары, печатные издания, игрушки, моющие средства и парфю­мерно-косметические товары, канцтовары, бытовая техника, сред­ства личного транспорта, стройматериалы и др.;

ü продукты пита­ния: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, хлеб и хле­бопродукты, мука и макаронные изделия, картофель, овощи и бах­чевые культуры, фрукты и ягоды, безалкогольные напитки, алкоголь;

ü услуги: общественного питания, бытовые услуги, пассажирс­кого транспорта, связи, учреждений культуры, спорта, здравоох­ранения, социального обслуживания, отдыха.

Метод потребительской корзины – один из основных в иссле­довании потребительского рынка, использующийся в том числе для индексации доходов, оценки влиятельности государственной и ча­стной торговли, потребительской кооперации, теневой экономики и черного рынка в зависимости от ассортимента и объема продаж. Стоимость потребительский корзины является определяющим фак­тором при установлении прожиточного минимума, уровня «черты бедности» и т.д.

После изучения и оценки потребностей, выявления возможностей и методов их удовлетворения, перед социальными работниками возникает следующая цель – представительство и защита интересов людей.

Социальный работник, взаимодействуя с клиентом (индивидом, группой или общиной), должен всесторонне учитывать совпадающие или противоречивые интересы, мотивы и ценности, нормы и стереотипы поведения, побуждающие к действию – удовлетворению потребностей. В этом контексте социальные действия являются результатом взаимодействия различных потребностей и интересов.

Подводя итог сказанному, представим схему системы социальной безопасности, отражающую следую­щую иерархию уровней:

Ø макроуровень – социальное государство;

Ø мезоуровень (средний уровень) социальная политика, социальные программы республиканского и регионального назначения, коммунального уровня (по месту житель­ства) как основа социальной политики;

Ø микроуровень – социальная работа с клиентом (индивидом или группой).

 

При этом первичным структурным элементом системы социальной безо­пасности (системы обеспечения жизнедеятельности) является социальное государство.

Конституция определяет Республику Беларусь как социаль­ное государство, политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РБ охраняется труд и здоровье лю­дей, устанавливается гарантированный минимальный размер оп­латы труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, ма­теринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты в соответствии с Конституцией РБ. До настоящего времени среди исследователей отсутствует един­ство в понимании сущности социального государства. Если для од­них характерно широкое его толкование как государственной сис­темы опеки и обеспечения, то, по мнению других, роль социального государства сводится к сглаживанию структурного социального не­равенства и предотвращению массового обнищания населения.

Д. Крефт и И. Миленц, авторы Словаря социальной работы, пред­лагают следующую трактовку: «социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем компетентного вме­шательства государства в соответствии с существующим законодательством в социально-экономические процессы, когда это необ­ходимо для поддержания должного уровня благосостояния».

Выделяются следующие параметры социального государства:

налоговое государство – бюджет и внебюджетные фонды, социальное страхование;

услуговое государство – развитость системы социальных служб;

правовое государство – развитое социальное законодательство, предполагающее принцип разделения властей, реализацию функций законодательной, исполнительной и судебной властей в социальной сфере, формирование нормативно-правовой базы социальной работы, взаимодействие органов и учреждений, различного ведомственного подчинения в социальной сфере с различными гражданскими и частными инициативами.

Белорусское государство по определению является социальным. В этой конституционно закрепленной характеристике отражена его гуманистическая сущность. Создание благоприятной для развития общества и человека социальной среды – это одно из условий эффективной социальной работы. Социальная работа как особая форма деятельности, объявленная в Беларуси в качестве приоритетной во всех сферах (в том числе в сфере образования и науки), предполагает проведение согласованной государственной социальной политики в области оплаты труда и доходов населения, занятости, развития отраслей социальной сферы, в адресной социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.

Таким образом, система социальной безопасности обладает все­ми необходимыми свойствами системы: иерархичностью, много-уровневостью и структурностью; каждый отдельный уровень об­ладает относительной самостоятельностью, а целостное функци­онирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сто­рон и уровней. Как и в других системах, в системе социальной безопасности присутствуют элемент передачи информации и про­цессы управления.

Тема 2. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ КУРСА «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Основные вопросы:

1. Понятие социальной работы как вида научного знания, как учебной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.

2. Основные категории курса: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь и др.

3. Понятия «политика государства», «социальная политика государства». Принципы, функции и структура социальной политики.

4. Механизм социальной политики.

5. Закономерности, принципы и функции социальной работы.

Рекомендуемая литература:

1. Основы социальной работы: учебник /отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 534 с.

2. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И.В. Пантюк. – Минск: Амалфея, 2010. – 388 с.

3. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

4. Теория социальной работы: учеб. пособие /под ред. Е.И. Холостовой. –М.: Юристъ, 1998.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2660;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.