Становление социальной работы как вида социально-гуманной деятельности, этапы развития социальной работы. Милостыня и общественное призрение как формы филантропии.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъективности человека. Она осуществляется сегодня на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Признаками профессиональной социальной работы являются совокупность знаний, навыков и умений как результат обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях, систематичность, постоянство определенного круга занятий, работы. Непрофессиональный уровень – это добровольная (благотворительная), волонтерская помощь. Причем непрофессиональная социальная работа значительно преобладала уже на ранних этапах развития любого общества как забота о близких, детях, больных, стариках. Так было, когда люди жили еще родами и племенами (до н.э.). Такая забота представляла собой своеобразный зачаток социальной работы.
Специалисты полагают, что началом социальной работы у славянских народов следует считать начало второго тысячелетия (более того, конец 1-го тысячелетия). По мнению специалистов, история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н.э. в Вавилоне, где были созданы коды справедливости, т.е. гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. Историки социальной работы правомерно выделяют несколько этапов ее становления и развития.
Первый этап – развитие благотворительности после крещения Руси (после 988 г.). Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство занималось общественным призрением. Кроме того, князья, знать определяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на улицах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюдалось своеобразное сочетание государственной и частной благотворительности.
В этот период на Руси начала формироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» решались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью: ее не могли прогнать со двора или отнять то, что было передано ей супругом. Важно, что 8 из 37 статей «Русской Правды» были посвящены вопросам детской защищенности.
Второй этап – возникновение и развитие системы общественного призрения — как на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.
Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре I (начало XVIII в.) не увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественного призрения – расширенное строительство больниц, богаделен, смирительных (для душевнобольных) и сиротских домов для призрения незаконнорожденных младенцев, прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».
В начале 20-х гг. XVIII в. были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно условно рассматривать как предтечу российского пенсионного законодательства.
В период правления Екатерины II (1762–1796 гг.) система общественного призрения в основном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов. Система охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Естественно, эта система была далеко не совершенной. На социальную защиту всех слоев населения не хватало государственных средств. Возникла идея добровольно-обязательного попечения нуждающихся под присмотром государства, которая воплощалась в жизнь и благодаря участию в деле призрения членов императорской семьи; немалую роль в решении проблем призрения сыграли земства (общественные организации в сельской местности).
Третий этап – послереволюционный и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными органами власти задачу: создать государственную систему социального обеспечения обездоленных – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищное строительство, здравоохранение и курортное обслуживание.
В 20-х гг. ХХ в. рамки социального обеспечения расширились. В 1936 г. оно приобрело государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также обслуживание многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Большое значение придавалось охране труда.
Конечно, уровень социального обеспечения не был высоким, что обусловливалось внутренними и внешними факторами, но основные социальные права впервые стали реализовываться.
Объективные исследования свидетельствуют о том, что степень социальной защищенности человека в советский период была неизмеримо выше, чем в дореволюционный период развития России и 90-е гг. ХХ столетия.
Ясно, что формирование социальной работы происходило в разных странах в разные периоды их развития, что обусловлено различием в становлении, прежде всего, государственных форм жизнедеятельности различных народов.
С учетом мирового опыта (в том числе и российского) социальная помощь нуждающимся может быть сведена к нескольким формам филантропии (благотворительности, покровительству неимущим, социально незащищенным).
В узком смысле благотворительность означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широком смысле — безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Филантропия в разных странах проявляется, прежде всего, в формах милостыни и общественного призрения.
Милостыня – одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности – ее сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми и негативными моментами — в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства.
В отличие от подаяния (милостыни) призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение), а также частными лицами (просто призрение), означает внимание, участие, сочувствие, милосердие и выражается в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В России, Беларуси и других странах призрение, осуществляемое церковью (конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различных структурных образований.
В отличие от милостыни призрение распространяется на тех, кто действительно в нем нуждается, и носит организованный характер, поскольку его осуществляют государство и другие социальные (политические и неполитические) институты общества.
В XX в. призрение в большинстве стран трансформировалось в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительной помощи и поддержки населения. Функционирование этой системы свидетельствовало о повышении уровня заботы о людях – о наличии социальной работы как феномена современной общественной жизни.
В России, Беларуси и других славянских странах в настоящее время благотворительная деятельность не получила такого широкого распространения, как в развитых странах Запада. В США, например, эта деятельность (под названием «третий сектор экономики») осуществляется более чем миллионом организаций. Довольно широко развит негосударственный сектор социальной работы и в Западной Европе.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2643;