История архитектуры и строительной техники 21 страница

Фасад первоначально был декорирован стеклянными мозаиками. В 1552 г. при турецком владычестве облик здания был искажен поливной облицовкой, полуциркульным аркам придали слегка стрельчатое очертание. Решетки окон в стенах и 16 окон барабана, сделанные, видимо, из мрамора с заполнением разноцветным стеклом, не сохранились. Внешние железные решетки заменены изразцовыми, пропускающими мало света. Под облицовкой скрылись венчающий фасад нишки с полукуполом, по 13 на каждой грани октогона. Внутреннее убранство великолепно: стены и пилоны одеты мрамором, тимпаны и софиты арок сверкают мозаиками глубоких зеленых и синих тонов с золотом и перламутром. Мраморные колонны завершаются золочеными капителями коринфского и композитного ордеров (в галереи они дополнены импостами), пяты арок лежат на деревянных связях, окованных в галерее чеканной бронзой. Расписные кассетрованные потолки внутреннего кольца галереи в 1780 г. были украшены фарфоровыми дисками (блюдами?). Более низкие потолки внешнего кольца, тоже разбитые на отделанные резьбой и росписью кассеты, относятся, вероятно, к более раннему времени (предположительно 1318 – 1319 гг.).

Купол высотой до вершины 35,3 м из двух оболочек возведен заново фатимидом ас-Захиром взамен рухнувшего в 1022 – 1023 гг. Он покрыт извне свинцом и золоченной медью, внутри расписан раззолочен по штукатурке.

Образцом для Купола скалы послужило здание Гроба господня, в первоначальном виде тоже купольная ротонда. Купола значительного пролета из дерева, по-видимому, возводились в доисламской Сирии, тогда богатой лесом, и для зодчих такая конструкция не была новшеством. Мозаики, акант и другие мотивы орнамента интерьера тоже вторят сирийской традиции. Таким образом, первое монументальное сооружение омейядского халифата было чисто сирийским по духу, конструкциям и орнаменту.

Купол скалы стоит среди большой площади Харам аш-Шариф слегка трапецеидального плана (450×260-285 м), куда ведут 10 ворот. Вокруг купола огорожено тех же очертаний меньшее пространство (160×125×150 м). На южной стороне площадь замыкает главная мечеть ал-Акса.

Эта первая мечеть Иерусалима, перестроенная в начале VIII в. из христианской базилики, часто разрушалась от землетрясения и восстанавливалась (капитальная перестройка 1035 г. повторяла план второй половины VIII в.). Если восстановить первоначальный облик мечети по данным письменных источников, то получится прямоугольник стен 102,8×69,2 м (3:2), разбитый поперечными кибле аркадами на 11 нефов (первый образец базиликального плана). Более широкий средний неф заканчивался у михраба, как и теперь, куполом на барабане, см. рисунок проектора. В остальном нефы покрыты на два ската по деревянным стропилам. Арки опирались на мраморные колонны. По обе стороны купола его распор уравновешивали два ряда арок, связывающих нефы вдоль южной стороны. В этой части некоторые арки и колонны сохранились от омейядской мечети, а в северной – остатки мозаик 1035 г. Позднее мечеть была декорирована резным стуком и деревом.

Дамаск стал колыбелью династии Омейядов, центром политической, культурной и религиозной жизни огромной империи. А сердцем Дамаска была Большая мечеть, построенная в 708 г. халифом ал-Валидом. Мечеть стоит внутри обширной огороженной площади 385×305 м, окруженной базаром. Сама мечеть с двором также занимает значительную площадь 157,5×100 м, см. рисунок проектора. Каждый угол ограды был отмечен башней квадратного плана, из которых сохранилась лишь юго-восточная. Внешние фасады стен высотой около 14 м расчленены пилястрами. Для мечети отчасти использованы стены базилики I в., впоследствии превращенной в церковь. Две окованные бронзой двери и тройной вход восточной стороны ведут во двор размером 122,5×50 м. С трех сторон двор обнесен портиком, а с юга ограничен молитвенным залом 132 м длиной и немного более 37 м глубиной, образованным тремя параллельными фасаду аркадами.

Каждый неф покрыт на высоте 15 м над полом двускатной стропильной крышей. В здании сохранились лишь скудные остатки былого великолепия: стены внизу облицованы мрамором (им были вымощены двор и полы), а вверху, вплоть до потолка, покрыты великолепными мозаиками, изображавшими сады и дворцы на золотом фоне. Общая поверхность мозаик превосходила по площади все когда-либо существовавшие в мире образцы. Капители колонн были золоченные.

Четыре угловые башни служили минаретами. На юго-восточном углу в 1340 г. поставлен вместо башни очень тонкий непропорциональный зданию минарет на квадратном основании, а в 1488 г. уцелевшая юго-западная башня дополнена граненым трехъярусным минаретом с балконами.

Архитектура Большой мечети Дамаска сыграла немалую роль в формировании строительных традиций Средиземноморья. Впоследствии правители кордовского халифата пытались воскресить ее облик в Большой мечети Кордовы.

Наиболее значительной в политическом и экономическом отношении провинцией Омейядов было Двуречье, где они развили энергичную градостроительную деятельность, расширяя старые и закладывая новые города по берегам Тигра и Евфрата.

На богатой строительными традициями территории, усеянной величавыми руинами сасанидских и парфянских зданий, была заложена основа сильной местной школы зодчества. Строительство сразу же приобрело широкий размах. Возводились из обожженного кирпича и тесаного камня обширные дворцы наместников с множеством сводчатых залов, комнат и переходов.

 

 

12.1.2 Архитектура Аббасидского халифата

 

К середине VIII в. власть Омейядов была расшатана народными волнениями в покоренных странах. В 750 г. утвердилась новая династия Аббасидов (потомков дяди пророка – Аббаса), скорее мусульманская в широком смысле слова, чем арабская. Возведенные на престол в результате шиитской пропаганды и восстаний в Хорасане, Аббасиды придерживались во взглядах и политике иранской ориентации, к управлению государством привлекались министры иранского происхождения. Арабская и иранская культура образовали сложный синтез. Восточная ориентация Аббасидов выразилась в перемещении политического центра на берега Тигра, где возникла новая столица Багдад. Границы халифата при Аббасидах сжимаются: со второй половины VIII в. Египет, а с IX в. Магриб становятся фактически самостоятельными, отпадают восточные владения, и с X – XI вв. государство занимает только территорию Двуречья. Золотым веком аббасидского халифата было правление первых трех халифов этой династии – Мансура, Харуна ар-Рашида и Мамуна, когда возводились величавые здания, расцветало изобразительное искусство, ремесла, поэзия.

Планировка новой столицы следует сасанидским образцам. Багдад, заложенный Мансуром на западном берегу Тигра, неподалеку от Ктесифона, по круглому плану, достигал в поперечнике 2,5 км, см. рисунок проектора. По словам арабских авторов, среди города стоял дворец со сводчатым айваном, подводившим к тронному залу под высоким зеленым куполом – отсюда название Куббат ал-Хадра. Размеры дворца были 400 локтей, к нему примыкала мечеть 200 локтей шириной. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Двойная внешняя городская стена была прорезана четырьмя воротами и укреплена 112 башнями – по 28 между воротами. К югу от города вырос пригород Карх, тоже обведенный стеной. Багдад – значительный культурный и экономический центр средневекового Востока, средоточие наук искусств, составлял славу и гордость мусульманского мира. Он назывался Мадинат ас-Салам – "город мира".

Волнения среди турецких наемников побудили Халифа Мутасима покинуть Багдад и основать в 836 г. южнее новую столицу Самарру. Мутасим собрал мастеров со всей страны и разослал гонцов за мрамором и деревом в Басру, Латакию, Александрию. Будучи последовательно резиденцией нескольких халифов, Самарра строилась разновременно и лишена какого-либо планировочного единства. Отдельные группы дворцовых построек с мечетями и прилегающими жилыми кварталами тянулись узкой полосой вдоль обрывистого восточного берега Тигра на 33 км, не превышая в ширину 2 км. Ядро города составлял самый ранний средний район, где дворец занимал 175 га. К югу от дворца стояла Большая мечеть, построенная халифом Мутаваккилем (847 – 861 гг.). Прямоугольная в плане, обнесенная стенами толщиной 2,65 м из обожжённого кирпича, она превосходила своими размерами (240×156 м) все мечети мусульманского мира, см. рисунок проектора. Двор окружали галереи с балочным потолком на кирпичных пилонах восьмиугольного сечения с угловыми колонками из мрамора и гранита. Число опор было 464. Высота до балок составляла 10,35 м. Стены покрывала мозаика, рисунок которой выделялся на золотом фоне; с нею контрастировала белизна резного по стуку михраба. Извне стены между полукруглых башен венчал фриз, разбитый на квадратные кассеты; с южной стороны над ним были прорезаны по числу нефом 24 арки. В плане появилась характерная черта: помимо внутреннего обнесенного галереями двора мечеть окружал с трех сторон внешний двор зиада (эта особенность перенесена, видимо, из дворцовой архитектуры). Отдельно от мечети против северной ее стены высился на квадратном цоколе минарет ал-Мальвия с внешним спиральным ходом. Здесь в своеобразных формах возродилась традиция зиккурата.

Образование Самарры, города-резиденции, было искусственным, и рассвет ее оказался недолгим. Город опустел и превратился в руины после того, как уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. В обширном и неоднородном государстве Аббасидов к тому времени обнаружились признаки распада. Власть халифов, окруженных то тюркскими, то иранскими наемниками, угасала. Архитектура между тем впитывала поступавшие с востока новые идеи.

После того как Багдад пострадал от наводнения 941 г., быстро растет значение восточного берега – Русафы. Круглый город между тем заброшен и ныне известен лишь по письменным источникам. Восточный Багдад, связанный с западным берегом наплавными мостами и обнесенный в 1095 г. стеной с десятью круглыми башнями, принял форму вытянутого вдоль реки четырехугольника площадью 340 га. К настоящему времени стены снесены и единственные уцелевшие ворота Баб ал-Вастани (1221 г.) используются под музей оружия, см. рисунок проектора. Эта круглая башня с восьмиугольным внутренним помещением стояла среди наполненного водой рва, соединяясь крытыми мостами с городской стеной и противоположным берегом.

В 1227 – 1232 гг. построено огромное двухэтажное здание медресе Мустансирия с великолепной библиотекой, госпиталем и банями. Его отличают вытянутые пропорции плана, при котором оказалось целесообразным группировать по три портала на длинных сторонах плана, см. рисунок проектора. Изысканный декор в айванах и тимпанах арок образован геометрическим плетением выступающего ребром кирпича, причем звездчатые и полигональные фигуры узора заполнялись плитками резной терракоты. Минареты, как в Иране, имеют круглый ствол с декором из обожжённого кирпича и терракоты.

В 1258 г. монгольское нашествие положило конец халифату Аббасидов.

 

 

12.1.3 Архитектура Сирии XI – XVIII вв.

 

Уже с падением Омейядов исторические судьбы арабских стран разделились. В Сирии политическая обстановка мало благоприятствовала строительству – центр халифата переместился к востоку. Во второй половине X в. на территории Сирии столкнулись интересы Аббасидов и поднимающейся фатимидской династии, затем на политической арене появляются новые силы: в XI в. тюрки-сельджуки, на рубеже XII в. – армия крестоносцев, в XII в. – египетская династия Айюбидов.

В 1094-1095 гг. Большая мечеть Халеба украсилась минаретом в виде прямоугольного плана башни высотой до 50 м, см. рисунок проектора. Увенчанный балкончиком минарет поднимается над крышей мечети четырьмя ярусами. Оформление каждого яруса индивидуально: вырезанная в камне профилированная тяга очерчивает панно и многолопастные арочки. Гладкий второй ярус закреплен по углам пилястрами коринфского типа. Балкон опирается на сталактитовый карниз резной терракоты тонкого растительного узора. Под карнизом башню огибает пояс куфической надписи. В формах халебского минарета выявляется коренное различие между архитектурой Ирана и Сирии при сельджуках. Халебская башня остается выдающимся памятником зодчества средневековой Сирии.

Медресе строятся в Сирии с 1100 г. Образцом сложившегося местного типа является ан-Нурия ал-Кубра (1172 г.), при котором находится усыпальница Нур ад-Дина, см. риснок проектора. Ось здания с прямоугольным двором 16,6×20,6 м подчеркнута двумя небольшими, но глубокими айванами, тогда как боковые стороны асимметричны: с юга помещается вытянутый зал мечети, напротив нее – большой айван с плоским балочным потолком. Немногочисленные комнаты расположены в два этажа. Усыпальница примыкает к вестибюлю. Архитектурный декор построек сосредоточен главным образом в интерьере, на таких важных деталях, как михраб, мимбар, максура.

В 1099 г. Иерусалим взят крестоносцами, оставившими там немало церквей. Побережье Сирии было усеяно замками крестоносцев, отчасти использовавших в строительстве опыт местной фортификации.

В 70-х годах XII в. сельджукиды были вытеснены из Сирии египетским правителем Салах ад-Дином. В 1187 г. он разбил крестоносцев и установил господство Айюбидов. Архитектура айюбидского периода в Сирии продолжает традиции сельджукского времени.

В небольших айюбидских медресе закрепились черты медресе ан-Нурия.

Усыпальницы тюрбе либо находились в составе медресе, либо возводились в виде самостоятельного здания. Это – квадратный зал, для которого типично купольное покрытие с двухъярусной переходной зоной: в первом ярусе тромпы с полукупольным верхом образуют восьмигранник, во втором угловые ниши сводят число граней к шестнадцати – это характерная иранская конструкция. Грани и ниши выделены прямоугольной тягой.

Широко развито строительство зданий общественного назначения: рынков, ханов, бань. На улицах ставятся общественные фонтаны. Рынки Дамаска и Халеба занимали целые улицы с лавками и мастерскими по обе стороны; улицы покрывались куполами и сводами или балочным накатом на арках. Сирийские средневековые ханы отличались несложным планом, в большинстве квадратным, со сводчатым коридором вокруг двора. Плоские крыши придорожных ханов были обнесены бруствером с зубцами и бойницами.

В Халебе к середине XIII в. насчитывалось до двухсот бань. Они характеризуются хорошо скомпонованным планом, пространственным решением интерьера с многогранными залами и разнообразием купольных покрытий. Вход в баню, так же как и в медресе, отмечен сталактитовым полукуполом и резным орнаментом. Вероятно, к началу XIII в. относятся несколько бань Дамаска – действующая поныне баня Семенского рынка, баня Ситт Адра и др., см. рисунок проектора. Бани строились на территории общественных садов, входили в состав помещений частных жилых домов.

Особое внимание уделялось укреплениям, сильно пострадавшим во времена политических неурядиц. Отстроенные заново XIII в. двойные с семью воротами стены Халеба повторяли контуры доарабского города в виде неправильного прямоугольника около 1×1,5 км, см. рисунок проектора. Главным оплотом Халеба была его мощная цитадель, перестроенная и ставшая к середине XIII в. настоящим шедевром средневековой фортификации, непревзойдённым на Востоке. Разрезая надвое восточную стену города, она высилась на холме, образованном более ранними строительными остатками. Двойной пояс укреплений с прямоугольными башнями образует почти правильный вытянутый овал 310×170 м. Колоссальный массив обнаженного камня достигал высоты 50 м. Ставшая резиденцией наместника еще при Фатимидах, цитадель превратилась в настоящий царский город, где были сосредоточены правительственные и частные здания; дворец, мечеть с минаретом, служившим дозорным пунктом, цистерны, бани, сады, площадки для игры в поло, монетный двор, службы и мастерские. Еще в первой половине XII в. у подножия цитадели построено здание суда, где собирался трибунал.

В 1260 г. к Средиземному морю придвинулись полчища Чингиз-хана, против которых не устоял и Халеб. Мамлюки, только что занявшие каирский престол, оттеснили их к берегам Евфрата. Однако жизнь Халеба на полустолетие была парализована. Городские укрепления, восстановленные лишь в 1390 г., снова рушатся при нашествии Тимура. В 1428 г. восточная стена Халеба охватила новые кварталы, и цитадель, оказавшаяся внутри стен, отныне теряет свое стратегическое значение.

В 1516 г. Сирия входит в состав Османской империи. После экономического кризиса при последних мамлюках начинают вновь застраиваться города. Завоеватели перенесли на почву Сирии формы османского зодчества: большой центральный купол с контрфорсами в окружении малых куполов, стройные минареты, килевидные арки с чередованием черных и белых камней, фаянсовые облицовки и сталактиты. Однако вскоре османское строительство попадает под воздействие местных приемов, что особенно заметно в минаретах, которые укорачиваются и получают разнообразные дополнения.

Зодчеству Сирии на всех его ступенях свойственна высокая культура обработки камня в его строительном и художественном значении. Эта особенность отличает его от архитектуры соседних Месопотамии и Ирана, где преобладало строительство из глины и кирпича.

 

 

12.1.4 Архитектура Ирака XIV – XVIII вв.

 

После крушения Аббасидского халифата политическая обстановке в Ираке не способствовала развитию строительной деятельности. В конце XIV в. страну опустошают войска Тимура. В XVI в. Ирак переходит от турок к персам, а с 1638 г. закрепляется в составе Османской империи. Монументальное строительство налаживается лишь к середине XIV в. в тесном контакте с архитектурной школой Ирана.

В Ираке находятся святыни шиитов – гробница зятя пророка Али и его сына Хусейна, а также дяди пророка – Аббаса. Отмеченные в X в. надгробными постройками, они стали местом паломничества. Вокруг них выросли города Кербела и Неджеф. История строительства мавзолеев прослеживается с трудом; но не подлежит сомнению, что в современном виде их формы сложились в XVI в. и позднее. Все мавзолеи состоят из центрального купольного здания с обходным коридором и окружены двором с цепью построек на периферии (лишь мавзолей Аббаса примыкает к ограде). Главный фасад мавзолеев с высоким порталом по оси завершается на углах минаретами. Над порталом поднимается луковичный купол на барабане.

Самая обширная из трех усыпальниц – усыпальница Хусейна в Кербеле выделяется более сложным строением центрального ядра, разбитого на несколько залов; по оси стоят два больших купола, см. рисунок проектора.Эта часть предположительно относится к последней трети XVI в. Окружающая галерея с серией маленьких куполов на барабане, а также высокие минареты считаются, как и в других мавзолеях, более поздним дополнением (к мавзолею Али минареты добавлены в 1656 – 1659 гг.). Луковичный купол с двойной оболочкой, портал со сталактитами, круглые с балконом минареты, сталактитовый декор интерьера выполнены во вкусе архитектуры Сефевидов. Но глазури фасада по рисунку (реалистическое воспроизведение цветов, пейзаж) и палитре, включающей желтый, оранжевый, карминный тона и разные оттенки зеленого, видимо, османского происхождения. Портал, купол и верх минаретов позолочены. Основание стен снаружи и внутри обведено каменной резной панелью. Интерьер украшен резным стуком, росписью, зеркальной мозаикой. Вокруг двора размером 108×82,5 м расположены гробницы, фонтаны, лавки (в большей части принадлежат к XVII в.). С восточной стороны примыкает мечеть, минарет 1574 – 1575 гг., завия и медресе. О масштабе зданий можно судить уже по высоте купола, которая в мавзолее Хусейна достигает 26 м, Аббаса – 28 м (Кербела), Али – 32 м (Неджеф).

Несмотря на монументальный масштаб и богатство декора, поздние постройки Ирака лишены своеобразия и значительности, которыми отмечены ранние памятники.

В архитектуре жилища дворового плана с портиками и лоджиями, нишами, решетками, резным стуком и росписью много общего со среднеазиатским жилищем.

 

 

12.1.5 Архитектура аравийского полуострова

 

Средневековая архитектура стран Аравийского полуострова, известна главным образом из беглых описаний путешественников XIX – XX вв., по существу совершенно не изучена.

В главных центрах ислама – Мекке и Медине нет монументальных построек самобытной архитектуры: их обширные святилища относятся в современном виде ко времени турецкого владычества. Здесь бросаются в глаза типичные для османского зодчества элементы – сферические купола и циркульные арки, тонкие и островерхие граненые минареты; в кладке чередуются ряды темного и светлого камня.

При турках, в 1570 г., священный комплекс Мекки – Харам или Бейт Уллах (Дом аллаха), принял современный вид и размеры, см. рисунок проектора. Прямоугольник стен размерами 160×110 м заключает двор, окруженный галереями в 3-4 ряда мраморных и гранитных колонн (их около 550) со сталактитовыми капителями. С севера и юго-запада портик образует выступ в сторону улицы. По углам и вокруг стен высятся 9 стройных минаретов высотой 95 м (самый ранний из них у северного угла восходит к 757 г., минарет с северо-восточной стороны – XV в., четыре минареты возведены не ранее XVI в. Когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством, поскольку ни одна мечеть мира не должна равняться с Каабой, и султан Ахмед приказал построить седьмой минарет. В конце 80-х годов XX в. на юго-западной стороне пристроили огромный комплекс с еще двумя минаретами, который теперь является главным входом в мечеть). Комплекс имеет 44 входа и 4 ворот, одновременно в мечете может разместиться около 700 000 человек. По решению короля Саудовской Аравии с 2007 по 2012 гг. произведена масштабная реконструкция мечети. В ходе расширения в основном в северном направлении территория увеличилась 400 тысч. кв. метров и на ней могут помещаться 1,12 млн. человек. Одновременно рядом от угла комплекса мечети в 2011 г. сооружен массивный комплекс башен-небоскребов Абрж аль-Баит.

Среди двора стоит Кааба (араб. куб). Почти кубического объема, с каменными стенами, она занимает в плане около 12×10 м. Ее пол и панели выложены мрамором, выше стены и балочный потолок затянуты красным шелком. Крыша опирается на три деревянных столба. В северо-восточной стене открывается резная с серебреной аппликацией дверь. Внешние стены задрапированы черной тканью с поясом коранического текста, вышитого серебром и золотом. Шерстяная с шелком ткань возобновляется каждый год. В восточном углу помещения на высоте 1,5 м выставлен в серебряную оправу священный черный камень (метеорит или пористое стекло, образовавшееся из песка в результате взрыва громадного метеорита в Аравийской пустыне). Другие данные позволяют предположить, что кратеру более 6000 лет.). Вода редких здесь дождей стекает с крыши по золотому желобу. Вокруг Каабы вымощено мрамором овальное пространство – ал Матаф, где расположены павильон с колодцем Земзем, платформы для чтения молитв, орнаментированные резьбой и серебром лестницы на колесиках для восхождения в Каабу, так как ее дверь находится на высоте 2 м от уровня двора. Место первоначального входа в Харам отмечено аркой. От ал-Матаф через усыпанный галькой двор расходятся лучами мощеные дорожки. Пол галереи выложен плитами грубо отёсанного гранита.

Неоднократно перестроенная мечеть Медины в настоящем виде относится к 1853 – 1854 гг. Последний раз мечеть Пророка перестраивалась в 1992 г., см. рисунок проектора. Теперь ее территория составляет более 160 тыс. кв. м, здесь могут одновременно молиться более 700 тыс. паломников. Над могилой пророка возведено купольное здание. Харам – святилище Медины вместе с прилегающей площадью занимает шестую часть территории города.

Обнесенные каменной и глинобитной стеной города Саудовской Аравии в большинстве сохраняют средневековый облик. В городах красноморского побережья строят здания до пяти-шести этажей из хорошего отесанного кораллового камня на глиняном растворе, с деревянными связями вдоль фасада; в доме просторные высокие комнаты и широкие веранды, на плоских крышах спят и готовят пищу.

 

 

12.2 Архитектура Египта

 

В 641 г. полководец Амр присоединил к халифату Египет. Первой заботой арабов в Египте было создание там удобной и надежной военной базы. Такой стал Фустат, название которого отражает характер поселения (от греко-византийского fossaton- лагерь). На первых порах Фустат представлял собой скопление хижин из глины и камыша, причем каждый клан заселял особый квартал хитта. Центром поселения стала мечеть Амра, названная по имени полководца (641 г.), см. рисунок проектора. По мере того, как Александрия приходила в упадок, Фустат расширялся и заселялся; в середине VIII в. он стал административным центром Египта. Мечеть дошла до наших дней после многочисленных современных перестроек и ремонтов. Это четырехугольник кирпичных стен высотой более 9 м со сторонами (по внутреннему обмеру) от 105 до 120 м. Во внешней стене прорезаны арочные окна, их арки покоятся на вмонтированных в кладку деревянных кружалах. Мозаики исчезли еще в X – XI вв.

В 869 г. наместником Египта был назначен Ахмед Ибн Тулун, отколовшийся от аббасидского халифата и захвативший Сирию. При нем Фустат из провинциального города превращается в столицу.

В X в. обширная и неоднородная держава Аббасидов стала распадаться. Близился закат халифата. Общая политическая обстановка вызвала беспорядки в Египте и его столице Фустате. Это был долгожданный сигнал к действию для Фатимидов, давно ожидавших подходящего момента утвердить на берегах Нила центр своей империи. В 969 г. фатимидские войска под предводительством Джаухара вступили в Фустат.

Фатимиды предпочитали создать обособленную резиденцию, поэтому наметили контуры новой столицы. При выборе места Джаухар колебался между городами Амри (на берегу реки, но в подверженной наводнениям зоне) и Тулуна (дальше от реки, но ближе к горам, в сухой здоровой местности). Наконец были выбраны земли вдоль канала Халидж, предопределившего в дальнейшем направление роста города. Прямоугольник стен из кирпича охватил площадь около 120 га, см. рисунок проектора. Новая столица ал-Кахира (Победоносная) была, подобно Самарре, городом резиденцией, предназначенной для избранных. Ядром городской застройки стала не мечеть, как прежде, а обширный дворец, вернее два дворца, занимавшие одну пятую городской территории; западный дворец отделялся от восточного главной меридиональной артерией города. При дворце была мечеть и кладбище, обширные склады, конюшни, мастерские; подземные коридоры связывали дворец с различными точками города. В черте города оставались незастроенные пространства и дома стояли в окружении садов.

От укреплений фатимидского времени сохранились трое ворот (Баб ал-Футух, Баб ан-Наср, Баб аз-Зувейла) и примыкающие к ним части стен XI в. Они были построены из камня спустя с лишком сто лет после основания города. Фатимиды ознаменовали взятие Египта постройкой мечети ал-Азхар. С 988 – 998 гг. мечеть, совмещая функции учебного заведения, заслужила всемирную славу в качестве высшей духовной семинарии мусульман. В настоящее время огромный комплекс представляет собой примерно 120×130 м. Первоначальное ядро – зал шириной 85,2 м и глубиной 24,55 м с пятью параллельными кибле нефами, прорезанными посередине широким поперечным проходом; у михраба и по углам стояли три купола (сохранился лишь средний). Аркады опираются на античные колонны. Нарядные минареты добавлены XV, XVI и XVIII вв.

В 1013 г. фатимид ал-Хаким закончил постройку второй большой мечети, а в 1125 г. была построена маленькая мечеть ал-Акмар.

Во второй половине XI в. границы государства отодвинулись к югу, в Верхний Египет, где строились небольшие мечети, покрытые шестью или девятью куполами на квадратных столбах. Здесь строительным материалом служил сырец, своды и купола выполнялись иногда из жженого кирпича. При мечетях всегда ставились минареты. С этого времени началось самостоятельное развитие форм египетских минаретов, сочетавших квадратное основание и круглый верх с фонарем. От XI в. сохранились в районе Асуана пять сырцовых минаретов этого типа, см. рисунок проектора.

Развитие Каира и Фустата было остановлено упадком экономики и смутами середины XI в. Решающий удар нанесли успехи крестоносцев в дельте Нила. Под угрозой нашествия крестоносцев в 1168 г. решено было эвакуировать и сжечь лишенный укреплений Фустат. После тяжелых событий второй половины XII в. Каир, также в какой-то мере пострадавший, восстанавливался за счет дальнейшего разрушения Фустата, откуда вывозились уцелевшие от огня строительные материалы.

В 1171 г. власть узурпирована военачальником Саллах ад-Дином, установившим новую династию Айюбидов. Айюбиды, направив все свои силы на борьбу с крестоносцами, уделили пристальное внимание главным образом укреплениям. Резеденции предшественников еще раз были обречены на разрушение. Городской центр переносится к отрогам Мукаттама, и на выступе скалы возводится господствующая нд жилыми кварталами цитадель – надежное убежище и средоточие государственной власти (1176 – 1183 гг.); впоследствии к ней примкнул обширный дворец. Началась лихорадочная строительная деятельность. Строили из камня, который в изобилии был под руками. Оживленное строительство наблюдается даже в Фустате, где восстановлена мечеть Амра. При Саладине Фустат вернулся к жизни, но не как самостоятельный город, а как пригород Каира. Район египетской столицы, который вырос на месте древнего Фустата, называется Старым Каиром. При Саллах ад-Дине построены первые в Египте медресе.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 622;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.