История архитектуры и строительной техники 23 страница

Стены здания (из бетона на каменном цоколе) укреплены с трех сторон системой арок-ниш, со стороны киблы – контрфорсами. В мечеть вели 14 дверей – по четыре с восточной и северной сторон, шесть с западной. Ныне сохранились лишь остатки стен и колонн. Декор стен состоял из резного стука.

Минарет, широко известный под именем "башни Хасана", сложен из тесаного камня (купола над квадратными камерами посередине кирпичные) примерно на две трети полной высоты. В настоящем виде минарет высится на 46 м. Если бы он был завершен, то достиг бы примерно 80 м и оказался самым высоким в Магрибе, а может быть и в мире.

В середине XIII в. усилилось племя сахарских берберов Бена Мерин, прервавшее власть Альмохадов. В 1248 г. они вступили в Фес, а в 1269 г. взятием Марракеша утвердили господство над Марокко. Мериниды почти четверть века (1337 – 1359 гг.) непосредственно управляли Средним Магрибом и делали попытки подчинить Ифрикию. Внутренние распри и вторжение португальцев подорвали меринидское государство, официально прекратившее существование в 1465 г. (а фактически раньше).

Мериниды ознаменовали утверждение династии постройкой нового столичного города, место для которого выбрано рядом с Фесом, к западу от него. В отличие от старого феса, или Феса ал-Бали, заложенного в 1276 г. город получил название нового Феса – Фес ал-Джедид. Здесь быстро поднялись в окружении крепостных стен дворец, Большая мечеть и другие здания. Архитектура Меринидов восприняла достижения альмохадского зодчества.

Мериниды были усердными строителями медресе. Почти все лучшие марокканские медресе построены в первой половине XIV в., в эпоху рассвета меридинского стиля.

Наиболее значительным по размерам и сложным по плану является Бу Инания в Фесе, последнее из меридинских медресе, см. рисунок проектора. В его комплекс входила соборная мечеть, поэтому над уличным фасадом высится минарет. На фасаде устроены часы, что делает постройку уникальной на севере Африки. Часы эти теперь почти разрушены. Они состояли из 13 закрепленных на консолях бронзовых чаш-колокольчиков, каждый час открывалось окно и падал груз в одну из чаш. При часах состояли два служителя, один определял время суток, другой - астрономический момент.

Особенность плана составляют две купольные аудитории по бокам двора. Мечеть разделена на два нефа рядом мраморных колонн с капителями из оникса. Двор выложен плитами белого мрамора. Резной декор Бу Инания славится изяществом.

Раздробленность и экономический кризис XV – первой половины XVI вв. усилились с вторжением европейцев. Испанцы и португальцы в пылу реконкисты перенесли свои действия на территорию Северной Африки. Тогда под флагом борьбы с неверными появились с Атласских гор шерифы Саадии7. В 1548 г. они заняли Фес, положив начало династии Шерифитов, или Саадиев. Португальцы были вытеснены с берегов Марокко. Шерифы Саадии избрали своей столицей Марракеш.

В XVI в. появляются значительные постройки в Марракеше: дворец Бади, медресе Бен Юсефа, несколько мечетей, династический некрополь.

Медресе Бен Юсефа (1564 – 1565 гг.) самое обширное медресе страны со стройным и гармоничным планом почти квадратных очертаний заключает 107 келий8, см. рисунок проектора. Даже при значительных размерах постройка не могла обеспечить размещение всех комнат по сторонам двора. Зодчий оригинально решил задачу, разместив кельи в два яруса вокруг семи уютных внутренних двориков, связанных вдоль трех сторон двора коридором. По двум сторонам двора тянутся, кроме того, традиционные галереи, но здесь они отделяются от помещений глухой стеной. Мечеть делится пилонами на три части, из которых средняя квадратного плана. В оформлении медресе чувствуется меринидская традиция – те же пилоны, архитрав на консолях, декор резного дерева и стука, изразцы, но орнамент заметно измельчен и более сух.

В XIX в. в Марокко не существовало единой столицы, так как султан и его двор перемещались из Феса в Мекнес, Рабат и Марракеш и в каждом из этих городов были дворцы с садами и водоемами. Городские жилища строились с замкнутым двором, окруженным галереями и комнатами в один или два этажа. Жилища Рабата и Сале андалузского типа из камня с аркадами на колоннах,

7Саадиты или Садиды – династия шерифов (шарифов), правившая на территории Магриба (Марокко) с 1509 по 1659 год. С 1509 по 1554 год они правили Южным Марокко, затем до 1603 года всем Марокко, позднее лишь в Фесе и Марракеше. Шериф (ислам) (араб. шариф, буквально – высокий, благородный; мн. число – ашраф) – почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям.

8В исламе подобные помещения называются худжра, располагаются они в духовных училищах и обителях отшельников.

с резным по камню обрамлением входа напоминает формы испанского ренессанса. В Фесе и Мекнесе дома из глины и кирпича вытянуты в высоту; их галереи покрыты мощными кедровыми балками, украшены изразцами, резным деревом и стуком. Жилище Марракеша, часто одноэтажное, строится из красноватой глины с росписью фасада и стуковым обрамлением проемов, со сводчатым покрытием приемного зала.

В такой стране дальнего Запада, как Марокко, архитектура была наиболее обособлена от влияния восточных традиций, хотя они проникали и сюда. Архитектура Марокко мало связана с античной (возможно, потому, что Мавритания была периферией Римской империи), она избежала пагубного воздействия османского зодчества. Все это способствовало цельности стиля, основные черты которого сохранились нетронутыми до XX в. Кроме того, на почве этой страны сохранились черты испано-магрибской архитектуры, получившей в средние века столь широкое распространение. Вот почему Марокко принадлежит видная роль в истории зодчества Магриба.

Архитектура Пиренейского полуострова. В 755 г. вытесненные Аббасидами из Сирии Омейады основали на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. X в. был периодом рассвета, а в начале XI в. это государство было разрушено альморавидами.

В искусстве омейадской Испании, населенной в значительной мере выходцами из Сирии, сильны прежде всего сирийские традиции. Несмотря на враждебные отношения с Каиром и Багдадом, экономическое и культурное общение не прекращалось, внося долю в формирование духовной и материальной культуры юга полуострова. Особую роль играли гораздо более интенсивные, чем в Дамаске, дружественные связи с Византией, откуда приезжали ученые и мастера, поступали произведения искусства.

Новый халифат обладал скорее внешним блеском, чем политической силой. Однако он создал на Западе новую цивилизацию, достижения которой заняли достойное место в искусстве средних веков. Столицей нового халифата стала Кордова, один из древнейших городов полуострова, расположенный на берегу Гвадалквивира, среди плодородных равнин Андалусии. Сюда стекались купцы и ученые со всего света. Окруженная стеной с башнями медина примыкала к реке южной короткой стороной. Здесь находилась касба с Альказаром9, поныне стоит Большая мечеть. Медина занимала площадь до 135 га. К востоку от нее вырос еще более обширный пригород около 150 га.

Строили из тесаного камня и бетона, состоявшего из смеси камня с известью и укладывавшегося в опалубке (древняя местная традиция). Городская резиденция правителей Альказар вскоре показалась им тесна. Халифы стали строить дворцы в окрестностях Кордовы.

9Альказар – Алькаса́р (исп. Alcázar от араб. – "крепость", "укреплённый замок") – название испанских городских крепостей.

В Кордове сложился один из выдающихся памятников мирового зодчества – Большая кордовская мечеть, см. рисунок проектора. Как и кайруанская, она создавалась веками, но в отличие от нее не разрушалась, а последовательно расширялась. Основное ядро здания – 11 нефов по 12 арок (нынешняя северо-западная часть мечети) – заложена в 726 г. В облик главной мечети нового халифата Омейадов перенесены черты дамасской мечети – двухъярусные аркады нефов, но конструкция их иная – арки верхнего яруса опираются непосредственно на колонны. Наращивание аркад позволяет увеличить высоту зала, что было необходимо, так как уже в начальном виде его размеры были значительны. Колонны вывезены из античных и византийских построек. Арки, подковообразные в первом ярусе и циркульные во втором, выложены клиньями белого камня и красного кирпича, создают воздушную и красочную перспективу.

Мечеть вскоре оказалась тесна для быстро возрастающего населения столицы и ее окрестностей. В первой половине IX в. здание было расширено к югу. В середине X в. возвели новый более высокий минарет, украшенный мраморными колоннами. Во второй половине X в. архитектура мечети уже не отвечала блеску династии, терялась перед великолепием дворцов. В 961 – 966 гг. последовало новое ее расширение к югу (старая часть здания была отчленена при этом двойной линией аркад). Уширенный главный неф начинается куполом на гуртах и завершается у михраба еще более роскошным куполом; два других отмечают помещения имама и кафедры (все три на гуртах). Пространство под куполами как в начале, так и в конце нефа выделено сложной системой пересекающихся арок, полуциркульных и пятилопастных. Тимпаны и камни арок заполнены резным растительным орнаментом.

В 987 – 988 гг. мечеть расширили к востоку. Так она получила свои окончательные огромные размеры 22250 м2, утратив при этом симметрию, цельность и гармонию плана. При всех расширениях строение двухъярусных аркад сохранялось, также как и тектоника фасадов, укрепленных тяжелыми прямоугольными контрфорсами в форме башен, придающих зданию вид крепости. Стены тесаного камня и башни увенчаны ступенчатыми зубцами. При расширении куртины10 между башен получили роскошный резной и полихромный декор преимущественно геометрического характера. Лишь на западном фасаде уцелели остатки первоначального строгого оформления в виде резного по камню орнамента по сторонам одного из входов с козырьком на консолях.

Деревянные балочные потолки мечети, украшенные резным и расписным орнаментом, подшитые к стропилам черепичной крыши, в XVIII в. были заменены легкими сводами. С XIII в. в середине и вдоль боковых стен мечети появились христианские капеллы.

 

 

10Куртина – часть крепостного вала или стены между бастионами.

 

Кордовский халифат просуществовал до 1029 г. Одной из причин его распада послужила пестрота этнического состава. Мусульманская Испания разделилась на ряд мелких эмиратов с арабскими правителями в Сарагосе и Севилье, берберскими в Малаге и Гранаде, славянскими в Алмерии и Валенсии. Ослабленные в политическом отношении, эти эмираты, тем не менее сохраняли высокую художественную культуру, питавшуюся достижениями кордовской цивилизации. Ставшие средоточием политической и культурной жизни, города, до тех пор провинциальные, расширялись и, соперничая между собой, украшались капитальными зданиями.

При Альморавидах и Альмохадах строительство сосредоточилось главным образом на территории Марокко. Альмохады не обошли вниманием и свою андалузскую резиденцию – Севилью, где в 1171 г. была построена огромная мечеть в 17 нефов (впоследствии превращена в католический собор). Минарет, известный как башня Хиральда11, был начат в 1184 г. из тесаного камня, а в 1198 г. закончен из кирпича. Это огромная башня 14,85 м шириной и высотой до 80 м достойно вошла в число трех величайших минаретов Запада наравне с минаретом Кутубийи и башней Хасана. Структура Хиральды с пандусом и ярусами внутренних сводчатых залов та же, что и у этих минаретов. Внешний облик Хиральды искажен при переделке его под колокольню (теперь высота башни 97 м). О его первоначальном виде свидетельствует бронзовый рельеф собора, где точно переданы детали фасада. Декоративное переплетение аркад в этой гигантской башне значительно усложнено делением их на четыре поля с ярусами объединенных многолопастной аркой спаренных проемов.

В XI в. раздробленность страны нарушила равновесие сил на полуострове. Началась реконкиста – вытеснение мусульман христианами. С распадом альмохадской империи реконкиста усилилась. Последний оплот мусульман – Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 г., пал в 1492 г. Несмотря на угрозу краха, правители Гранады продолжали наслаждаться утонченным искусством: к их услугам были поэты, ученые и мастера с освобожденной испанцами территории.

Цитадель и резиденция эмиров Гранады – Альгамбра – высится на гребне холма, отделенная от медины и рабада рекой. Дворцовые здания окружены стеной протяжением 3500 м, см. рисунок проектора. Своеобразная конструкция стен состоит из кирпичных клеток, заполненных бетоном. Красноватый свет стен объясняет название ансамбля Ал-Хамра ("Красная"). Укрепления Альгамбры восходят к XI в., тогда как дворцовые здания относятся к XIV и отчасти XIII вв. Основные постройки группируются вокруг двух больших дворов – характерный для Магриба тип рийада. Планировка прямоугольных дворов в отдельности симметрична, но ансамбль в целом лишен симметрии.

11Хира́льда (исп. Giralda) – "флюгер"

 

Ось Миртового двора с аркадами на торцах подчеркнута зеркалом водоема, обрамленного боскетами12. Против входа, на северной стороне двора высится монументальная квадратная башня тронного зала или зала Посланников, высотой 18 м. Девять окон зала при толщине стен 3 м выглядят как отдельные камеры. Львиный двор окружен легкими аркадами на колоннах, кое-где соединенных по две или по три. Ажурные тимпаны арок заполняет деревянная оштукатуренная решетка, несущая кружева резного по алебастру орнамента. Среди двора бьет фонтан, чашу которого окружают 12 мраморных львов – отсюда название двора.

Внутрь двора выдвигаются на коротких его сторонах два павильона. С трех сторон во двор обращены связанные коридорами великолепные залы. Их названия – зал Суда, зал Абенсеррагов – указывают на то, что этот двор, как и первый, имел официальное название. Дворец был в значительной мере административным комплексом, какой в Марокко называется "махзан". Расположение собственно жилых помещений не установлено. В ансамбль входили мечеть и баня.

Поражает богатство и насыщенность декора, где соединяются разноцветные мраморы, глазури, мозаика. Господствует резной по алебастру расписной орнамент растительных и геометрических форм, где преобладает голубой, красный тона и золото.

Альгамбра – одно из ценнейших произведений гражданского зодчества и самый ранний из сохранившихся дворцовых памятников мусульманского Запада, по роскоши не имеющий равных на средневековом Востоке, но ее хрупкая архитектура уже миновала этап зрелого равновесия и ступила на путь избытка и вычурности.

К востоку от Альгамбры, на отдельной возвышенности, стоит среди садов летняя резиденция правителей – Женералиф (XIII в. или начало XIV в.).

Между тем уже более четырех столетий длилась освободительная война, близился конец эмирата. В 1085 г. испанцы взяли Толедо, в 1118 г. Сарагосу, в 1236 г. и 1248 г. Кордову и Севилью. Реконкиста завершилась в 1492 г. взятием Гранады. Эти города при халифах и эмирах славились как центры искусства. После реконкисты традиции архитектуры не отмирают и образуют стиль, известный под названием "мудехарского" ("мудехарами" называли оставшихся на освобожденной территории мусульман).

Арабская экспансия захватила обширные районы Азии, Африки и Европы. Арабы освоили не только северный, но и восточный берег Африки вплоть до Мадагаскара. Они основали многочисленные города, из которых многие существуют до сих пор. Арабы проявили себя на завоеван-

 

12Боске́т (от фр. и итал. – лесок, рощица) – элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

 

ных территориях как расчетливые хозяева, разумно использовавшие материальные ценности и достижения культуры покоренных народов, в частности архитектуры, как энергичные строители, возводившие города, крепости и водосборные сооружения, привлекая к делу местных зодчих.

Архитектура арабских стран, продолжая традиции завоеванных стран, развивалась на общих основах с зодчеством Ирана, Афганистана, Средней Азии, что отразилось в градостроительстве и типологии зданий. В формах и конструкциях заметны различия, которые обусловлены тесным соприкосновением арабов с античным и византийским искусством. Ярким примером является архитектура мечети. Мусульманское культовое здание, так же как и буддийский храм, принимает в разных странах различный облик – каждый народ вкладывает в создание образа этого сооружения собственный многовековой опыт. Достаточно сравнить купольные галереи мечетей Ирана и Средней Азии с нефами под стропильной черепичной крышей мечетей Магриба. Но особенно заметно различие в формах минарета – стройного круглого сужающегося к верху на Востоке и квадратного с отвесными стенами на Западе.

Архитектура арабских стран, соединив строительный опыт Востока и Запада, внесла обширный вклад в историю мирового зодчества, обогатив ее такими блестящими памятниками, как дворец Альгамбра, Большая мечеть Дамаска, Кайруана, Кордовы и других городов.

 

 

Архитектура Древнерусского государства

(X – первой половины XIII в.)

 

 

1 Градостроительство

2 Деревянное зодчество

3 Каменное зодчество

 

В конце I-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединяющее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена.

Территория древнерусского государства занимала большую часть Восточной Европы, включая бассейны рек Днепра, Днестра, Буга (верхней части), Западной Двины, Волхова, Волги (верхней части). Влияние Руси распространялось на берега Балтийского, Белого, Черного и Азовского морей. На больших водных путях Восточной Европы в X – XI вв. возникли многочисленные древнерусские города, см. рисунок проектора.

Древнерусское государство было раннефеодальным, где уже выделился господствующий класс феодалов-землевладельцев, закрепощающих крестьян и принявших христианскую религию, соответствующую новому социальному строю и новой идеологии.

Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. Принятие христианства содействовало восприятию древней Русью достижений византийской цивилизации, явившейся в свою очередь наследницей античных традиций.

Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Европы, со скандинавскими странами, народами Причерноморья, Кавказа, Приуралья. Торговые и культурные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древнерусской культуры, достигшей в рассматриваемую эпоху высокого уровня.

Со своей стороны, древняя Русь играла значительную роль в развитии других народов. Изделия древнерусского художественного ремесла, утварь, оружие и пр. служили предметами вывоза в другие страны. Всемирно известные изделия древнерусских ювелиров и резчиков делались с замечательным искусством. Центры этого производства – Киев, Чернигов, Новгород – привлекали к себе многочисленных купцов из многих стран Европы и Азии. В Киеве в XI - начале XII в. работали ученые, писатели, историки, публицисты, поэты. До нас дошли патриотические публицистические произведения Иллариона, летописцев Никона, Нестора, Сильвестра, составляющих летописные своды. Автор "Слово о полку Игореве" упоминает о выдающемся поэте XI в. – Бояне, письменные источники сохранили имена врачей, художников, архитекторов.

 

1 Градостроительство

 

Облик древнерусских поселений и их планировка в процессе разложения патриархально-родового строя и развития феодальных отношений претерпели существенные изменения. Уже во второй половине 1-го тысячелетия н.э. в результате развития ремесел (добыча и обработка металлов и пр.) орудия производства настолько усовершенствовались, что отпала необходимость в ряде коллективных трудовых процессов. Это сделало возможным переход к самостоятельному, односемейному ведению хозяйства. На Руси постепенно происходил процесс формирования сельских общин ("мир", "вервь").

Взамен старых, родовых поселений, часто на их же местах, но еще чаще на новых, возникали села с общинным укладом. Процесс развития феодальных отношений характеризовался возникновения нового типа сел – владельческих, "княжьих", "вотчинных", находившихся в феодальной зависимости от князя, боярина, монастыря, церкви. Уже в X в. летопись упоминает о таких селах – Ольчижи, Пределавино, Берестово и др. В дальнейшем феодалы захватывали все больше и больше сел. Появился еще один новый тип поселения – "слобода" – на свободных, захваченных феодалами землях, куда они переселяли своих крестьян.

В княжьих селах появились новые типы построек – двор феодала, жилище "челяди", склады сельскохозяйственных продуктов, церковь. Укрепленный двор феодала в дальнейшем иногда становится крепостью-замком.

Жилищные постройки древнерусских поселений, как можно предполагать, мало отличались от жилищ, сложившихся в предыдущую эпоху, см. рисунок проектора. Это были наземные и полуземляночные дома, в большинстве рубленные на севере и каркасные с глинобитным или глиновальковым заполнением на юге. Для ранней планировки сел (X в.) характерна застройка по берегам рек в 1 – 2 ряда. С XI – XII столетий известна планировка сел вдоль дорог. Застройка села – кучная. Основным типом жилища была четырехстенная рубленая изба сравнительно небольших размеров. Для жилищ южных районов Смоленщины характерно то, что нижние один-полтора венца сруба опущены в землю.

С возникновением и развитием феодального строя связан процесс формирования древнерусского города как ремесленно-торгового и политического центра. Еще во время становления феодальных отношений сложились крупнейшие поселения восточных славян, известные далеко за пределами Руси. Бурный рост городов на Руси начался с середины X в. Крупными городами были Киев, Новгород, Изборск, Смоленск, Полоцк, Тмутаракань (современная Тамань). Города возникали на торговых путях, так как необходим был сбыт изделий ремесленного производства. Основными путями древней Руси были реки. Часто города возникали на месте старых укрепленных поселений или вблизи них, а также вокруг крепостей, которые строили князья в местах, представляющих для них военный, торговый и экономический интерес (узловые пункты дорог, рек, центры княжеских вотчин и пр.).

Основную массу городского населения составляли ремесленники, ее дополняли купцы, княжеская дружина, феодально-государственная администрация, господская "челядь". В городе сосредотачивалось церковное управление.

Характер планировки городов зачастую определялся особенностями рельефа местности, см. рисунок проектора. Центром города был "детинец" ("днешний град", "вышгород"), укрепленный стенами, валами и рвами. Обычно это старейшая часть города. Со временем детинец помимо своей оборонительной роли получил также значение общественно-политического центра города. В детинце находились княжеские и боярские дворцы, часто городской собор, дворцовые церкви, жилища дружинников и челяди, среди которой было немало ремесленников, работавших на бояр. Вторую часть города составлял "окольный град" ("предградье"), располагавшийся обычно со свободной от естественных преград стороны детинца. Окольный город также имел укрепления, иногда более мощные, чем детинец.

Древнерусский город распадался на торговые и ремесленные "концы". Часто концы заселялись ремесленниками определенных профессий, что обуславливалось также особенностями производства: так, кожевенники селились у воды, гончары – у выхода глин и т.д. Улицы в городах часто сходились к воротам детинца, к городской площади – торгу или к городским воротам.

Примером развития древнерусского города может служить история застройки Киева в IX – XI вв., см. рисунок проектора. На холмах правого берега Днепра на территории современного Киева было несколько старых родовых поселений. В долинах, прилегающих к Подолу, постепенно образовались ремесленные поселки – Гончары, Кожемяки. Их защищала крепость на Киевском холме с валами, частоколами и рвом. Площадь этого городища едва достигала 0.7 га. За ними возвышались курганы киевского некрополя. В городище находился княжий двор. В X в. маленькое городище на горе расширилось на юго-запад. При Владимире Святославиче возник детинец, окруженный мощными укреплениями. Площадь детинца ("город Владимира") достигала 10 га. Центром его был княжий двор: кроме него в детинце находились дворы крупных бояр. В северной части детинца был сооружен городской собор Успения Богородицы (так называемая Десятинная церковь). Перед ним на небольшой площади – Бабином торжке – Владимир поставил античные статуи – трофеи, вывезенные из Херсонеса.

В 1037 г., при Ярославле Мудром началась постройка новой части Киева – "города Ярослава", занявшего всю нагорную часть старого Киева; площадь его превышала 80 га. Центром его был Софийский собор, окруженный каменными стенами митрополичьего двора и комплексом церквей, монастырей и дворцовых построек. Улицы "город Ярослава" сходились к трем воротам. К северу от центра города находились торговые городские предместья – еврейское и "Копырев конец". Густо заселен был Подол с прилегающими к нему долинами и холмами. Как в самом городе и его предместье, так и вокруг него возникли монастыри.

Большим городом был также Чернигов, расположенный на высоком правом берегу Десны, см. рисунок проектора. Планировка Чернигова и его расположение напоминает Киев. Центром города первоначально было городище площадью около 2 га, расположенное на холме при впадении в Десну речки Стрижень. В XI в. детинец занимал уже территорию в 15 га; там располагались княжий двор, городской Спасский собор и боярские дворы. К нему примыкал укрепленный Окольный город, за которым шло Предградье с торговой площадью. Все части города были укреплены валами и стенами. Внизу, под детинцем, на берегу Десны находился заселенный Подол. Общая площадь древнего Чернигова достигала 120 га.

Большое значение в древнерусском зодчестве имело строительство оборонительных сооружений. Со второй половины X в. укрепления строились в основном вокруг городов и феодальных замков. В древней Руси существовала специальная профессия "городников" или "огородников" – строителей городских укреплений. В городах городники были должностными лицами, в обязанности которых входило строить и восстанавливать городские укрепления.

Простейшим видом укрепления, тип которого сложился у восточных славян еще в эпоху разложения родового строя, был земляной вал, завершавшийся деревянным частоколом или забором из горизонтально положенных бревен. С внешней стороны валы были окружены рвами, образовавшимися от выемки земли для вала. Такая система была особенно характерна для городищ VIII – X вв.

Городские укрепления X – XII вв., как правило, имели более сложную структуру, см. рисунок проектора. Города обычно окружались стенами из ряда деревянных срубов ("городней"), засыпанных землей. С двух сторон срубы укреплялись земляными откосами. По верху вала шли деревянные стены, образованные наземными частями городен. На стенах находились боевые площадки с деревянными брустверами – "заборолами", в которых прорезались бойницы. Сверху стены перекрывались крышей. Деревянные части городен и заборол обмазывались глиной для предотвращения пожара.

Большое значение в системе оборонительных укреплений придавалось воротам, как важным звеньям обороны городов. Ворота представляли собой боевые башни с проездом под ними. Иногда они возводились из камня. Первым известным примером каменных ворот в системе земляных валов могут служить Софийские (или Батыевы) ворота киевского "города Владимира", представлявшие собой, как можно предполагать по остаткам их фундаментов, продолговатую в плане башню с воротами для проезда. Длина проездов около 5 м при такой же ширине. Сохранились до наших дней развалины Золотых ворот Киева, построенных Ярославом Мудрым в 1037 г. В настоящее время от ворот сохранились лишь две параллельные сложенные из кирпича и камня стены. Ширина проезда ворот была равна 7.5 м, длина – 25 м при высоте пролета 12 м. Внутри стены расчленены пилястрами и обработаны характерными для зодчества древнерусского государства плоскими полукруглыми нишами. С боковых сторон к воротам примыкали клети вала; отпечатки их бревен видны на кладке стен. В верхней части ворот на кирпичных арках находилась боевая площадка гарнизона. Над воротами была построена церковь Благовещения; вход в нее, очевидно, был с вала.

Типы и конструкции древнерусских оборонительных сооружений в основе своей самобытны. Истоки их восходят к общеславянским традициям. С византийским оборонительным зодчеством, где основным типом укрепления были каменные стены, древнерусские крепости не имели ничего общего. Зато они близки к оборонительной архитектуре других славянских стран (Польша, Чехия), а также Прибалтики (валы с деревянными срубами, отсутствие до X в. башен в системе оборонительных стен).








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 542;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.