История архитектуры и строительной техники 22 страница
В 1250 г. власть захватила придворная гвардия – мамлюки. Они остановили в Сирии продвижение монголов и вытеснили крестоносцев из Палестины. Каир при мамлюках, один из величайших городов мира и главный оплот ислама, становится крупным рынком, куда стекались иноземные купцы. Поглощенный Каиром Фустат более не упоминается в письменных источниках.
Мамлюкский период – вершина средневекового зодчества Египта. Купола, до тех пор кирпичные, выводятся из камня; их поверхность украшают рельефные ребра и шевроны, а к концу XV в. – геометрический и растительный узор. Широко применяется мрамор, вытеснивший в михрабах резной стук.
Самая значительная из мамлюкских построек как по масштабам, так и по великолепию – Мечеть султана Хасана, см. рисунок проектора. Огромный ансамбль мечети, медресе и усыпальницы занимает участок неправильной формы до 150 м в длину. Медресе представляет собой классический образец четырехайванного плана. Открытый двор площадью 32×34,6 м окружен с четырех сторон огромными сводчатыми айванами, из которых самый большой служит мечетью. Между ветвями креста находятся медресе четырех толков ислама, каждая с собственным открытым двором, окруженным в четыре этажа кельями. Стены мечети облицованы мрамором; рядом с михрабом стоит мраморный михраб – редкий образец кафедры из этого материала. Двери по обе стороны михраба ведут в усыпальницу, также одетую мрамором. Ее расписной купол 21×21 м на сталактитовых парусах, возведенный зановов в XVII в., поднимается на 48 м от пола.
В начале XIX в. турецкое владычество было сброшено.
Средневековая архитектура Египта порвала всякую преемственность с опытом древности и начинает свой путь с середины VII в. Мало связанная с Магрибом, используя на первых порах опыт Двуречья, она тесно общается с Сирией, получая оттуда переосмысленную редакцию художественных идей Византии и Востока. Однако зодчество Египта скоро приобретает собственный язык форм и становится ярким и цельным явлением.
12.3 Архитектура Магриба
Арабы называли захваченные ими страны к западу от Египта Магрибом (араб. запад). Север Африки был заселен к моменту арабского завоевания кочевыми и оседлыми берберскими племенами (берберы – "варвары", так называли аборигенов римляне). Еще до арабов здесь зародились феодальные отношения. Арабы утвердили феодальный строй с подушной податью – хараджем.
Наступление на Магриб началось в середине VII в.; в начале VIII в. арабы достигли побережья Атлантики, а в 710 г. высадились на берегах Пиренейского полуострова. Дальнейшая провинция омейядского, затем аббасидского халифата управлялась соответственно наместниками из Дамаска и Багдада. В середине VIII в. установился кордовский халифат Омейядов в Испании.
К 800 г. возникли три автономных государства в Кайруане, Тиарете и Фесе, управляемые выходцами с Востока, но по существу берберские. Границы их отвечали делению Магриба на Ближний, Средний и Крайний, что примерно соответствует современным Тунису, Алжиру и Марокко. История Магриба так тесно сплетена, что может рассматриваться лишь в общем контакте.
Своеобразие и богатство форм зодчества Магриба определяется его источниками. Развернувшееся на почве римских колоний, богатой памятниками античной культуры, строительство долго питалось ее остатками. Расходовался тесанный камень из руин римских городов, откуда заимствованы многие тысячи колонн для мечетей и дворцов новых завоевателей страны. Занесенные из Аравии и Ближнего Востока типы зданий получали таким образом "одежду с чужого плеча". Когда запасы античных материалов были исчерпаны, зодчие создали собственный ордер по образцам Рима и Византии. В отличие от древних, колонны получили цилиндрический фуст без курватуры. Зодчие Магриба пользовались опытом римлян при возведении мостов и акведуков, достижениями византийских зодчих в фортификации и постройке цистерн.
Архитектура Туниса. Самые ранние арабские постройки Магриба находятся в Тунисе. Средневековые авторы называют страну Ифрикия, по имени римской африканской провинции. Здесь стояли некогда многочисленные застроенные прекрасными зданиями римские города. Перед арабским завоеванием страна была византийской колонией.
В 647 г. арабские войска разорвали цепь византийских укреплений, а в 670 г. под предводительством Окба бен Нафи обосновались в стране. Победа закреплена постройкой Кайруана, который стал базой дальнейших завоеваний.
С 800 г. в Ифракии сложилось самостоятельное государство Аглабидов. Самоуправление пошло на пользу стране – на месте римских портов растут города, расцветает художественная культура.
Большую кайруанскую мечеть называют праматерью всех культовых построек мусульманского Магриба. Она заложена на месте, где молился знаменитый Сиди Окба, поэтому носит его имя. Особенное почитание, которым окружают постройку, видно из того, что остальные мечети Ифрикии согласовали направление михраба не с Каабой, а с кайруанской мечетью. Однако уважение к святыне не помешало обращаться с ней вольно. Здание мечети было разрушено и возобновлено около 695 г., затем расширено к северу при халифе Хишаме в 724 – 743 гг. В 836 г. снесено и отстроено заново эмиром Зияддет-Аллахом, пожелавшим, чтобы постройка была связана исключительно с его именем. С тех пор мечеть неоднократно дополнялась и ремонтировалась (863 г., XIII, XIV, XVII вв. и позднее).
План мечети представляет собой слегка ромбический прямоугольник 135×80 м. Молитвенный зал разбит рядами арок на колоннах, см. рисунок проектора. Осевой неф шире и выше других, он выделен двумя рядами спаренных колонн и повышенным дворовым порталом. Продольные нефы объединены одним поперечным, который тянется вдоль михрабной стены. Пересечение у михраба продольного нефа с осевым отмечено куполом; второй купол высится в начале осевого нефа. Дворовые аркады, как и в осевом нефе, на спаренных колоннах, с северной стороны двора прерываются массивным минаретом. В северо-западном углу два дворика образуют мида – зал для ритуальных омовений. Двор почти сплошь замощен каменными плитами; под вымосткой двора скрыты цистерны, откуда через отдушины можно доставать воду.
Минарет, подобно сирийским, квадратного сечения, но в отличие от них состоит из трех ярусов. Нижний ярус слегка уширяется к низу, верхний увенчан ребристым куполом (два нижних завершаются зубцами, так как минарет выполнял и военные функции).
Внешние стены мечети с массивными контрфорсами сложены из обожженного кирпича, дворовые аркады и минарет каменные.
Арки нефов, слегка подковообразные, иногда чуть стрельчатые, опираются на мраморные колонны через импосты с карнизом и резные подушки (деревянные или каменные). Колонны с коринфской или композитной капителью все, кроме двух аглабитских, заимствованы из римских построек. В этом наблюдается сходство с мечетью Амра в Каире.
Потолки нефов плоские. Балки – неотесанные стволы, обшитые досками: этот прием обусловлен отсутствием дерева подходящего сечения. Купола сильно выступают над крышей. Формы купола над михрабой отвечают богатому декору последнего.
Вплоть до X – XI вв. городские стены, дворцы (и тем более массовые типы зданий) строились из глины и сырца. Глина, смешанная с известью, укладывалась в опалубке из досок. В фортификации и гидротехнических сооружениях употреблялся также дикий камень на известковом растворе, куда добавлялись песок и толченная черепица (цемянка). В кладку укладывался для связи тесаный камень, который шел и в облицовку, реже в кладку стен и сводов (минарет Сиди Окба).
Очертания арок были подковообразные со слабо выраженным повышением центра, часто с изломом или деформацией кривой в замке, тоже слабо намеченными. Для широких проемов и в фортификации применялись римские полуциркульные арки.
В стремлении закрепиться на новых землях арабы укрепляли города и строили многочисленные крепости – рибаты, усеявшие побережья и сгруппированные вокруг значительных городов. Хотя арабы на первых порах использовали и подновляли византийские укрепления, они возводили свои рибаты по образцу омейядских замков. Самый ранний из сохранившихся рибатов построен в Сусе около 780 г., когда город еще не был укреплен стеной. Прямоугольный форт с башнями циркульного плана венчают аркатура и зубцы, см. рисунок проектора. Двор окружен в два этажа сводчатыми помещениями, которые снизу выходят на арочную галерею, сверху – на плоскую крышу. С южной стороны, отмеченной квадратной башней входа, весь второй этаж занимает мечеть. На юго-восточном углу в 821 г. добавлен минарет, служивший и дозорной башней – его круглый ствол покоится на четырехугольном основании. Суровая архитектура постройки из тесаного камня-ракушечника лишена декора, если не считать установленных в вестибюле колонн из античных зданий. За столетия грунт вокруг рибата повысился на три метра.
Раннесредневековой Тунис, особенно славился гидротехническими сооружениями, которые облегчали снабжение городов и сел. Это были мощенные водоемы круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидравлическим раствором и окруженные парапетом из дикого камня с круглым гребнем. Размеры этих прудов позволяли плавать на лодках. Водоему предшествовал небольшой бассейн-отстойник, а на противоположной стороне вода поступала в крытую цистерну, откуда ее разбирали жители. Водоем питали почвенные и дождевые воды, воды источников и ручьев, подводимые иногда акведуком. Самый крупный из водоемов до сих пор функционирует у северных ворот Кайруана. Полигон с 48 сторонами, в поперечнике равный 48 м, практически выглядит круглым, см. рисунок проектора. К водоему примыкает отстойник (17-угольник поперечником 37,4 м) и сводчатые цистерны. Стенки обоих водоемов укреплены полукруглыми контрфорсами. Вода поступает с гор за 36 км и по пути канал пересекает уед Муга по акведуку длиной 170 м.
Архитектура Алжира. Среди местных берберов нашло благоприятную почву религиозное течение хариджизма. В 761 г. на территории Среднего Магриба образовалось хариджийское государство во главе с Абд ар-Рахманом Ибн Рустемом, персом по происхождению. В 8 км от античного Тахерта (ныне Тиарет) на горном склоне был заложен Новый Тахерт или Тагдемт, столица хариджитов.
В начале XI в. в Среднем Магрибе установилась берберская династия Хаммадинов. В 1007 г. основана столица Кала Бени Хаммад. Город занимал выгодное стратегическое положение на склоне горы Джебель Маадид, господствуя над равниной Ходны. Городские стены протяжением до 7 км охватывают неправильный полигон, см. рисунок проектора. Командную высоту занимает на севере узкий выступ стен – Такербус, т.е. "седельная лука", которую напоминает очертаниями эта часть плана, на востоке выделен квартал цитадели, называемый Джерава, поднятый над южным краем города примерно на 450 м (здесь видны остатки стен римского времени). Стены построены христианским зодчим Буниашем. В город вели трое ворот. Вода из колодцев, ключей внутри стен и окрестных источниках сохранялась в цистернах.
У восточной стены Джеравы и теперь еще стоит мощная квадратная башня – Каср ал-Манар 20×20 м. С вершины ее отправлялись и принимались световые сигналы на далекие фортпосты долины, откуда можно было ждать появление врага, т.е. арабов.
Центр города занимал обширный дворцовый комплекс 260 м в длину и 160 м в ширину. Изломанный периметр стен протяженностью около 850 м плотно заполняли повернутые под разным углом постройки – апартаменты эмира, гарем, цистерны, сады, павильоны. На юге, в самой нижней части комплекса, выделяется своей регулярной планировкой дворец Дар ал-Бахр 159×67 м. Дворец распадается на два двора. Первый из них 67×47 м заключал окруженный с трех сторон портиком бассейн, где происходили водные игры и состязания и от которого пошло название дворца (бахр – море, озеро). Площадь бассейна 65×49 м, глубиной 1,6 м. Вход во двор идет через систему залов с востока; на западе примыкают аудиенц-залы, средний, самый крупный из них, выходит в другой двор 38×25 м, вероятно гарем, окруженный изолированной галереей. Дворы связывались лишь узким изогнутым коридором с севера, куда примыкают бани. На западной стороне гарема располагались кладовые. Покрытия залов и помещений были сводчатые. Богатый многоцветный декор, удивительно многообразный, сочетает окрашенные резной мрамор и стук, изразцы. Картину былого великолепия приходиться восстанавливать по найденным в завале фрагментам орнамента стен и сводов. К югу от дворца стояла мечеть 66×54 м. Во дворе осталось несколько цилиндрических колонн белого мрамора, в зале сохранились лишь постаменты колонн и фундаменты максуры. Зато мало разрушен минарет, построенный из рванного камня и поставленный на оси северной стены. Он и теперь возвышается на 25 м, имея в сечении квадрат с 6,5 м в стороне. Наверх ведет пологая лестница со сводчатыми маршами и сомкнутыми сводами на поворотах. Архитектурно оформлен лишь фасад, обращенный к мечети: система проемов и ниш завершается циркульными, стрельчатыми, многолопастными арками. Нижние арки опираются на декоративные колонны. Верхние ниши и тимпаны заполнял геометрический орнамент из белых, синих и зеленых изразцов.
Новая арабская экспансия заставила Хаммадидов покинуть столь столь заботливо устроенное гнездо. В 1067 г. на месте римского города Салдайн был основан порт Бужи, а в 1090 г. он сделан столицей. Кала Бени Хаммад, в известной мере и Бужи, разрушены в 1152 г. альмохадом Абд ал-Мумином.
Альморавидское завоевание во второй половине XI в. оставило заметный след в истории архитектуры Среднего Магриба. Связанная до тех пор с зодчеством Восточного Магриба, она попадает в русло развития архитектуры Запада.
Большая мечеть Алжира (1096 г.) отличается предельно ясными и простыми формами, см. рисунок проектора. Имеет прямоугольный план с 11 поперечными кибле нефами и небольшим двором, строгую перспективность подковообразных с едва заметной стрельчатостью арок. Нефы связаны в поперечном направлении двумя рядами многолопастных арок, которые придают системе жесткость и обогащают перспективу; у михраба арки фестончатого очертания. Минарет пристроен к северо-восточному углу в 1322 г.
Тлемсен (берб. – источники) основан рядом с берберским селением Агадир около 1062 г. Бен Ташфином в качестве резиденции наместника. Первое время он назывался Таграртом (т.е. станция). Агадир занимает место римского укрепления Помарии. По-видимому, одновременно среди города было начато возведение Большой мечети площадью 60×50 м. План мечети с квадратным двором усечен с угла и поэтому ассиметричен, см. рисунок проектора. Предполагается, что первоначальная постройка более скромных размеров имела регулярный план и обычны для XI – XII вв. прямоугольный двор. В XII в. средний неф мечети был украшен в соответствии с изменившимися вкусами резными консолями и парой куполов на нервюрах. Из них первый лишен декора, второй, над максурой у михраба, представляет собой чудо изящества. Нервюры из кирпича на ребро образуют 12 тонких пересекающих дуг, затканных прозрачным кружевом сквозного алебастрового узора; над углами четверика в оболочке купола вкомпонованы крошечные сталактитовые тромпы, а в зените – сталактитовая скуфья.
В Тлемсене сохранилась одна из немногих ранних бань средневековья. К XII в. восходят некоторые части укреплений (остатки Баб Кермадин).
После распада альмохадской империи Абдалвадиды управляли из Тлемсена территорией, включающей Оран и Алжир. Расположенный в здоровой местности на караванных путях, окруженный садами, Тлемсен достиг в XIV в. полного рассвета, став центром торговли, искусства и учености Центрального Магриба.
Между тем Мериниды были не прочь воскресить мощь государства своих предшественников, расширив владения к Востоку. В 1299 г. началась осада Тлемсена. Поскольку город не спешил открыть ворота, марокканцы построили рядом капитальный лагерь Мансуру ("победоносная"), где впоследствии обосновался наместник. Тлемсен был взят в 1337 г. Мериниды продолжали строить вне городских стен – по их замыслу Мансура, или Новый Тлемсен, должен быть затмить старый. Тлемсен и его окрестности образуют самый богатый, стилистически цельный архитектурный комплекс Алжира.
Алжирия XVI – XVII вв. была метрополией пиратов, а Алжир – их столицей. Алжир обогащался за счет награбленных товаров и работорговли. Город со смешанным этническим составом населения не обладал собственными традициями искусства. Художественная культура стояла не высоко. В архитектуре царила эклектика: в постройках смешивались местные и османские строительные приемы, ремесло разноязычных племен, итальянский тесаный мрамор и венецианское стекло, лионские и генуэзские ткани. Несмотря на это, Алжир рос и укреплялся. Еще при Хайреддине построили мол, связавший прибрежные островки, а на конце его возвели две башни. Город примыкал к морю неправильным четырехугольником. Его окружала сырцовая стена длиной около 2,5 км с десятью воротами и редко поставленными прямоугольными башнями. В 1590 г. над старой берберской касбой в юго-западном углу была закончена новая касба. Вне стен город защищали форты – "форт 24 часов" со стороны моря и два других со стороны суши. В середине XVII в. городское население превысило 100 тыс. Ко времени французской оккупации в 1830 г. в городе насчитывалось 122 мечети (из них 13 – пятничных), 32 кубба и 13 завия.
Архитектура Марокко. В 788 г. фатимид Идрис, скрываясь от Аббасидов, прибыл в Крайний Магриб, где он вскоре сплотил из местных земель самостоятельное государство. На обильном водой и ключами уеде Себу была основана резиденция – город Фес. В Фесе поселились политические эмигранты из Кордовы и Кайруана. Этим объясняется название заложенной в 859 г. Большой мечети Каравийин (мечеть кайруанцев). Идриское государство вскоре распалось на отдельные княжества, а в 974 г. стало добычей кордовского халифата. Памятников зодчества от этого времени не сохранилось, за исключением некоторых частей перестраивавшейся и расширявшейся мечети Каравийин.
Альморавиды были берберы-кочевники из Западной Сахары. Движение за веру зародилось в рибате, построенном у берегов Мавритании. В середине XI в. альморавиды (ал-мурабитун – люди рибата), возглавляемые Юсефом Ибн-Ташфином, двинулись на север. В 1062 г. к северу от Аттласских гор был построен лагерь (впоследствии столица юга Марокко – Марракеш). В 1082 г. Альморавиды достигли на востоке города Алжира. Призванный поддержать ислам в Испании против наступления христиан, Ибн Ташфин к началу XII в. присоединил к своей империи почти половину Пиренейского полуострова, где альморавиды из союзников превратились в победителей.
Если Андалусия оказалась провинцией Магриба в политическом отношении, то в области культуры она была метрополией для сахарских племен, распространившихся по северу Африки. Альморавиды вывозили из Андалусии мастеров и их изделия, приглашали архитекторов строить в Фесе и Марракеше. Первое время характер зодчества в соответствии с идеологией борцов за веру был суров (эта стадия отражена в мечетях Алжирии). Но Альморавиды быстро восприняли в Андалусии вкус к роскоши и утонченному искусству.
Традиции омейядской Испании получили на африканском берегу особый оттенок. Встретившись здесь с восточными влияниями, они образовали синкретическое искусство, сплав разнородных, в основном, андалусских элементов. К последним относятся прежде всего строительные методы – кладки из бетона, стропильные покрытия с черепичной кровлей, купола на нервюрах и, возможно, многолопастные арки. План же мечетей, пилон в качестве опор, стрельчато-подковообразные арки, резной стуковый декор, сталактиты идут с Востока – из Ифрикии, Каира, Двуречья.
Альморавиды строили многочисленные укрепления для защиты от непокорных горских племен. Очень немногое сохранилось в Марокко от гражданской архитектуры альморавидов. Альморавидские дворцы известны лишь по письменным источникам. Зато два уцелевших памятника культового и коммунального назначения – мечеть Каравийин в Фесе и Кубба Баадийин в Марракеше – представляют собой настоящее произведение искусства.
Первоначальное здание мечети Каравийин 859 г. было невелико и вмещало лишь четыре поперечных нефа. Расширенная в 956 г., а затем в 1135 г., она относится в основном к альморавидскому времени, см. рисунок проектора. План мечети в ее современном виде – неправильный четырехугольник 74,5×82,5 м. Десять поперечных нефов уходят в глубь на 46 м и разделяются на 21 арочный пролет. С двух сторон двора выделены по четыре продольных нефа. На третьей, западной стороне двора стоит минарет. В мечеть ведут 12 дверей – четыре на северном фасаде и по четыре с востока и запада. С юга пристроены поминальная мечеть, библиотека и помещение имама. Нефы связаны с аркадами, из которых две выделяют осевую галерею, две другие разрезают зал на четыре части. Над нефами тянутся параллельные ряды двускатных кровель.
Опоры в большинстве крестового плана. Арки старой части подковообразные. Осевая галерея начинается во дворе деревянным аназа и ведет к михрабу. Ее покрывают пять куполов. Первый из них (956 г.), двойной, высится позади аназа. За ним следуют другие – на нервюрах и двойной сталактитовый (он покрывает два нефа), их завершает купол над михрабом. Сталактитовыми куполами покрыты также глубокий михраб и кубба поминальной мечети. Формы куполов поражают разнообразием: дробная масса сот купола у михраба и прямоугольного свода в осевом нефе, лежачие чаши с розетками двух других куполов осевого нефа. Сталактитовые купола Каравийины – самые ранние в Марокко.
С потолка среднего нефа опускаются на цепях богатые бронзовые люстры. Резной стук Каравийин, изысканный по замыслу и мастерству исполнения, обогащен многоцветной росписью. Пальметты и аканты растительного узора сочетаются в нем эпиграфическим орнаментом куфи4 и плавного курсива. В подкупольных системах богатая пластика орнаментальных вставок оттеняется спокойной гладью вогнутых поверхностей. Обилие и богатство орнамента Каравийин побудило
4Куфи - (от греч. Koupher, лат. Cufa – город в Южной Месопотамии, у берега р. Евфрат). Старинный город Куфы в IX в. был захвачен арабами. В XII в. пришел в запустение. От его названия произведено наименование письма, заимствованного арабами у сирийских христиан. Старейшие тексты Корана написаны куфическим шрифтом – прямолинейными угловатыми буквами с удлиненными вертикальными штрихами. Куфические надписи можно видеть на архитектурных фризах, облицованных глазурованными изразцами, в резьбе по ганчу, в технике кундаль, в поливной керамике Афрасиаба IX-XIII вв. Постепенно такие надписи теряли информационный смысл и приобретали декоративное значение. В XIX в. надписи подобного рода стали называть эпиграфическим орнаментом, а изделия с "псевдоарабскими" письменами, не имеющими иного смысла, кроме декоративного, именовали изделиями "в куфическом стиле" (см. "мавританский стиль"). Наиболее изысканные разновидности куфической эпиграфики со сложным переплетением росчерков, завитков и элементов растительного орнамента называют "цветущим куфи". В мусульманском искусстве куфическое письмо с X в. постепенно вытеснялось более легким и быстрым – скорописью насх с размашистыми росчерками и как бы летящими буквами.
в последствии Альмохадов скрыть резной декор мечети под слоем гладкого стука, с тем, чтобы он не мог затмить убранства главной альмохадской мечети Кутубийи. И лишь во время реставрации 1950-х годов были открыты сокровища декора Каравийин.
Мечеть Каравийин стала в Магрибе центром учености, каким была египетская ал-Азхар.
Господство сахарцев-Альморавидов оказалось непрочным. В горах Высокого Атласа сложилась берберская община Альмохадов, создавших еще более обширную империю, охватившую весь север Африки. Подчинение Западного Магриба завершилось в 1148 г. Поборники частоты ислама, Альмохады, вначале отрицали декор в архитектуре и даже, если верить источникам, способны были уничтожать богатую отделку старых зданий. Но вскоре они, подобно Альморавидам, оценили архитектуру как условие комфорта и поддержание престижа. К концу XII в. строительство достигло большего размаха и пышности. В нем были совмещены школы Андалусии и Ифрикии. Это была фаза наивысшего рассвета испано-магрибского зодчества.
В строительстве использовались различные материалы – бетон, кирпич, камень (дикий или грубо околотый). Городские укрепления возводились преимущественно из бетона с каменными башнями. Стены мечетей обычно выкладывались из разнородных материалов, минареты строились из камня, пилоны и арки из кирпича.
Подковообразные арки удерживаются лишь в михрабах: их вытесняет подковообразно стрельчатая форма с очень слабо выраженной стрелой. Эта форма занесена из Ифрикии, где она употреблялась уже два столетия.
Там, где нужен декоративный акцент, - в обрамлении входа, михраба и близлежащих к нему арках галерей в пролетах осевого нефа – вводятся многолопастные арки (давно известные в Ифрикии и у Фатимидов Египта).
Четко определились формы и рисунок плана мечети. Ее базиликальные нефы увязаны системой более широких осевой, трансептальной и крайних боковых галерей. Двор вытянут в направлении, поперечном оси мечети. Минарет ставился у северной стены. Это квадратная башня, увенчанная фонарем тоже квадратного сечения под куполом. Идеальной пропорцией считалось отношение ширины к высоте как 1:4 (без фонаря). В крупных минаретах лестница заменялась пандусом, а посредине выделялось купольное помещение.
Внешние стены мечетей разделялась лопатками на арочные ниши и завершались карнизом под черепичной кровлей.
Обосновавшись в Марракеше, Альмохады принялись украшать этот "Багдад Запада". Гордость Марракеша, мечеть Кутубийя, на протяжении нескольких лет была отстроена дважды, видимо на месте уничтоженной Альмохадами альморавидской мечети Али бен-Юсефа. Первоначальное здание 1146 г. не сохранилось. В 1153 г. выстроено второе (поводом, возможно, послужило намерение исправить ошибку ориентации киблы, которая, впрочем, во втором варианте еще более уклоняется от направления на Мекку). Обе Кутубийи существовали одновременно, имея общую стену – от этого план второй мечети получился трапециевидным.
Кутубийя – одна из крупнейших мечетей Магриба; ее 17 нефов занимают в ширину 92 м, см. рисунок проектора. Более толстые крестовидные пилоны выделяют соответствующую дворовому фасаду среднюю часть зала. Декор нефов скупой – геометрические фризы под окном. В трансептальном нефе пять сталактитовых куполов перемежаются потолками артесонадо5, в осевом нефе пять шатров артесонадо. Трансептальный неф и пространство михраба выделены сталактитовыми арками; над крестовыми пилонами перекинуты многолопастные арки. Значение Кутубийи заключается в целостности единовременного ансамбля с его отчетливым планом и ясно выраженным стилем эпохи. Строгая перспектива аркад, чистота линий, собранность декора и непревзойденная красота минарета делают Кутубийю одной из вершин архитектуры Магриба. Мечеть обладала богатой библиотекой, отсюда и пошло ее название (кутуб – книга).
Каменный минарет закончен несколько позже мечети, но в пределах третий четверти XII в. До Кутубийи минареты крайнего Магриба были малы и невыразительны; теперь появляются черты, определившие в дальнейшем облик североафриканских минаретов. Минарет Кутубийи достигает 67,5 м высоты и 12,5 м ширины, с отношением размеров 5:1. Высота членится на пять ярусов, из которых нижний имеет с трех сторон гладкие стены, верхний образует фонарь. Внутри минарета скрыты семь расположенных один над другим залов, покрытых сводами и разнообразными декоративными куполами.
Первый альмохадский халиф Абд ал-Мумин создал в 1150 г. на океанском побережье оплот борьбы за веру Рабат ал-Фатх. Этот укрепленный лагерь площадью 5,5 га, расположенный в устье уеда Бу Регрег, на его левом берегу, соответствует нынешней Касбе Удайя6. В 1185 – 1189 гг. халиф ал-Мансур сделал Рабат столице, расширив его территорию до 419 га, см. рисунок проектора. Город получил форму трапеции. С севера и востока Рабат омывался рекой и океаном, с запада и юга его опоясывали бетонные стены. Отвесная зубчатая стена с галереей для стрелков на ее гребне шириной около 2,5 м и высотой более 10 м тянулась на 5263 м; еще и теперь насчитывается 74 прямоугольных башни. Над городом господствует на скале Касба Удайя. В городе пять ворот, не считая ворот касбы.
Средоточие средств породило у альмохадских правителей стремление к мегаломании. О нем свидетельствует размах строительства Рабата – огромная территория внутри стен не была полностью застроена до XX в.
5Артесонадо - (исп . artesonado), деревянный наборный потолок с кессонами, часто украшенный резьбой и росписью.
Заимствован из средневекового мавританского зодчества архитектурной Испании, позже Латинской Америки.
6 Касба Удайя - касба, старинная цитадель города Рабата в Марокко. Памятник мавританской архитектуры периода
Альмохадов. Название происходит от имени разбойничего племени Удайя, «посаженных на кормление» в Марокко
при династии Альморавидов для противодействия местным кочевникам.
Поразительны также масштабы мечети, заложенной над обрывистым берегом уеда.
Мечеть Хасана строилась халифом ал-Мансуром одновременно с мединой, по-видимому, в течение всего периода его правления (1184 – 1199). Со смертью ал-Мансура строительство мечети прекратилось и более не возобновлялось. Ал-Мансур стремился затмить постройкой все мечети Магриба и даже Востока. Огромный прямоугольник здания 139,32×83,12 м по размерам уступает лишь Мутаваккилии в Самарре. В этом грандиозном сооружении привлекают внимания не только масштабы, но и рисунок симметричного плана гипостильного зала с тремя небольшими внутренними двориками. В отличие от других мечетей Марокко, здесь перекрытия опирались на круглые мраморные колонны. Однако дворы окружала система арок на пилонах с полуколоннами по оси и пилястрами. Тем же способом отделялись три нефа, параллельные кибле, в то время как остальные имеют продольное направление. Минарет поставлен необычно, но в соответствии с принятым правилом симметрии – по оси здания, напротив михраба.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 683;