История архитектуры и строительной техники 24 страница
2 Деревянное зодчество
Характер строительного материала, его физические свойства во многом обуславливают строительные приемы и тектонику архитектурных форм. Многовековой строительный опыт народа позволяет максимально использовать свойства каждой породы дерева. Наибольшее применение находили хвойные породы – сосна, лиственница, ель, ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость упомянутых пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. Особенно ценилась мелкослойная (до 16 слоев на 1 см) "кондовая" сосна (произрастающая на сухих песчаных почвах) и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна и лиственница, из ели изготавливались главным образом элементы кровли (стропила). Из осины благодаря ее податливости при обработке изготовляли кровельный лемех. Этому способствовали два важных свойства данной породы: увеличение прочности при воздействии дождя и снега и приобретение со временем серебристого оттенка.
Лес шел в дело, прежде всего в виде бревен. К сращиванию бревен по длине плотники прибегали очень редко, предпочитая стыковать срубы. Брусья, пластины (бревна, расщепленные пополам) и тес, изготовлявшейся из бревен, расколотых с помощью клиньев и тесанных особым топором – теслом, употреблялись лишь там, где их нельзя было заменить бревнами.
Основной конструктивной формой в русском деревянном зодчестве был прямоугольный сруб (четверик) из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен, каждый ряд которых (из четырех бревен) составлял венец. Деревянные стены из горизонтально уложенных бревен имели неоспоримое преимущество перед стенами из бревен, врытых вертикально, ибо в последних после усыхания образовывались щели.
Для сплачивания горизонтальных венцов в бревнах выбирался продольный паз – первоначально в верхней, а позднее в нижней поверхности каждого бревна (для уменьшения возможности затекания воды). В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. Чаще всего применялась врубка с остатком ("в обло") как более теплоустойчивая, реже – без остатка ("в лапу", "в шап"). Для экономии бревен в неотапливаемых частях построек (шатры храмов, основания мельниц) делалась врубка с просветом, в четверть дерева ("в реж"). Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом ("мшились") и после сборки конопатились паклей, см. рисунок проектора.
Процесс врубки и сборки построек был далеко не прост. Заготовка, обрубка и притеска бревен требовала немало сил. На один сруб хорошего жилого дома шло 150 – 170 бревен. Особенно много труда затрачивалось на многократный подъем бревен на сруб для притески и подгонки их друг к другу. Высокие постройки (двухэтажные жилые дома, "повалуши", крепостные башни, храмы) разбивались по высоте на два-четыре "чина" (по 8 – 10 бревен в каждом), которые притесывались внизу. Для сборки каждый чин метился плотницким счетом (первая цифра – номер чина, вторая – номер венца). Подобные приемы позволяли "ставить" постройки в очень короткие сроки, часто – за один день (известны так называемые обыденные церкви, возводимые в течение дня).
Длина бревен, естественно имела определенные пределы, а потому стены зданий большей площади вместо четверика рубились шестериком, восьмериком и даже десятериком. Дальнейшее увеличение площади достигалось прирубкой дополнительных срубов (прирубов). Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов, в связи с чем нижние венцы рубились из кондовой сосны или лиственницы. Иногда под углы срубов и середины стен клались камни – валуны или врывались в землю "стулья" из обрезков толстых бревен.
Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела, см. рисунок проектора. Методы пропорционирования, выработанные в деревянном зодчестве и определявшиеся способом ведения работ, позднее перешли и в каменную архитектуру. Разметка плана будущей постройки производилась на земле с помощью мерного шнура путем выкладывания ("окладывания") нижнего венца сруба – "оклада", см. рисунок проектора.
Квадратная клеть, являвшаяся главным элементом почти любой постройки, требовала проверки правильности прямых углов равенством диагоналей квадрата. Т.о., отношение стороны квадрата к его диагонали – это основа древнерусского пропорционирования. Диагональ квадрата обладала еще одним важным свойством. Став стороной нового квадрата, описанного вокруг меньшего, она позволяла получать без вычислений удвоенную площадь. Соотношение диагонали и стороны квадрата стало принципом сопряжения русских мер. На этой закономерности был основан и мерный плотничий наугольник.
Оконные проемы в срубах, чтобы сохранить прочность стен, делались невысокими. Простейшие окна – волоковые – вырубались в смежных бревнах на полбревна вверх и вниз. Дверные проемы и большие по размеру ("красные") косящатые окна для придания срубу прочности обрамлялись колодами ("косяками") из брусьев (вначале с трех сторон – с боков и сверху с соединением "на ус"). Оконные коробки и резные наличники появились лишь в XVII в.
Полы ("мосты") в жилых постройках и храмах набирались из досок (тесин) или пластин с притеской в четверть. На нижних этажах полы укладывались по лагам ("кладям"), в верхних – по балкам ("переводам", "матицам"). Снизу такое перекрытие стесывалось под одну плоскость так же, как и внутренняя поверхность бревенчатых стен в жилых домах ("в лас"), либо подшивалось досками "впрямь" или "в косяк".
Чердачные перекрытия для утепления засыпались землей. При больших пролетах помещений (трапезные церквей) балки-матицы опирались на столбы, зачастую с кронштейнами.
Покрытия русских деревянных построек были также рубленные. В бревенчатые фронтоны торцевых стен врубались горизонтальные бревна – слеги, которые и несли кровлю. Придавая фронтонам различные очертания, можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два ската с полицами (т.е. с переломом кровли). Кровлям придавалась также криволинейное очертание с килевидным завершением (бочечная кровля). Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов (с фронтонами на каждую сторону) либо пересекающимися бочечными кровлями (крещатая бочка), см. рисунок проектора.
Центрические здания (четвериковые, восьмериковые) небольшой высоты перекрывались рубленной "в реж" пирамидой, носившей название "колпака" (хоромы, "повалуши"), а более высокие – шатром (крепостные башни, храмы). Над четвериковыми срубами (реже - восьмериковыми) устраивался еще один тип покрытия – "куб" (кубоватая кровля) – шатер с криволинейными очертаниями, напоминающими профиль бочки. Кубоватые кровли, хорошо сопротивлявшиеся ветрам, служили для покрытия храмов и крепостных башен.
Христианство начало распространятся среди восточных славян еще до официального крещения Руси в 988 г. Летописные свидетельства от 882 и 945 гг. говорят о существовании в эти годы в Киеве нескольких церквей.
Характер восточнохристианского богослужения требовал, чтобы в церковном здании имелись помещение для молящихся, примыкающий к нему с восточной стороны меньший по размерам алтарь и западная пристройка – притвор, который в русских условиях служил, быть может, для изоляции в зимнее время основного помещения от холодного внешнего воздуха. Эти основные части храма, расположенные по оси восток-запад, русские плотники возводили привычными им методами из горизонтально уложенных венцов, что обуславливало определенные пределы длины стен.
При распространенной длине бревен от 6 до 9 м вместимость квадратного сруба составляла примерно от 100 до 220 человек. Для получения большей полезной площади приходилось делать основное помещение крестообразным или восьмиугольным в плане. В первом случае вместимость увеличивалась вчетверо, а во втором, несмотря на большую потерю длины бревна на врубки, примерно в шесть раз.
Самым грандиозным произведением новгородских плотников был Софийский собор в Новгороде, построенный в 989 г. "от древ дубовых" и имевший, по словам летописи, тринадцать верхов. Тринадцати верхам могли соответствовать тринадцать срубов, из которых девять могли образовывать квадрат, а остальные четыре (алтарь и три притвора) – примыкать к центральной группе срубов со всех четырех сторон. Такая постройка при длине бревен 8 – 9 м могла вмещать около двух тысячи человек (без алтаря и притворов) и должна была казаться очень внушительной благодаря своим размерам и обилию верхов. Внушительной она должна была казаться и внутри, где прорезанные широкими и высокими проемами стены превратились в мощные крестообразные в плане столбы, а расположенные в несколько ярусов невысокие окна (высокие окна, ослабляющие связь между углами сруба, вряд ли были в рубленых зданиях) еще сильнее подчеркивали своим количеством и размерами огромную величину всего здания.
Отсутствие фресок внутри деревянных церквей возмещалось большим количеством икон, и здесь несомненно зародились те высокие, многоярусные иконостасы, которые позднее перешли в каменную архитектуру и стали характерной особенностью русских храмов.
3 Каменное зодчество
Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в., времени формирования и расцвета древнерусского государства. Для новых типов зданий – монументальных княжеских дворцов, грандиозных городских соборов – привычная русская деревянная техника строительства была неприменима. К тому же и выработанные в Византии приемы церковного зодчества требовали иной строительной техники. Освоению Русью приемов византийской строительной техники, имевшей полутысячелетний опыт и традиции, основывавшиеся на великом античном наследии, было явлением вполне закономерным. Большую роль в освоении византийского строительного опыта сыграла церковь с ее канонизированной в то время крестовокупольной системой постройки христианских храмов.
Освоение каменной техники строительства шло на Руси чрезвычайно быстро, чему способствовал высокий уровень развития древнерусского ремесленного производства. Материальная база, необходимая для каменного монументального зодчества, была подготовлена. Прекрасное знание русскими мастерами плотничьего дела и умение изготовлять кирпич и керамику, навыки в добыче и обработке камня, железа, извести и пр. вполне обеспечивали потребности строительства.
В XI в. строительное дело оформилось на Руси в отдельный вид ремесла. Возникла артельная форма труда строителей-ремесленников. Появились различные профессии ремесленников, работавших для нужд строительства: "кузнецы железа", "гвоздочники", "льятели" (олова, свинца для крыш), плотники, "древоделы", "городники" (строители городских стен), мостники, "тесляры" (столяры), каменщики, "каменосечцы", кирпичники ("плинфоделатели"), плиточники (делавшие поливные плитки).
Основными строительными материалами при возведении монументальных сооружений (дворцов, церквей, ворот и пр.) были камень и кирпич. Для многих городов древнерусского государства камень был привозным материалом. Его привозили по воде иногда за сотни километров – с Припяти, Поросья и др. В древнерусском строительстве X – XI вв. обычно применялся не тесаный, а колотый камень, который добывали в каменоломнях при помощи клиньев. Употреблялись главным образом мягкие породы камня – песчаник и известняк, но зачастую кладку фундаментов и стен вели из кварцита разных пород. В кладке (особенно со второй половины XI в.) использовался и булыжник. Из камня обычно возводили сплошь фундаменты. Фундаменты закладывались на различную глубину, в среднем на 90 – 120 см. Ширина фундаментов обычно не превышала 150 см.
В кладке фундаментов, стен и сводов применялся известковый раствор с добавлением толченной керамики (цемянки), придававшей ему гидравлические свойства. Цемянка изготовлялась из боя кирпича и отходов (пережог, коробление и др.) кирпичного производства. Кроме цемянки в известковое тесто иногда добавляли песок; при этом состав раствора определялся примерным соотношением 1:1:1 (известь – цемянка – песок). Толщина швов кладки обычно достигала 2 – 3 см. Такой раствор значительно меньше поддавался действию воды и влаги. Розовый цвет раствора, получавшейся в результате добавления цемянки, определял общий тон древнерусских каменных зданий. В X – XI вв. фундаменты часто закладывались на своеобразных ростверках из рядов дубовых лежей, залитых раствором. Подошвы фундаментов иногда укрепляли системой маленьких свай – колышков-коротышей. Этим приемом в определенной степени повышали плотность грунта под подошвой фундаментов. Кладка фундаментов иногда велась на глиняном растворе, а в ряде случаев мелкие (40 – 50 см) фундаментные рвы забутовывались без раствора с заливкой известью поверху.
При кладке стен по их периметру через определенные промежутки прокладывали дубовые балки, в соединениях сбитые гвоздями в жесткую систему. Такие связи хорошо укрепляли кладку до окончательного затвердения раствора. Это было необходимо в связи с большим количеством раствора, употреблявшегося в кладке. Кроме того, такие связи, проложенные в пятах сводов и арок, в значительной степени воспринимали на себя горизонтальный распор, что было необходимо до окончательного схватывания раствора в конструкциях. При кладке стен применялись леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались подмости. Арки, своды и купола выкладывались по кружалам и опалубке.
Кирпич (плинфа) был основным материалом, применявшимся для возведения конструкций зданий, особенно тех, в которых действовали изгибающие усилия (столбы, арки, своды, купола, аркбутаны, простенки). Плоский прямоугольной формы кирпич (22 30 3 см) изготовлялся из огнеупорных и каолиновых глин, иногда местных, а иногда привезенных.
Основными конструкциями X – XI вв. были полуциркульные арки, коробовые и купольные своды, которыми перекрывались все помещения. Арки, своды и купола обычно делали в один кирпич. Толщина сводов составляла обычно около 40 см.
Большое распространение в строительстве древней Руси получили керамические сосуды – "голосники", вставлявшиеся в кладку сводов и куполов для облегчения конструкций и, в некоторых случаях, в качестве акустических резонаторов. Кладкой из пустотелых сосудов закладывались пазухи сводов, ендовы, что значительно облегчало конструкции зданий.
Кровельным материалом служили листы свинца, которые укладывались прямо по сводам на специальной подготовке из слоя известкового с примесью цемянки раствора и крепились гвоздями. Размеры таких листов были в среднем 40 80 см при толщине 5 мм. В ряде случаев известны кровли из черепицы (Переяславль) и из щепы (Новгород).
Большую роль как конструктивный и декоративный материал играл розовый шифер, добывавшийся в овручских карьерах. Из Овруча по Припяти шифер возили в приднепровские города. Из него изготовляли карнизные плиты, плиты для полов, парапетные резные плиты, саркофаги и пр. Для внутреннего убранства в большом количестве применялся привозной (возможно из Средиземноморья) мрамор; из него делали колонны, наличники, пороги, предалтарные преграды и т.п. Специальные мастерские вырабатывали смальту (стекловидную массу) для мозаик и круглые стекла для оконниц.
Полы выкладывались на известково-бетонной подготовке из цветной наборной мозаики или шиферных плит, которые также инкрустировались мозаикой. Иногда шиферные плиты и фигурные шиферные вставки сочетались с мозаикой, уложенной на цемяночной подготовке. Мозаика из разноцветных камней, столь характерная для византийских зданий VII – X вв., на Руси известна лишь в одном памятнике – Десятинной церкви. Начиная с XI в., мозаичные полы делались исключительно из смальты или глазурованной керамики.
Крестовокупольный тип культовых зданий к моменту введения на Руси христианства был господствующим во всей восточной христианской церкви и получил распространение на Руси. Соразмерность всего здания в целом и отдельных его частей определялась древнерусскими зодчими путем простейших вычислений, принятых на Руси (как показали исследования, чаще всего в строительстве каменных храмов мерой служил греческий фут – 30.8 см, иногда употреблялся и римский – 29.5 см), и методах разбивки здания при помощи шнура и колышков. Определенные закономерности этих построений были еще раньше разработаны византийскими зодчими при выработке типа крестовокупольного храма. Как в плане, так и в вертикальных построениях исходным элементом, своеобразным модулем, служил размер стороны подкупольного квадрата (диагональ квадрата и кратные его соотношения). Откладывая в определенном порядке эти соотношения, зодчие получали при разбивке здания ширину нефов, места размещения столбов, апсид, наружных и внутренних стен, а также высоту второго яруса, завершений пилонов (пят закомар, шелыг сводов) и пр.
В древнерусском государстве для ряда главнейших храмов был принят пятинефный тип здания, хотя в дальнейшем основным стал трехнефный тип.
В 989 г. по заказу князя Владимира Святославовича в новосозданном Киевском детинце было начато строительство соборного храма Успения Богородицы. В строительстве, по словам летописи, принимали участие византийские зодчие. Огромные средства, отпущенные на строительство и содержание церкви, выразились, как свидетельствует летопись, в десятинной части княжеских доходов, в связи с чем она и была названа "Десятинной". Строительство продолжалось 7 лет и закончилось в 996 г.
После пожара 1017 г. Десятинная церковь, по-видимому, была значительно перестроена. В 1240 г. церковь, явившаяся последним убежищем защитников Киева, была разрушена татаро-монголами. Ее остатки были изучены путем археологических раскопок, см. рисунок проектора.
В своей основе Десятинная церковь первоначально представляла собой шестистолповый крестовокупольный храм, с трех сторон окруженный галереями. Как предполагают, в первой половине XI в. галереи были перестроены. План западной части, где имелись еще дополнительные помещения, не вполне ясен. О завершении церкви в одном письменном источнике сказано, что она была "о 25 версех", чем, возможно, напоминала многоглавую деревянную Новгородскую Софию X в. Раскопки дали материалы, свидетельствующие об исключительно богатом внутреннем убранстве храма: мозаичные наборные полы из кусочков мрамора и других ценных пород камня, мраморные резные плиты, колонны, капители и другие архитектурные фрагменты, резные шиферные плиты, многочисленные фрагменты мозаик и фресок. Десятинную церковь называли "церковью мраморной". Значение Десятинной церкви в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий.
Вторым по времени каменным храмом древней Руси была Богородичная церковь в Тмутаракани, построенная в 1020 г. князем Мстиславом Владимировичем. В 1956 г. раскопками обнаружена сравнительно небольшая (13 16 м) трехапсидная церковь с четырьмя столбами и хорами, опиравшимися на мраморные колонны. К отождествлению ее с Богородичной церковью достаточных оснований нет, но характер ее несомненно близок древнерусскому зодчеству начала XI в. Как и в Десятинной церкви, подошва фундаментных рвов здания была уплотнена системой колышков-коротышей.
Древнейшим из сохранившихся до наших дней древнерусских храмов – Черниговский собор – был заложен тем же Мстиславом Тмутараканским незадолго до его смерти, случившейся в 1036 г. В плане собор – трехнефный, сильно вытянутый с запада на восток, см. рисунок проектора. Эта вытянутость подчеркнута тем, что внутри боковые ветви архитектурного креста отделены от центрального нефа двухъярусными аркадами, что придает крестовокупольному зданию черты базилики. С восточной стороны собор завершают три полуциркульные в плане апсиды. С западной стороны находится узкий нартекс, отделенный стеной от внутреннего пространства храма. С северной стороны к нартексу приставлена башня с лестницей, ведущей на хоры. Как установлено раскопками, с юга к нартексу примыкала крещальня, построенная позднее. Крещальня имела форму миниатюрного четырехстолпного храма. С северной и южной сторон к собору были пристроены в XII в. княжеские капеллы-усыпальницы. Раскопками установлено, что он находился в окружении княжеских дворцовых построек.
В годы правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) в древнерусском монументальном храмовом зодчестве возникло новое направление, наиболее ярко выразившееся в само выдающемся сооружении древнерусского государства – Софийском соборе в Киеве, см. рисунок проектора.
Постройка собора была начата, в 1037 г. одновременно со строительством новой части города, где до того времени было "поле вне града". "Митрополия Русская" – Софийский собор должен был стать центром молодой русской государственности и новой феодальной идеологии, главным христианским храмом Руси. Его назначение далеко не ограничивалось функциями культового здания. Софийский собор был центром летописания и переписывания книг, в нем помещалась первая основанная на Руси библиотека. Тут происходили торжественные церемонии, приемы послов, обряды "посажения" князей "на стол", важнейшие парадные собрания. Посвящение собора Софии – "Премудрости божьей" было связано с наименованием крупнейшего собора Константинополя – главного храма восточнохристианской церкви. В названии собора, как и в названии Золотых ворот, видно стремление Ярослава Мудрого противопоставить столицу Руси Константинополю, крупнейшему городу того времени.
Киевский Софийский собор был центром большого комплекса сооружений в новой части города. Вокруг него располагались княжеские монастыри Ирины и Георгия, дворцы и церкви. Собор был окружен каменными стенами митрополичьего двора.
В своем современном виде Софийский собор представляет собой сложный архитектурный организм. Ряд построек к собору был осуществлен еще во второй половине XI в. и в XIII столетии. После татаро-монгольского нашествия собор неоднократно перестраивался вплоть до XIX в. Но под всеми надстройками сравнительно хорошо сохранились древние формы здания. В своем первоначальном виде Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм, окруженный с трех сторон галереей. Несколько позднее эта галерея была надстроена, и собор был окружен еще одним рядом широких галерей, над которыми находился открытый балкон – "гульбище". Позже, в конце XII – начале XIII в., эта галерея была надстроена. Наружные одноэтажные галереи были образованы рядом конструктивных полуарок – "аркбутанов", погашавших распор конструкций собора.
По своему плану Софийский собор близок к пятинефным крестовокупольным храмам константинопольской школы средневизантийского зодчества. Однако в отличие от последних в киевском соборе был применен не сложный, а простой вариант крестовокупольного типа, характерный для восточной школы византийской архитектуры. Но если тип здания Киевской Софии в своей основе может иметь аналогии среди зданий восточнохристианской архитектуры, то композиция его является настолько самобытной и оригинальной, что ни одной более или менее близкой аналогии к Киевской Софии привести нельзя. Вероятным образцом композиции Киевской Софии могла послужить лишь дубовая София "о тринадцати версех", построенная русскими плотниками в конце X в. в Новгороде.
Софийский собор воспринимается одинаково торжественно со всех четырех фасадов. Широкие проемы галерей придают собору открытый характер. Двенадцать куполов собора группируются вокруг тринадцатого, главного, создавая пирамидальную композицию, подчеркнутую тройным повышением коробовых сводов над руками креста. Кроме тринадцати куполов над собором возвышались верхи двух башен ("вежи позлащенные"), пристроенных к западной части собора, после возведения центрального ядра здания. Широкие лестницы этих башен с украшенными мозаикой ступенями велим на второй ярус собора.
Для Киевской Софии примечательно сочетание мозаик в центральной и восточной частях и фресковой росписи во всех остальных частях здания. На центральных местах западной, южной и северной стен главного нефа помещены изображения князя Ярослава и членов его семьи. Композиционным центром комплекса мозаик и фресок является грандиозное изображение Христа-Вседержителя в главном куполе.
Декоративное убранство дополняют мраморные детали проемов, мраморная предалтарная преграда, шиферные плиты, украшенные замечательной резьбой и ограждающие хоры и галереи верхнего яруса, медные "хоросы" (паникадила), спускающиеся сверху, дорогие ткани.
Из ансамбля построек, окружавших Софийский собор в Киеве, ни одна до наших дней не сохранилась. Монастыри Ирины и Георгия, расположенные к юго-западу от Софийского собора, как можно предполагать, стояли один против другого на главной магистрали города, которая вела от Золотых ворот мимо Софийской митрополии к Софийским воротам детинца.
Софийский собор в Новгороде, построенный в 1045 – 1052 гг. сыном Ярослава Мудрого новгородским князем Владимиром Ярославовичем, был таким же княжеским собором с пятью нефами, обширными хорами, расположенными с трех сторон, и, может быть, с наружными галереями, как и одноименный киевский храм, см. рисунок проектора. Перед строителями новгородского собора стояла та же задача создания обширного и величественного главного храма большого города с выделением в этом храме особого, отделенного от остального внутреннего пространства места для князя, его семьи и многочисленной свиты, какая стояла и пред строителями Киевской Софии. Понятно поэтому, что в новгородском соборе есть много черт, роднящих его с киевским прообразом.
В то же время нельзя не отметить в новгородской постройке и самостоятельных черт, обусловленных и местной строительной техникой, и более сильным, чем на юге, влиянием деревянного зодчества, и, наконец, знакомство новгородских зодчих не только с южнорусскими и византийскими постройками, но и с романской архитектурой Запада. Новгородский собор проще и строже киевского. Внутри это обусловлено большей мощностью столбов, более крестообразных в плане, чем в Киеве и, быть может, отражающих особенности тех рубленых столбов, которые могли делить внутреннее пространство деревянного Софийского собора 989 г., а также тем, что хоры открывались внутрь центрального крестообразного пространства не тройными двухъярусными аркадами, как в Киеве, но двойными. К тому же столбы этих аркад имели в новгородской постройке более простую форму, чем в киевской, - восьмигранную внизу и простейшую, четырехгранную наверху. Своды среднего нефа и трансепта в новгородском храме располагались на одном уровне по всей их длине, что делало его более спокойным и статичным по сравнению с киевским прообразом с его сводами, поднимающимися ступенями от наружных стен по направлению к барабану центрального купола.
С наружи новгородский Софийский собор казался более строгим по сравнению с киевским благодаря своим гладким стенам, отсутствию на них ниш, простейшей, без обрамляющей их четверти форме оконных проемов, сильно выступающим, подобно торцам поперечных стен деревянных построек или романским контрфорсам, лопаткам, не переходящим в профилировку закомар, но обрывающимся ниже пят последних, меньшему количеству куполов (шесть вместо тринадцати, считая и купол над лестничной башней) и гладкими, без колонок, их барабанами, завершавшимся первоначально, как и барабаны Киевской Софии, маленькими полукружиями, окружавшими основания купола. Гладкие, без колонок и ниш, стены барабанов и самого храма и простейшая форма оконных проемов соответствовала особенностям строительного материала новгородского собора, стены которого были сложены из одного местного камня, большей частью отборного волховского плитняка, оттесанного лишь с лицевой стороны и не позволявшего выполнять в нем такие детали, какие выполняли в кирпиче строители Киевской Софии.
С середины XI в. начинается новый этап в истории древней Руси и ее архитектуры. Распадение единого государства на отдельные княжества-уделы приводит, с одной стороны, к уменьшению размеров храмов, а с другой, - к более широкому распространению каменного строительства. Значительно возрастает роль церкви и монастырей в политической и экономической жизни страны. Князья все чаще обращаются за помощью к церкви, церковь все менее зависит от княжеской власти.
В архитектуре ведущим типом культового здания становится монастырский собор. В городах строятся феодальные княжеские дворы-усадьбы, ведется большое строительство в крупных монастырях.
Существенных изменений в строительной технике в этот период не происходит, однако следует отметить постепенное уменьшение количества камня и увеличение количества кирпича в кладке.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 762;