История архитектуры и строительной техники 27 страница
В русской архитектуре, как и в архитектуре других народов, на всех этапах ее развития самым распространенным и массовым видом строительства было жилое. Основным строительным материалом было дерево. На протяжении столетий народные плотники совершенствовали свои композиционные приемы, которые постепенно становятся типовыми.
Частые и опустошительные пожары, уничтожавшие деревянную застройку, способствовали каменному строительству. Старый деревянный великокняжеский дворец в Кремле, представлявший сложный комплекс отдельных помещений-срубов, объединенных сенями и переходами, уже не соответствовал новым требованиям парадности и представительства в связи с появлением в Москве пышных посольств различных европейских государств и женитьбой Ивана III на византийской принцессе, воспитанной в Италии. Строительство нового великокняжеского дворца в Кремле начинается с возведения здания для парадных приемов – Грановитой палаты, заложенной в 1487 г. итальянским зодчим Марком Фрязиным и законченной в 1491 г. известным ломбардским архитектором Пьетро-Антонио Солари, см. рисунок проектора.
Двухэтажное кубическое здание Грановитой палаты состоит из двух помещений – сеней-вестибюля и парадного зала, расположенного на втором этаже, с открытой наружной лестницей, ведущей в сени. Приемный зал представляет квадратное в плане помещение площадью около 500 м2, перекрытое системой четырех крестовых сводов, опирающихся на стены и квадратный в плане каменный столб в центре зала. С конструктивной стороны применение центральной внутренней опоры в квадратных помещениях (в русской архитектуре самый распространенный тип общественного зала гражданского назначения) давало возможность относительно легко перекрывать сравнительно большие площади. В продолжении двух столетий зал Грановитой палаты оставался самым большим залом в русской архитектуре.
Стены и своды Грановитой палаты были расписаны фресками, белокаменный пол покрыт плоской резьбой. Вдоль стен на две ступени выше пола стояли скамьи для гостей, а в "красном", правом углу от входа был устроен трон для великого князя. Ассиметричное расположение трона в углу зала было данью древней традиции, считавшей "красный" угол главным, наиболее почетным местом в избе.
Здание Грановитой палаты своим главным, восточным фасадом обращено на Соборную площадь Кремля. Основой архитектурной композиции площади является сравнительно небольшое, но монументальное здание Успенского собора, построенное А. Фиораванти в 1479 г. Все другие сооружения, окружающие площадь, выстроены несколько позднее и разными зодчими с учетом уже существовавшего собора, но в них отчетливо видно стремление подчеркнуть величие архитектурного облика главного собора более мелкими объемными членениями, деталировкой декоративного убранства фасадов окружающих зданий.
Свое название Грановитая палата получила от граненого руста, примененного для облицовки ее восточного фасада, обращенного к Соборной площади.
Весной 1475 г. в Москву был приглашен известный инженер и зодчий Аристотель Фиораванти. В задуманной перестройке архитектурного ансамбля Соборной площади здание Успенского собора занимало центральное место и было наиболее значительным общественным сооружением, предназначенным для совершения важнейших религиозных и государственных церемоний, как, например, "посажения на стол" (коронации) великого князя (ранее совершавшейся по традиции во владимирском Успенском соборе). Поэтому естественно было стремление сохранить в новом сооружении черты преемственности и Успенский собор во Владимире, построенный в конце XII в., был указан как образец для новой постройки.
Итальянский мастер был направлен во Владимир для изучения этого образца, который произвел на него, по словам летописи, сильное впечатление.
В строительстве Успенского собора было впервые применено глубокое заложение фундамента (свыше 4 м), под который предварительно были забиты дубовые сваи. Последнее, видимо, было данью древней традиции, не являясь технически необходимым. Применение системы крестовых сводов в перекрытии здания, выложенных в один кирпич и стянутых железными связями, позволило сделать не только стены, но и круглые столпы-колонны внутри здания тонкими и стройными, см. рисунок проектора.
Трехнефный план собора состоит из 12 одинаковых квадратов по четыре в каждом нефе, что обусловлено применением однотипных крестовых сводов, для которых характерно средоточие распорных усилий в отдельных местах стены, дополненных снаружи здания пилястрами – контрфорсами. По сравнению с более ранними московскими постройками стены, своды и столбы здесь значительно тоньше, пролеты сводов больше, внутреннее пространство здания просторнее. В новом соборе отказались от устройства хор, чем удалось создать обширное и хорошо освещаемое внутреннее пространство. Новаторский характер архитектуры собора сказался и в геометрически правильном членении плана и фасада здания. Для того, что выделить центральную главу в объемной композиции здания, Фиораванти сделал диаметр центрального барабана на 3 м больше угловых, поставив его тонкие, выложенные в два кирпича стены на внешний периметр столпов, на которые он опирается. Вследствие членения плана на равные квадраты все вертикальные членения фасада стали одинаковыми по ширине и главный фасад, выходящий на Соборную площадь Кремля, имеет четыре членения одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами равной высоты. Новым в архитектурной композиции было также применение пяти низких и плоских апсид при трехнефном плане, вследствие чего алтарная часть слабо выявлена снаружи здания и со стороны Соборной площади скрыта за угловым контрфорсом.
Архитектурные членения фасадов подчинены правилам "золотого сечения", полукружия закомар сделаны по циркулю, пилястры фасадов – строго вертикальны, белокаменная облицовка фасадов выполнена с безупречной тщательностью. Вместе с тем в архитектурной композиции сооружения отсутствует сухой математический расчет и сохраняется характерная для русской архитектуры асимметрия: пятиглавие, так же как и Софии новгородской, смещено на восток, несимметрично расположены и боковые порталы входов.
В создании нового архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля приняли участие также и московские мастера, построившие вскоре после возведения Успенского собора придворную церковь Благовещения и Церковь Ризположения – домовую церковь московских митрополитов, расположенную по соседству с Успенским собором.
Скромное здание Благовещенского собора (1484 – 1489) было построено в юго-западном углу площади, на месте старой придворной церкви, поблизости от деревянных великокняжеских хором и было связано с ним переходом, см. рисунок проектора. Четырехстолпная в плане церковь выстроена из кирпича и поставлена на высоком белокаменном подклете, сохранившемся от предыдущего здания, служившем кладовой для хранения ценностей и окруженном галереей-гульбищем, которая в 1564 г. была надстроена четырьмя небольшими квадратными в плане приделами по углам. Эти пристройки совершенно изменили внешний вид храма, первоначально имевшего три главы с дополнительным ярусом кокошников вокруг нарядно обработанного центрального барабана, возвышающегося на восьмигранном постаменте.
Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля завершается уже в начале XVI в., когда одновременно возводятся еще два церковных сооружения на южной и восточной сторонах площади. В 1505 г. на месте старого собора начала XIV в. итальянским архитектором Алевизом Новым, по-видимому венецианцем, прибывшем в Москву в конце 1504 г., закладывается новый собор Михаила Архангела. Законченный строительством в 1508 г. собор служил усыпальницей великих князей, а позднее – царей в продолжение двух столетий, пока Москва была столицей Русского государства.
Перед Алевизом несомненно стояла трудная задача – построить монументальное сооружение великокняжеской усыпальницы против Успенского собора и подчиненное ему в архитектурном ансамбле площади. Само назначение здания требовало, с одной стороны, пышности архитектурных форм, соответствующей царской усыпальнице, и с другой – строго соблюдения древних, традиционных черт православного храма. Поэтому архитектурный образ Архангельского собора не отличается, подобно Успенскому собору, органическим единством внешней формы и внутреннего содержания. Богатый и торжественный внешний облик здания собора, выдержанный в формах позднего итальянского кватроченто, мало соответствует традиционному для православного храма шестистолпному интерьеру с применением древних цилиндрических сводов и крещатых в плане внутренних столпов. Этот собор – второе по назначению после Успенского собора здание в ансамбле Соборной площади – по своей высоте мало разнится от последнего (высота основного куба с закомарами Успенского собора 22.5 м, Архангельского – 21 м), однако более мелкие вертикальные и горизонтальные членения фасадов, богатое декоративное убранство с обилием архитектурных деталей создает контраст лаконичным формам Успенского собора, и этим архитектурным приемом подчеркивает господствующее положение последнего в ансамбле площади. Особенностью Архангельского собора является широкое применение ордерных форм в декоративном убранстве фасадов, выполненных в нижнем ярусе из камня, в то время как в верхнем, кроме капителей, пилястр и карниза, они, как и все здание, кирпичные. Появление в центральном ансамбле Кремля здания с ордерной декорацией фасадов, важный факт в истории русского зодчества наглядно отразил новые веяния в развитии русской культуры. Русские зодчие в дальнейшем все более широко применяли и своеобразно перерабатывали новые элементы ордерной архитектуры, впервые в таком законченном виде появившиеся в архитектуре Архангельского собора.
Одновременно с Архангельским собором в 1505 – 1508 гг. архитектором Боном Фрязином была построена церковь "под колоколы" Ивана Лествичника – также на месте старой церкви времени Ивана Калиты, см. рисунок проектора. Трехъярусная, восьмигранная в плане башня Ивановской колокольни, первоначально высота которой была около 60 м, одновременно выполняла функции сторожевой, наблюдательной башни кремлевской крепости. Фундамент башни, заложенный на глубину более 10 м, представляет собой ступенчатую усеченную пирамиду, сложенную из тщательно отесанных плит белого камня на известковом растворе. Цоколь и карнизы восьмигранника выложены из белого камня, стены – из большемерного кирпича и в нижнем ярусе имеют более 5 м толщины, поэтому площадь внутренних помещений невелика и сама башня больше походит на донжон средневекового замка, чем на церковное сооружение. Стены и внутренние пролеты тщательно укреплены железными связями, все сооружение представляет прочно связанный монолит. Верхний цилиндрический ярус башни, окруженный в основании кокошниками, был надстроен Борисом Годуновым (1600). В 30-х годах XVI в. с севера к основной башне была пристроена архитектором Петроком Малым церковь и звонница, а в 1624 г. к ней была добавлена шатровая пристройка.
Возведение этой башни, получившей название Ивана Великого, завершает строительство архитектурного ансамбля Кремля на рубеже XV и XVI вв. Если в ансамбле площади господствующим было здание Успенского собора, то в ансамбле Кремля в целом, который можно видеть только на некотором расстоянии, господствовала вертикаль колокольни Ивана Великого.
Своеобразные композиционные приемы, разработанные поколениями народных мастеров в деревянном зодчестве, оказали свое влияние на развитие монументальной каменной архитектуры, особенно заметное в эпоху сложения централизованного государства и общего подъема национального самосознания. Об этом свидетельствует появление в XVI в. нового типа каменных шатровых храмов, где некоторые специфические особенности деревянного зодчества получили отражение в архитектуре каменных храмов. Вероятно, в деревянном зодчестве следует искать истоки и таких распространенных деталей каменных храмов, как плоские резные белокаменные пояса на фасадах, резные дыньки порталов, заостренная форма закомар и архивольт порталов, повторяющих в камне излюбленную в деревянном зодчестве форму "бочки".
Ведущее значение крепостной архитектуры XVI в. также сказалось и в церковном зодчестве. Так, сам башнеобразный характер шатровых храмов обнаруживает их родство с крепостными башнями, с дозорными вышками. Возможно, что некоторые из них выполняли одновременно и функции сторожевых башен.
Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в подмосковной царской усадьбе на берегу Москвы-реки, была одним из первых каменных шатровых сооружений, см. рисунок проектора. При своей высоте (около 60 м) церковь превосходила предшествующие ей высотные сооружения в русской архитектуре. Церковь была построена в 1532 г., как полагают, в честь рождения долгожданного наследника Василия III – будущего царя Ивана Грозного и, следовательно, носила мемориальный характер. Особенность плана храма составляет строгая центричность и отсутствие в нем существенного признака культового здания – апсид. Он напоминает план "крещатых" деревянных церквей.
Здание выстроено из кирпича, но архитектурные детали выполнены из белого камня. Вертикальный объем расчленен по высоте на три части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и, наконец, шатер с плоской главкой на небольшом барабане. Конструктивный прием перехода от четверика к восьмерику отличается своеобразием конструкции: в углах четверика устроены разгрузочные арки, переброшенные с опоры на опору и стянутые кольцом железных связей. Шатер выложен из кирпича с незначительным выступом последующего ряда к предыдущему. Устройство светового шатра, восьмерика и двойных угловых оконных проемов в четверике создает равномерную освещенность внутреннего пространства церкви. Внутреннее помещение храма вследствие большой толщины стен, занимающих около 2/3 площади застройки, незначительно. Внутри здания каменный шатер примерно на 2/3 его высоты завершен сомкнутым сводом. Отсутствие росписей подчеркивает простоту и скромность отделки интерьера.
Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Тип стройной высотной композиции в ансамбле стал с этого времени характерным для городской, сельской и монастырской архитектуры.
После постройки кремлевского Успенского собора в архитектуре городских и монастырских соборов отчетливо заметно стремление зодчих подражать его величественному и торжественному архитектурному облику. Это можно видеть в соборах Хутынского монастыря в Новгороде (1515), Новодевичьего монастыря в Москве (1524 – 1525), Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1532), в городском Софийском соборе в Вологде (1568 – 1570), см. рисунок проектора, и в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря (1585), также как и в других монастырских и городских соборах.
В монастырских соборах впервые появляется более сложная архитектурная композиция с добавлением двух самостоятельных приделов, симметрично поставленных по отношению к главному зданию и объединенных открытой папертью-галереей. Но одновременно со стремлением сохранить традиционный тип пятиглавого храма, дополнив его симметричными объемами приделов, в XVI в. шел процесс творческой переработки архитектурной композиции и крестовокупольной системы.
Торжество русского народа, сумевшего без посторонней помощи освободиться от иноземного порабощения и подчинившего себе Казанское ханство, получило художественное выражение в полном праздничного ликования архитектурном образе Покровского собора на Красной площади в Москве. Новое мемориальное сооружение, воздвигнутое, однако, не в Кремле, а на территории Великого посада, должно было ознаменовать исключительное по своей важности для народа событие, не имевшего аналогий в истории древней Руси.
Покровский собор на Рву был построен русскими зодчими Бармой и Посником в 1555 – 1560 гг. Первоначально здание не имело яркой наружной окраски, и его строго симметричная композиция не нарушалась пристроенным в конце XVI в. приделом Василия Блаженного (по имени которого стал позднее именоваться собор) и шатровой колокольней с юго-востока, заменившей старую звонницу. Галерея, обходящая здание вокруг, была открытой и являлась как бы постаментом в его скульптурной композиции. Без пристроек и яркой окраски фасадов, сделанной позднее, здание собора выглядело несколько проще и строже. Вместе с тем пристройки не нарушают гармонии целого и в новом сочетании усиливают живописность и динамичность архитектурного облика.
Сложная композиция Покровского собора не случайна. По заданию, полученному архитекторами, требовалось построить восемь церквей, посвященных праздникам и святым, дни почитания которых совпадали с днями решающих боев за Казань.
Но Барма и Постник внесли изменения в полученное задание, прибавив девятую церковь-башню, что можно объяснить стремлением зодчих создать симметричную архитектурную композицию. Здание выстроено из кирпича; фундаменты, цоколь и некоторые архитектурные детали выполнены из белого камня. Скромные по архитектурной отделке и тесные внутренние помещения Покровского собора, так же как и других русских башнеобразных храмов-памятников, не соответствуют величию их монументального наружного объема. Центральная башня собора имеет внутреннюю площадь 8 8 м и высоту 46 м. Внутреннее помещение храма не было, как обычно, расписано фресками, но украшено орнаментальной росписью и мемориальной надписью в основании шатра, а также простыми архитектурными деталями - профилированными тягами, поясками, ширинками. Небольшое внутреннее пространство, скромная отделка интерьера, резко контрастирует с нарядностью внешнего облика здания.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 538;