История архитектуры и строительной техники 20 страница

Первой в ряду этих построек была церковь Санта Мариа Новелла (трансепт начат в 1245 - 1246 гг., продольный неф - в 1278 г.) - трехнефная базилика, крытая стрельчатым сводом на нервюрах, см. рисунок проектора. Ее главное достоинство - гармоничные пропорции зального пространства, так пленившие Микеланджело, широко раскрытые, высокие аркады (как во всех романских церквах Флоренции), позволяющие просматривать пространство нефов в целом.

В XIV в. во Флоренции, как и во всей Италии, был ознаменован в архитектуре дальнейшим распространением готических форм, хотя и теперь готика трактуется своеобразно. Как правило, стенная плоскость тщательно оберегается. Пучкообразные столбы вытесняются гладкими, круглыми и восьмигранными, близкими по форме к колонне. Ребра свода не вырастают из тела опор, а покоятся на них. Конструктивный каркас обычно маскируется, контрфорсы и аркбутаны довольно редки. По-прежнему приняты наряду со сводчатыми и стропильные покрытия.

Среди итальянских соборов XIII - XIV вв. соборы в Сиене (1220 - 1377 гг.) и в Орвието (начат в 1285 - 1290 гг.) являются классическими образцами итальянской готики, см. рисунок проектора. Неф Сиенского собора (до хора) был возведен к 1259 г., к 1264 г. закончен купол. С 1284 г. началось возведение фасадной стены. Формы собора подчеркнуто изящны, ювелирны. Утонченность искусства сиенских мастеров видна и в изысканной полихромии фасада; традиционные белые, зеленовато-черные и розовые тона сочетаются с нежными оттенками желтого и интенсивным красно-коричневым цветом. Внутри собор поражает цветовым богатством чередующихся рядов темного и белого мрамора. Под прямым влиянием Сиенского собора строился собор в Орвието - в форме романской базилики с полукруглыми арками на массивных колоннах и открытым стропильным покрытием по главному нефу. В целом фасад собора более "готичен", чем в соборе Сиены.

Своеобразно зодчество Умбрии, где получил развитие тип зальной церкви. Типично зальной церковью является церковь Сан Фортунато в Тоди (1292 - 1301 гг., достраивалась в XIV - XV вв.), см. рисунок проектора. Здесь формы пучкообразных устоев упрощены, трактовка стенного устоя ясно говорит о передачи нагрузки на стену.

Гражданское строительство. Важное значение, как и прежде, сохраняют городские укрепления. Хороший пример внутригородских фортификаций дает замок герцогов Скалигеров в Вероне Кастельвеккио (1354 г.), см. рисунок проектора. В состав укреплений замка входил и характерный «зубчатый» мост со стенами через реку Адидже, дававший стратегическое господство резиденции герцога в городе на случай городских восстаний.

XIII столетие было веком повсеместного возведения в городах общественных дворцовых коммун – "палаццо дель Комуне" (ратушиг Влияние готики сказалось в них, как и вообще в гражданской архитектуре, слабее, чем в церковных постройках. Одна из ранних построек, это палаццо делла Синьория во Флоренции (1298 - 1314 гг.), которая представляла собой сооружение с двором, занимавшим центральное положение внутри прямоугольного в плане массива, см. рисунок проектора. В этом палаццо коммуны сказался образец городских замков феодальной знати, жизнь которой в еще враждебном городе замыкалась во внутреннем дворе глухого с наружи "кастелло" (замок феодала в городе). Гораздо более изящнее и элегантнее палаццо Пубблико в Сиене (1288 - 1309 гг.), с его эффектной башней (1338 -1349 гг.), см. рисунок проектора.

Среди коммунальных дворцов треченто знаменит дворец Дожей в Венеции (начат в 1309 г.), см. рисунок проектора. Первоначально дворец заключал в себе лишь один зал для заседаний Большого Совета (семь арочных пролетов нижней галереи по набережной). С 1424 г. началось расширение дворца Дожей. Здание достраивалось весь XV и часть XVI в. Нижняя галерея первоначально была выше, но позже, с поднятием уровня набережной, нижняя часть столбов ушла в землю. В архитектуре Венеции сложно переплетаются византийские, арабско-мусульманские и готические традиции, сливаясь в своеобразный стиль венецианского зодчества XIV - XV вв. Все это полностью отражено во дворце Дожей. В стрельчатых арках галерей еще много от романских пропорций. Вторая галерея создает красивый переход к спокойной глади стен, облицованной розовым и желтоватым мрамором.

Если XIII в. был в городах Италии временем широкого строительства общественных городских дворцов, то XIV столетие было веком частных палаццо и вилл по преимуществу.

 

 

12 Архитектура и строительство арабских стран

12.1 Архитектура стран ближнего востока

 

Арабские народы, заселявшие в древности главным образом Аравийский полуостров, в VII – VIII вв. расселились по берегам Средиземного моря, на севере Африки, проникли на Пиренейский полуостров, на Иранское нагорье, в Среднюю Азию. В результате захвата стран Азии и Африки образовалась обширная, пестрая по этническому составу держава – халифат1, существовавшая несколько столетий.

Быстрое продвижение арабов на север, восток и запад было обусловлено социальными переменами – созреванием феодальных отношений. Упадок примитивного скотоводческого хозяйства кочевников-бедуинов требовал расселения племен за пределами Аравии, что было возможно лишь при их совместных действиях и централизации власти. Почву для объединения племен подготовил монотеизм – с 622 г. ислам стал знаменем объединения арабских племен и подогревал их воинственное рвение. "Священная война" – джихад2, покорение дальних стран и распространение там новой религии объявлены священной обязанностью принявших ислам – мусульман. Движение за веру возникло в Хиджазе3, на западе Аравии, под началом племени курейш, к которому принадлежал пророк Мухаммед.

1Халифат – мусульманская теократия с халифом во главе (Х. Аббасидов, Фатимидов, Халифат в Османской империи и др.). С 10 в. в Западной Европе Халифатом называлось также государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний 7 – 9 вв. (Арабский Халифат). В Турции Халифат был ликвидирован в 1924 г.

2Джихад (арб. – священная война, война за веру; буквально – усердие, рвение), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т.н. "священной войны" против иноверцев.

3Хиджаз – провинция в Саудовской Аравии. В начале 7 в. здесь зародился ислам, и была основана Мухаммедом мусульманская община, ставшая ядром Арабского халифата. Мекка и Медина стали священными городами мусульман. В 1517 – 1916 (с перерывами) в составе Османской империи. В 1916 – 25 гг. формально независимое королевство. В 1925 г. завоеван Ибн Саудом.

Из Хиджаза арабы направились к югу и северу: в 30-х годах VII в. заняли Химьяритское царство (территория современного Йемена), а к 640 г. покорили византийскую Сирию. Менее чем за 40 лет они прошли на восток до Инда, достигли границ Китая и в 715 г. появились в Средней Азии. Энергично продвигаясь на запад, арабы захватили весь север Африки, проникли на Пиренейский полуостров, а в 721 г. перешли Пиренеи.

Первые правители – халифы, были выборными; халиф соединял в своих руках не только светскую, но военную и теократическую власть. В ту пору центром государства оставался Хиджаз со столицей в Медине и священным городом Меккой. Династия Омейядов (661 – 750 гг.) правила одной из самых обширных империй мира, включавшей все захваченные арабами страны. Но по мере расширения границ халифата все резче проступало численное несоответствие между массой покоренных народов и арабской правящей верхушкой. Протест населения выливался в форму религиозных течений – хариджизма, шиизма (противники Омейядов шииты были сторонниками потомков Али, зятя пророка). При Аббасидах (750 – 1258 гг.) начался политический раскол – в Египте образовался халифат Фатимидов (они называли себя потомками дочери пророка Фатимы), возникли берберские государства Северной Африки, эмираты Пиренейского полуострова, отпали иранские и среднеазиатские владения. Монгольское нашествие довершило гибель халифата Аббасидов. В XIV в. Османская империя захватила земли до Евфрата, Аравию, Египет, средиземноморское побережье Северной Африки и удерживала за собой Ближний Восток вплоть до первой мировой войны. В настоящее время почти все эти страны представляют собой самостоятельные арабские государства, где арабы слились с местным населением.

Арабское завоевание, сопровождавшееся разрушением памятников культуры покоренных стран, в некоторых отношениях сыграло положительную роль. Омейядское государство объединило народы, пребывавшие в состоянии непрерывных войн, сплавило древние цивилизации, в том числе античную. Достижения народов Востока в области науки были развиты и переданы впоследствии Западу. Широкие торговые и культурные связи способствовали расцвету науки, искусств и ремесел. До эпохи Возрождения уровень культуры стран Востока был выше европейской. Арабский язык, на котором писались труды по истории, географии, естественным наукам, стал "латынью Востока".

Интенсивные экономические и политические связи содействовали обмену строительным опытом. Но как не было "мусульманской архитектуры", не было, и нет единой "арабской архитектуры". Едва ли можно вообще говорить об арабской архитектуре впервые годы халифата. Арабы не принесли с собой опыта капитального строительства, наоборот, они сами учились строить у покоренных народов. Они использовали местных зодчих – коптов, греков, сирийцев, иранцев, привлекая для отделки зданий художников-христиан – живописцев и мозаистов. Заимствовали мраморные колонны из римских и византийских построек, что положило специфический отпечаток на ранние мечети. Тем не менее, синтез разнородных частей дает ростки ряда локальных школ с собственными характерными чертами. В X – XI вв. проступают особенности архитектур Ирака и Сирии, Египта и Северной Африки.

Вчерашние кочевники оказались энергичными градостроителями – закрепляя свои военные успехи, они закладывали на новых землях города. Первые города возникали как военный лагерь и местопребывание гарнизона; многие из них сложились вокруг рабатов, или рибатов, – пограничных укреплений и форпостов "Священной войны". Со временем военный лагерь превращался в резиденцию правителя. Постройкой столицы отмечалось начало блестящих династий (Багдад, Каир, Фес). Из боязни народных волнений резиденция отделялась от столицы, образуя особый, обычно недолговечный "царский город" (Самарра в Двуречье, Мадинат ас-Захра близ Кордовы и др.). Из городов первых лет ислама некоторые зачахли (Куфа), другие, будучи удачно поставлены на торговых путях, в благоприятных географических условиях, процветают и поныне (Басра, Багдад, Фес и др.).

В местоположении и конфигурации городов первостепенную роль играла топография местности. Для города выбирали скалистое плато, склон горы, выступающий мыс, где его оборона облегчалась природными условиями; поэтому правильная конфигурация характерна лишь для городов равнины. От римлян арабы переняли прямоугольный "гипподамов план" с пересечением в центре двух главных магистралей (Сфакс в Тунисе); в Двуречье утвердился круглый план, как в сасанидских Ктесифоне и Гуре (таков ранний Багдад).

Основание города начиналось с возведения укреплений, дворца и главной мечети. Город окружался крепостной стеной, нередко двойной. На верхней точке рельефа над городом – мединой – господствовала цитадель – касба. В стенах города прорезались ворота – с четырех сторон или по числу путей, связывавших его с другими значительными городами страны. Городская застройка делилась на кварталы по этническому или производственному признаку. Эти кварталы, становившиеся нередко гнездом племенной розни, огораживались и запирались на ночь. В центре города размещались главная мечеть и торговые кварталы, где каждая улица была отведена определенному ремеслу, рынки нередко выходили за ворота (например, дровяной и по продаже скота). За стенами расстилались обширные кладбища; в этом отношении города Востока отличались от европейских, где хоронили в городской черте близ церквей. Города снабжались водой из реки, источника или колодцев, которые часто становились ядром растущего поселения. Нередко города имели разветвленную сеть канализации с крытыми коллекторами.

Типология зданий и сооружений обусловлена в первую очередь природно-климатическими факторами, феодальным укладом жизни, требованиями культа, а отчасти заимствована у покоренных народов.

На востоке арабы познакомились с архитектурой сасанидских дворцов, от которых переняли купольный аудиенц-зал с открытым на фасад трехнефным сводом-айваном в качестве его преддверия. Это сочетание, определяя формы дворцов Двуречья, отчасти проникло и в композицию замков Иордании. Правители и наместники никогда не пользовались жилищем своих пред­шественников; выбирая для него из соображений престижа и безопасности новое место, они тем самым обрекали старый дворец на разрушение. Вот почему известны лишь немногие памятники дворцовой архитектуры.

Среди многообразных типов жилища можно выделить два основных – замкнутый дворовый и башенный. Дворовый хорошо приспособлен к условиям сухого жаркого климата с песчаными бурями. Башенный тип жилища, распространенный в Аравии и горном Марокко, сложился в обстановке племенной вражды. Еще задолго до н. э. утвердилось деление жилища на мужскую и женскую половины, существовавшее во дворцах Ассирии и ахеменидского Ирана, в домах Древней Греции и Рима. Феодальному Востоку оставалось только канонизировать эту структуру жилища. Некоторые элементы жилища, как лоджия-айван, занесенные с востока на запад, появились на берегах Африки.

В первые годы ислама мусульмане были невзыскательны к помещению для молитвы. Первая мединская мечеть представляла собой простой навес во дворе жилища Мухаммеда. В захваченных городах арабы приспосабливали под молитву церкви и здания иных культов, даже не брезговали молиться бок о бок с христианами, отнимая у них часть здания. Во вновь отстроенных городах они довольствовались навесом или просто огороженным клочком земли. Со временем архитектура была призвана поддержать престиж новой религии, и мечеть стала главным объектом строительства наравне с дворцом. Оформилась строительная программа. Предельно простые формы литургии не были связаны с какими-либо специальными требованиями к культовому зданию. Если в церкви совершается служба, за которой следят верующие, и если храмы других культов представляли собой святилище или дом божества, то мечеть является всего лишь местом молитвы. Этой функции вполне удовлетворял так называемый арабский тип мечети, состоявшей из зала с кровлей на столбах и лежащего перед ним двора.

Со второго года хиджры молящиеся обращают лицо в сторону Каабы – домусулъманского святилища Мекки, почитание которого включается в религиозный кодекс мусульман; соответствующим образом ориентируются и мечети. Направление к Каабе называется кибла. Нужное на­правление указывает ниша – михраб, с арочным венчанием. Происхождение форм этой детали не вполне ясно: в разных странах могли оказать воздействие домашние алтари доисламских культов, апсидальные ниши тронного зала, обращенная в сторону Иерусалима ниша синагоги (как в Дуре).

Обязательная деталь мечети, михраб, появляется, лишь на рубеже или в начале VIII в.

Арабы становились на молитву рядами, как в строю, отсюда преобладание ширины зала над глубиной. Плоские балочные кровли ранних мечетей ложились на столбы, или колонны, образуя поперечные нефы, параллельные стене с михрабом; такой тип мечети называется мекканским. Его аморфная структура позволяет производить гибкую трансформацию плана: уширять здание в любом направлении, удлиняя нефы и увеличивая их число.

Из Дамаска, где были свежи традиции античного и византийского зодчества, заимствована базиличная композиция мечети с продольными нефами. От базилики пошло также выделение более широкого и высокого среднего нефа, ведущего к михрабу; этим достигается большая выразительность плана с акцентом главной оси.

Двор арабской мечети, необходимый по условиям климата, органически включается в композицию здания (это отличает мечеть от храмов иных культов). Нефы зала обычно свободно открываются во двор. Как правило, прямоугольный двор предшествует залу и может быть расположен в плане: либо вдоль оси здания, как в мединской мечети, либо поперечно, как в Дамаске (таковы мечети дальнего Запада). Дворы первого типа всегда более просторны. Для защиты от солнца двор окружен галереями. В первом типе двора боковые галереи размещаются в один – два нефа, во втором они гораздо шире, составляя три – четыре нефа. Молитва совершается и во дворе, поэтому на дворовом фасаде нередко делается михраб, который в этом случае называется аназа. Во дворе устраивается бассейн для ритуальных омовений перед молитвой.

Христиане призывали молящихся колокольным звоном, иудеи собирались в синагогу под звуки трубы; мусульмане стали возглашать призыв к молитве. Первое время о начале молитвы возвещали с крыши мечети или близлежащего высокого здания и лишь примерно через полвека для этой цели стали возводить специальные башни – минареты. Прообразом минарета явились, с одной стороны, сигнальные башни, с другой – христианские колокольни: отсюда идут различия круглых восточных и квадратных западных минаретов.

Мечети различаются своими размерами и функциями. В городе строилась большая соборная мечеть ал-масджид ал-джами для общегородской пятничной молитвы и десятки малых квартальных. Стоящая посреди города большая мечеть была не только культовым, но политическим и культурным центром. При мечетях создавались крупные библиотеки, там читались лекции, а не­которые мечети, как каирская ал-Азхар или Каравийин в Фесе, стали прославленными университетами мусульманского мира.

В соборных мечетях важной принадлежностью служит помимо михраба деревянная ступенчатая кафедра – мимбар, которая появляется уже в ранних мечетях. При отделке мечети на этих двух деталях сосредоточены усилия лучших мастеров. После покушения на одного из омейядских халифов для правителя или наместника выделяется близ михраба деревянная решетчатая ограда – максура, тоже превосходного исполнения. В крупных городах были пригородные мечети мусалла для молений по годовым праздникам с большим стечением народа. Такие мечети представляют собой обширную площадь, обнесенную прямоугольником стен, но крытые постройки в них необязательны.

С религиозным культом связаны и некоторые другие типы зданий. Это, прежде всего духовные семинарии – медресе. Порождение ортодоксального схоластицизма, они выражали суннитскую реакцию против многочисленных ересей, пышно расцветавших на почве политических неурядиц. Духовные семинарии представляли собой опору ортодоксальной религии, политический государственный институт, где прививались доктрины, апробированные государством. Отсюда выходили теологи и законоведы, дипломаты и духовные наставники. Студенты и наставники жили при медресе за счет установленного вакфа, т.е. приписанных к медресе доходных заведений – бань, рынков и т.п. Идея медресе и ее архитектурное воплощение оформились в Бухаре и Хо­расане (север Ирана) уже в X – XI вв. На рубеже XII в. медресе появились в Дамаске, отсюда проникли в Египет. В плане они представляют собой окруженный худжрами – кельями студентов – двор с мечетью и аудиторией. Часто в медресе, в особом помещении под куполом, устанавлива­лась гробница его учредителя. Медресе по своей функции сооружение скорее общественное, чем культовое.

В отличие от христианства и буддизма ислам не знал монастырей. Существовали суфийские религиозные учреждения: на западе завия, на востоке – ханака. Такие убежища мистиков-суфиев – центры пропаганды идеи мистицизма, начинают распространяться с XII в., когда суфизм оформляется в виде отдельных сект или орденов, и достигают обширных размеров к XV в., когда деятельность орденов захватывает политические сферы. В состав завия входят общежития, трапезные, залы для радения, мечеть, бани, гробница покровителя ордена. Гробницы почитаемых аскетов и мистиков, купольные павильоны, чаще всего в форме открытого на четыре стороны арками киоска, так называемые кубба, возникают как выражение чисто народных культов – противоположный полюс учреждению официального культа, мечети. Они стоят либо изолированно, либо среди кладбищ, скрашивая однообразие всхолмленной могилами поверхности. Мавзолеи правителей, членов их семьи и приближенных часто входили в состав мечети или медресе, иногда объединялись в династийные некрополи.

Сложилась развитая сеть зданий общественного назначения. Интенсивная караванная торговля вызвала строительство в городах и на путях постоялых дворов караван-сараев фундук. Средневековые рынки сук образовали систему крытых улиц с мастерскими и лавками; для торговли тканями отводились особые крытые пассажи кайсария. Среди рынков и по соседству располагались караван-сараи. Особое значение в городской жизни получили бани хамам, служившие помимо своего прямого назначения местом деловых встреч и приятельской беседы. Уже с VIII в. в Сирии и Египте возникают больницы маристаны. Это были обширные комплексы с помещениями для стационарных и приходящих больных, с отделением для душевнобольных, баней, кухней и др. В городах средневековой Европы подобные учреждения были неизвестны. Предпринимались серьезные работы гидротехнического характера: малое количество осадков требовало создания продуманной системы ирригации, устройства наземного и подземного водопровода, водоемов и крытых цистерн.

Арабы развивают строительную технику занятых ими стран, используя сообразно с местными условиями камень, кирпич, каркасную конструкцию. Византийская кладка с чередованием рядов камня и кирпича подсказала арабским зодчим применение поясов разноцветного камня – этот прием получил с XIII в. развитие в Сирии и особенно в Египте. Формы арок образуют множество вариантов: стрельчатая, подковообразная, стрельчато-подковообразная, трех-и многолопастная и др. Стрельчатый профиль, зародившийся на Востоке, вызван стремлением повысить дугу архивольта, что важно при бескружальной кладке. Подко­вообразное очертание повышает центр кривой; это способствует большей выразительности профиля, причем пяты маскируются напуском кладки с оштукатуркой; в многолопастных арках этот основной элемент умножается и получает декоративный характер. В некоторых мечетях высота нефа повышается путем наращивания аркады в два яруса; здесь конструкция римских акведуков нашла развитие в вариации типа арок каждого из ярусов. Арки опираются на колонны или на пилоны.

На Ближнем Востоке преобладают сводчатые покрытия, на западе – стропильные. Переход от четверика стен к куполу осуществляется различно, но в основе лежат две конструкции – тромп, т. е. арочное перекрытие углов с заполнением оболочки, и парус. Широко употребляются декоративные тромпы в виде раковины – излюбленное завершение ниш в византийских постройках. Разработаны декоративные виды куполов – ячеистые, на гуртах и нервюрах.

Формы архитектуры пространственны. В жилых и культовых зданиях развивается тема внутреннего двора в окружении галерей и аркад. Но внешние стены глухие. В композиции, соединении элементов, их соподчинении, тектонике есть своя логика. Элементами членения стеновой плоскости в отличие от европейской архитектуры служат преимущественно ниша, арочный проем. Главный внешний акцент архитектуры – портал входа, внутри мечети – михраб. В их формах заметно много общего. Соединительные элементы стены – панель в основании стен, тяги или орнаментальный бордюр на уровне пят арок (разорванный аркой или огибающий архивольт), бордюр и карниз вдоль гребня стены. Карнизы в основном двух видов: сталактитовый – в камне и стуке, консольный – в дереве. Ордер распадается на два существенно различных варианта: самостоятельный – конструктивный и пристенный – декоративный. Конструктивный ордер в виде свободно стоящих колонн из цельного камня распространен главным образом в Магрибе, где в формах колонн переработаны детали римского и византийского ордера. Декоративный зародился на Востоке, отражая тектонику кирпичных зданий – колонны ставятся в четверть под архивольты арки портала, михраба, на поворотах панели и по углам пилонов.

В сфере культа изобразительное искусство изгонялось, здания лишались скульптуры и сюжетной живописи, поэтому возрастала роль архитектурного декора и орнамента. Специфику декора арабских стран и ближнего Востока составляют сталактиты (по-арабски мукарнас – соединенные). Этот вид декора, образуя призматические группы, действительно напоминает сталактиты или пчелиные соты. Трудно сказать, где он зародился, но появился в XI в. на востоке (Иран) и западе (Магриб). Этот вид декора универсален: сталактиты составляют карнизы и несут полочки, заполняют ниши, тромпы и паруса, купола и полукупола, украшают софиты арок. Выполняются они в кирпиче, камне, стуке, дереве, поливной и неполивной керамике.

Орнамент покрывает ковром стука поверхность стен из бетона и выявляет фактуру благородных материалов – камня, мрамора, дерева ценных пород. Он подчеркивает соподчинение частей здания, акцен­тирует важнейшие его элементы: портал входа, михраб мечети, купол покрытия перед михрабом, мимбар. Портал и михраб богато орнаментированы. Вдоль стен орнамент разбивается на панно и ленточные бордюры. Один и тот же узор употребляется равно в камне, дереве, металле, в постройках и художественном ремесле.

По характеру узора орнамент в основном делится на растительный, геометрический и эпиграфический. Растительный орнамент развивает построения римских, византийских, иранских, коптских образцов. Геометрический орнамент в IX—X вв. проходит еще начальную фазу развития, и его расцвет падает на XII – XIII вв., отражая быстрые успехи математики; сложные раппорты строятся на лучевой сетке. В отличие от христианства и буддизма ислам отказался от изобразительных образов для пропаганды своих идей. В связи с этим в культовых зданиях был необходим какой-то эквивалент, который принял бы идейную нагрузку. Эта роль была отведена эпиграфике – надписям преимущественно коранического содержания. Так родился третий вид орнамента, неизвестный в Европе. Разрабатываются орнаментальные почерки, все более сложные. С архитектурой средних веков особенно связан геометрический почерк куфи, родиной которого считается город Куфа в Ираке. Все три вида тесно сосуществуют; растительные мотивы заполняют ячеи геометрической сетки линий и перевивают буквы письма; иногда в узор включаются и зооморфные мотивы. Орнамент арабских стран, так же как и Ирана и Средней Азии, отличается от европейского интенсивным развитием геометрических форм, эпиграфический же орнамент в корне чужд искусству Европы.

 

 

12.1.1 Архитектура Омейядского халифата

 

Первые халифы, занятые формированием арабского государства, не интересовались строительством. Начало истории средневекового зодчества арабских стран связано с правлением мекканского аристократического рода Омейядов, первой наследственной династии халифов, пришедшей к власти в 661 г. Их политическое могущество достигло вершины в конце VII в. Прежде всего Омейяды перенесли столицу из Медины в Дамаск. Центром и оплотом государства, границы которого продолжали раздвигаться, стала Сирия. Прежде арабское государство, халифат становится мусульманской империей, простиравшейся в 30-х годах VIII в. от берегов Атлантики до Инда, от Сыр-Дарьи до Нильских порогов. Омейяды расстались с аскетическими идеалами первых лет ислама и устремились к роскоши, насаждая ее в придворном быту и в архитектуре.

На территории собственно Аравии постройки халифата немногочисленны и к тому же они утратили свой первоначальный вид. Судить о них можно главным образом на основании письменных источников.

Мекканское святилище Кааба, к которой обращены все мечети мира, имеет длинную историю. На рубеже VII в. Здесь была только изгородь, окружавшая клочок земли около 6×9 м со священным колодцем Земзем. В 608 г. было возведено здание Каабы, о котором в письменных источниках говорится, что стены его сложены из рядов камня и дерева, а крыша опиралась на шесть столбов. Потолок, стены и столбы были расписаны изображениями христианских святых и ангелов. Все эти черты, характерные для раннесредневекового зодчества Эфиопии, позволяют предполагать, что строитель был родом от туда. В 684 г. Кааба отстроена после пожара заново из камня и украшена мозаиками, снятыми из церкви VI в. В Сане (Йемен). Второе святилище Аравии находится в Медине на месте дома Мухаммеда, где мастера из Сирии и Египта поставили в 707 – 709 гг. мечеть с двором и галереями.

Ранние произведения арабского зодчества, особенно в Иордании, несмотря на сильный отпечаток античный влияний, отражают новые идеи. Традиции Рима и Византии совмещаются со строительными концепциями Ирана и декоративными фантазиями Двуречья. Свежие творческие силы халифата проявили себя в широком размахе строительства, богатом и разнообразном убранстве зданий. С перемещением центра халифата в Сирию потребовалось создать собственную святыню для привлечения паломников. Нужно было к тому же поддержать престиж ислама перед христианством с его прославленными церквами. В 687 – 691 гг. в окрестностях Иерусалима возводится великолепный купол Куббат ас-Сахра – Купол скалы: объектом поклонения избрана скала, куда якобы Мухаммед ступил ногой при вознесении на небо (идея заимствована из христианского мифа).

Формы здания необычны, см. рисунок проектора. Деревянный купол 20,44 м в диметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; баран стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют октогон со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная, крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн. Вокруг скалы, таким образом, обеспечен ритуальный проход паломников. Части здания связаны в плане ясной и четкой геометрической схемой. В окружность ротонды вписан квадрат, по углам которого стоят пилоны, второй такой же квадрат очерчен под углом 450 к первому. Пересечение продолженных сторон этих квадратов отмечает второй ряд пилонов и углы внутреннего октогона; на сторонах октогона построены два больших квадрата, углы которых определяют внешний обвод стен. Отсюда гармоническое совершенство пропорций внутреннего пространства здания. Каменные стены 1,3 м толщиной разбиты на высокие панели по семь в каждой стороне; в нижнем их ярусе прорезаны четыре двери, в верхнем – 40 окон.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 631;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.