История архитектуры и строительной техники 18 страница

Важное композиционное значение в реймском фасаде имеют проемы: глубокие порталы (почти 6 м), две розы, высокие окна. Все они построены в одном модуле. Основой измерения послужил диаметр внутреннего круга малой розы в тимпане. Он равняется радиусу внешней окружности построенной позднее большой розы (диаметр 11.5 м) и определяет высоту всех трех дверей, ширину дверей среднего портала, ширину общего проема парных окон второго яруса. Ширина окон башен равняется половине диаметра, а высота их до капители колонок - двум диаметрам. Такое применение единой измерительной единицы в размерах важнейших элементов композиции в большей мере способствовало установлению гармонической связи между ними.

Из витражей XIII в., заполнявших все окна собора, сохранились лишь немногие. Большая часть их была уничтожена во время первой мировой войны.

Амьенский собор, третий из замечательных памятников зрелого периода готики, по-строен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здания, см. рисунок проектора.

Образцом для строительства Амьенского собора послужил Шартрский собор. Это -трехнефная базилика с широким трансептом и развитой хоровой частью, окруженной венцом капелл, число которых здесь доходит до семи, причем средняя из них сильно выдвинута вперед. Трансепт имеет три нефа, а центр средокрестия, как в Шартре, совпадает с серединой храма. Амьенский собор самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) - 118 (без выступающей средней капеллы), высота среднего нефа - 42.3 м, ширина нефов (без боковых капелл) – 33, ширина трансепта - 59 м, хоровой части - 48 м.

В соборе Амьена интерьер стал единым, плавно раскрывающийся вглубь, ввысь, во все стороны. Система опор и сводов - такая же, как в Реймсе. Своды - крестовые, стрельчатые, за исключением средокрестия, где применена простейшая форма звездчатого свода. Травея - четырехраспалубковая. Основные опоры, как в Реймсе, состоят из цилиндрических столбов с приставными колонками. Но здесь служебной колонне, поддерживающей нервюры свода среднего нефа, придан более самостоятельный характер: отмеченная на уровне пяты продольных арок лишь узким пояском, она поднимается свободно до пяты свода среднего нефа, где завершается капителью. Профиль опоры постепенно усложняется по направлению кверху, получая дополнительные членения в виде приставленных к ней колонок.

Верхние окна среднего нефа больше окон Шартрского и Реймского соборов. Они дают законченный пример окон зрелой поры готики. Каждый проем, заполняющий целиком пространство между устоями, делится на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой.

От замкнутости и разобщенности романских построек к объединению пространственных элементов и к сравнительной свободе их трактовки в Парижском соборе - этот путь готика проделала больше чем за полвека. От Парижского собора, через одновременные поиски при строительстве разных соборов XIII в., готика пришла в Амьенском соборе к тому классическому для нее построению пространства, при котором оно во всех измерениях освободилось от технической скованности, сохранив, однако, тектоническую ясность и конструктивную определенность окружающих его масс, объемов, линий.

Общая конфигурация западного фасада собора обусловлена тем, что высота сравнительно узкого трехнефного пространства значительно увеличена по сравнению с высотой сводов не только Парижского, но и Реймского собора. Разная высота и форма башен, не нарушая единства композиции фасада, усиливает его динамичность. Горизонтальные линии членения (карниз и другие мотивы) не перерезаны, как в Реймсе, но преобладает в нем все вертикальная направленность. Окно-роза диаметром 9 м поднято в самую верхнюю зону фасада и соответствует зоне сводов. Полоса парных окон второго яруса, которая воспринимается вместе с "галереей королей", соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части.

Порталы собора традиционны по расположению и тематике скульптур, поскольку средний портал посвящен теме "Страшного суда". Глубина порталов около 5.5 м. В применении скульптурных украшений Амьенский собор не так богат, как Реймский, и уступает ему по качеству скульптуры. Но в тоже время он обладает отдельными прекрасными скульптурами.

Амьенский собор, вместе с одновременно строившимся собором Реймса, представляет собой вершину готического искусства во Франции. Он оказал огромное влияние на мастеров готики и в других странах.

Стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении высоты нефов привело к ряду строительных неудач в большом по размерам соборе Бовэ, сооружение которого явилось кульминационным пунктом в развитии смелой конструктивной системы, см. рисунок проектора. Строители собора, начатого постройкой в 1247 г., захотели создать собор еще более внушительный по размерам, чем Реймский и Амьенский. Если в соборе Реймса высота центрального свода равняется 37. 5 м, в Амьене - 42.5 м, то в Бовэ она доведена до 47.5 м - высоты, оставшейся непревзойденной. Апсида хора прорезана большими окнами во всю высоту и в верхней зоне представляет собой лишь тонкий, хрупкий скелет. Интерьер собора имеет трехъярусное членение по высоте: аркада, трифории и окна, образующие ажурную гигантскую решетку в верхней зоне собора.

В 1284 г. рухнули своды хора, законченного постройкой в 1272 г. Для того, чтобы обеспечить устойчивость сводов на такой высоте при полном уничтожение стены, пришлось построить контрфорсы в два ряда с двухъярусными аркбутанами и участить опоры хора: они расставлены на расстоянии 2.25 м друг от друга, при высоте арок в 20 м. При этом простые крестовые своды были заменены шестичастными. Эта работа была закончена в 1324 г. Дальнейшую историю собора занимают перестройки и новые неудачи, затянувшиеся до XVI в. включительно. Построенная над средокрестием башня высотой в 153 мв 1573 г. раздавила опоры. Разрушенные части были восстановлены, но собор все же остался незаконченным. В существующем виде он состоит из хора, наиболее величественного из когда-либо сооруженных, и трансепта, где расположены оба входа с порталами, из которых южный больше по размерам и богаче украшен. С западной стороны хор заканчивается простой стеной.

В XIII в. во Франции было создано чрезвычайно много готических сооружений, строительство которых особенно широко развернулось в северных и северо-западных провинциях. К их числу относится собор в Бурже - после Амьена, Реймса и Шартра самый - большой из французских соборов. Сооружение собора, перестроенного из сгоревшего романского здания, было начато в 1280 г., см. рисунок проектора. Дальнейшие достройки продолжались в течении XIV - XV вв.

Пятинефный собор напоминает по типу собор в Париже, но, в отличие от последнего, не имеет трансепта. Двойные боковые нефы, из которых внутренние гораздо выше внешних, непосредственно переходят в обход хора. В соборе нет галерей (над аркадой проходит узкая полоска трифориев), и эти высокие нефы конструктивно выполняют ту же функцию, что и нефы XII в. с галереями над ними. Мощные пилоны поддерживают своды, которые в сред-нем нефе имеют шесть распалубок и примыкают к типу XII в. Но в других отношениях собор отходит от раннеготического типа: помимо значительной высоты (в среднем нефе доведенной до 37 м, при ширине нефа в 15 м), новшеством являются также отход от цилиндрических столбов и расположения пяты арки продольной аркады на очень большой высоте, предвосхищающее прием композиционной связи среднего и боковых пространств в Амьене. Однако при всех этих тенденциях облегчения пропорций формы здания сохранили массивный характер. Тяжелы по своим массам и пятипортальный западный фасад, в котором господствуют массивные башни, законченные в XV и XVI вв., и сильно выступающие, лишены декоративной обработки контрфорсы.

Исторические судьбы маленького Эльзаса и Лотарингии (восточные земли современной Франции) в течение ряда веков теснейшим образом были связаны с судьбами Франции, а также и Германской империи. Французская готика раньше всего и наиболее непосредственно стала образцом для строителей средневековья именно здесь. В эпоху готики Эльзас формально входил в состав Священной Римской империи. Однако духовная жизнь народа, его культурные традиции и бытовые навыки больше связывали его с Францией. Об этом свидетельствует и знаменитый собор в Страсбурге. Собор представляет собой своеобразное, характерное для Эльзаса соединение черт французской и немецкой готики. Строительная история собора охватывает период от конца XII до конца XV вв. Образцом для строительства собора послужила церковь в Сен Дени. Трансепт по раннероманскому обычаю непосредственно примыкает к апсиде хора, которая, однако, застроена по бокам двумя прямоугольными в плане капеллами, см. рисунок проектора. Подбашенная часть западного сектора трактована изолированно; получается нечто вроде притвора. Все это придает плану необычный для готики характер. Капеллы, примыкающие к последним двум травеям боковых нефов, при-строены XIV и XV вв. Они перекрыты сетчатыми и звездчатыми сводами, в отличие от остальных частей, перекрытых крестовыми сводами. Длина собора - 100 м, ширина - 37 м. Ширина среднего нефа -16 м, высота среднего нефа - 31.5 м, боковых - 13.75 м. Хотя общая высота меньше, чем высота нефов больших соборов Франции, а боковые нефы сравнительно узки, внутреннее пространство кажется просторным благодаря тому, что опоры расставлены широко (8 м, тогда как в Реймском и Шартрском соборах - 7 м, в Парижском - около 5.5 м). Интерьер обильно освещен высокими окнами и сквозными трифориями. Служебные колонны столбов среднего нефа доходят нерасчлененными до пят свода, где они имеют развитые капители.

Первоначальный проект фасада, созданный, вероятно, первыми строителями нефов, был выдержан в духе классических соборов Франции. Второй проект, созданный в 80-х годах XIII в., ближе к осуществленному и во всяком случае послужил для него конструктивной и композиционной схемой. Композиция фасада характеризуется ослаблением тектонических элементов его структуры и живописной акцентировкой вертикальных элементов - сильно вытянутых арочек на тонких колонках и остропирамидальных фиалов. Прекрасно проработанная огромная роза второго яруса (диаметр - 13.5 м) композиционно связывает между собой дробные по членениям элементы фасада, придавая им необходимое единство. Ажурное завершение башни (высота которой достигает 142 м) из тонких каменных брусков. Особую привлекательность придает фасаду его материал - красный вогезский известняк.

XIV в. - мрачная пора в истории Франции. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междоусобицы, чума и другие события тяжело отразились на всей жизни страны. С трудом собранное государство вновь начало распадаться. Большие его территории захватила Англия, и только в начале XV в. началось их освобождение, связанное на Севере с именем героини Жанны д'Арк. В это время заканчиваются начатые раньше постройки или перестраивались уже выстроенные здания (башни Реймского, боковые капеллы Амьенского соборов, работы в Бовэ и т.д.). В XIV в. закреплен «лучистый» стиль французской готики, но ничего нового создано не было. Период поздней готики начался во Франции к концуXIV в. Основные особенности архитектуры этого периода сводятся к следующим.

Каркасная система, ставшая основой строительства крупных храмов в предыдущем периоде, начинает трактоваться с точки зрения уже не ее тектонических, а главным образом декоративных возможностей. Зодчие в своем стремлении максимально облегчить объемы и массы стали их зрительно растворять в декоративных формах или маскировать декоративными элементами.

Как следствие этого, умножается количество декоративных деталей и членений, которые теряют тектонический смысл.

Начинают применяться арки различного очертания; стрельчатая арка перестает быть непременным атрибутом готики. Во Франции основным сводом остается крестовый, но и здесь начинают применять звездчатые, сетчатые своды.

Одновременно с этим нарастает и другая - противоположная тенденция: стремление к упрощению форм и отдельных элементов. Столб нередко без капители переходит в архивольт и в нервюры. Вертикализм и линеарный характер композиции становятся господствующими

Гражданское строительство. Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели наряду с городскими укреплениями большие королевские замки, строительство которых было начато в начале XIII в. Французский замок меняет свой характер, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превращается в парадный загородный замок. Этот переход яснее всего прослеживается на королевских замках XIV в. Лувр, построенный Филиппом Августом в начале XIII в. (не сохранился), представлял собой ничто иное, как донжон, окруженный рвом и защищенный стеной, см. рисунок проектора. Он служил одновременно и форпостом для города, и крепостью, защищавшей короля от самого города, и увеселительным (охотничьим) замком. Лувр занимал почти квадратное в плане пространство с большим цилиндрическим донжоном по середине. При Карле V архитектор короля Раймон дю Тампаль превратил Лувр в комфортабельный и пышный дворец. Жилые и хозяйственные здания, окружавшие двор, уже утратили крепостной характер: они соединились наружными лестницами и имели сравнительно большие окна. Длинные залы с широкими каминами, вымощенные покрытыми эмалью плитками, имели потолки с открытыми расписными балками и были украшены фресками. Королевские апартаменты включали парадную комнату, спальню, ванную и часовню. В донжоне была размещена библиотека.

В эпоху готики было построено немало дворцов духовной и светской власти, обычно двухэтажные, с большим залом на втором этаже. Но они часто перестраивались и потеряли свой первоначальный облик.

Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики - Дворец правосудия в Руане, см. рисунок проектора. Он состоит из трех последовательно выстроенных частей, обрамляющих с трех сторон прямоугольный (первоначально замкнутый) двор. Западная часть, где находился зал прокурора, со стрельчатым деревянным сводом, была начата в 1499 г. С 1507 г. начали строить северную часть, но уже как здание парламента. Наконец, в середине XVI в. была построена восточная часть. Второй этаж здания занят двумя большими залами с кессонированным плафоном в стиле итальянского Ренессанса. Окна и вимперги средней части имеют уже не стрельчатую форму, а завершаются или плоской сегментной дугой, или коробовой трехцентровой аркой. Комплекс часто перестраивался (лестница - новая, симметричность композиции - результат позднейших перестроек), и его первоначальный вид во многом искажен.

Во Французских городах, вольности которых рано были утрачены в связи с интенсивным процессом централизации страны, не очень богатых из-за постоянных поборов королевской власти, ратуши не играли ведущей роли в политической жизни города, которая принадлежала им во Фландрии и Северной Германии. К тому же соборы, до конца XV в. служившие местом собраний горожан, в значительной степени восполняли потребность в большом городском общественном здании. Ратуши, как специальные здания, появились во Франции поздно, и архитектура их сравнительно скромна. Многие из них разрушены в разгаре борьбы городов за свою независимость. Сохранившиеся ратуши большей частью относятся к XV -XVI вв. Ранние муниципальные здания мало отличались от жилых домов. Они строились над аркадами рыночной площади (в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом. Набатная башня, или бефруа, служившая признаком городской независимости, по существу была первой ратушей. Здесь хранились городской архив и печать, помещались казначейство и тюрьма. Это могла быть башня укрепленной церкви или надвратная башня городских ворот.

Одна из наиболее интересных сохранившихся ратуш - ратуша в Компьене (XV в.), с красивой башней, увенчивающей большую винтовую лестницу в центре главного фасада, см. рисунок проектора. Большие залы располагались в первом, втором и третьем этажах здания, справа и слева от центральной башни.

Жилые дома, как городские, так и сельские строились из дерева, камня (в сельской местности из рваного), а также были фахверковыми, в зависимости от наличных местных материалов и строительных традиций. Городские дома строились в два, три, реже четыре этажа. Наиболее распространенными были деревянные дома, часто с каменным или кирпичным цоколем. Нередко из камня выкладывался весь первый этаж дома, верхние этажи которого строились из дерева или были фахверковыми. В фахверковой конструкции каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе. Для домов с подобной конструкцией, часто вызывавшей сжатие и перекос оконных коробок, характерные маленькие окна. Первый этаж обычно занят под помещения, связанные с профессией владельца (мастерские, лавки) и выходившие на улицу. За ними размещалась кухня и боковой проход во двор, часто с винтовой лестницей. На втором этаже находился зал или жилая комната, на третьем - жилые комнаты, см. рисунок проектора.

В готическую эпоху складывались новые виды сооружений. К ним относятся гостиницы, госпитали, колледжи, ранние промышленные и сельскохозяйственные постройки, т.е. те объекты, которые первоначально создавались в рамках монастырского строительства, но развитие получили уже в городе как здания гражданской архитектуры.

Влияние монастыря на формирование этих зданий было двояким. С одной стороны, лечение и образование входили в обязанности монашеских орденов, имевших таким образом, непосредственное отношение к строительству зданий. С другой стороны, коллективный быт и ярко выраженный хозяйственный уклон, а также разносторонний характер деятельности монастырей в период рассвета способствовал тому, что формы монастырской архитектуры стали исходным для многих из этих новых типов зданий.

К примеру, больничные помещения строились еще в романскую эпоху (самые старые больницы находились при монастырях), но более широкое строительство госпиталей началось в эпоху готики, когда рост городов, скученность населения и распространение заразных болезней потребовало более организованной постановки здравоохранения. С начала XIII в. в основании больниц и богоугодных заведений, помимо королевского дома и крупных духовных и светских сеньоров, начали принимать участие и богатые граждане. Значительный по размерам госпиталь в Анжере (1153 г.) представляет собой комплекс зданий, объединенных клуатром и состоящих из больничного зала, капеллы и обширного амбара (построенных несколько позже, в 1184 г.), а также жилых зданий для персонала, см. рисунок проектора. Большой трехнефный зал больницы перекрыт стрельчатыми сводами на нервюрах, опирающихся на высокие колонны. Больничные залы часто были украшены резьбой на капителях и консолях. Роспись стен изображала различные сцены на тему труда по месяцам года. Иногда (чаще в капеллах) в узорчатую свинцовую оправу окон вставляли цветные стекла.

Один из самых первых и самый известный из парижских колледжей был основан в 1253 г. Робертом де Сорбоном: это был построенный на возвышенности Сент-Женевьев дом для бедных студентов-теологов. Вскоре появились и другие колледжи, которые позднее стали объединяться в университеты (коллеж в Кан, в Париже и др.). Библиотека Орлеанского университета (1444 - 1450 гг.), известная под названием "Диссертационного зала", - редкий пример сохранившегося здания подобного назначения, см. рисунок проектора.

 

 

9.2 Архитектура Англии

 

В Англию готика проникла через Нормандию из Франции в последних годах XII в., когда хор собора Парижской богоматери был закончен, и началась постройка Шартрского собора.

Градостроительство Англии, страны преимущественно сельскохозяйственной, с сильной централизованной властью, не достигло еще такого уровня развития, который был характерен для многих городов континента. Общий процесс роста городского строительства начался в Англии в ХIII в.

Отсутствие городского самоуправления и полная подчиненность городов королевской власти наложили свой отпечаток на их жизнь и архитектурный облик. Как правило, в них еще отсутствует ратуша и особая рыночная площадь.

Церковное строительство. Первым крупным сооружением, в котором для покрытия главного пространства был применен нервюрный свод, романский собор в Дэрхеме, см. рисунок проектора лекции романская архитектура.

В период проникновения готики в Англию в ряде английских городов уже высились романские соборы, размеры которых превышали потребности немногочисленного тогда городского населения. Поэтому за исключением ряда новых (Солсбери, Линкольн) и коренным образом перестроенных (Йорк) сооружений готические одежды в угоду новым веяниям накладывались уже на существовавшее романское ядро (Винчестер, Чичестер, Глостер).

Готические соборы Англии высятся часто на открытых участках и этим отличаются от французских, хотя и более стройных и динамичных, но обычно расположенных среди тесной городской застройки. В общей горизонтально-протяженной композиции обычно доминирует мощная башня средокрестия, относительно более высокая, чем во Франции. Строго симметричный западный фасад иногда по нормандскому обычаю фланкирован двумя башнями или украшен по углам декоративными башенками. Логика композиции здесь выступает более обнажено. План сохраняет форму сильно вытянутого латинского креста, и пространство интерьера развивается вглубь. Апсида прямоугольная (полуциркульная с венцом капелл встречается редко.

Самобытные черты английской готики раннего периода, соединившие в себе устойчивость традиций с поисками нового, ярко выражены в Уэльском и Линкольском соборах и в классическом памятнике английской готики XIII в. - соборе в Солсбери.

Собор в Уэльсе, начатый постройкой в 1185 - 1190 гг. и в основном законченный в XIII в. с достройками в XIV и XV вв., знаменовал собой рождение новой, раннеготической архитектуры в Англии. Это значительное сооружение, в котором стрельчатая арка окончательно вытеснила полуциркульную, явилось связующим звеном между постройками переходного времени - второй половины XII в. - и вполне развитой готикой XIII столетия. Собор был построен по единому архитектурному замыслу, с планом в форме латинского креста, в виде трехнефной базилики с трансептом и небольшим (в три травеи) хором с капеллой Марии, см. рисунок проектора. После расширения и перестройки в XIV в. (1340 г.) план собора удлинился и стал сложнее по форме. Нефы и трансепт перекрыты крестовыми сводами. В средокрестие - веерный свод, комбинированный со звездчатым, заменивший старый свод в XIV в. В соборе и, особенно в его интерьере рельефно выступают специфические черты ранней английской готики. Это проявляется в относительно небольшой высоте среднего нефа (21.5 м) и в типичном отношении ее к ширине в пределах 1:2. Характерна и горизонтальность, ярко выраженная в ярусном построении среднего нефа, где аркады, трифории и верхние окна четко разделены и сохраняют самостоятельность. В то же время готическая каркасная система здесь еще не вполне выявлена. Опоры нервюр свода в виде коротких стволов колонок доходят лишь до уровня пят арок трифориев, упираясь в выступы консолей. Неповторимую особенность интерьера Уэльского собора составляют его "опрокинутые" арки средокрестия, образующие в целом нечто вроде усеченной внизу восьмерки. Эта своеобразная и смелая конструкция была применена для укрепления центральной башни (закончена в 1321 г.), пришедшей в аварийное состояние вскоре после ее возведения, строителем башни Вильямом Джой из Соммерсета. Внешний вид собора типичен для ранней готики Англии. Архитектурные массы здания группируются вокруг мощной башни средокрестия. Западный фасад очень широк вследствие того, что его башни не встроены в основное тело храма, а примыкают к нему по бокам. Строго ритмизованный симметричный фасад расчленен на два яруса. Первый ярус (вместе с высоким цоколем) украшен декоративными нишами. Порталы, низкие и очень простые по оформлению, играют подчиненную роль в общей композиции фасада, что было характерно для ранней готики Англии. Двухъярусный зал капитула (первая четверть XIV в.) примыкает к северо-восточной части трансепта. Его красивый звездчатый свод поддерживается мощным столбом в центре восьмигранного помещения.

Линкольнский собор, как и собор в Уэльсе, имеет высокую башню над средокрестием и две у западного фасада, см. рисунок проектора. Собор был построен на месте старого романского храма, западная часть которого была включена в композицию главного фасада нового здания. Готическая постройка была начата с хора (1192 - 1200 гг.) протяженностью в пять травей с трехгранной вначале апсидой; средокрестие, трансепт и неф строились в XIII в. В 1256 - 1280 гг. хор собора был расширен на пять травей, и эта часть - знаменитый "Ангельский" хор - была разработана в характере зрелой готики.

План собора получил прямоугольное завершение без осевой капеллы. Характерно и появление второго, малого трансепта. Внутреннее пространство собора создает впечатление легкости и простора. Продольная аркада поддерживается столбами, расставленными широко, что обеспечивает хорошую связь между нефами. Ярус трифориев по трактовке и размерам напоминает галереи.

Зодчие Линкольнского собора проявили много изобретательности в конструировании сводов. Необычна форма свода над хором, с гуртами, расположенными эксцентрически. Средний неф перекрыт сводом с тьерсеронами; здесь было положено начало развитию более сложных сводчатых систем. Нервюры распалубок над окнами не были доведены до замкового камня свода и связаны с ним дополнительными ребрами. Благодаря этому свод получил очертание более плоское, чем обычные крестовые своды. Систему южного трансепта прорезает редкое в английской готике окно-роза.

Силуэт собора напоминает собор Уэльса. Основу структуры его трех высоких башен составляют четыре угловых пилона с легким заполнением между ними. В противоположность Уэльскому собору вход в храм подчеркнут высоким арочным проемом. Дробные членения ярусов декоративных аркатур фасада усиливают по контрасту с этим порталом масштабную выразительность всего сооружения.

К началу XIII в. окончательно складываются особенности, типичные для английской готики. В храмостроении она лучше всего представлена в Солсбери (начат в 1220 г.; в 1225 г. закончен хор, 1266 г. - в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине ХГХ вв. собор реставрировался), см. рисунок проектора. Собору5ылпостроен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон. Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую двух-трансептную композицию. Интерьер выдержан в простых пропорциональных отношениях. Ширина боковых нефов равна половине главного. Средний неф небольшой высоты - 24.5 м (как и во всех английских соборах), его ширина (11.5 м). Хотя в интерьере и сохраняется членение на три яруса, но полоса метрически чередующихся трифориев уже теряет свою прежнюю самостоятельность и тесно связана с шагом опор и ритмом проемов. Намечается новая тенденция к объединению трифориев с верхними окнами и превращению их в не более как декоративный мотив. Вместе с тем возрастает высота первого яруса, равная высоте двух верхних. Это вместе с увеличением оконных проемов улучшает освещенность интерьера и придает ему впечатление большей легкости. Своды во всех частях собора, за исключением средокрестия, - крестовые, четырехраспалубковые, характерные и для французских соборов. В объемной композиции собора отражена четкая организация его внутреннего пространства. Доминирует высокая башня над средокрестием, завершенная стройным шатром. Западный фасад также прост по общей композиции, но богато украшен скульптурой, нишами и геометрическим орнаментом.

В основном к XIII в. относится весьма характерный для зрелой готики собор в Йорке (начат в 1230 г., восточная часть с трансептом закончена в 1260 г., нефы - 1291 - 1324 гг., башни западного фасада - XV в.), см. рисунок проектора. Собор по своему ограниченному прямыми линиями крестообразному плану и наличию трех башен типичен для английской готики. Нефы значительно шире, чем в других английских соборах (34 м). Трифории окончательно потеряли свое самостоятельное значение и вошли в композицию больших верхних окон, как их составная часть. Стволы тонких колонок, поднимаясь от пола до пят гуртов сводов, создают четкий ритм вертикальных членений. Значительная высота аркады/большие размеры верхних окон, заполняющих все поле стены между устоями, вертикальный ритм членений - все это делает внутреннее пространство собора легким и свободным. Однако между структурной несущей части конструкции и перекрытием имеется большая противоречивость. Как внутренние столбы с колоннами, так и наружные контрфорсы были предназначены для каменных сводов, а на самом деле звездчатые своды собора - деревянные.

Объемная композиция собора более компактна, чем в большинстве соборов Англии, так как здесь западные башни не выступают из общей конфигурации плана, а вписаны в него. Стена над порталом прорезана большим проемом окна с переплетом в характере "пламенеющей" готики. Соответствующее ему большое окно восточной части хора характерно для «украшенной» готики. Пристроенный в 1342 г. к северному углу трансепта восьмигранный в плане зал капитула интересен своим очень эффектным деревянным звездчатым сводом.

Фортификационное и гражданское строительство. К XIII в. в результате особых мер, предпринятых укрепившейся королевской властью, стихийное строительство замков феодалов было вовсе прекращено. В дальнейшем фортификационное строительство Англии преследовало общегосударственные цели и благодаря опыту крестоносцев поднялось на более высокую ступень. С этого времени большое внимание начинают уделять местоположению замка, стратегической целесообразности размещения его оборонительных сооружений и крепостных дворцов. В замке Бестон (около 1255 г.), поставленном на вершине утеса при слиянии двух рек, была вначале укреплена северная сторона, как наиболее уязвимая, мощной системой оборонительных сооружений, тем самым обеспечивалась неприступность верхнего двора - главной части цитадели, см. рисунок проектора. Далее она была усилена широким (10.65 м) и глубоким (8.52 м) рвом, прорубленном в скале, что было для того времени значительным достижением инженерного искусства. Замки, расположенные на относительно ровном месте (Тауэр в Лондоне), обносились дополнительно одним или двумя рядами крепостных стен, усиленных башнями, см. рисунок проектора. Донжон постепенно теряет свое первенствующее оборонительное значение и в английских постройках. Центр тяжести переносится на крепостные башни. Прямоугольные крепостные башни уступают место полукруглым, цилиндрическим или многоугольным в плане, стратегически более надежным. Характерна и общая регулярность планов этих сооружений, прямоугольная или треугольная. Наряду с совершенствованием оборонительных сооружений замков намечается новая тенденция в организации жилища феодала, ранее расположенного в башне. Оно превращается в здание дворцового типа. Эти тенденции особенно рельефно выступают в королевском замке Виндзор, основанном в 1096 г. в 30 км от Лондона на берегу Темзы, см. рисунок проектора. Здесь в конце XII столетия у северной стены внутреннего двора был заложен новый дворцовый комплекс, что отвечало постоянно возрастающим требованиям придворной жизни.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 772;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.