История архитектуры и строительной техники 19 страница
В средневековой Англии сельское жилище оставалось и в XIII - XIV вв. определяющим в жилищном строительстве страны. От фахверковых и глинобитных хижин крестьян ничего не сохранилось. Однако решающее значение для дальнейшего развития английского жилища имел усадебный дом средней руки. Хозяйственные и бытовые постройки группировались здесь вокруг центрального двора, причем ядром этого комплекса, как и в романскую эпоху, оставался холл. К «верхнему» его концу примыкала жилая часть, а к противоположному, "нижнему" - кухня и кладовые. Усовершенствования коснулись главным образом внутренней отделки. Большое распространение в верхнем конце холла получил эркер (главное его украшение). Постепенно вошли в практику и дубовая обшивка стен и вымостка полов керамическими плитками. Усовершенствование конструкции деревянных стропильных ферм в XV в. позволило делать обширные холлы бесстолповыми.
Типичным примером могут служить сохранившиеся усадебные дома в Брэкхемптоне и в Беркшире (XV в.), см. рисунок проектора. Это хороший образец фахверковых жилищ, где старое заполнение (оштукатуренная ивовая плетенка) заменено кирпичным, но дубовый каркас и окна с переплетами, украшенными геральдическим рисунком, сохранились.
В связи с развитием общественной жизни в Англии в ХIII — ХIV вв. возникают новые типы сооружений: колледжи, гостиницы, госпитали. В это время и здесь, как во всей Европе, начинают складываться первые крупные центры средневековой культуры. В Оксфорде в 1249 г. и в Кембридже в 1284 г. были основаны первые колледжи; число их непрерывно возрастало. Вся культурная жизнь Англии в основном сосредотачивалась в этих колледжах-университетах, соперничавших с прославленными университетами Парижа и Болоньи.
9.3 Архитектура Германии
Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее, чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. "Вормсский конкордат" закрепил феодальную раздробленность страны, признав за духовными феодалами те же права, что и за светскими. В XIII в. Германское королевство фактически распалось на территориальные княжества.
Начало готической архитектуры Германии восходит к середине XIII в., в то время как во Франции принципы готики сформировались уже в XII в. Однако, несмотря на влияние опыта французских мастеров, готическая архитектура Германии получила самостоятельное развитие и выработала местные особенности. Эти особенности, прежде всего, основываются на своеобразии типов зданий, обусловленных социально-экономическими условиями жизни общества, а также свойствами местных строительных материалов и национальными традициями. Так, в Германии была разработана система зальных церквей, впервые применены принципы готики в архитектуре зданий центрического плана, по-новому решена проблема возведения башен-колоколен.
Свое наиболее полное выражение конструктивная и художественная система германской готики получила в культовых сооружениях. Перестройка старых романских церквей и строительство новых готических зданий продолжалась в городах германии со второй трети XIII в. до начала XVI столетия.
Одним из самых ранних памятников этого периода является церковь Елизаветы в Марбурге, строительство которой было начато в 1235 г. и в основном закончено в 1283 г., см. рисунок проектора. Церковь относится к типу зальных построек. Основная часть марбургской церкви состоит из трехнефного зала, к которому примыкают трансепт с полукружиями и очень короткая часть хора, состоящая из одной травеи и апсиды, без обхода. Два крыла трансепта и хор, одинаково закругленные, образуют самостоятельный комплекс, напоминающий в плане трилистник. Крестовые своды на нервюрах поддерживаются массивными цилиндрическими столбами, на которые наложены трехчетвертные колонны. Западная часть церкви завершена двумя массивными башнями. Несмотря на то, что церковь строилась под влиянием французской готики, в ней отчетливо проявились черты национального своеобразия. Они сказались, например, в сохранении присущей более ранней немецкой архитектуре системы трех апсид вместо хора с венцом капелл; в создании зальной системы внутреннего пространства, несмотря на узкие боковые нефы; в стогом проведении вертикальности членений фасадов, чему способствовала своеобразная трактовка башен; в применении стрельчатого окна вместо готической розы и т.п.
Оригинальное немецкое произведение представляет собой и церковь Богоматери в Трире (1235 - 1253 гг.), см. рисунок проектора. Здесь впервые в готической архитектуре была осуществлена центрическая композиция в виде равноконечного креста, перекрытого нервюрными сводами, с введением в каждом из углов по две капеллы.
Строительство крупнейшего в Германии Кёльнского собора было начато в 1248 г. по образцу Амьенского, см. рисунок проектора. Собор был достроен только в 1842 - 1880 гг. К готической эпохе относятся лишь хор, нижние части трансепта, нефов и южной башни фасада. Кёльнский собор – это огромная пятинефная базилика. Длина собора 136 м, ширина нефов 47 м, трансепта - около 80 м. Высота среднего нефа 43.5 м. Трифории, составленные из четырех парных пролетов в каждой секции травей, - сквозные. Высота верхней зоны (трифории и окна) превышают высоту аркады.
Культовые сооружения готики в Германии выполнялись также и из кирпича. Строительство сооружении в кирпиче, создавшее своеобразное направление, так называемой кирпичной готики, распространившееся впоследствии и в других странах, началось и достигло наивысшего развития в северных областях Германии, бедных лесом и естественным камнем. Строительство из кирпича в северных областях Германии получило распространение еще в романскую эпоху. Но применение кирпича при сооружении готических зданий представляло собой далеко не простую задачу, поскольку конструктивная основа и тектоника готической системы были разработаны в тесаном камне. Свойства нового материала, не позволявшее выполнять в кирпиче сильно профилированные детали или такие специфические готические формы, как фиалы, крабы, крестоцветы и т.д., приводили к необходимости известного упрощения форм, а меньшая прочность этого материала не позволяла выполнять конструкции и архитектурные формы в такой ажурной технике, в какой это делалось в камне. Но вместе с тем кирпич обладал и рядом преимуществ перед камнем (цвет, возможность глазуровки, разнообразной формовки, разных способов кладки и т.д.).
Церковь Марии в Любеке (около 1270 - 1350 гг.) была первым опытом кирпичного строительства готических церквей в Германии, и от нее идет начало немецкой кирпичной готики, см. рисунок проектора. Это большая трехнефная базилика (длина 102 м, ширина 57 м). Церковь Марии в основном построена по типу других соборов ранней готики, но целиком из кирпича. Это обусловило значительные изменения формы. Фасады стали плоскими, без глубоких членений, башни - простыми, четырехугольными, увенчанными шатрами. Опоры в интерьере стали массивнее, с меньшей профилировкой. Здание казалось бы излишне про-стым, суровым, если бы не искусное включение в его композицию кирпичных деталей, образующих разного рода карнизы, пояса и орнаментальные выкладки, создающие замечательный декоративный эффект.
Еще полнее эти качества кирпичной готики раскрываются в период зрелой готики в сооружении церкви Екатерины в Бранденбурге, см. рисунок проектора.
Гражданское строительство. Планировка и застройка городов Германии отражали социально-экономические отношения, господствующие в то время. Экономическая и политическая разобщенность, отсутствие общих государственных финансов, законодательства, суда тормозили развитие страны. В готическую эпоху характер городской застройки, силуэт города, облик улиц и площадей в Германии значительно изменился по сравнению с романским периодом. Окружавшие город мощные каменные крепостные стены, над которыми возвышались иногда десятки башен, после введения огнестрельного оружия, а также в соответствии с новыми условиями жизни достраивались и видоизменялись.
В XIII - XV вв. в Германии воздвигалось много замков и других крепостных сооружений с мощными стенами и башнями, донжонами и дворцами. Введение в XV в. огнестрельного оружия существенно отразилось на развитии каменного зодчества: увеличилась толщина стен, изменились расположение и характер бойниц, изменились самые формы башен. Вместе с тем в этот период уделяется большое внимание планировке дворцовых, жилых и служебных помещений замков и крепостей, становятся более удобными, а залы их, как правило, отделываются более роскошно и парадно.
Среди многочисленных замков нового типа характерным примером служит замок рыцарского ордена в Мариенбурге (Саксония), см. рисунок проектора. Это лучшее произведение орденской немецкой готики. Состоит из верхнего замка, монастыря (основан в 1280 г.), среднего замка (бывшей передовой крепости) и дворца главного ордена (1380 - 1398 гг.). Весь комплекс окружен крепостными стенами и башнями. Мариенбург был главной крепостью ордена, и на его строительстве сказалось воздействие фортификационных сооружений Средиземноморья, с которой орден познакомился во время крестовых походов. В его планировке чувствуется также влияние монастырских построек (зал капитула, капелла, спальни монастырского типа, больница, баня и т.п.). Этому способствовал и распорядок дня рыцарей-монахов, во многом сходный с монастырским уставом.
Городские жилые дома, сложившиеся еще в позднероманский период и строившиеся главным образом в фахверковых конструкциях, за небольшим исключением не дошли до нашего времени. Только в Нюрнберге, Трире и Регенсбурге сохранилось несколько типов жилых домов относительно раннего времени. Жилые дома ставились, как и в других странах Европы, обычно торцом к улице. Теснота застройки побуждала зачастую тянуть дома вверх. В больших (особенно прирейнских) городах очень сильно выросла этажность жилых домов. Число этажей жилых домов в таких городах как Кёльн, Марбург, Нюрнберг и др. доходило до четырех, пяти и даже до шести, см. рисунок проектора. Нижние этажи отводились обычно под рабочие и торговые помещения, верхние - под жилые. За домом располагался двор с подсобными постройками и небольшой сад-огород. Характерную черту жилых домов составляют крутые двускатные крыши, которые над торцовой стеной, выходящей на улицу, образуют треугольный щипец, обычно равный по высоте всему зданию. Большие чердачные помещения использовались как для жилья, так и для устройства товарных складов. В поздней готике фахверк включает в композицию ромбические, криволинейные, колоколообразные и другие сочетания деревянных элементов, имеющие лишь декоративное назначение.
С ростом городов и быстрым развитием городской жизни в Германии получает рас-пространение строительство различных типов общественных зданий - ратуш, торговых домов, таможен, больниц, цейхгаузов, зерновых и соляных складов, зданий полотняных и су-конных цехов, гостиниц, аптек и т.п. Это были каменные, кирпичные или фахверковые сооружения, часто с арочными галереями в нижнем или двух нижних этажах. Обычно они были богато украшены и резко выделялись среди рядовой застройки своим масштабом и отдел-кой, включавшей элементы крепостной и культовой архитектуры (эркеры, башенки, зубцы, масверки и т.п.).
Наиболее значительными из этих сооружений были ратуши. Возникновение и развитие свободных городов началось в Германии позднее, чем в ряде других европейских стран. Поэтому и ратуши стали возникать здесь позже, чем, например, во Франции, Фландрии, Италии, и первоначально они объединяли в себе различные функции. Здание ратуш предназначалось не только для целей городского управления; очень часто они использовались и для собраний бюргеров, для устройства праздников, свадеб, для нужд торговых гильдий. Здесь были и специальные помещения, в которых угощались рядовые бюргеры, нечто вроде современных пивных залов. Внизу обычно располагались торговые помещения, вверху - залы для собраний и празднеств, судебные и канцелярские помещения. Галерея, эркер или балкон служили для публичного обращения к горожанам.
Старая ратуша в Брауншвейге (XV в.) состоит из двух соединенных под прямым углом флигелей, см рисунок проектора. Сквозные фронтоны, украшенные резными готическими орнаментами и увенчанные вимпергами, напоминают большие окна соборов, что свидетельствует об общности направления культовой и гражданской архитектуры того времени.
Ратуша в Любеке представляет собой сложный комплекс, образованный из трех раз-новременных кирпичных построек, см. рисунок проектора. Ее фасады выполнены в стиле поздней готики и представляют собой одно из оригинальнейших и характерных произведений кирпичной готики Германии.
Значительное внимание в городах уделялось и строительству торговых, а также складских сооружений и зданий различных цехов. Интересно по архитектуре двухэтажное каменное здание полотняного цеха во Франкфурте-на-Майне (конец XIV в.) с высокой вальмовой крышей, а также с характерным для гражданских сооружений башенками, арочными нишами, килевидными арками входов, каменными импостами окон и зубцами парапетов, см. рисунок проектора.
Для рейнских гражданских сооружений поздней готики показательно здание Гюрцених в Кёльне (1437 - 1444 гг.), служившее торговым помещением и залом для празднеств и танцев, см. рисунок проектора. В обоих этажах первоначально находился двухнефный зал размерами 60 х 23 м, высотой 7 м.
Из больничных зданий наиболее значительное - больница в Любеке, планировка ко-торой сохранилась почти без изменений, см. рисунок проектора. Она состоит из двух больших залов. Перпендикулярно трехчастному вестибюлю, являющемуся одновременно местом для церковных служб, идет огромный, протяженностью 88 м, зал с двухсторонним освещением, в котором в три ряда расставлены больничные койки. Со стороны главного входа образуется характерный для Любека фасад, включающий три фронтона и четыре башни.
Особенно выдающийся городской памятник – "Золотой всадник" в Магдебурге (1240 г.). Это была первая в Германии свободно стоящая скульптурная фигура всадника.
9.4 Архитектура Пиренейского полуострова
Испания. Решающие бои испанцев с маврами закончились в середине XIII в. К этому времени христиане овладели всей территорией полуострова, за исключением его южной оконечности - Гранадского эмирата. Содержание политической истории Испании второй половины XIII, XIV и XV вв. заключается не столько в борьбе с маврами, сколько в борьбе между феодалами за распределение отвоеванных земель. В обстановке междоусобиц и конфликтов, порожденных двойственной политикой королей - раздачей феодалам громадных территорий и попытками обуздать их непомерные притязания, происходило сближение двух крупнейших государств полуострова - Кастилии и Арагона. В 1479 г. они объединились под властью "католических государей" в единую испанскую монархию. В 1492 г. пал последний оплот мавров - Гранада. Реконкиста была полностью завершена.
На протяжении последнего этапа реконкисты, в условиях борьбы за национальное объединение, непрерывных феодальных междоусобиц и экономического роста городов, развивается готическая архитектура Испании. С наибольшей полнотой тенденции ее развития представлены архитектурой Кастилии и Каталонии, входившей в состав королевства Арагон. В собственно Арагоне, Валенсии и ряде южных областей развивалась мудехар - арабская по конструкциям и формам, но не чуждавшаяся европейского зодчества. Испанскую готику, как и романику, отличают сложность и отсутствие единства, вызвавшиеся глубокими социально-экономическими различиями ее отдельных областей.
Общими для всех культовых построек Испании чертами, являются продиктованные климатом страны, - их небольшая высота, малые размеры окон, плоские крыши и обусловленные этим нерасчлененность и монолитность объема. Противоположная северным странам тенденция уменьшить оконные проемы и максимально сохранить нерасчлененной плоскость стены обусловила и относительную невыразительность каркасной системы, неразвитость аркбутанов. Но самая яркая особенность испанских культовых сооружений - богато декорированная башня над средокрестием, в строительстве которой можно усмотреть непосредственное продолжение традиций романской архитектуры.
Главная роль в строительстве соборов Старой и Новой Кастилии (в противоположность Каталонии, где основными вкладчиками были горожане) принадлежала капитулу, со-стоявшему из представителей духовной аристократии. Слабость экономической базы кастильских городов и засилье клерикалов определяли своеобразный антидемократизм пространственной организации готических соборов Кастилии. Здесь, в противоположность соборам остальной Европы, восточная часть не получила развития. Функции хора переносятся в средокрестие, часть которого отгораживается стеной; за нею и на месте обычного хора готических соборов располагается главная капелла, также обнесенная стеной. Хор и главная капелла, представляющие собой как бы церковь в церкви, нарушают обычное для готики единство пространства интерьера, усложняют его, лишают четкости и законченности.
Та же причина (строители соборов - духовная и светская знать) обусловила и другую особенность главных памятников кастильской готики. Соборы в Леоне (1205 - 1288 гг.), Бургосе (начат строительством в 1221 г.) и Толедо (начат строительством в 1227 г.), несмотря на ряд местных особенностей, являются французскими постройками на испанской земле, см. рисунок проектора. Их появление не было подготовлено предшествующим ходом развития архитектуры. Будучи продуктом ввоза чуждой Испании системы, они остались единичными примерами французской готики на плоскогорьях Кастилии. Из них был завершен в XIII в. только собор в Леоне, остальные два достраивались на протяжении XIV и XV вв., и это во многом нарушило целостность и усложнило облик соборов Бургоса и Толедо. Некоторые элементы собора в Леоне представляют близкую аналогию определенным более ранним французским постройкам. В частности его план повторяет план Реймского собора. Но размеры собора в Леоне значительно меньше, западный фасад шире, ниже и статичнее: башни примыкают к боковым фасадам, увеличивая тем самым ширину главного. Несмотря на то, что собор значительно ниже французского, количество солнечных лучей, проникавших через окна, было чрезмерным для солнечной Испании, и многие окна были заложены вскоре после окончания строительства. Закладка части окон потребовалась также из соображения прочности, поскольку испанские матера не имели навыков строительства подобных зданий.
Приходские церкви Кастилии сохранили от романской эпохи план в виде латинского креста, приземистые пропорции, гладкие стены с едва заметными щелевидными проемами окон, простую, обобщенную линию силуэтов. Очень показательна для храмов этого типа церковь в Грихальбе (XIII в.), см. рисунок проектора. Она воспринимается как единый монолит, поражая чисто восточным культом массы и упрощенной лапидарностью и статикой формы. Единственный элемент, указывающий на ее принадлежность к готике - огромная стрельчатая ниша-портал на фасаде колокольни.
Церковь Сан Мигель в Паленсии (XIV в.) принадлежит к тому же типу приходских церквей с крепостной башней-колокольней на западном фасаде, см. рисунок проектора. Ее формы также приземисты, портал с полуциркульным архивольтом, силуэт башни с крепостными зубцами и плоской крышей, да и весь ее суровый облик отмечен, в противоположность большим соборам, безусловным своеобразием, порожденным рядом причин: климатическими условиями, постоянным военным напряжением незавершенной еще реконкисты, укоренившимися традициями восточной архитектуры.
В противоположность приходским церквам эволюция соборов, в возведении которых нередко участвовали иноземные мастера, довольно точно следовала за стилевыми изменениями готики, развивавшейся к северу от Пиренеев. Собор в Севилье - одна из самых характерных построек позднеготической архитектуры, см. рисунок проектора. Начатый строительством в 1402 г., он был закончен в начале XVI в. В плане собор представляет собой гигантский прямоугольник размерами 140 х 76 м (без пристроек), в 5 нефов, с внутренними контрфорсами, между которыми встроены капеллы. Своды средокрестия и травей над хором и главной капеллой имеют сложную, звездчатую форму. Объемная композиция собора с поднимающимися вверх террасами плоских крыш, с пристроенной к боковому фасаду колокольней, напоминающей мусульманские минареты, и силуэтом, построенном на противопоставлении распластанного горизонтального объема вертикали колокольни далека от образцов «северной» готики.
Культовые постройки Каталонии обнаруживают мало точек соприкосновения с кастильской. Ее своеобразие предопределили нужды больших городов. Именно на них ориентировались каталонские мастера, сосредоточившие свои усилия на создание церкви, специально приспособленной для скопления больших масс народа. Зодчие стремились не только сделать ее возможно более обширной, но и подчеркнуть в ней единство пространственного построения, легкую обозримость интерьера, сделать алтарь видимым и приближенным к молящимся. Этими требованиями и было обусловлено появление двух основных вариантов каталонской церкви - однонефной широкой и трехнефной с очень широким средним нефом и узкими, которые использовались лишь в случаях переполнения центральной части. Распор сводов широких нефов принимали на себя массивные внутренние контрфорсы; пространство между ними использовалось для устройства капелл. Будучи много ниже боковых нефов, капеллы оставляли видимой снаружи верхнюю часть контрфорсов. Поэтому фасады церквей, казалось, были окружены рядом массивных вертикальных стенок. Столбы, поддерживающие своды центрального нефа, в противоположность контрфорсам, стройны, тонки. Зодчие Каталонии отказались от трансептов, которые усложнили бы план и нарушили тем самым чисто- , ту решения, направленного к созданию единого пространства церкви. В целом культовая архитектура Каталонии, будучи созданием трезвого, расчетливого, материалистически мыслящего народа никогда не страдала чрезмерностью украшений, свойственной кастильской готике XV в.
Характерным примером трехнефной каталонской церкви является церковь Санта Мариа дель Map в Барселоне (1328 - 1383 гг.), см. рисунок проектора. План ее поражает почти математической точностью воплощения идеи каталонского храма. Зодчие отказались от всякого подчеркивания в интерьере поперечной оси. Здесь нет никакого намека на трансепт. Прямоугольное в плане помещение для молящихся завершается полуциркульно апсидой. Центральный неф, увеличенный за счет резко суженных боковых, является доминирующим элементом плана. Рядом с ним боковые нефы выглядят как узкая обходная галерея, и это впечатление усилено тем, что они непосредственно вливаются в такую же узкую галерею алтаря, которой вторит лента неглубоких, совсем как ниши, боковых капелл. Высота главного нефа почти равна высоте боковых. Композиция фасадов церкви столь же рациональна и продумана. Ее центром служат богато декорированный портал и большое окно-роза, сверкающее, словно драгоценные вставки на фоне главных фасадов, могучих контрфорсов, лапидарной линии силуэта.
Самая значительная из трехнефных церквей Каталонии - собор в Пальме, на острове Мальорка, см. рисунок проектора. Начатый строительством в 1329 г., он был полностью завершен лишь к 1601 г. Собор, возведенный в одном из крупнейших центров Средиземноморья, в самом сердце города - морском порту, казалось, мог вместить одновременно всю разноязычную толпу матросов и коммерсантов, прибывших в страну. Это одно из самых грандиозных сооружений средневековья. По сравнению с ней выглядят карликовыми окружающие гавань постройки. Гигантские размеры собора зрительно увеличиваются нерасчлененной глыбой объема, окаймленной лесом контрфорсов, поставленных очень плотно и выдвинутых вперед подобно форпостам крепости. По контрасту с фасадами простор интерьера поистине поразителен. Пята свода центрального нефа расположена на высоте верхней отметки свода боковых нефов, а это дает возможность беспрепятственно окинуть взглядом все пространство собора. При такой композиции стройность 30-метровых колонн с капителями высотой менее метра, кажется поистине гигантской (высота главного нефа 44 м). Своды собора как бы парят в воздухе. Здесь нет декоративных деталей. Все формы просты, а главное функциональны.
Гражданское строительство. На смену развитому в романский период строительству городов-крепостей и оборонительных замков приходит почти неизвестное в предшествующий период строительство замков-резиденций. Большинство замков Испании возведено в XIV - XV вв. С упадком Гранадского эмирата и усилением королевской власти уменьшается военное значение замков. Постепенно из крепости замок превращается в благоустроенное жилище дворцового типа. Его жилая часть становится обширнее, комфортабельнее и раскрывается во внутренний двор галерей. Помимо функций сугубо утилитарных, он приобретает функции представительства: превращается в символ, по которому судят о могуществе и богатстве владельца. Это существенно повлияло на облик замков: чем ближе к нашему времени, тем богаче и изысканнее становится декор.
Объединение страны под властью "католических государей" ознаменовалась запрещением строительства замков. Больше того, самодержцы Испании приказали разрушить многие замки, служившие оплотом мятежным феодалам.
Замки второй половины XIII в., как, например, замок Садоба, см. рисунок проектора, еще близки романским суровой простотой своего облика. Замки XIV в. остаются могучими крепостями и сохраняют суровый облик, но их объемно-пространственная композиция становится более сложной и выразительной. В замке Сотомайор (XIV в.), см. рисунок проектора, дворцовые помещения вынесены из донжона в самостоятельный объем, соединенный с ним специальным переходом. Это один из первых замков, где дворцовые помещения отделены от оборонительных. В XV в., особенно во второй половине его, появляются замки, хотя и сохраняющие традиционный крепостной облик, но уже не имеющие оборонительного значения. В замках, сохранивших подлинно военный характер, также проявляется тяга к внешней театральности. Их формы, свидетельствующие как будто об оборонительных устройствах, на деле часто оказывались бутафорскими. В замке Валенсия дон Хуан, см. рисунок проектора, сгруппированные по три круглые башенки создают впечатление большой башни, укрепленной меньшими, тогда как на самом деле такой башни нет. Центральная площадь замка утрачивает военные функции и превращается в парадный двор, донжон и башни становятся вместилищем парадных залов и благоустроенных жилых комнат. Многие замки оснащаются всеми достижениями ценившей земные радости и комфорт восточной цивилизации - террасными садами, ванными комнатами, прохладными дворами с фонтанами.
Логическое завершение этого процесса, где обилие и изощренность декора достигают наивысшего развития, представляют собой кирпичные замки Медина дель Кампо (после 1440 г.) и Ла Кока (конец XV в.), см. рисунок проектора. Если замок Медина дель Кампо был еще пригоден для обороны, а необычная для его предшественников декоративность достигнута путем облицовки стен розовым фасонным кирпичом, то его младший современник - замок Ла Кока - был бутафорским. Хотя его композиция с двумя рядами стен, рвом и сложной системой башен сродни замкам, имевшим реальное оборонное значение, все-таки облик замка фантастичен. Множество островерхих башенок и рваная линия ступенчатых зубцов делают его похожим на какое-то органическое образование. Палитра декоративных средств поражает многообразием. Стены замка облицованы белым и красным кирпичом и частично оштукатурены. На первый план выступают декоративные качества, и весь замок напоминает грандиозную театральную декорацию.
9.5. Архитектура Италии
В общеевропейском цикле готической архитектуры место и роль Италии особые: особым было и значение готики в самой итальянской архитектуре. То, что на протяжении всего средневековья выделяло Италию в общем развитии Европы, - своеобразие ее экономики и социальной эволюции, ее культура, глубоко коренящаяся в античном прошлом, давние традиции оживленной общественной жизни многочисленных и древних городов, подхваченные ранним развитием средневековых городским коммун, наконец, устойчивость исконных представлений о собственном культурном превосходстве над "варварским" Севером - все это сказалось и в развитии итальянской архитектуры, включая ее готику, во многом противопоставив ее зодчеству к северу от Альп.
При всем значении гражданского строительства в Италии XIII - XIV вв. о характере итальянской готики дает полное представление лишь церковное зодчество. Из ранних готических памятников Италии наиболее замечателен монастырь францисканцев с церковью Сан Франческо (начата в 1228 г.), расположенный на вершине холма у края г. Ассизи, см. рисунок проектора. Церковь Сан Франческо ясно говорит о характере переработки итальянскими французских образцов готики. Готические формы образца (пучкообразные устои и др.) упрощены. Меньшая потребность в окнах позволила в Ассизи сохранить стеновые плоскости и благодаря этому широко использовать фреску. Все это сделало пространство церкви более четким и более спокойным по пропорциям. И все же церковь в Ассизи - одна из наиболее готических по своим форма в Италии XIII в. Это особенно ясно при ее сопоставлении с первыми готическими постройками Флоренции второй половины XIII в.
Подъем зодчества Флоренции во второй половине XIII - начале XIV в. совпадает с апогеем ее демократии и общим рассветом ее экономики и культуры. В эти годы Флорентийские зодчие сумели овладеть рациональными началами готической системы (нервюрная конструкция свода), одновременно подчинив ее эстетику духу национальных традиций, наиболее сильных и устойчивых на почве Италии в традициях флорентийского проторенессанса.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 622;