История архитектуры и строительной техники 16 страница

Большой пластической выразительностью обладает церковь Большого Мартина, перестроенная между 1185 и 1240 гг. (Кёльн), см. рисунок проектора. Здесь при той же богатой системе наружных членений восточной части, над средокрестием высится прямоугольная в плане башня, к углам которой примыкают четыре угловые. Это обеспечило более компактное и целостное сочетание всех элементов, при котором восьмигранники угловых башенок смягчают переход от трех полукружий нижнего объема к центральной башни.

Когда во второй четверти XIII в. с опозданием на сто лет готика извне вторглась в Германию, ее быстрый триумф отразил назревшую потребность городов в новых архитектурных идеях и формах.

 

 

8.4 Архитектура Пиренейского полуострова

 

XI, XII вв. и первая половина ХП1 в. представляют собой важнейший период испанской истории. Это два с половиной столетия были временем наивысшего подъема реконкисты - борьбы испанского народа за освобождение захваченных арабами земель. Благодаря реконкисте все процессы и особенности, свойственные средневековой Европе, приобрели в Испании особенно резкие, контрастные черты. Так обстояло дело и с ролью церкви. В условиях освободительной борьбы с маврами ее престиж, значение, экономическая мощь и влияние на психику испанцев были неизмеримо сильнее, нежели в любом другом месте европейского континента.

Культовая архитектура Испании выражалась в обращении к типам и формам сложив-шейся к середине XI в. романской архитектуры Франции. Франция была средоточением средневековой культуры. В глазах испанцев она была, кроме того, и оплотом христианского мира. В то же время в'архитектуре христианских государств были сильны элементы мусульманской архитектуры. После длительного владычества арабов христиане застали на освобожденных землях яркую и своеобразную строительную традицию, вполне отвечающую климатическим и природным условиям, пустившую глубокие корни и приобретшую в ряде случаев подлинно народный характер. Жилая рядовая застройка Южной Испании и поныне сохраняет восточный характер.

Классическим примером планировки испанских городов может служить Авила, см. рисунок проектора. За этот город велись ожесточенные бои. К моменту освобождения христианами Авила была почти полностью разрушена и опустошена. Это побудило Альфонса VI заселить город выходцами из Астурии, Леона и Галисии. В 1090 г. началось строительство могучих крепостных стен, почти не тронутых временем и являющихся самыми мощными из всех ранее городских укреплений, сохранившихся до сегодняшнего дня в Европе. Территория города, имеющая очертания почти правильного прямоугольника со сторонами 400 х 900 м, обнесена стеной с 88 башнями и 8 воротами, протяженностью около 3 км. Сеть улиц чрезвычайно извилиста. Однако в ней можно проследить систему, характерную для всех испанских городов средневековья: все улицы стягиваются к площади ратуши и рыночной площади. Облик города суров и живописен. Расположенные очень близко и на равном расстоянии друг от друга (с интервалом 25 м), башни сильно выступают за линию стен.

В Испании существовало также немало городов, возникших по соседству с укрепленным центром - замком или монастырем. Особенности их планировки хорошо прослеживаются на примере руин города крепости Алкарон, см. рисунок проектора. Его неправильный живописный план тщательно учитывает условия сложного рельефа и построен по жесткой схеме. На самой высокой точке плоскогорья, на вершине скалы возвышается могучий донжон, окруженный стеной и башнями. Этот миниатюрный замок опоясывают с трех сторон, отмечая собой уступы плато и ряд за рядом спускаясь к реке, линии укрепления с башнями и воротами, в свою очередь защищенными многогранными башнями.

В Испании, через север которой проходили международные паломнические пути к Сантьяго-де-Компостела, и где находился их конечный пункт, было развито строительство, связанное с обслуживанием паломников. В полном соответствии с особенностями времени все типы строившихся зданий - больницы, гостиницы, дома призрения и т.д. - не выделялись еще из общей системы монастырского ансамбля, а существовали как его основная часть. От многочисленных монастырей, построенных бенедиктинцами вдоль дорог, ведущих в Сантьяго-де-Компостела, уцелело лишь несколько церковных зданий. Остальное либо разрушилось от времени, либо было перестроено. Прекрасно сохранился монастырский ансамбль Поблет (1249 - 1297 г.). Наиболее своеобразной постройкой в нем является дормиторий. Это огромный зал, размерами 87 х 10.2 м, перекрытый серией поперечных стрельчатых арок, на которые опираются двускатное деревянное перекрытие. Обусловленное чисто утилитарными и технико-экономическими соображениями, это решение вместе с тем представляется исключительным по своей художественной выразительности. Каркасная конструкция деревянного перекрытия - толстые продольные балки и более тонкие поперечные - имела вид прозрачной сетки, представляющей своей хрупкостью выразительный контраст с массивной каменной кладкой стен и арок. Простота и дешевизна смешанного деревянно-каменного перекрытия наряду с его высокими эстетическими достоинствами послужила причиной широкого распространения его в культовых и гражданских постройках каталонской готики.

Культовые сооружения испанской романики обнаруживают безусловную зависимость от французской архитектуры. Однако, хотя и очень медленно, но проявлялись ростки собственной архитектурной культуры.

Одну из наиболее четко очерченных групп памятников представляют собой соборы так называемой саламанской группы. Все они имеют уникальную в испанской романике особенность: средокрестие увенчано круглым барабаном с куполом на парусах. Образцом для и остальных построек послужил наиболее ранний по времени собор в Саламанке (закончен в 1160 г.), см. рисунок проектора. В нем особенности, свойственные романике, причудливо сочетаются с элементами восточной архитектуры. Традиционно «западными», идущими от ранних монастырских церквей, является план и система объемно-пространственной композиции собора. Он один из немногих ранних примеров последовательного применения стрельчатого очертания арок. Чрезвычайно важную особенность составляют также крестовые своды, перекрывающие не только боковые, но и средний неф. Основным элементом интерьера является купол, покоящийся на четырех стрельчатых арках средокрестия. Между окнами барабана проходят ребра самого купола. Окна также декорированы колонками, совокупность которых образует нечто вроде наличников. Весь этот пышный декор контрастирует со строгими формами нефов. Такой контраст, но на этот раз между гладкими плоскостями фасадов и подчеркнуто сложным пластическим убранством купола, наблюдается и во внешнем облике собора.

История возникновения Португалии как самостоятельного государства так же непосредственно связана с развитием реконкисты. Освобождение от арабов в 1063 - 1064 гг. земли между реками Дуэро и Монтегу стали называться Португалией по названию самого большого города прибрежной части Пиренеев - Опорто.

Романское зодчество Португалии представляет собой подлинную летопись успехов реконкисты. Завоевание каждой новой области, каждого более или менее важного населенного пункта сопровождалось строительством крепости или церкви. XI - XIII вв. отмечены лихорадочным крепостным строительством. Португалия того времени буквально усеяна замками, возведенными как для защиты территорий, отвоеванных у мавров, так и для обороны испанской границы. Необходимость вести борьбу на два фронта - против мавров и против испанцев - обусловило интенсивность и размах крепостного строительства, равному которому не знала ни одна из европейских стран.

Особую разновидность фортификационного зодчества представляют крепостные башни, входившие вместе со зданием церкви в своеобразный общественно-оборонительный комплекс. Они либо непосредственно пристраивались к фасаду храма, либо располагались рядом, см. рисунок проектора. Крепостные стены и башни сооружались из блоков гранита - основного местного строительного материала, а их перекрытия из дерева.

К числу уникальных памятников романского периода относится здание муниципалитета в Брагансе (около 1200 г.) - единственное дошедшее до нас сооружение общественного назначения, см. рисунок проектора. По своему назначению и построению внутреннего пространства сооружение родственно монастырским залам капитула . Двухнефное здание имеет деревянное перекрытие и галерею с 38 окнами, опоясывающими верхнюю часть здания.

Из романских сооружений Португалии больше всего и в наилучшей сохранности дошли до нас церкви. В соборах Португалии, построенных на протяжении конца XI - середины XIII в., повторяются характерные особенности французского по своему происхождению типа большой паломнической церкви. Вместе с тем в архитектуре соборов сильно чувствуется и восточное влияние, которое сказывается в устройстве террасных или плоских крыш, увенчанных крепостными зубцами и придающих культовым сооружениям крепостной облик, в распространенности стрельчатых арок.

Собор Богоматери в Лиссабоне, см. рисунок проектора, был начат строительством в 1164 г. мастерами Робертом и Бернаром. Его квадратные башни покрыты плоской кровлей и увенчаны зубцами. Нартекс, венец капелл, две башни и окно-роза на главном фасаде сближают лиссабонский собор с каноническим типом паломнической церкви.

Известный консерватизм и приверженность к тяжеловесным формам романики составляют общую черту церковных построек Португалии XII - XIII вв. Применение стрельчатой арки не привело здесь к созданию нервюрного свода, и поэтому конструкции храмов оставались неизменными на протяжении всего рассматриваемого периода.

 

 

8.5. Архитектура Италии

 

Важнейшим отличием Италии от других стран Европы в XI - XII вв. было раннее развитие ремесел и торговли, обусловившее образование средневековых городов-государств. Итальянские города явились первыми очагами средневековой культуры. Основными силами, боровшимися за власть в средневековой Италии, оказались не только феодальные сеньоры, но и городские коммуны. Другой особенностью исторического развития средневековой Италии была ее политическая раздробленность. Могущество итальянских городов и относительная слабость феодальных властителей, международный характер торговых связей и отсутствие единого внутреннего ранка - все это мешало образованию централизованного государства. В стране отсутствовала, какая бы то ни была общая власть, хотя бы такая слабая как в Германии. Даже католическая церковь с ее развитой организацией не столько способствовала объединению Италии, сколько мешало ему.

Между тем, на протяжении всего средневековья страна оставалась ареной жестокой борьбы не только между феодалами и городами, но и между иноземными завоевателями. Свободно развивались только морские торговые республики - Венеция, Генуя, Пиза Ломбардия и Тоскана, хотя и числились в составе Германской империи, на деле сохраняли свою независимость. Папская область также была самостоятельным государством.

Раннее развитие итальянских городов нашло отражение и в типах сооружений, характерных для романской архитектуры в Италии. Наряду с замками и крепостями феодалов, укрепленными монастырями и культовыми зданиями в городах и вне их, в Италии, раньше чем в других странах, строились здания, отражавшие классовое разделение населения, новые формы общественной и частной жизни: многоэтажные жилые дома, укрепленные городские и загородные резиденции знати, здания ремесленных цехов, торговых гильдий и первые дворцы городских самоуправлений.

Светские тенденции сказались и не только в гражданской, но и в культовой архитектуре. Церкви часто служили для собрания городской общины в трудные минуты ее жизни. Они были гордостью общины, общественным достоянием, о величие и красоте которого специально заботились.

Важнейшей чертой итальянского зодчества также является его связь с античной традицией. Архитектура Италии, в отличии от других стран, развивалась не на целине, а на почве насыщенной воспоминаниями о высокой античной культур^. Античная традиция проявилась не столько в прямых заимствованиях архитектурных форм, сколько в технических навыках, определивших исходные позиции романского зодчества Италии. Именно античные памятники помогли итальянским строителям разрешить в числе первых основную конструктивную задачу - разработать сводчатое перекрытие широких пролетов для помещений, предназначенных для собрания большого количества людей (сперва в церквах, а потом и в дворцах городским коммун). Как это часто бывает с насущными требованиями исторической эпохи, эта задача была разрешена самостоятельно и почти одновременно в различных центрах строительной деятельности и вопрос о приоритете Италии связан с датировкой (не вполне достоверной) сводов базилики Сант Амброджо в Милане. Здесь важно еще отметить то, что уроки античной архитектуры сказались и в широком применении итальянцами обожженного кирпича.

В XI - XIII вв. ведущее место в развитии итальянской архитектуры, бесспорно, принадлежит северным областям страны и прежде всего Ломбардии. Важнейшими городами на побережье этого района были Венеция и Генуя - морские республики, а внутри страны - Милан, Модена, Парма, Кремона, Болонья, Верона.

Церкви в Ломбардии обычно имеют три нефа. Трансепт большей частью не выступает за пределы общих очертаний плана. Над средокрестием высится восьмигранный купол, вписанный в барабан, или световой фонарь, иногда завершенный высокой башней. Благодаря перемежающим опорам разного сечения интерьеры отличаются своеобразным ритмическим построениям. Кампанилы стоят либо отдельно, либо по сторонам главного фасада или апсиды.

Великолепными примерами такого рода сооружений могут служить базилика Сант Амброджо в Милане (см. лекцию архитектура средневековья Западной Европы) и церковь в аббатстве Кьяравалле недалеко от Милана, см. рисунок проектора.

Интенсивная строительная деятельность развернулась к югу от Милана, в Павии, которая с VI в. была столицей Ломбардии. Среди многочисленных средневековых сооружений города выделяется церковь Сан Микеле, начатая, по-видимому, после землетрясения 1117 г. и освещенная в 1155 г., см. рисунок проектора. Трехнефный, перекрытый крестовыми сводами корабль ее имеет всего две прямоугольные ячейки в среднем нефе и соответственно по четыре в пролетах боковых нефов (своды последних не имеют ребер на пересечении поверхностей). За ними следует средкрестие с восьмигранным куполом на тромпах, к которому примыкает трансепт, крытый полуциркульными сводами без подпружных арок. Храм замыкается высоким хором с одной крупной апсидой. В отличие от других павийский церквей Сан Микеле построена в большей мере из естественного камня, и это во многом меняет облик главного фасада. Его мощная стена с замечательно тонкими архитектурными и скульптурными деталями в строительном отношении стоит на более высоком уровне, чем остальные части постройки.

По мере приближения к побережью Адриатики влияние ломбардских архитектурных традиций ослабевает, и сооружения в таких городах как Верона или Падуя, несут следы византийских влияний, которые особенно усиливаются в Венеции.

Собор Сан Марко в Венеции - крупнейшее и оригинальнейшее сооружение не только в самой "царице лагун", но и на территории, принадлежавшей Венеции на материке, см. рисунок проектора. Первая церковь, с планом в форме латинского креста, была построена на месте погребальной капеллы св. Марка в 838 г. и реконструирована в 976 г. Современную композицию объемов, прототипом которой послужила церковь Двенадцати апостолов в Константинополе, собор получил при коренной перестройке церкви во второй половине XI в. (собор освящен в 1094 г.). Республика не жалела затрат на эту постройку, и в напитанный морской грунт были морской водой грунт были забиты десятки тысяч деревянных свай, изготовленных из заморского левантийского леса. Деревянный ростверк покрыла сплошная забутовка из камня.

Стены, устои и купола выполнены из кирпича.

План собора имеет форму греческого креста. Эту строго симметричную, законченную в своей совершенной уравновешенности схему образуют пять одинаковых квадратных ячеек, перекрытых полусферическими куполами на парусах и соединенных подпружными арками, настолько широкими, что их можно назвать сводами. Устои по углам основных ячеек собора облегчены прорезанными в них двухъярусными арками. Под всеми сводами, идущими по периметру основной купольной группы, устроен второй ярус на аркадах. Западная ветвь креста окружена галереей, перекрытой более низкими куполами и образующей своего рода нар-текс (многообразно разукрашенный впоследствии), который собственно и воспринимается зрителями снаружи, образуя выходящий на площадь св. Марка пятиарочный фасад, поднимающийся над мраморным мощением как чудесная театральная декорация. Волнистая линия фасадных арок, несомых пучками двухъярусных мраморных колонн и обрамляющих ниши пяти порталов, завершенных сверкающей мозаикой, образует как бы первый план этой декорации. Второй план более высоких арок повторяет ее в еще более изощренной, прямо таки пламенной форме (отражающей вкусы готической эпохи). А над всей этой виртуозно задуманной композицией высится пятиглавая купольная группа, высоко поднятая благодаря поставленным на кирпичные купола деревянным стропилам, покрытым сверху как бы сияющими митрами.

Отделка и интерьер собора Сан Марко - плод многовековых наслоений. Но в основном она относится к XV в. После середины XIII в. сооружение непрерывно украшалось многочисленными драгоценностями, привозившимися как трофеи. Это - великолепные мраморы, алебастр, порфир, яшма и другие полудрагоценные камни, фрагменты скульптур, барельефы, колонны. Замечательная четверка бронзовых античных коней над центральной аркой первого яруса, гордо ступающих на хитроумно подставленные под их копыта колонны; они привезены в 1204 г. с константинопольского ипподрома, куда в свое время были поставлены императором Константином.

Интерьер собора, стены и устои которого на две трети высоты облицованы мрамором, а все верхние части - своды, паруса, купола - покрыты мозаичными изображениями на золотом фоне, кажется волшебным чертогом. Здесь царит золотистый полумрак, пронизанный лучами, которые проникают сквозь окна, опоясывающие основания куполов и прорезывающие закомары. Мозаичный наборный пол (частично сохранившийся от XI - XII вв.) расстилается под ногами, как узорный ковер.

Восточная ветвь собора отделена алтарной преградой - колоннадой из красного веронского мрамора, поставленной на парапет из многоцветных мраморных резных плит и несущей на архитраве фигуры святых. Справа и слева находятся два амвона, выполненные из порфира, яшмы и цветных мраморов.

Собор Сан Марко явился не только важнейшей городской святыней и великолепной сценой, достойной разыгрывающихся здесь роскошных церковных церемоний, неизменно сопровождавших церемонии государственные, - он стал также ядром общественной жизни города, который образовался у лежащей перед фасадом собора площади Сан Марко и был дополнен в XVI в. раскрытой в лагуну Пяцеттой. Высокие купола собора были подкреплены могучим высотным акцентом - стометровой кирпичной кампанилой Сан Марко, поднимающейся без всяких горизонтальных членений до самого яруса звона. Она построена в XII -XIV вв. (завершение - 1501 - 1514 гг.), упала в 1902 г. и восстановлена в 1904 г.

В Тоскане, расположенной к югу от Ломбардии, ведущее место занимала Пиза - одна из могущественных морских держав на побережье Тирренского моря, рассвет которой относится к XI - XIII вв., затем Флоренция - крупнейший торгово-ремесленный и международный ростовщический центр. Во второй половине XII в. Флоренция была столицей Великого герцогства Тосканского.

Во Флоренции романская архитектура отличалась ярко выраженным местным колоритом. Ее ясный и праздничный характер в сочетании с широким применением форм античного ордера дал повод назвать этот "инкрустационный стиль" – "проторенессансом". Это соответствовало не только высокому техническому мастерству, а также наличию великолепного мрамора из Прато и прямого интереса к античному искусству.

Важнейшее сооружение этого "инкрустационного стиля" - гордость флорентийцев, баптистерий Сан Джованни, освященный в 1059 г. (его ядро, возможно, относится к поздней античности), см. рисунок проектора. Это крупный восьмигранник, облицованный белым мрамором с красно-коричневым узором и поставленный, как драгоценный ларец, посреди площади, на котором в дальнейшем были построены собор Санта Мариа дель Фьоре и колокольня, сочиненная Джотто.

Фасадные плоскости баптистерия расчленены на два яруса: нижний состоит из трех ордерных пролетов, верхний из арочных. Линии изящно каннелированных коринфских пилястр, несущих архитрав, продолжены во втором ярусе стройными белыми колонками на темном фоне. Аттик восьмигранника - несколько более позднего происхождения (XIII в.). В интерьере - обратное фасаду чередование: снизу, в нишах - свободно стоящие колонны, выполненные из порфира и перекрытые архитравом, вверху - каннелированные, очень плоские коринфские пилястры, расчленяющие галерею из небольших сдвоенных арочек. Высокий, заостренного очертания восьмигранный купол (пролет 25.6 м), покрытый пирамидальной кровлей, в XIII в. был раскрашен мозаикой. Флорентийцы и в следующие века продолжали украшать баптистерий, привлекая для этого лучших мастеров. Шедевром являются бронзовые двери в южной, северной и восточной сторонах восьмигранника (с запада имелась прямоугольная апсида), выполненные соответственно Андpea Пизано (1330 г. )и Лоренцо Гиберти (1401 - 1424 гг. и 1447- 1452 гг.).

Особое место в архитектуре Средней Италии занимает Пиза, политическое и художественное влияние которой распространялось не только на прилегающие районы, но получило отклик в некоторых более удаленных городах, а также в завоеванной пизанцами Сардинии и на других островах. Характерные черты пизанской архитектуры - богатая пластика фасадов, многоярусные арочные галереи, украшающие верхние части сооружений, включая высокие щипцовые стены, которые нередко поднимаются значительно выше крыши среднего нефа базилики, своеобразная цветовая композиция, строящаяся на чередовании рядов белого и черного мрамора.

Соборный ансамбль в Пизе не менее тесно связан с историей этой морской республики и ее рассветом в XI в., чем ансамбль Акрополя и Парфенон с общественно-политической деятельностью и культурно жизнью Афин в V в. до н.э., см. рисунок проектора. Сияющий белизной собор, кампанила, будто обвитая кружевом и плотный цилиндрический объем баптистерия - вот составляющие этого ансамбля, словно выросшего на зеленом лугу у берега Тирренского моря, подходившего в те времена к городским стенам.

Собор в Пизе, см. рисунок проектора, был спроектирован и заложен в 1063 г. мастером Бускето. Это первый итальянский зодчий, имя которого, высеченное на его могильной плите, дошло до нашего времени. План собора имеет форму вытянутого латинского креста с пятью нефами в главном корпусе и с трехнефным трансептом. В широком размахе этого здания с его простыми и внушительными пространственными членениями и нескончаемыми аркадами, удвоенными во втором ярусе, сказались влияния античных сооружений Рима, изучавшихся мастером. Но в остроконечных арках у средокрестия, в эллиптической форме ку-пола, воздвигнутого на восьмигранном основании, в декоре и полосато черно-белой мраморной кладке заметны восточные влияния. Фасады собора вместе с удлинением главного нефа на 15 м были осуществлены мастером Райнальдо уже после освещения храма (1118 г.). Не-смотря на это, архитектура собора поражает своей исключительной целостностью. Этому способствует простота и тождественность всех ветвей креста, единства обработки фасадных поверхностей, на которых повторяются либо сквозные, либо глухие аркады, единообразие цветовой композиции: фасады облицованы белым и черным камнем. В нижних аркадах - мозаичные мраморные интарсии в форме ромбов и кругов, в интерьере чередования белого и черного мрамора.

Знаменитая пизанская кампанила (1173 - 1350 гг.) - отдельно стоящая цилиндрическая башня, обвитая шестью поясами арочных галерей, - получила сильный наклон из-за неравномерной осадки грунта еще в период строительства. Благодаря этому, кажется, что галереи идут по спирали. Дополнительная небольшая осадка произошла также после возведения седьмого яруса (1301 г.). Этот ярус, с целью уменьшить осадку, был введен под некоторым углом к оси башни, отклонение которой достигло теперь 4.2 м у ее вершины. Полагают, что производителем работ был мастер Бонанно. Галереи, образованные изящными, как бы кружевными аркадами, окружают воздушной оболочкой основной цилиндр кампанилы и создают живописную игру светотени, меняющуюся при различном освещении.

Баптистерий в Пизе был начат в 1153 г. архитектором Диотисальви, который применил в нижних частях стен ту же систему архитектурной обработки, что и в соборе. Декоративные украшения верхних частей, готические фронтончики и пинакли 28 были выполнены Джованни Пизано в XIII в. Перекрытие, относящееся к XIV в., состоит из двух оболочек: полусферического купола, завершающего композицию подобно большой шапке, и прорезаю-щей его конусообразной внутренней оболочки.

В восточных областях Средней Италии воздействие архитектурных традиций Равенны и непосредственные византийские влияния были еще сильнее. Это сказалось не только в праздничности, живописности и полихромии отделки, но и в композиции памятников, среди которых встречаются церкви, квадратные в плане, с куполом, поставленным на четырех колоннах, церкви, в которых эта тема сочетается с базиликальной композицией, и строгая крестовокупольная композиция, наилучшим воплощением которой является церковь Сан Чирикано в Анконе (конец XI - начало XII в., реконструирована в XIII в.), см. рисунок проектора. Ее четкий объем, хорошо воспринимающийся с разных сторон, возвышается на холме, господствующим над городом.

Сравнительно сильная централизованная власть в Южной Италии привела к тому, что здесь после нормандского завоевания не было независимых городов-коммун, как в Северной и Средней Италии. В результате культовые постройки - церкви, аббатства - и укрепленные замки короля и феодалов явились основными видами сооружений на этой территории, см. рисунок проектора. Зданий городских самоуправлений Южная Италия не знает.

Один из наиболее значительных памятников романской архитектуры на юге Италии - церковь Сан Никола в Бари, см. рисунок проектора, городе, представлявшем собой транзитный пункт для паломников в Палестину. Обширная крипта для останков святого и лежащие над нее части были построены в 1098 г., почти вся остальная церковь - около 1132 г., но работы продолжались до 1197 г. Церковь представляет собой трехнефную базилику из пре-красного тесанного серовато-коричневого известняка, перекрытую в среднем нефе деревянными стропилами, а в боковых - крестовыми сводами. Трансепт вписывается в общие прямоугольные очертания плана, а три апсиды скрыты дополнительной стеной (византийская черта), фланкированной двумя стройными башнями, не получившими, однако, завершений. Другая пара мощных башен фланкирует главный фасад, нарушая симметрию его типического базиликального силуэта и обогащая пластику его внешнего облика.

Внутренне пространство среднего нефа церкви в первых трех пролетах расчленено на уровне галерей трифория поперечными арками-стенками. Вместо столбов здесь применены сдвоенные колонны. Затем, после композиционной паузы, внесенной сильным и сложным устоем, пространство как бы взмывает кверху, к самому потолку главного нефа, объединяя три последующих пролета. Еще выше поднимается средокрестие (не получившее купольного завершения), отделенное от основного корабля легкой трехпролетной аркадой. Все в целом производит очень живописный, почти театральный эффект. Общий замысел церкви оказал большое влияние на архитектуру других построек, возведенных в городах на побережье Адриатики.

 

 

9 Готическая архитектура

 

Романское зодчество в своем последовательном развитии подготовило зарождение готической архитектуры, архитектуры высокого мастерства и больших дерзаний.

Эпоха, породившая готическое искусство, была временем, когда формировались основы современных европейских государств, складывались новые формы общественного производства. Скованное церковными догмами сознание людей стало пробиваться к познанию реального мира. Установились более тесные экономические и культурные связи между народами.

Стремление познавать захватывает в эту эпоху все виды художественного творчества. Оно выливается в форму повествовательного рассказа (в литературе, живописи, культуре), направляет интересы художника в сторону человека и природы.

Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной стены. Между различными элементами готических конструкций существует тесная взаимосвязь. Для того чтобы облегчить стену, преодолеть ее массивность, нужно было заменить тяжелые цилиндрические своды более легкой системой крестовых сводов на нервюрах, локализирующих распор в определенных точках. Это дало возможность разгрузить отдельные части стены, расширить проемы. Для того чтобы принцип расчленения ранее равномерно нагруженной стены на облегченные и более нагруженные части довести до логического конца – до каркасной системы, нужно было увеличить стрелу подъема арок и сводов, уменьшив, таким образом, распор. Это, в свою очередь, вело к утверждению вертикального принципа композиции, к изменению общего вида и художественного образа здания. Крестовый свод на нервюрах был только средством, облегчившим переход к новой архитектурной концепции, в основе которой лежали поиски способов создания нового свободного пространства, облегчения массивной стены и громоздкого перекрытия. Готический стиль, таким образом, не был порождением устремленной к небесам творческой фантазии зодчего, но не был также и механическим следствием применения технических новшеств.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 658;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.