История архитектуры и строительной техники 14 страница
Милан и Верона - вот те пункты, вокруг которых после завоевания государства лангобардов франками концентрировалось развитие ломбардской архитектуры.
Ломбардские церкви - это чаще всего базилики без трансепта и средокрестия. Первоначально простые арки покоились на опорах, лишенных капителей и импостов. Небольшое пространство между апсидой и нефом перекрывалось сводом
В одновременной (около 830 г.), по времени возведения церкви Сант Амброджо, несколько перестроенной миланской церкви Сан Виченцо ин Прато в Альяте,см рисунок проектора, возведенной целиком из кирпича, своды также применены лишь в апсидальной части. То же повторено в церкви Сан Пьетро в Альяте Милана, см. рисунок проектора.
Уже в IX в. на Пиренейском полуострове определились два центра борьбы за независимость, привлекавшие беженцев-христиан, в их числе и строителей: сравнительно изолированные горами королевства Астурии и Леона и связанное морем с христианской Европой графство Барселонское, всегда тяготевшее к южному побережью Галлии2.
С середины IХ в. барселонские графы вели трудную борьбу с арабами, отражая их беспрерывные набеги и упорно расширяя свою территорию Каталония , более чем Астурия и Леон, доступная помощи из вне, уже в X в. стала наиболее процветающим из княжеств христианской части полуострова. Хотя связи Каталонии с арабским миром и с христианским югом Европы стали особенно интенсивными лишь в XI - XII вв., она уже с момента возникновения Барселонского графства служила не только мостом, соединяющим два культурных мира, но и той областью Европы, где впервые наметился их плодотворный синтез.
Основные принципы композиции, обусловленные функциональными требования, определялись в Каталонии первоначально наиболее распространенными схемами ломбардского происхождения. Тексты отмечают присутствие ломбардских строителей в Каталонии уже в VIII в. В IX - X вв. в мосарабских церквах Каталонии, в отличие от одновременных церквей Леона и в соответствии с ломбардской практикой, только апсида и прилегающей к ней отрезок нефа снабжены каменным перекрытием. Наружные стены имеют обычный для Ломбардии тектонический декор. Это обычно трехнефные церкви без трансепта, с тремя параллельными апсидами.
Каменные перекрытия становились необходимостью в Каталонии не только потому, что арабы и берберийские пираты, гнездившиеся на африканском побережье, часто тревожили эти богатые области и жгли церкви, но и потому, что в Каталонии в согласии с удержавшимся здесь восточным обрядом алтарь отделялся от нефа занавесом, который, воспламенялся, и часто вызывал пожары.
В Каталоиим целый ряд трехнефных базилик середины X в. имеет три параллельных цилиндрических свода. Например, подобные крепости базилики Сан Клементе (XI - XII вв.) и Санта Сесилиа Монтсеррате (освящена в 957 г.) высятся среди скал и чахлых кустарников каменной пустыни, см. рисунок проектора.
Все церкви имеют каменное покрытие с небольшим уклоном, положенное непосредственно на своды. Строгие массы этих церквей-крепостей не лишены впечатляющего величия, особенно когда они сливаются с диким ландшафтом Пиренейских гор.
Каталонский монастырь Сан Мигель де Кукса, основанный в 874 г., вскоре приобрел такую популярность, что церковь потребовалось расширить. Перестройка была предпринята ш 954 - 974 гг. при участии мастеров-мосарабов. Это была трехнефная базилика с укороченными боковыми нефами и обширным трансептом, в который подковообразными арками открывались небольшие апсиды по две на каждом плече, см. рисунок проектора. Центральная апсида имела в плане прямоугольную форму. Мосарабская техника заметна в кладке углов и опор, а также в монолитном характере конструкций. Капеллы (апсидиолы) и хор были перекрыты сводами, но неф получил стропильное перекрытие.
В 1009 - 1040 гг. производились работы по расширению церкви монастыря Кукса, предпринятые аббатом Олибой под влиянием некоторых ломбардских и французских примеров. К прямоугольнику хора были добавлены три небольших полукружия апсид с предлежащим коридором хорового обхода. Наиболее существенные добавления были сделаны в западном конце, где были сооружены обширная крипта, над которой расположился небольшой атрий, и далее к западу сводчатая центрическая капелла с внутренним планом в виде тетра-конха. Часть подковообразных арок в интерьере была заменена полуциркульными. Боковые нефы были продолжены на запад в виде портиков. Над торцами трансепта появилась пара симметричных башен типа ломбардских кампанил: одна из них сохранилась, вторая обрушилась в 1838 г. В сохраненной башне только нижняя часть первоначальная: верх обрушился в 1428 г. и тогда же был восстановлен. В отличие от Ломбардии, в Каталонии кампанилы сразу же приняли фортификационный характер и всегда строились слитными с основным объемом.
Одновременно с архитектурой Каталонии развивалась и архитектура других областей империи Каролингов, особенно будущей Франции. Здесь к XI в. уже наметились значительные достижения в области объемно-пространственных построений, во всяком случае, более прогрессивные, чем так называемый "первый романский стиль".
Несомненно, однако, что только решительные успехи, достигнутые ломбардо-католинскими и мосарабскими строителями как в области каменных конструкций и тектонического декора, так и в сфере архитектурной пластики, сделали возможным возникновения в XI в. той законченной в себе и вполне самостоятельной архитектуры, которая известна как "романская".
8 Романская архитектура
Термин "романская архитектура" был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества, непосредственно предшествующего готике. В современном понимании этот термин охватывает все многообразие строительства на территории Западной Европы с начала XI в. до возникновения архитектуры "готической". "Романской" эта архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем и т.д.), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках "романской" группы.
То и другое верно лишь весьма относительно.
Сходство некоторых конструктивных приемов еще не делает романскую архитектуру производной от римской, поскольку, при всей своей важности как средств решения различных пространственных задач, далеко не одни конструкции создают такую законченную в себе архитектурную систему, как романскую. К тому же целый ряд чисто конструктивных приемов в системе опор и сводов строители романской эпохи создали независимо от римского наследия.
В сложных условиях становления западноевропейского феодализма перед строителями постоянно возникали трудные пространственные и тектонические задачи, особенно в сфере храмостроения, типологически не имевшего примеров в античности, и то, что было создано ими к исходу первого тысячелетия нашей эры как в самом сердце бывшей империи Карла Великого, так и на юге Европы, знаменовало собой не столько возрождение римской строительной культуры, сколько рождение новой самостоятельной архитектурной системы. Вдохновение ее создателей питалось никогда не умиравшими в народной строительной практике композиционными традициями деревянного зодчества и достижениями восточной архитектуры, во всяком случае, не меньше, чем поросшими травой шедеврами римской инженерии.
Переход от архитектуры эпохи Каролингов к романской выражен менее отчетливо, нежели переход от романской к архитектуре готической. Общеисторические причины, вызвавшие быстрое развитие городов и изменение идеологии, привели к революционному становлению архитектурной системе готики, пространственные, конструктивные и архитектур-но-художественные особенности, которой явились прямой противоположностью романике – архитектуре монастырской по преимуществу.
Между строительством времени Каролингов и романской архитектурой такой противоположности не было. Тем не менее, внезапное убыстрение в XI в. до того крайне медленной эволюции архитектуры и создание на протяжении жизни двух-трех поколений удивительно целостной и плодотворной архитектурной системы - бесспорное свидетельство наступившей зрелости феодализма и становления на его базе нового общества. Рождение романской архитектуры явилось, таким образом, функцией самоопределения новой цивилизации, возникшей из многовекового хаоса смешения племен, языков, материальных культур и верований.
В первой половине IX в. распри среди наследников Карла Великого завершились разделом его империи (843 г.) на три больших феодальных объединения: к западу от Рейна (будущую Францию), к востоку (будущую Германию) и собственно "империю", включающую Италию и территорию по течению Рейна и Роны от Атлантики до Средиземного моря. Однако первоначальное бессилие королевской власти и в этих государственных объединениях способствовали дальнейшему росту политической раздробленности и упадку обороноспособности. В то время как процесс феодализации Западной Европы близился к завершению, ее производительные силы были намертво скованными беспрестанными набегами норманнов, венгров и арабов. Через пятьдесят лет после смерти Карла Великого франкское королевство столь же беспомощно лежало у ног норманнов, как за четыре столетия до того Римская империя лежала у ног франков.
Дружины скандинавских пиратов (викингов) на своих легких судах проникали из Атлантики вверх по течению рек в самое сердце Европы, опустошая и сжигая на своем пути поселения, церкви и монастыри. Даже города, Ахен и Париж, становились добычей их воинственной предприимчивости. Пять раз они сжигали древнее парижское аббатство Сен Жермен де Прэ, а в 844 г. достигали даже Тулузы.
То, что было недосягаемо для судов северян, оказывалось доступным дикой коннице венгров, разорявших целые области на юго-востоке Европы с не меньшей последовательностью, чем это делала на северо-западе "ярость норманов".
Тревога никогда не покидала и средиземноморское побережье распавшейся империи, где терроризированное население жило в постоянном ожидании очередного набега арабов Пиренейского полуострова и в особенности берберийских пиратов Африки, грабивших прибрежные города и монастыри и угонявших в рабство молодых женщин и детей.
В условиях нескончаемых усобиц безнаказанный произвол феодалов разорял и без того нищее хозяйство закрепощенного населения. Дороги и переправы очутились во власти разбойничавшего рыцарства, и паралич путей сообщения еще более дифференцировал раннесредневековую Европу, раздробившуюся в X в. на тысячи замкнутых в себе мирков, костеневших в страхе, невежестве и суеверие. Естественный рост населения приостановился, поскольку этот безысходный круг бедствий замыкался регулярными эпидемиями. Доведенные до отчаяния массы не раз искали выхода в восстаниях против своих угнетателей. Но разрозненные и плохо организованные восстания неизменно подавлялись неистово и сурово.
В 987 г. по воле франкской знати королевский престол будущей Франции занял Гуго Капет, положивший начало систематическому объединению страны. Поддержанным церковью, заинтересованной не только в укреплении феодальной системы, но и в безопасности дорог, первым Капетингам удалось несколько обуздать феодальную монархию и создать этим предпосылки для относительной нормализации экономического развития и общественной жизни.
То же было и в будущей Германии, где короли саксонской династии (919 - 1024 гг.), организовав сильное войско, положили конец набегам венгров, а также распрям князей и прелатов. Слив в своей "империи" собственную страну с Италией, Оттон I начал грабительскую экспансию и на славянский Восток, в то время как перешедшие в христианство венгры в середине X в. образовали собственную государственность и приобщились к феодальной системе Западной Европы.
Миновала и норманнская угроза. По договору (911 г.) с одним из последних Каролингов опасные "люди Севера" получили во владение земли, примыкавшие к устью Сены, и, образовав здесь собственное феодальное герцогство – Нормандию, отказались от набегов в глубь страны. Отсюда в XI в. норманны распространили свою власть на соседнюю Англию, а несколько раньше завоевали даже Сицилию и Южную Италию. С начала XI в. дружины викингов уже не покидали берегов своей суровой родины в поисках добычи, - вся Скандинавия, в том числе и особенно опасная Дания, к 1000 г. обратились в христианство и перешла к оседлости.
На Пиренейском полуострове смерть выдающегося арабского полководца Альмансора (1002 г.), победы которого поставили, было под угрозу самое существование христианских княжеств в отрогах Пиренеев, облегчили задачу дальнейшего освобождения страны. Распадавшийся кордовский халифат повторял судьбу империи Карла Великого. Два последующих столетия в истории Испании - это летопись беспрерывного отхода арабов к югу. Берберийские "сарацины" были в 1005 г. разбиты в Мессинском проливе соединенным флотом Генуи и Пизы. Таким образом, арабская угроза также оказалась устраненной.
Общее успокоение способствовало росту производительных сил в системе созревания феодализма, а вместе с тем и оживлением строительной деятельности.
В ходе сложного и противоречивого политического развития Западной Европы в XI -XII вв. сразу же обозначились две тенденции: прогрессивная, рано поставившая отдельные народы на путь национального самоопределения (Франция, Испания, Англия), и консервативная, надолго задержавшая национальное развитие ряда стран (Италия, Германия). Колыбелью романской архитектуры со всем основанием явилась Франция.
8.1 Архитектура Франции
Ближайшие приемники Гуго Капета, который унаследовал от своих предшественников страну, утомленную анархией и разбитую на множество независимых владений, с помощью оружия, денег, династических браков, а то и обмана объединили и упорядочили ее, способствуя, таким образом, развитию ее производительных сил и возникновению французской государственности, см. рисунок проектора. Но в борьбе с раздробленностью страны первые Капетинги наталкивались на сопротивление могущественных и непокорных феодалов, причем главной опорой монархической власти в этой борьбе первое время оставалась церковь, заинтересованная в феодальном землевладении, но без феодальной анархии.
Господствующее положение духовенства и феодальной знати отражено в типологии романской архитектуры. Архитектура эта возникла одновременно с приходом к власти Капетингов и всегда оставалась архитектурой церквей и замков по преимуществу.
Жилища. Невозможно разделить историю средневекового жилища на "романский" и "готический" периоды. Развитие шло крайне медленно, и сельские постройки XVI в. мало чем отличались от своих ранних прототипов. Наиболее древние из сохранившихся каменных жилищ встречаются к югу от Луары, самой длинной реки Франции (на ней расположены города Тур, Орлеан), см. рисунок проектора. Они вполне типичны. Это массивные сооружения из больших гранитных блоков, с оставленными в кладке небольшими оконными проемами. Низкий цокольный этаж служил погребом, складом, курятником. Дверь находилась на высоте 1 – 2 м от земли. Лестница и крыльцо - также каменные. На массивном стропильном перекрытии - кровля, покрытая сланцем или каменными плитами. В доме одно помещение, в котором жила семья.
К северу от Лауры сельские постройки возводились из дерева, причем рубленые конструкции в связи с систематической вырубкой лесов уже в XI в. стали заменяться фахверковыми на каменном цоколе. От этих построек ничего не сохранилось.
Поселения. В XI - XII вв., несмотря на общинный характер городского самоуправления, еще не существовало регулярной сетки для застройки развивающихся городов. Не считая рыночной площади, важнейшим, если не единственным общественным центром города в романскую эпоху оставалось здание собора или церкви. На территории Франции ратуш XI - XII вв. почти не сохранилось. Это была эпоха борьбы городов за свою самостоятельность, которую они периодически теряли. Естественно, что когда это случалось, победитель - феодал - прежде всего, разрушал ратушу. Да и материальные ресурсы французских городов еще не были достаточны для постройки тех внушительных дворцов "городской свободы", которыми они будут гордиться в дальнейшем.
Монастырские дворы. Первые попытки рационально организовать застраиваемое пространство принадлежит монастырям. Монахи стремились оставить одну сторону своих владений незастроенной, чтобы не терять связи с природой. Со временем такие монастыри оказывались включенными в систему городских укреплений. Оказавшись в черте города, монастырские владения своей планировочной схемой накладывали отпечаток на градостроительную сетку города в целом.
К кафедральным соборам и наиболее крупным городским церквам тяготело множество зданий (общежития, хозяйственные здания, школы, больницы и др.).
Фортификационное строительство (замки). Принципиально новое социальное содержание, которое внес феодализм в развитие укрепленного жилища, привело к кристаллизации новых форм.
Жилище феодала, его замок, в отличие от монастырского строительства не имел типологических примеров в прошлом. В основу построения замка легли не античные или каролингские композиционные приемы, а схемы, продиктованные стратегическими требованиями времени.
Эволюция средневековой крепостной архитектуры плохо поддается принятой периодизации с делением ее на романскую и готическую эпохи. Крепостные постройки систематически перестраивались по мере возникновения нужды и, особенно в готическую эпоху. Городские укрепления и развитые феодальные замки, как правило, относятся к готической эпохе (с ХIII в.).
Укрепленное жилище феодала в X в. и при первых Капетингах представляло собой прямоугольную в плане деревянную башню-жилище ("донжон"), возведенную на естественном или насыпном холме, окруженную валом, палисадом и рвом, наполненным водой. Через ров перекидывался съемный мост. В пределах вала находились помещения для слуг и приближенных, а также хозяйственные постройки, тяготевшие к замку. Внутри башни-донжона деревянные перекрытия делили ее на этажи. В перекрытиях прорезались люки, через которые по приставным лестницам, убиравшимся при опасности, обеспечивалось сообщение между этажами. Верхняя площадка служила для обозревания окрестностей. Некоторые исследователи считают норманнов создателями этого типа замков.
Тип укрепленного жилища был очень устойчив, и каменное строительство мало, что изменило в композиции плана и структуре разреза деревянного донжона, во всяком случае, на протяжении двух столетий.
Феодальная крепостная архитектура возникла лишь в конце XI в. Остатки ее фрагментарны вследствие постоянной модернизации замков, а также в результате столетней войны, которая принесла в XIV - XV вв. неисчислимые разрушения. Многие замки пришли в упадок, будучи покинуты владельцами, многие были снесены по распоряжению центральной власти.
Как известно, развитие романской архитектуры вообще началось с юга. Это целиком относится и к фортификационному строительству. На юге раньше всего стало широко применяться сводостроения, без которого немыслима была защита донжона от пламени. Широкое строительство замков на севере в Нормандии, относится уже к готической эпохе.
В укреплении Каркассона (юг Франции), см. рисунок проектора, стены имеют регулярную кладку и увенчаны зубцами с бойницами. Все башни, кроме северных, господствуют над стеной и дозорным обходом. Обширные круглые залы первого и второго этажей этих четырехъярусных башен перекрыты сводами и снабжены бойницами, которые расположены не регулярно, что ослабило бы стены, а в разбивку. Каркассонская цитадель не имеет донжона, несмотря на то, что это было время интенсивного строительства донжонов. Но за исключением донжона в этой крепости наличествуют все элементы, которые, совершенствуясь, будут в дальнейшем присутствовать во всей фортификационной архитектуре средневековья. Здесь баллистике противостоят средства обороны. Гарнизон имел возможность эффективно обстреливать всю окрестность на расстоянии достигаемости метательных снарядов того времени. Цоколи некоторых башен имеют у основания скошенные углы ("талус"), в массиве которых была размещена сложная система потайных ходов.
Церковное строительство. При всей сложности, как светского строительства, так и жилищно-бытового и производственного, в недрах которого, и возникли некогда исходные архитектурные формы и конструкции, прогресс архитектуры во Франции XI - XII вв., как и повсюду в то время, в основном осуществлялся через храмостроение. На неразвитом уровне общественного сознания раннего феодализма религия была не столько культом, сколько мировоззрением, и здание церкви оставалось ведущим типом общественных сооружений.
К началу XI в. на территории Франции было 474 больших церкви, из которых, по крайней мере, 60 все еще лежали в развалинах. Но монахи восстанавливали разрушенные и строили новые церкви, применяя в них новшества своего времени. С конца X в. в связи с интенсификацией строительства мастера-строители стали оседать при монастырях, получая там жилище и огород. Так образовались прикрепленные к монастырям строительные артели.
Однако при всем значении, которое приобрели монастырские церкви в XI в., рубеж первого и второго тысячелетий ознаменовался во Франции восстановлением и перестройкой целого ряда городских соборов.
Как уже отмечалось, функциональная обусловленность композиционной схемы кольцевого обхода с радиально расположенными капеллами восходит к культу реликвий и связанным с ним паломничеством, которые получили в XI - XII вв. особенно широкое распространение именно во Франции. Суеверие тех лет, не довольствуясь воображаемым образом "святого" и почитанием его бестелесной памяти, требовало каких-либо осязаемых форм, связанных с его жизнью. Самым естественным казалось почитание останков "святого", либо предметов, связанных с его памятью. С VIII в. развивается лихорадочная погоня за мощами и скоро, перестав довольствоваться местными "святыми", приступают к растаскиванию содержимого могил катакомб.
В поисках мощей устремляются на Восток. Главным местом паломничества был Иерусалим. Но путь туда был далек и опасен. Гробницы Рима также привлекали много паломников. Однако дорога и к ним была далека и опасна. В связи с этим церковь начала широко пропагандировать культ местных святых. Чрезвычайно много их было на юге Франции, где речь шла о галльских христианах, пострадавших в период гонений III - начала IV в.
С развитием культа мощей стали возникать инспирируемые монастырями легенды об апостолах и других евангельских персонажах, якобы оказавшихся похороненными на Западе. Особую популярность приобрели паломничества в XI - XII вв., когда дороги стали относительно безопасными и началось оживление общественной жизни. Через паломничество распространялись не только общекультурные влияния, но и строительные приемы. Сократились огромные расстояния средневекового мира, сблизились изолированные друг от друга мирки, а местные традиции и святыни быстро превратились в общеевропейские.
Вдоль каждой из четырех дорог, которыми пользовались паломники, следуя через юг Франции в Сантьяго-де-Компостела , было построено по одной крупной монастырской церкви со сводчатым перекрытием: Сен Мартен в Туре, Сен Марсиаль в Лиможе, Сент Фуа в Конке и Сен Сернен в Тулузе, не считая пятой в Сантьяго-де-Компостела, см. рисунок проектора. Из них сохранились две церкви – Сен Сернен в Тулузе и Сент Фуа в Конке – последняя старше. Ее беспорядочно обступили старинные дома. Меньшая из пяти главных паломнических церквей, она кажется непомерно большой для поселка, который возник вокруг древнего Конского монастыря. В 858 г. сюда были доставлены останки девочки подростки, по преданию, погибшей в 303 г., во время гонений. Монастырь стал привлекать толпы паломников, число которых особенно выросло в XII в., когда Сент Фуа была объявлена покровительницей крестоносцев.
Установлено, что строительство было предпринято между 1041 и 1052 гг. и закончено около 1090 – 1095 гг. Окружающая застройка скрывает основной недостаток церкви – ее непропорционально короткий неф. При всем этом самое построение плана оставляет грандиозное впечатление. План церкви Сент Фуа, как и любой другой паломнической церкви, подсказан движением пилигримов, останавливающихся у определенных точек и снова движущихся дальше. Процессия шествует вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращается по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая таким образом, молящимся в центральном нефе и в хоре, а также самому обходу богослужения.
Над средокрестием возвышается восьмигранный барабан купола. Завершение купола и укрепление его нервюрами относится к XIV в. Западный фасад фланкирован двумя прямоугольными в плане башнями. На южном торце трансепта - стройная цилиндрическая башня, заключающая винтовую лестницу. Капители колонн, как с растительным, так и с фигурными изображениями.
В паломнической церкви функциональность романского декора сказалась с особой силой. Романский скульптор был одновременно и строителем, и каменный блок в его глазах, прежде всего, несет нагрузку, это – неделимый тектонический элемент, и отсюда благоговение, не позволяющее мастеру нарушить границы блока, отсюда "закон кадра", закон рамки наружной плоскости камня, поверхность которого с варварской боязнью пустоты заселяется фигурами или заполняется орнаментом.
Все пять больших паломнических церквей имели общую схему: трех- или пятинефное пространство с галереями над боковыми нефами, отчетливо выраженный трансепт с капеллами, хор с кольцевым обходом и венцом капелл, иногда нартекс. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, боковые - крестовыми сводами, а галереи, открывающиеся в неф арочными полуцилиндрическими проемами.
Как правило, боковые нефы и галереи обходят весь периметр здания на двух уровнях. Верхнего ряда окон нет, - пространство освещается окнами со стороны торцов, башней-фонарем над средокрестием и окнами боковых нефов.
В этот период ощущается ломбардские влияния, усилившиеся за счет прибытия во Францию ломбардских прелатов (1039 г.), наилучшим образом выраженные в церкви монастыря Жюмьеж - Нитр-Дам (начата в 1037 г.), см. рисунок проектора. Грандиозные руины церкви поражают высоким качеством каменных работ, простотой деталей и стройной гармонией всей композиции. Западный фасад фланкирован башнями, прямоугольными в плане, но переходящие в восьмиугольные. Между башнями - фронтон - схема, которая станет типичной для этой школы. Над средокрестием высилась могучая башня-фонарь. В плане - обычный латинский крест, кольцевой обход сильно выступающего хора, но без венца капелл.
Основная линия развития не исключала и местных особенностей, обогативших романскую архитектуру Франции как многообразием схем объемно-пространственной композиции, так и широтой диапазона конструктивных средств и приемов убранства. Наиболее отчетливо это выражено у школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании.
Это видно из хорошо сохранившейся монастырской церкви Парэ-ле-Мониаль (конец XI - начало XII вв.) в Бургундии и церкви Тринитэ (около 1062 - около 1070 гг.) в Нормандии, см. рис. проектора.
Дальнейшее развитие нормандской школы происходило уже в Англии, куда с конца XI в. переместился центр тяжести строительной деятельности нормандцев.
К первой половине XII в. значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно на юге в начале предшествующего столетия сложились конструктивные схемы романской архитектуры. Гористая, сравнительно изолированная Овернь осталась в стороне от больших дорог, а вместе с тем и от варваризации V - VII вв. Она сохранила свои кельтские предания, и местное христианское мифотворчество пропиталось воспоминаниями о таинственном культе друидов.
Овернские трехнефные церкви с планом в форме латинского креста, с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл имеют, как правило, нефы почти равной высоты (верхние окна отсутствуют) и галереи над боковыми нефами, перекрытия – полуцилиндрические своды. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые крестовыми. Над отчетливо выраженным средокрестием высится купол, увенчанный восьмигранной башней.
Овернская школа представлена группой удивительно однородных и однотипных построек, сконцентрированных в радиусе 50 км от своего центра - Клермон-Феррана. Главные из них - монастырские церкви в Клермоне (Нотр-Дам-дю-Пор), см. рисунок проектора, в Opсивале, Иссуаре, Сен Нектере, см. рисунок проектора, Бриуде, Сен Сатурнене. Ни один из дошедших до нас главных памятников не датируется точно: архивы Оверни горели много раз. Однако едва ли все эти сооружения старше первой половины XII в.
Расположенная в будничном районе старинного города церковь Нотр-Дам-дю-Пор скрыта окружающей застройкой. Строилась она медленно: в 1185 г. все еще собирали средства на ее завершение. В конце XVIII в. башни церкви были разрушены. Общая композиция обычна для овернской школы. Бросается в глаза спокойное, даже сумрачное величие интерьера церкви.
Здание церкви в Сен Нектере сложено из различных пород камня, ей не хватает обычной для овернской школы слитности с окружающей природой. Конструкция повторяет овернскую школу, однако опоры здесь - не столбы, а колонны, что придает всей композиции большее изящество. Над средокрестием - обычный купол на тромпах. Хор залит светом. Западный фасад обращен к склону холма. По боковым фасадам, на уровне трифориев - трехпролетные стенные аркатуры. В овернских постройках по наружному объему читается не только план, но и разрез здания: уровень сводов боковых нефов отмечен на фасадах глухой аркатурой. Чувствуется, что здание построено в течение одного строительного периода.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 672;