История архитектуры и строительной техники 15 страница
Общая варваризация Франции в раннее средневековье мало коснулось Прованса бывшей римской провинции. Каролинги предоставили малоплодородную страну своей собственной судьбе. Здесь рано развилось отшельничество и возникли небольшие монастыри. В начале XII в. когда в результате крестовых походов в Сирии образовались латинские княжества, создались новые условия. Географическое положение сделало провансальские гавани пунктами погрузки и выгрузки не только товаров, шедших на Восток, но и многочисленных паломников и крестоносцев. Древние города Прованса, рано получившие самоуправление, стали возрождаться.
В Провансе господствовали небольшие, хотя и высокие однонефные сооружения, на-поминающие целлу с полуциркульной или многогранной апсидой, см. рисунок проектора. Кольцевой обход хора встречается как исключение. Галереи и трифории отсутствуют. Неф перекрывался цилиндрическим сводом, причем своды и арки имеют стрельчатое очертание. Купола сооружались на тромпах, по распространенной здесь ломбардской традиции. Окна узки и немногочисленны, в церквах этой жаркой области господствует прохладный полумрак. Встречаются иногда трехнефные церкви с высоким, но слабо выступающим трансептом имеют узкие боковые нефы. Кровли, по римской традиции, - черепичные, покоящиеся непосредственно на сводах.
При всем этом интерьер провансальских церквей спартански прост. Эллинистические мотивы с особой силой выступают в композициях и декоре порталов, см. рисунок проектора.
Для провансальской школы наиболее типичны церкви небольшого объема. Построенная в начале XII в. церковь Сан Габриэле предельна, проста как в интерьере, где небольшой зал завершается низкой и полутемной апсидой, так и снаружи, см. рисунок проектора. Единственное украшение этой изящной "целлы" - портал, фланкированный колоннами и увенчанный фронтоном, сложенным из кусков античных карнизов. Колонны - разные, также античного происхождения. Конструкции просты: цилиндрический свод стрельчатого очертания с подпружными арками, опирающимися на пилястры с гладкими капителями. Снаружи стены укреплены массивными контрфорсами, которые служат единственным членением боковых фасадов.
Запад средневековой Франции (Аквитания и Пуату), сравнительно густо населенный и некогда богатый, как памятниками античности, так и раннехристианскими святилищами, был в свое время центром меровингской Галлии.
Особое место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь (с 1669 г. городской собор) Сен Фрон в Перигё, см. рисунок проектора. В основе Сен Фрон лежит греческий крест, перекрытый пятью куполами на парусах по схеме, в то время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Вероятно, оба здания композиционно имеют общий византийский прототип (церковь Апостолов в Константинополе). Собор Сен Фрон - высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора.
Памятником Пуату является церковь Нотр-Дам-ла-Гранд, см. рисунок проектора.
Фланкированный двумя невысокими башнями, западный фасад, относится видимо ко второй четверти XII в. Над ложным средокрестием (трансепта нет) высится башня. В Пуату, как и в Провансе, узкие боковые нефы имеют скорее конструктивное значение и поэтому чаще всего лишены собственных порталов. В данном случае на фасаде им соответствуют не проемы, а ниши. Центральный свод - цилиндрический, подпертый крестовыми сводами узких боковых нефов. В интерьере, обезображенном раскраской 1857 г., царит полумрак. Боковые нефы, обегая хор, образуя кольцевой обход, низкий и темный, как апсида. В хоре сохранились остатки фресок XII в.
Несвойственные и раннероманской архитектуре, центрические планы с XII в. почти вовсе исчезают из практики монастырского строительства. Лишь изредка воспоминания о древних надгробных часовнях или желание воспроизвести по рассказам паломников церковь Гроба господня в Иерусалиме приводят к возникновению ротонд и октогонов, причем главным образом на Юге и на Западе.
Значительной из ротонд была монастырская церковь в Шарру (Пуату). Диаметр ее равнялся 40 м. Сохранилось ядро ее центрального пространства с двумя ярусами аркад, см. рисунок проектора. К ротонде примыкала трехнефная базилика, в которой все нефы были перекрыты взаимно подпирающимися параллельными цилиндрическими сводами. Над обширным нартексом высилась прямоугольная башня.
Конец XI в. ознаменовался во Франции серьезными сдвигами в общественной и экономической жизни. К этому времени развитие производительных сил вызвало широкое отделение ремесла от сельского хозяйства и появлением товарного производства, а вместе с ней и оживленной внутренней торговли. С изменением социальной обусловленности средневековой культуры изменилось и ее содержание. Разум в значительной мере возобладал над недавними страхами, и место реликвий заняла проповедь. Применительно к новым временам перестроилась и церковь, изменившая характер самой религиозности и мировоззрения.
8.2 Архитектура Англии
Восток и юг Англии были бедны камнем. Здесь, как и в центре страны, непроходимые дубовые леса служили в средние века основным строительным материалом. Только на западе было сравнительно много камня, но здесь долго господствовали кельтские влияния, которые, однако, не внесли заметного вклада в развитие строительного искусства.
Несмотря на трехсотлетнее пребывание римлян, Англия бедна памятниками римского строительства. Оборонительные стены Андриана, остатки терм в Бате и в Лондоне, развалины нескольких укреплений - вот все, что дошло до наших дней от римлян. То, что могли застать вторгшиеся германские племена в городах, покинутых легионами, быстро разрушалось: свободолюбивые варвары-земледельцы не любили городов. После ухода римлян (410 г.) искусство обжига кирпича было забыто и на протяжении целого тысячелетия "деревянная" Англия обходилась без собственного кирпича, если не удавалось добыть его среди римских развалин. У англосаксов 15 строить значило плотничать, и слово "плотник" означало "строитель". Земледельческая языческая страна не знала каменного храмостроения.
В конце VI в. прибывшей из Рима миссией Августина было начато обращение англо-саксов в христианство. Новый культ требовал храмов и притом каменных: склонные к отступничеству новообращенные всегда были готовы сжечь церкви. Но в стране не было каменщиков, поэтому первые церкви возводились итальянскими каменщиками, причем использовался либо римский кирпич, либо дикий камень или валуны.
Англии присуще и восточные влияния. В середине VII в. в результате экспансии ислама толпы беженцев покидали Северную Африку и Сирию в поисках приюта. В соответствии с хрониками, после 669 г., когда главой английской церкви стал Теодор из Тарса, Англия стала излюбленным убежищем беженцев с Востока, особенно монахов. Другим источником восточных влияний была Ирландия. Еще до прибытия Августа на западе страны успешно действовали ирландские проповедники. Здесь очень рано возникли монастыри. Культура Ирландии в это время развивалась под восточным влиянием. Монастырское строительство следовало восточной схеме.
Особое место занимают проникшие к англосаксам архитектурные приемы меровингской Галлии. Строительство VIII и начала IX в. почти не оставило памятников. Однако именно в это время синтезировались в местном строительном опыте итальянские, восточные и галльские влияния.
Слагавшаяся местная архитектурная школа в середине IX в. снова подверглась влияниям извне. Благодаря тесным связям Англии с империей Каролингов английская архитектура с конца VIII в. до середины IX в., не смотря на ряд самобытных особенностей, превращается в ответвление архитектуры Каролингов.
Вторжение нормандцев насильственно остановило это развитие. Властно насаждавшаяся нормандскими баронами архитектура была ветвью одной из французских школ.
История нормандской архитектуры Англии начинается с точной даты. Победа Вильгельма Завоевателя при Гастингсе (14 октября 1066 г.) знаменует не только завоевание острова пришельцами и становление централизованного английского государства, но и рождение новой крепостной и церковной архитектуры.
Еще на своей родине герцоги Нормандии со второй половины X в. насаждали и укрепляли монастыри. В поддержке монахов Вильгельм тем более нуждался в только что завоеванной Англии. Поместным собором в Виндзоре (1070 г.) были заложены основы новой церковной администрации и вскоре места англосакских епископов и аббатов заняли ставленники завоевателей. С помощью вывезенных из Нормандии мастеров и сгонявшегося окрестного населения началось бурное строительство новых зданий монастырских церквей и соборов.
Жилища и поселения. Сменившие римлян англосаксы не знали городской жизни, и покинутые римлянами города быстро пришли в упадок. Завоеватели германцы селились в хижинах. Очень часто хозяйство велось целым родом. Как правило, жилищем служило обширное помещение, аналогичное саксонской "халле". Здесь обитала семья, здесь же содержался скот. Это был двухскатный навес на столбах, причем кровля покоилась на двух рядах дополнительных столбов внутри ("трехнефная халле"). Хотя построек этого типа не сохранилось, есть основания думать, что они не имели стен и ограждением служили циновки, кожи, сухая трава тростник. Со временем животных вывели в стойло и конюшни, что послужило толчком к самостоятельному развитию жилого дома. Приверженность к традиционной планировке наряду с консерватизмом самого племенного уклада англосаксов объясняет медленное развитие английского жилища в романский период.
Первые более или менее крупные жилые дома начали строить лишь со второй половины XII в., когда обширное каменное строительство нормандцев не могло не оказать влияния и на конструкцию жилого дома. Жилой дом XII в. представлял собой двухэтажное сооружение, причем каменным был только первый этаж, в котором деревянные перекрытия постепенно стали заменяться сводчатыми. В нижнем этаже владелец хранил свое имущество и запасы. Этот этаж не имел входных проемов, узкие окна ограждали его от злоумышленников. Сообщение между верхним и нижнем этажом осуществлялось через трап. Одной из причин применения сводов для перекрытий первых этажей была потребность иметь каменный пол для разведения огня - обстоятельство в климатических условиях Англии чрезвычайно важное.
Унаследованные от англосакского периода холлы оставались отдельными от жилого дома помещениями и долго строились из дерева. В таких холлах владелец и его семья, а также все зависящие от него лица, включая слуг, собирались для совместной трапезы - традиция, очень долго удержавшаяся в Англии, особенно в сельских местностях. Это же помещение служило для ночлега слуг, см. рисунок проектора.
В тех немногочисленных городах, которые имелись в Англии в XII в., холлов не было. Но в сельской местности они были обязательны.
Таким образом, жилище романской эпохи складывалось из двух помещений - из собственно жилья, с его интимной жизнью, и из холла, с его общественной жизнью.
В XIII в. двухэтажный жилой дом и холл слились, что надолго определило композицию английского жилища. Жилую часть стали строить целиком из камня, в то время как холл продолжал оставаться деревянным. Он пристраивался к жилому корпусу со стороны лестницы, которая, таким образом, оказывалась заключенной в помещении высокого холла. Холлы из камня стали строить с XIV в.
В городах романской Англии население редко превышало 3000 человек, и по интенсивности общественной жизни в XI - XIII вв. они не сравнимы с цветущими городами Франции. Бедность горожан и вялый характер общественной жизни надолго определили лицо средневекового города Англии. Крайняя скученность при отсутствии каких-либо признаков благоустройства и санитарии не раз оказывались причиной эпидемий. Пожары были обычным явлением. Узкие улицы со стоком посередине редко мостились. Важнейший общественный центр континентальных городов - рыночная площадь отсутствовали. Торговля велась либо на несколько уширенном для этой цели участке улицы, либо за чертой города. Кирпичные дымовые трубы появились поздно, да и то в виде исключения. Застекленные рамы вплоть до XVI в. оставались редкостью. Крыши крылись соломой, тростником с глиняной обмазкой, реже щепой, еще реже сланцем или черепицей.
Нормандские замки. Для того чтобы держать в покорности полтора миллиона англо-сакского населения, Вильгельм застроил всю страну укреплениями, в которых разместил гарнизоны своих лучников.
Завоеванная земля была разделена между вассалами нового короля, причем дальновидный Вильгельм предоставил каждому из своих баронов не сплошной надел, а отдельные лены, разбросанные по всей стране (брат Вильгельма завоевателя Роберт получил 793 владения, разбросанные в 20 графствах, а другой брат - Одон - 439 владений в 17 графствах). Такая разбросанность наделов, с одной стороны, не давала феодалам усилится, а с другой - лучше обеспечивала интересы центральной власти в покоренной, но не умиротворенной стране, поскольку каждый вассал оказывался вынужденным укрепить свои отдельные участки.
Несомненно, что и в Англии, по примеру континента, эволюция феодальных фортификаций началась с укрепления жилища самого феодала, т.е. той деревянной башни, которая исстари венчала насыпной холм. В средневековой Англии каменный донжон едва ли не был и первым каменным жилищем вообще. Стены выкладывались из грубо отесанного камня. В XI - XII вв. толщина башенных стен в Англии не идет в сравнение с мощными стенами французских. Больших осадных машин в Англии не было. Перекрытия оставались деревянными. Много внимания обращалась на очаги и санитарные устройства. Очаги устраивались в виде ниш в холле, а потом и в жилом помещении. Уборные предусматривались в толще стен (археологи ХЕХ в. принимали их за гардеробы).
Почти все ранние крепостные сооружения, построенные в Англии нормандскими баронами, либо стоят в развалинах, либо перестроены до неузнаваемости.
Важнейшей крепостной постройкой Вильгельма Завоевателя был его собственный замок в Лондоне - Тауэр - ансамбль, в котором Белая башня играла роль донжона. Самая башня - это почти кубической формы объем на ступенчатом основании. В углах - прямоугольные в плане башенки с винтовыми лестницами, связанные между собой коридорами в толще стен. Главный объем имеет три яруса: между нижним и верхним ярусами существует еще и промежуточный, где помещался вход, и находилась стража. В основном помещении замка была устроена капелла, самая роскошная в Европе из капелл этого типа.
В Хэдингхеме (Эссекс) сохранился донжон, см. рисунок проектора. Здесь из-за большой площади башни перекрытие поддерживается в центре аркой (пределом длины балки в то время было 9 м).
Строительство более передовых крепостных сооружений, представлявших собой уже не более или менее укрепленное жилище, а архитектурно организованную систему оборонительных элементов, развитую с учетом условий местности и с применением чисто стратегических конструкций, началось только в XIII в., когда опыт крестоносцев достиг Англии.
Церковное строительство. По причинам, общим для всей архитектуры раннего средневековья, крупное храмовое строительство занимает решающее место в английской архитектуре романского периода. Размах строительства, его одновременный и повсеместный характер, а также невиданные в те времена масштабы самих сооружений позволили нормандской школе именно на английской земле развить свои прогрессивные особенности, впрочем, не без влияния на этот процесс местной строительной школы.
За первые 35 лет нормандского владычества было построено около 95 больших и поразительно единообразных церковных сооружений, в которых нормандская школа французской ромники господствовала настолько безраздельно, что английские исследователи называют весь романский период своей архитектуры "нормандским". Ведущим типом оставались монастырские церкви, хотя большое внимание было обращено и на строительство соборов, размеры которых не были оправданы зачаточным состоянием тех городов, которые они обслуживали. Эти соборы были задуманы как церкви смешанного типа, призванные служить одновременно и монастырской церковью для многолюдных бенедиктинских конгрегации, и храмом для мирян. Вместе с тем и монастырские церкви благодаря своим масштабам широко обслуживали местное население. Грань между монастырской церковью и собором была стерта. Такая типологическая особенность сразу же сказалась на построение плана. Измененными оказались обычные для Нормандии пропорции старобенедиктинского плана: неф и хоры вытянулись в длину, как в монастырских церквах, так и в соборах. Однако каковы бы не были изменения в пропорции плана, схема его построения в XI - XII вв. оставалась неизменной и вполне соответствовала принятой в Нормандии.
Собор в Глостере, см. рисунок проектора, был начат постройкой в 1089 г., хор освящен в 1100 г., но дальнейшее строительство шло медленно, и неф, один из шедевров романской архитектуры, был закончен не ранее 1150 г. Массивные цилиндрические опоры возносятся на высоту 9 - 12 м при высоте арок 12 -16 м. Незначительность яруса трифориев еще более подчеркивает высоту опор. Верхний ярус окон был перестроен при сооружении нервюрного 20 свода в 1442 г. В 1329 - 1337 гг. хор и трансепт подверглись готической реконструкции. Несмотря на все перестройки собор в Глостере в основном - романское сооружение, хотя над всей композицией и господствует позднеготическая башня. Западный фасад был перестроен в 1430 г. Примыкающая к нему капелла «капелла богоматери» (конец XV в.) связана с ним Галереей шёпотов, прозванной так за свои акустические качества. Знаменитый клуатр также относится к готической эпохе. Под хором глостерского собора - крипта, одна из важнейших романского периода. Эта законченная в себе подземная церковь с кольцевым обходом и тремя радиально расположенными капеллами. Глостерский собор - единственный пример трехъярусной церкви в Англии: как в крипте, так и в хоре и в ярусе трифориев повторяется кольцевой обход с венцом капелл и апсидиолы в плечах трансепта.
Собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трех сторон омываемый рекой Уир, - не только важнейшее сооружение романской эпохи Англии, но и один из самых впечатляющих памятников английского средневековья, см. рисунок проектора. Восточная часть здания, начатого строительством в 1093 г., была завершена к 1104 г.; к 1140 г. было готово все, за исключением башен. Знаменитый свод был закончен к 1133 г. Достройка западных башен была осуществлена в ХIII в. Центральная башня относится к 1474 г. Собор сохранился неизменным, если не считать добавленной в 1175 г. "Галереи" -постройки, примыкающей в виде нартекса к западному фасаду, а также Т-образного завершающего хора, так называемой "капеллы Девяти алтарей", заменившей в 1242 г. центральную капеллу апсид.
План собора - типично бенедиктинский: латинский крест с выступающими плечами трансепта. В хоре - три пролета аркад, в нефе восемь. Конструкции собора в Дэрхеме намного опередили все, что существовало в Европе до тех пор. В 1096 г. боковые своды собора уже были перекрыты ребристыми сводами. Нигде в Европе до сооружения дэрхемского собора не было сделано попытки перекрыть нервюрным сводом пространство, идущее в какое-либо сравнение с грандиозным нефом этой северной постройки. Здесь четырехчастные своды, по примеру боковых нефов, были применены и в центральном, причем диагональные арки имели полуциркульное очертание, о подпружные - стрельчатое. Значение этого достижения возрастало благодаря применению новой системы погашения распора. Если для этого в боковых нефах были применены испытанные, издавна известные контрфорсы, то для погашения распора главных сводов были сооружены аркбутаны 22, передающие усилия распор поверх боковых нефов на контрфорсы. Эти аркбутаны скрыты под кровлей. Для несения перекрытий центрального пространства использованы чередующиеся опоры сложного профиля и цилиндрические. На первые опираются подпружные арки главного свода. Цилиндрические опоры, несущие нервюры, богато украшены резным геометрическим орнаментом одно и того же рисунка на каждой паре противостоящих опор. Стены боковых нефов обогащены глухими перекрывающимися аркатурами.
Строительство на юго-востоке страны оставалось консервативным. Достижения Дэрхема так и не успели сказаться здесь из-за наступления смутного времени конца первой половины XII в.
Грандиозная монастырская церковь (ныне собор) в Питерборо, см. рисунок проектора, была начата в 1118 г. на месте уничтоженной в 1116 г. пожаром англосаксонской церкви. Хор и средокрестие с фонарем закончены в 1175 г., а все здание - в 1200 г., в том "нормандском" стиле, в котором оно было задумано первоначально, за исключением готического фасада. Памятник принадлежит к числу лучших примеров юго-восточной школы романской архитектуры Англии. Удлиненный неф (11 пролетов) уравновешен соответственно удлиненным хором (4 пролета). В боковых нефах четырехчастные нервюрные своды, но центральное пространство имеет деревянное перекрытие в хоре, имитирующее звездчатый свод. Высота аркад, трифориев и яруса верхних окон - почти одинаковая, как обычно на юго-востоке страны. В этом сооружении, последним по времени английском памятнике романской эпохи, строившемся одновременно с уже готическим собором в Йорке, бенедиктинский консерватизм бросается в глаза.
Во многом сохранившие свои романские формы соборы в Или (1083 - 1190 гг.) и Сент Олбанс (1077 - 1088 гг.) - произведения той же школы, что и собор в Питерборо. В Сент Олбанс сохранилась древнейшая романская башня над средокрестием. В трифориях его трансепта применены старые колонки-балюстры из предшествующей постройки. Неф собора в Саутуэлле (1108 - 1150 гг.) целиком относится к романской эпохе. Собор в Саутуэлле, стоящий особняком между северной школой Дэрхема и школой юго-востока, не смотря на всю свою консервативность, даже архаичность, является одним из лучших памятников средневековой архитектуры Англии.
В отличие от Франции, переход от романских форм к готическим в Англии кажется неощутимым.
8.3 Архитектура Германии
В период становления раннефеодальных отношений и господства натурального хозяйства германские племенные объединения не знали политических центров. Даже империя Карла Великого не имела столицы, и центром его обширных владений каждый раз становился любой пункт на время очередного пребывания в нем императорского дворца. Чаще всего это было одно из личных поместий императора, где его жилище-дворец ("пфальц") со всем тяготевшим к нему комплексом сельскохозяйственных сооружений либо окружался системой земляных укреплений, либо защищался замком, "бургом", расположенным на соседнем холме.
С момента возникновения императорского пфальца как укрепленного ансамбля с характерной регулярностью планировки его важнейшим элементом оставался "палас", т.е. блок парадных помещений, или собственно дворец. Формы и конструкции романской архитектуры, развивавшиеся в монастырском строительстве, оказались примененными и в раннем дворцовом зодчестве, осуществлявшемся теми же мастерами, что и храмостроения.
Романская часть пфальца в Госларе, см. рисунок проектора, - результат перестройки в 1065 - 1132 гг. более раннего дворца Генриха III (1039 - 1056 гг.). Дворец был сильно поврежден пожаром в конце XIII в. Существующее здание - плод капитальной реставрации 70-х годов XIX в. Еще в начале XIX в. в связи с угрозой обрушения был разобран высокий собор, под прямым углом примыкавший к дворцу, что в корне нарушило первоначальный облик ансамбля. В интерьере дворца верхний, "императорский" зал имеет деревянное перекрытие; деревянные же столбы делят его пространство на два нефа. Перекрытия нижнего этажа -сводчатые. Единственным украшением фасада служат большие арки окон главного этажа, опирающиеся на романские колонки и сгруппированные по три, подобно церковным трифориям.
К типу императорских пфальцев примыкают пфалыды князей. Пфальц ландграфов Тюрингии - Вартбург - по своему богатству и масштабом мало, чем уступал императорским, см. рисунок проектора. На вершине крутого холма в пределах каменных стен - два двора: нижний хозяйственный и верхний парадный, заключенный между главными постройками замка (двумя башнями, жилым корпусом и дворцовым блоком). По преданию замок возник в 1067 г. и первоначальные стены его были деревянные.
Основная территория Германии - Саксония и Тюрингия – не знала ни античной, ни раннехристианской культуры. Отсутствие античных сооружений и слабость монастырской инициативы превратили архитектуру Каролингов в единственный первоисточник культовой архитектуры Германии X в.
Особенности, типичные для Саксонии, впервые проявились в монастырской церкви в Гернроде, начатой в 961 г. Интерьер и план этой церкви полностью соответствует первоначальным, за исключением росписей и перестроек в западной части, вызванных сооружением второй крипты в XI в. В связи со второй криптой появилась западная апсида. Длина нефа точно соответствует его высоте. Вместо динамики ритма - покой симметрии, что отчетливо отражает один из главных признаков романской архитектуры Германии.
Век саксонской гегемонии отражен в архитектуре Оттонов. Тяга к симметричной композиции, двусторонняя ориентация и пластически выразительная комбинация масс в качестве главных особенностей этой архитектуры, естественно, отчетливее всего выявились в самом сердце Саксонии.
В 1033 г. было закончено строительство монастырской церкви св. Михаила в Хиль-десхайме, начатое епископом Бернвардом, см. рисунок проектора. Ряд последовавших пожаров вызвал перестройку, осуществленную в конце XII в. Однако, не смотря на все изменения, особенно в западной части, первоначальный облик церкви легко восстановим (сохранилась деревянная модель церкви, относящаяся к 1001 г.). Перестройка конца XII в. не коснулась главных опор, но цилиндрические опоры с их кубическими капителями были заменены в основном новыми колоннами, снабженными пышными капителями. Перекрытие деревянное. Потолок в конце XII в. был покрыт богатой росписью (на голубом фоне библейские сюжеты). В восточном конце церкви - три апсиды, из которых выступает только центральная. Над расположенной в западном конце криптой - хор с обходом. Во всем остальном интерьере соблюдена абсолютная симметрия. Оба трансепта совершенно идентичны. Снаружи также симметрия, причем главным кажется южный фасад с двумя одинаковыми порталами. Заимствованная в Ламбордии система чередующихся тяжелых и облегченных опор в данном случае представляется чисто декоративным приемом.
Монастырское строительство в Германии долго оставалось верным деревянным перекрытиям по аналогии с раннехристианскими базиликами Рима. Ситуация начинает меняться при строительстве императорского собора в Шпейере, см. рисунок проектора. История строительства собора очень запутана. Источники называют Генриха IV "строителем" собора (1106 г.). Руководителем перестройки собора - Отто из Бамберга, который с 1093 г. находился на службе у Генриха IV. Пожар 1159 г. привел к повреждениям в соборе, но о дальнейшей судьбе собора источники ничего не говорят вплоть до 1689 г., когда в результате разрушений, причиненных зданию оккупировавшими Пфальц французами, обвалилась вся западная половина нефа. Несомненно, что до работ, предпринятых при Генрихе IV, центральный неф имел деревянное перекрытие, при «связанной системе» построения плана. "Связанная система" плана, это система, в построения плана которой положен квадрат средокрестия: каждый пролет нефа и хора равен квадрату средокрестия, в то время как ширина боковых нефов равна половине ширины центрального. Установлено также, что в процессе перестройки 1159 г. опоры центрального нефа (вторая, четвертая, и т.д., т.е. четные) были усилены заменой первоначальных полуколонн трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями и базами. Бесспорно, что эта замена была вызвана, решением перекрыть центральный неф крестовыми сводами. С этой же целью были надстроены стены главного нефа, что сделало их непропорционально высокими по отношению к боковым нефам, где уже существовали крестовые своды. Т.е. остается фактом, что именно в это время возник и начал успешно осуществляться замысел сплошного перекрытия крестовыми сводами крупнейшего церковного сооружения страны. Для своего времени это грандиозным техническим предприятием.
Летопись собора в Майнце (освящен в 1239 г.), см. рисунок проектора, - это бесконечный список пожаров и восстановлений, позволяющий говорить скорее о том, что стало, чем о том, что было. Разновременность постройки восточного хора, нефа и западного хора сказалась в отсутствии единства, отличающим этот памятник от собора в Шпейере. Наиболее сложной кажется западная часть собора. Вся композиция, включающая башенки, фланкирующие трехконховый западный хор, получила в XVTII в. барочное завершение. Оно хорошо подошло к парадным формам западного хора, уже в свое время напоминающим скорее дворцовое, чем церковное сооружение. Центральный неф перекрыт нервюрным сводом, боковые крестовыми. В интерьере наибольшее впечатление оставляют масштабы восточного хора.
Позднероманский период Германии наилучшим образом представлен третьим и последним из "императорских" соборов в Вормсе. При всей консервативности общей композиции, навеянной собором в Шпейере, формы, слагавшиеся здесь в процессе почти непрерывного строительства, шаг за шагом отражали отход от строгости зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности, см. рисунок проектора. Строительство началось с восточного конца, и к 1181 г. хор, трансепт и восточный пролет нефа были закончены. Все, включая западные башни и западную апсиду, было готово к 1234 г. В дальнейшем здание не перестраивалось до 1900 г., когда продолжавшаяся осадка западного конца, вызвавшая еще в 1429 г. обрушение северо-западной башни, потребовала усиления фундаментов. Эти работы были завершены в 1937 г. В процессе работы весь западный хор был разобран и камень за камнем сложен заново. Эволюции внешних форм собора соответствует развитие его нервюрных сводов. Гурты 23 сводов грубы в хоре и трансепте, где они имеют прямоугольное сечение. Далее, в нефе, где каждый новый пролет по сравнению с предыдущим обогащается членениями, гурты профилированы.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 759;