История архитектуры и строительной техники 12 страница
Теперь старались ставить здания на склонах холмов, чтобы они непринужденно лепились к естественному рельефу. Стала преобладать свободная планировка, жилое зодчество постоянно влияло на монументальную культовую архитектуру. Равновесие асимметрических архитектурных масс стало основным композиционным законом и средством теснее привязать здание к ландшафту. Развилась обильная декорация фасадов.
Во всех этих особенностях частично проявляется преемственность по отношению к великой архитектуре античности. Однако все измельчало. Выработанные уже в средневизантийское время миниатюрные пропорции прочно укоренились в поздневизантийской архитектуре. Любовь к миниатюрным, как бы игрушечным постройкам выразилась в создании маленьких сооружений и измельченных пристроек к более ранним зданиям.
В это трудное время средств хватало только на то, чтобы восстанавливать и частично перестраивать старые здания. Образовался вкус к достройкам, к прибавлению новых небольших помещений, к постепенному расширению построек в разные стороны по частям, как это обычно бывает в жилых зданиях, расширяемых по мере возникновения новых потребностей и возможностей.
Поздневизантийское зодчество обладает всеми чертами конечного этапа развития изжившего себя исторического цикла.
Последний этап развития византийской архитектуры накануне гибели империи обнаруживает в основном изживание традиционных принципов византийского зодчества и заключает в себе только очень незначительные ростки возможного дальнейшего развития, которому так и не суждено было осуществиться.
Византийское зодчество внесло очень большой и существенный вклад в сокровищницу мировой архитектуры. Его основным достижением явилась замечательная разработка центрической архитектурной композиции на основе перекрытия главной части здания куполом. Купол – главная тема византийского зодчества. Византийские архитекторы разработали его в различных вариантах.
Купол знали и предшественники Византии – архитекторы греко-римской античности, а также зодчие Востока. Однако нигде и никогда до этого купол не был основой архитектурной системы.
Характерной особенностью византийского зодчества являются купола, расположенные на квадратном основании, которое в отличие от ротонды может быть расширено пристройками, купола, опирающиеся на четыре опоры, купола на барабанах.
Причиной того, что в центре внимания византийских зодчих находилось центрическое купольное здание, была органическая преемственность византийского зодчества от народной жилой архитектуры, традиции которой восходили к древневосточным и античным типам жилья с купольным перекрытием над главной его частью и над очагом. Этот тип жилья отражает одну из исконных человеческих форм народного быта, для которой средоточием был очаг, объединявший семью. Здесь лежат корни того гуманистического начала, которое присуще архитектурному образу купола и центрической системе здания.
Огромное значение имели в византийской архитектуре ее функциональная основа и тесно связанная с ней конструктивная сторона, как средство осуществления нередко очень сложной строительной программы.
Центрическая архитектурная композиция отражает одну из основных сторон византийской общественной и государственной системы, а также византийского миропонимания и византийской идеологии – центростремительное начало.
Другой принцип, характерный для византийской идеологии, – человеческое, гуманистическое начало, заключенное в средневековую церковную оболочку. Православие было преемственно связано с античной, главным образом греческой, классической философией, с греческой классической литературой и с греческим классическим театром. Сама греческая и вся вообще античная культура своими истоками восходит к народному началу, оплодотворенному древней традицией восточного народного творчества.
Другой важнейшей чертой византийской идеологии, тоже восходящей к структуре византийского общества и государства, была идея иерархии. В архитектуре она нашла свое отражение в замечательной по стройности системе расчленения здания, в первую очередь его интерьера. Византийские зодчие систематически работали над проблемой создания сложного, расчлененного интерьера, части которого, сопоставленные друг с другом, составляют стройное единство. Каждая часть такого интерьера занимает свое определенное место в системе целого. В результате образовалась великолепная группировка разнородных частей интерьера, различных пространственных ячеек, соединявшихся в нечто единое. Византийское зодчество впервые в истории человечества создало архитектурную пространственную группу, получившую в дальнейшем в мировом зодчестве замечательное развитие.
Византийская архитектура создала одно из самых выдающихся зданий всех времен и народов – собор Софии в Константинополе. Это сооружение явилось органическим звеном развития не только византийской, но и всей античной и средневековой архитектуры. Оно возникло из целой цепи предшественников и сильнейшим образом повлияло на дальнейшее развитие византийской и всей мировой архитектуры. Однако ценность Константинопольской Софии лежит главным образом в ней самой, в ее замечательной архитектуре. Константинопольскую Софию можно поставить рядом с Парфеноном в смысле ее ценности для человечества.
В особенности необходимо отметить в качестве одного из самых капитальных достижений византийской архитектуры создание крестовокупольной архитектурной системы. В ней была как бы подытожена вся античная и византийская архитектура предыдущего времени. Одновременно с этим в крестовокупольном здании было положено начало дальнейшему развитию всемирного зодчества и, в первую очередь, центрических построек последующего времени.
Если собор Софии в Константинополе представляет собой неповторимое и неповторенное уникальное здание, то крестово-купольная система явилась известным универсальным методом архитектурной композиции, охватывающим функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Этот метод открывал архитекторам того времени и последующих эпох возможность широко варьировать и развивать центрическую купольную композицию – одно из самых ценных и разносторонних достижений архитектуры всех времен и народов.
Характерной чертой византийской культуры, в частности византийской архитектуры, явилась ее способность приобщать к ней молодые народы, только еще вступившие на историческую арену. Славянские народы на Западе и Севере: болгары, сербы, русские, многочисленные народности Кавказа, в первую очередь армяне и грузины, но также и многие другие народности Кавказа, в том числе и Северного Кавказа, – все они приобщились к византийской культуре. Они быстро ее усвоили и обогатились через нее наследием греко-римской и древневосточной культуры. Они освоили византийскую архитектуру, содержавшую в себе античное и восточное архитектурное наследие и одновременно с этим переработку этого наследия на основе новых принципов и идей раннефеодального общества. Особенно ценно, что византийская архитектура оплодотворяла архитектурное творчество этих народов и указывала им путь для его дальнейшего творческого претворения на основе новых этапов их экономического, социального и идеологического развития и своеобразных особенностей каждого народа.
Византийская архитектура не только приобщала к своим сокровищам молодые народы, но одновременно с этим открывала им путь для дальнейшего самостоятельного творчества и прогрессивного развития во всемирно-историческом плане. Обычно молодые народы создавали в своих первоначальных постройках своеобразные и очень яркие варианты византийской архитектуры, чтобы потом развить свою собственную самостоятельную отрасль мирового зодчества.
Весь этот процесс неоднократно сопровождался обратным влиянием архитектуры Кавказа, Балканского полуострова и Древней Руси на византийское зодчество.
Несколько иной характер носило влияние византийской архитектуры на мусульманское зодчество. Факт этого влияния не подлежит никакому сомнению, оно достигло наибольшей силы в турецкой архитектуре после взятия Константинополя, когда в Стамбуле начали появляться одно за другим прямые воспроизведения Софии. Однако мусульманская архитектура, в свою очередь неоднократно влиявшая на архитектуру Византии, столь глубоко перерабатывала (включая мечети Стамбула) византийскую основу, что ее постройки принадлежат другому кругу архитектурных явлений, основанному на иных принципах, нежели архитектура Европы последующих столетий.
Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Европой эпохи средних веков и нового времени.
Влияние византийской архитектуры на развитие зодчества Восточной и Западной Европы было очень велико, и до сих пор оно еще недостаточно оценено. В отношении Восточной Европы, главным образом Руси, не требуется особых доказательств, так как византийские истоки русского зодчества справедливо являются общепризнанными. Однако влияние византийской архитектуры на западноевропейскую было не меньшим, чем ее влияние на восточноевропейское зодчество.
В недалеком прошлом, например, в Германии вся романская архитектура просто называлась "византийской". Неправильность этого определения была в дальнейшем доказана. Однако исследователи ударились в противоположную крайность, когда они стали забывать об очень большом влиянии византийской архитектуры на романскую. Достаточно в качестве примера привести собор Сан Марко в Венеции и его французскую романскую копию – церковь Сен Фрон в Перигё, XII в. Это отнюдь не изолированное явление, как думают некоторые исследователи, и в развитом романском соборе, например, его средокрестие представляет собой переработку византийской кре-стовокупольной системы. Или, например, типичный романский перспективный портал сложился в своей основе в византийском зодчестве. Эти примеры могли бы быть умножены.
Многое в готической архитектуре объясняется влиянием византийского зодчества, например ажурность готических соборов, явившаяся развитием характерной особенности Константинопольской Софии, или система готических балдахинов, развивавшаяся из византийских прототипов, или, наконец, такая характерная особенность готического зодчества, как аркбутаны, возникшие в Византии и перешедшие затем в Западную Европу.
Особенно существенно влияние византийского зодчества на архитектуру Возрождения. Оно сказалось преимущественно в центрическом купольном архитектурном типе и прослеживается начиная от Брунеллеско через Браманте вплоть до Палладио. Влияние крестовокупольной системы на многие выдающиеся постройки Ренессанса осуществлялось отчасти через посредство ряда византийских построек на почве Италии.
Если рассмотреть наиболее выдающиеся европейские монументальные здания XVII – XVIII вв., то их связи с Византией выступят очень отчетливо. Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. В соборе Инвалидов, соборе Павла в Лондоне, Пантеоне в Париже, соборе Смольного монастыря, Казанском и Исаакиевском соборах мы видим в основе крестовокупольную систему в конечном счете византийского происхождения.
Византийская архитектура была связующим промежуточным звеном между античной архитектурой и архитектурой Возрождения и последующего времени в Европе.
7 Архитектура и строительство раннего средневековья Западной Европы
7.1 Архитектура Рима и Равенны
Кризис рабовладельческого способа производства, восстания рабов и угнетенных Римом народов, вторжение в пределы расшатанной Римской империи германских и славянских народов привели в IV - V вв. к ее окончательному крушению и к возникновению на ее развалинах ряда "варварских" государственных образований, развивавшихся в условиях становления новых производственных отношений, в основе которых лежали крупное феодальное землевладение и труд крестьян, попавших в личную, крепостную зависимость от феодалов. Господство родовой знати сменилось преобладанием денежной аристократии, выросшей из сословия всадников или удачных вольноотпущенников, богатевших на грабеже провинций, на откупах и земельной спекуляции.
Раздел Римской империи (395 г.) совпал с началом массового проникновения германских племен в ее, плохо защищенные пределы. Феодосию I удавалось силой оружия и дипломатией отводить непосредственную угрозу от восточной половины государства, но его
преемники были уже бессильны воспрепятствовать продвижению готов на запад. Там родственные готам племена, давно покинувшие свои становища и устремившиеся на юго-запад,
образовали ряд "варварских" королевств. Новые земельные отношения, складывавшиеся в
итоге "варварского" завоевания и замены римских правовых норм пестрой племенной традицией, неизбежно определяли и характер нового общества, возникавшего на обломках старого. Начинался сложный и долгий процесс феодализации Западной Европы, завершившийся лишь в
XI в. Этот процесс становления феодализма и определяет хронологические рамки раннего
средневековья, см. рисунок проектора.
В самой Италии к концу V в. нашествия вестготов , гуннов и вандалов сменяются завоеванием страны остготами6, король которых, знакомый с византийской культурой, еще пытался сохранить старый порядок в управлении, восстановив некоторые римские учреждения. Однако Италия, возвращенная после смерти Теодориха Византии, со второй половины VI в. снова оказалась во власти германцев, на этот раз лангобардов, и надолго погрузилась в хаос кровопролитных усобиц, анархии и упадка. Только Рим, Равенна и крайний юг страны избежали полного одичания. Над всей Западной Европой сгустились сумерки "темных веков", скудно освещаемые немногими литературными источниками и редкими памятниками материальной культуры, см. рис. проектора.
Упадок римского строительного искусства, вызванный отсутствием сколько-нибудь крупных строительных предприятий, привел уже в V в. к утрате прежних навыков обработки камня, к вырождению каменных конструкций, особенно сводостроения.
В отличие от Византии архитектура раннего средневековья на Западе не была продолжением античного зодчества. Перед лицом новых функциональных задач ей во многом пришлось начинать заново, буквально с развалин того, что некогда было триумфом римского строительного искусства.
С падением в V в. Западной Римской империи Рим, утратив значение административной и политической метрополии, сразу же приобрел характер религиозного центра Европы, где сходились нити управления разветвленной и сравнительно дисциплинированной церковной организации. В качестве первосвященников западного христианства римские епископы (папы) уже в VI - VII вв. разработали целую систему догматических воззрений, которыми не только устанавливалась форма католического правоверия, но и предусматривалась структура церковной организации, ее иерархия.
Важнейшую роль в унификации складывающейся культуры сыграла церковь, монополизировавшая образование в грубом и невежественном обществе. Грамотность стала синонимом знания латинского языка. Латинский язык бал единственным и общеобязательным языком богослужения и литературы, языком культурного наследия римской античности, языком текущей официальной переписке и документации. В таких условиях латынь сразу же превратилась в фактор культурного единства раннесредневековой Европы, подобно тому, как греческий язык объединил цивилизацию разноплеменной Европы.
Со времени своего возникновения христианский культ подразумевал наличие особого помещения, в котором община верующих во главе со своим наставником (пресвитером) могла бы собираться для совместной молитвы и обсуждения своих нужд. Один из ранних богословов назвал основное помещение здания церкви "нефом", т.е. кораблем, в котором верующие, объединенные общностью своей судьбы, плывут по опасному морю действительности. Здание церкви было не жилищем божества, как языческий храм, а общим домом верующих, простейшими функциями которого и была первоначально подчинена организация его внутреннего пространства. В соответствии с этим в христианских храмах, в отличие от языческих, на передний план выступала не объемно-пластическая, а пространственная характеристика.
Ранние источники хотя и упоминают о церковных зданиях, построенных до легализации христианства, но нигде их не описывают. Есть все основания полгать, что до узаконения новой религии не существовало предустановленного плана церковного здания. Учения о "таинствах" еще не существовало, а потому не было ритуальных действий при совершении браков, погребений, крещений и т.п., которые потребовали бы особой организации пространства церкви. Видимо, первоначально сакраментальный характер носили только часовни, связанные с заупокойным культом мучеников. Позднее, усложнившийся ритуал потребовал соответствующего изменения и архитектурной среды.
Процессу замещения античных зданий Рима христианскими церквами особенно благоприятствовала широкая практика вторичного применения демонтируемых элементов античных зданий, и в первую очередь колонн, при возведении раннехристианских базилик. В провинциях нужда в большом количестве церковных помещений, возникшая как следствие объявления христианства государственной религией, вызвала приспособление некоторых языческих храмов к особенностям христианского культа. Обращение языческих храмов в христианские церкви практиковалось не только в провинциях, но и в самом Риме. Вначале VII в. Пантеон был по примеру афинского Парфенона обращен в храм Богоматери и всех мучеников (Санта Мариа деи Мартири). Другие, менее значительные по размеру храмы и гражданские сооружения, также превращались в церкви. Так, одно из помещений библиотеки форума Мира превратилось в церковь Космы и Дамиана, а в базилике Юлия Цезаря возникла часовня.
Последние императоры настаивали на том, чтобы языческие памятники не уничтожались, а превращались в церкви. Однако основная масса раннехристианских базилик была все же выстроена заново либо на участках разобранных для этого храмов или других зданий, либо в непосредственном соседстве с ними, как с источником снабжения строительными материалами. Новое строилось только из старого.
В условиях спешного возведения первых больших базилик Рима ложившаяся строительная практика (легкие стены, как правило, кирпичные, два параллельных ряда колон несущие верхние ряды среднего нефа, снабженные проемами окна – вот те простейшие технические средства, которыми достигалась пространственная организация) оказалась самой экономичной и простой, тем более что в отличие от пластических форм языческих храмов функциональное назначение раннехристианских базилик требовало пространственных, а не пластических решений.
Организация внутреннего пространства была сразу же подчинена двум задачам: обширное помещение базилики должно было служить местом объединения верующих и в то же время средой, которая соответствовала бы впечатляющей торжественности нового богослужения.
Таким примером может служить обширное здание базилики апостола Петра, см. рисунок проектора. Когда именно оно было сооружено в точности неизвестно, хотя самое основание церкви приписывается Константину (325 г.). В XV - XVI вв. базилика уступила свое место существующему ныне собору. Облик старой базилики св. Петра, хорошо известен по многочисленным описаниям и схематически изображаемый в более или менее достоверных реконструкциях. Тем не менее, уже в начале V в., если не в конце IV в., общая композиция этой важной базилики уже сложилась, причем функциональное прежнее различие между мартирием и домом общей молитвы в условиях наступившей свободы культа исчезло. Это была большая пятинефная базилика с трансептом в западном конце (Т-образный план).
С востока к базилике примыкал атрий с фонтаном для омовения. К трехпролетному входу в атрий, напоминавшему римскую триумфальную арку, вели широкие ступени парадной лестницы. За исключением апсиды, перекрытой конхой, здание, как и другие ранние базилики, имело стропильное перекрытие. В XII в. кровля была покрыта золоченной бронзовой черепицей, снятой с базилики Максенция-Константина и с храма Ромы и Венеры. Здание возводилось спешно, частично из материалов соседнего цирка Нерона, и качество работ, судя по непрерывным доделкам, оставляло желать лучшего. Основой конструкции, помимо сравнительно тонких стен, было 96 античных колонн из полированного мрамора и гранита, поставленных довольно тесно. В качестве архитравов были использованы фрагменты античных построек. Рисунок коринфских капителей был, разумеется, различным.
Поверхность стен между колоннами и ярусом верхних окон, освещавших центральный неф, как и апсида, были покрыты мозаикой. Главный алтарь помещался непосредственно перед апсидой, у предполагаемой могилы апостола. Уровень пола апсиды был в VTI в. поднят до верха надгробия, над которым был установлен главный алтарь. Вокруг надгробия, под новым уровнем апсиды, был устроен примыкавший к полукружию апсидальной стены кольцевой проход, снабженный коридором, обеспечивающим доступ к могиле с западной стороны и непрерывную циркуляцию потока паломников.
Позже правилом возведения церкви стала простая и удобная композиция базилики, где местом священного действия служит ее пространство в части, непосредственно примыкающей к апсиде. Вытянутое в длину и разделенное двумя или четырьмя рядами колонн на центральный и боковой нефы, основное пространство базилики представлялось молящимся. Первоначально левый неф занимали женщины, а правый - мужчины. Средний неф резервировался для ритуальных процессий. Иногда зданию базилики предшествовал атрий, внутри обрамленный колоннадами. В конце, противоположном входу, нередко пристраивался поперечный объем трансепта, более или менее выступающий за стены нефа и заключавший в себе предназначенное для духовенства пространство по сторонам алтаря. Главный алтарь располагался непосредственно перед полукружием апсиды.
Из-за низкого качества строительства сооружения требовали постоянных починок и восстановлений. "Книга пап" пестрит сообщениями о реставрационной деятельности пап, которые заботились не только о восстановлении разрушающихся римских церквей, но и гражданском фортификационном строительстве. Адриан I (772 - 795 гг.) восстановил водопроводы Рима и городские стены. Лев IV (847 - 855 гг.) окружил Ватикан особой стеной, изолировав весь комплекс базилики св. Петра. При всем этом строительство в Риме в VI - IX вв. отличалось отсутствием крупных начинаний и сводилось к перестройке, восстановлению и украшению зданий.
В Италии центр политической, общественной и художественной деятельности в конце V в V в. переместился в Равенну. В начале V в. материальная и духовная культура обеих частей империи, как и господствующая идеология, еще не разделилась, и тесные связи, установившиеся между Равенной и Константинополем были естественными. Неудивительно, что в таких условиях передовая для своего времени византийская культура наложила свой отпечаток на жизнь новой столицы.
Раннесредневековые памятники Равенны возникали в сравнительно бедной архитектурной среде, не идущей ни в какое сравнение с той пышной и технически совершенной архитектурой императорского Рима.
В противоположность Риму, в близкой византийскому Востоку Равенне присуще центрические композиции. Так называемый "мавзолей Галлы Плакидии", якобы воздвигнутый ею для себя еще при жизни (около 440 г.), в плане имеет форму укороченного латинского креста (12.75 х 10.25 м) и по строению приближается к центрическим зданиям (на самом деле она умерла в Риме, здание первоначально примыкало к церкви Санта Кроче, построенной Галлой Плакидией). В центре он перекрыт куполом на парусах, см. рисунок проектора.
"Баптистерий православных" (около 450 г.) - октогон, перекрытый сравнительно плоским куполом из пустотелой керамики, см. рис. проектора. Будучи оштукатурена, внутренняя поверхность таких легких куполов служила удобным основанием для монументального декора, но конструктивная слабость их скорлупы, в отличие от куполов восточного типа, вызывала необходимость в сооружении дополнительного (стропильного) перекрытия для защиты от разрушительных атмосферных воздействий. К достоинству керамических куполов относится незначительность бокового распора.
В отличие от других памятников Равенны, монументальный мавзолей Теодориха (около 520 г.) сложен не из кирпича, а из хорошо отесанных блоков привозного известняка без раствора, см. рисунок проектора. На массивные стены десятигранника как бы водружён полный цилиндр несколько меньшего диаметра, покрытый "крышкой" - монолитом в форме плоского купола. Возможно, что мавзолей был задуман как элемент ансамбля, оставшегося неосуществленным за смертью Теодориха (526 г.).
Важнейшей культовой постройкой был столичный собор остготов, уже во второй половине VI в. переименованный в базилику св. Мартина, а в середине IX в. в "новую церковь св. Аполлинария" (ныне Сант Аполлинаре Нуово), см. рис. проектора. Это сооруженная в начале VI в. и в 1950 г. реставрированная трехнефная базилика без трансепта, как и другие церкви Равенны, ориентирована на восток. Широкий и величественный средний неф с его соединенными арками 24 колоннами, доставленными из Константинополя, типичен для Равенны. Особенностью равеннских колонн с VI в. становится не только исчезновение энтазиса, но и введение между капителью и пятой арки особого промежуточного элемента - трапециидальной "подушки". Эти "подушки" (пульваны), увеличивающие площадь сопряжения, были византийского происхождения. С особой силой византийские влияния сказались на характере украшающих базилику богатых, выполненных на золотом фоне мозаик. Они разновременны, причем лишь расположенные в верхней зоне относятся к раннему периоду. Древнейшей частью этих мозаик являются фигуры волхвов, одежды которых напоминают германские, но фигуры еще полны жизни и движения. В остальном два монотонных ряда персонажей составляющих обе процессии уже проникнуты настроением, которое в VI в. не только сковало монументальную византийскую живопись господством потусторонней символики, но и придало ей официально-придворный характер, подчеркнутый великолепием одежд и натянутостью поз. Такая живопись, обратившая образы "золотой легенды" раннего христианства в художественное выражение верноподданичества и чинопочитания, не могла импонировать беспокойному воображению северных племен.
Тем не менее, в базилике Сант Аполлинаре Нуово, как, впрочем, и во всей архитектуре Равенны времени остготов, еще нет ничего, что указывало бы на проникновение германских влияний в позднеримское строительное искусство. Лишь изредка в деталях декора заметны отголоски народной художественной традиции пришельцев.
Октогон Сан Витале, построенный, очевидно, между 526 - 547 гг., снабжен в интерьере двухъярусным кольцевым обходом, открывающимся в центральное пространство семью полуциркульными в плане экседрами со сквозными аркадами на обоих уровнях; место восьмой, восточной экседры занято хором и его апсидой, см. рисунок проектора. Центральное пространство, также восьмиугольное в плане, пролетом 16 м, перекрыт высоко расположенным куполом (из керамических сосудов) на барабане, прорезанном большими окнами, которые наряду с двумя ярусами окон кольцевого обхода обеспечивают царственно пышному интерьеру сравнительно обильное освещение. При всем богатстве своих форм центральное пространство кажется удивительно легким, и сложная конструкция основного перекрытия остается неощутимой. Хор, украшен мозаиками на золотом и синем фоне, перекрыт вспарушенным крестовым сводом. Византийские капители нижнего яруса колонн имеют уже кубическую форму и кружевную резьбу.
Некоторые мозаики Сан Витале, относящиеся к середине VI в., говорят о том, что, независимо от первоначального назначения, это сооружение, мемориальное по своему типу, сразу превратилось в дворцовую церковь. В сюжетах, изображенных на золотом и синем фоне, совершенно исчезла динамика повествования. В числе почитателей Христа фронтально изображены Юстиниан и его жена Феодора в окружении придворных. Так вместо наивного рассказа прочно заняла окостеневшая символика теократии.
В противоположность интерьеру, сложные наружные формы памятника довольно суровы. Кирпичные стены октогона расчленены плоскими контрфорсами без пристенных аркад. Место восточной стены занято многогранной апсидой и фланкирующими ее узкими пилонами. Центриность всей композиции нарушена смещением оси узкого и вытянутого нар-текса, пристроенного продольной стороной наискось к северо-западным стенам октогона. Из двух лестничных башен одна была превращена в цилиндрическую колокольню, реставрированную в 1688 г.
Вторжение лангобардов на долгие года погрузило страну в хаос безвременья, и эпоха становления феодализма отмечена в Италии общим упадком архитектуры. Сколько-нибудь значительное строительство, за редким исключением, практически прекратилось вплоть до IX - X вв., когда в Ламбордии и на юге страны наметилось возрождение строительного мастерства.
7.2 Архитектура времени Меровингов и Каролингов
В конце V в. один из вождей германского племени франков, современник Теодориха – Хлодвиг (481 - 511 гг.) захватил территорию Галлии, и древнейшая из римских провинций превратилась в одно из варварских королевств. Уже при первых риемниках~Хлодвига (Меровингах) государство франков включало, помимо Австразии и Нейстрии, также Аквитанию и Бургундию, т.е. практически всю территорию нынешней Франции, а также Бельгии и Нидерландов.
В отличие от других государственных образований той эпохи, неустойчивых и недолговечных, королевству, основанному франками, суждено было не только стать колыбелью западноевропейского феодализма, но и оставаться его средоточием на протяжении всего средневековья.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 745;