История архитектуры и строительной техники 10 страница

Подобно эллинистической и римской светским базиликам, христианская церковь также имела вытянутый прямоугольный план с апсидой против входа и рядами колонн, деливших интерьер на нефы, из которых средний был шире и выше боковых и освещался окнами в верхней части его стен. Но перекрывался средний неф уже не бетонными сводами, а легкой двускатной деревянной крышей с открытыми стропилами внутри или с подвесным деревянным кессонированным потолком. Боковые нефы имели обычно наклонные деревянные крыши.

Усложнение христианского обряда вскоре потребовало добавления к старой базиликальной схеме новых элементов: большого перистильного двора – атрия, предшествующего входу, с фонтаном для омо­вений или купелью для крещения в центре; широкого узкого притвора, или нартекса, при входе, куда допускались "оглашенные" (лица, еще не прошедшие крещения), и трансепта – поперечного нефа между бази­ликой и апсидой для расширения алтарной части. Переход от интерьера базилики к трансепту оформлялся триумфальной аркой, за которой стоял алтарь (осененный балдахином на четырех колонках с киворием), а далее, в апсиде, где в римской базилике было место судьи, находились кресло епископа и места клира.

Архитектура базилики ярко отразила эволюцию культа и христианской общины от их первоначального демократизма в ранний период до превращения в единую государственную религию и могучую цер­ковную организацию. Если в середине III в. в церкви клир внешне ничем не выделялся и места всех членов общины были равны, то в IV в. масса верующих уже отделена от клира. Она, стоя, наблюдала за священнодействием, которое совершали у алтаря епископы и дьяконы.

В отличие от античного храма церковь понималась не как дом божества, но как место религиозных церемоний и собраний верующих. Поэтому в раннехристианских текстах наиболее употребительным был термин "domus ecclessia" – дом церкви (понимаемой как организация верующих). Стены этого дома как бы ограждали членов общины от чуждого им внешнего мира. Поэтому в христианских церквах в проти­воположность античным храмам, где верующие находились вне здания, основное внимание уделялось интерьеру. По сравнению с великолепием интерьера внешний облик христианского храма отличался суровой простотой.

В IV в. строительство базиликальных церквей особенно интенсивно шло на востоке империи. Этому способствовало то, что восточные районы менее чем западные, подвергались влиянию кризиса, меньше страдали от вражеских нашествий и были ближе к Палестине – месту паломничества христиан.

В начале IV в. в Вифлееме (Палестина) была возведена пятинефная базилика Рождества с атрием и необычной восьмигранной апсидой, выделявшей место, по преданию связанное с рождением Христа.

На Западе основным типом церквей сделалась трех- или пятинефная базилика. Больше всего их было сооружено в Италии.

Древнейшей церковью Рима была пятинефная базилика Сан Джованни ин Латерано с одной апсидой и трансептом, возведенная в 319 г. среди комплекса императорского дворца, предоставленного епи­скопу в качестве его резиденции. Несколько позже аналогичные пятинефные базилики с атрием были построены над могилами мучеников – св. Петра в Ватикане и св. Павла вне стен города. Первая из них имела площадь 84 × 58 м, делившуюся четырьмя рядами (по 22 колонны в ряду), несущих не арки, но архитрав. Вторая, основанная в 386 г., было больших размеров и имела по 80 колонн в каждом ряду, выломанных из базилики Эмилия и других античных зданий.

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения – мавзолеи, баптистерии, церкви. Мавзолеи являлись прямым продолжением и развитием в новых условиях позднеантичных мавзолеев начала IV в.

По сравнению с ясной простотой центрических мавзолеев начала столетия мавзолей Констанции (середина IV в.) на Номентанской дороге в Риме представлял собой гораздо более сложный организм. Изменились пропорции отдельных частей мавзолея: цилиндрическое основание купола, отделилось от него, увенчивая лишь среднюю часть широкой ротонды (диаметром 22,3 м). Этот прорезанный окнами барабан опирался не на стены, а на внутреннее двойное кольцо колоннад, расположенных попарно по радиусам и соединенных импостами. Двойной ряд коринфских колонн торжественно обходил подкупольное пространство, отделяя его от более низкой кольцевой галереи, цилиндрические своды которой передавали распор ребристого купола на могучее кольцо стены. Снаружи нерасчлененную массу стены маскировали не доходившие доверху колонны обходной галереи, остатки которой еще были видны в XVI в. Таким образом, мавзолей-храм Констанции, составленный из колоннад, расположенных концентрическими кругами внутри и вне кольца его стены, имел ступенчатые очертания внешнего объема, сохранив и в плане, и в силуэте легкий отпечаток своего далекого предшественника – мавзолея Августа.

Трехступенчатая пространственная структура интерьера оттенялась различной освещенностью его частей. Яркий свет из больших окон в высоком подкупольном пространстве переходил в рассеянное осве­щение круглой галереи со щелевидными окошками наверху, с мозаиками и мраморными инкрустациями на сводах и меркнул, доходя до низких затененных ниш разной глубины. Оттуда особенно яркими и наряд­ными казались мозаики купола, видные сквозь строй двенадцати широко расставленных пар колонн из разноцветного гранита. Взаимно перпендикулярные оси интерьера, отмеченные нишами большего размера и разных очертаний (прямоугольные по входной оси и полукруглые по поперечной), помогали легко ориентироваться в круглом пространстве. В конце IV – начале V в. мавзолей был превращен в христианскую церковь и загорожен пристроенной к его вестибюлю колоссальной базиликой.

Мавзолей Констанции был, с одной стороны, заключительным звеном в эволюции античных погребальных сооружений тумулусного типа, с другой – знаменовал новую эпоху в культовом зодчестве. Идея храма над могилой героизированной и обожествленной личности, доминирующая в императорских мавзолеях III—IV вв., была чрезвычайно близка христианской идее торжества духа над смертью и христиан­скому обычаю воздвигать памятные храмы (мартириумы) над могилами мучеников. Это сделало естественным превращение римских мавзолеев в христианские церкви.

Логическое развитие конструктивных возможностей, заложенных в типе центрического мавзолея-храма, привело к выделению купольной части со световым барабаном, что в последующие столетия дало толчок к развитию ряда замечательных христианских церквей и баптистериев.

Раннехристианская архитектура, зародившись в эпоху поздней античности, во многих отношениях являлась завершением развития античного зодчества, его последним этапом. С другой стороны, она создала ряд типов культовых сооружений христианского мира, которые послужили в эпоху феодализма основой создания многообразных вариантов церковной базилики и многочисленных центрических сооружений, по­лучивших широчайшее развитие в странах Европы и христианского Востока. Своеобразие и значение раннехристианской архитектуры определяются тем, что она стоит на грани двух эпох – античности и феода­лизма, являясь связующим звеном между ними.

 

 

6 Архитектура и строительство Византии

 

Распад Римской империи на Восточную и Западную явился следствием все возраставших различий в экономике и социальном строе отдельных ее частей. Эти же различия послужили главной причиной и того, что развитие феодализма на Востоке и на Западе пошло различными путями.

На 3ападе, где рабовладельческий уклад был более развит, его кризис привел к настоящей катастрофе, как экономической, так и политической. Упадок основанного на рабском труде хозяйства вызвал не только разрушение сложившихся денежных и торговых связей и запустение городов, но и ослабление государственной власти и военного могущества империи, повлекшее за собой отпадение от нее ряда провинций (Британия, Галлия, Северная Африка) и возникновение на территории самой Италии "варварских" государств (вестготов1, лангобардов2). Наконец, в 476 г. Западно-Римская империя прекратила свое существование, и на ее развалинах возникли новые феодальные государства Западной Европы.

Другими были пути развития феодализма в Восточно-Римской империи. Более слабое, чем на Западе, развитие рабовладения, наличие большего числа колонов3, а в некоторых областях (Верхний Египет, Исаврия4, Фракия5) и свободных крестьян-общинников (ряды которых в северных провинциях пополнялись славянской иммиграцией) обусловили более постепенный переход от одной социальной формации к другой без разрушения государства, превратившегося мало по малу в феодальное и просуществовавшего до 1453 г.

По-разному сложились на Востоке и Западе отношения между церковью и государством. После падения Западно-Римской империи осталась лишь одна сила, распространявшая свое влияние на всю ее территорию, – то была церковь, возглавлявшаяся римским патриархом (папой). Между тем на Востоке сильная государственная власть подчинила себе церковь, сделав ее одной из важнейших частей своего аппарата.

Все это сказалось и на развитии архитектуры Восточной Европы и Ближнего Востока, в частности византийской архитектуры. Именно в Византии получили свое дальнейшее развитие такие высшие достижения строительной техники античного Рима, как своды больших пролетов, включая купола, и погашение распора сводов средней части здания сводами боковых частей. Здесь

1Вестготы – или тервинги, визиготы – западная ветвь германского племени готов. В начале 5 в. вторглись в Италию, в 410 г. разграбили Рим. В 418 г. основали в Южной Галлии раннефеодальное государство Тулузское королевство. В 5 в. захватили большую часть Пиренейского полуострова. Их государство было завоевано арабами в начале 8 в.

2Лангобарды – германское племя. В 568 г. вторглись в Италию и образовали раннефеодальное королевство, которое в конце 8 в. было завоевано Карлом Великим.

3Колоны – в Др. Риме земледельцы арендаторы. В Раннем средневековье в Западной Европе одна из категорий зависимых крестьян.

4Исаврия – горная область на юге Малой Азии. В 78 – 74 гг. до н.э. была завоевана римлянами.

5Фракия – историческая область на Востоке Балканского полуострова между Эгейским, Черным и Мраморным морями (от названия древнего населения – фракийцы).

 

же были развиты и позднеантичная система аркад на колоннах, и кирпичная кладка арок и сводов, и смешанная кладка стен. Отзвуки античного понимания красоты в архитектуре чувствуются в ясности, уравновешенности и конструктивной логике византийских зданий, а контраст между внешним и внутренним видом византийских храмов не только оправдывался противопоставлением материального мира духовному, но и соответствовал тому, что можно было видеть в термах и базиликах античного Рима. С другой стороны, подчинение церкви государственной власти было одной из причин господства в Византии центрического типа храма, где главной частью была средняя, увенчанная куполом, служившая в столичном соборе или дворцовой церкви местом пребывания императора во время богослужения.

На особенностях архитектуры Византии и смежных с ней стран, как и вообще на их истории, сказалось и их географическое положение, близость к восточным странам – Месопотамии, Ирану, Аравии. С одной стороны, эта близость явилась причиной проникновения в культуру Византии, Армении, Грузии и славянских стран ряда восточных элементов. В частности этим объясняется появление у них некоторых сводчатых конструкций восточного происхождения и, в первую очередь, купола на тромпах над квадратным помещением, а также трактовка стены как основного несущего элемента без попытки замаскировать ее сущность ордерной декорацией.

С другой стороны, близость Востока сделала Византию и смежные с ней страны объектом постоянных нападений азиатских народов. Если на Западе лишь Пиренейский полуостров подвергался нашествию арабов, которые на некоторое время установили свою власть и над Сицилией, а население остальных стран после битвы при Пуатье6 (732 г.) уже не подвергалось нападению этих завоевателей, то на Востоке дело обстояло иначе. Нападение персов на Византию сменились нападениями арабов, на смену арабам пришли сельджуки7, а затем османы8, в 1453 г. положившие конец тысячелетнему существованию Византийской империи и подчинившие своей власти южных славян.

Нашествие врагов на страны Восточной Европы разоряли и опустошали их, препятствовали прогрессу их экономики, замедляли развитие архитектуры, а иногда вызывали в нем длительные перерывы. Лишь в редких случаях иноземцы вносили что-либо новое в архитектуру завоеванных ими стран, как было, например, в Греции ХШ- XV вв., часть которой находилась под властью "латинян". Чаще, стоя на более низком уровне общественного и культурного развития, завоеватели были лишь разрушителями.

6 Пуатье - город во Франции. 4.10.732 г. при Пуатье тяжелая франкская конница Карла Мартелла нанесла поражение арабам, заставив отой­ти их к Пиренеям. Франки - группа германских племен, живших в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. В конце 5 в. завоевали Галлию, обра­зовав Франкское государство.

7 Сельджуки - ветвь племен тюрок-огузов, названная по имени их предводителя Сельджука (10 - начало 11 вв.), а также одно из названий созданной им в начале 11 в. династии Сельджукидов.

8 Османы - династия турецких султанов в 1299/1300 — 1922; основатель Осман.

 

В истории Византии определились три основных этапа развития Византийской империи и византийской культуры:

- ранневизантийский период V – VIII вв.;

- средневизантийский период VIII – XIII вв.;

- поздневизантийский период XIII - XV вв.

На протяжении всей истории Византийской империи в результате почти непрерывных войн очень часто менялись границы государства. То оно расширялось почти до размеров Римской империи, то сжималось настолько, что территория государства ограничивалась столицей и небольшим куском земли в ее окрестностях. Константинополь за свою историю осаждался 29 раз и 7 раз был взят. Тем не менее, на всем протяжении своего развития византийцы считали себя владыками мира, которым покровительствует божество, и фанатично держались традиционных церковных канонов.

Византия и ее центр – Константинополь занимали и по своему географическому по­ложению, и по характеру своих торговых и культурных связей промежуточное положение между Западом и Востоком. Изучая византийскую культуру в целом, а также различные ее стороны, постоянно наталкиваешься на родство отдельных явлений с аналогичными явлениями не только античной, но также восточной, и даже древневосточной культуры. Государственный строй, и государственные учреждения Византии развились из античных греко-римских учреждений. Наряду с этим византийский император по характеру своей самодержавной власти сильно походил на древневосточных деспотов, наследником которых он являлся, подобно его постоянному врагу и сопернику - иранскому царю из династии Сассанидов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет одну из характерных черт византийского государства и византийской культуры. Этот синтез был осуществлен на основе новых особенностей византийского феодального общества.

Очень большое значение для сложения и развития византийской культуры имела особая, византийская разновидность христианства, называемая православием. Отличительную особенность последнего составляет его более человечный и более народный, демократичный характер по сравнению с западноевропейским католичеством. Представление о божестве, характерные для католического вероисповедания, отличаются более абстрактным характером, между человеком и божеством проводится более резкая грань. Эти различия проявляются в прибавлении католической церковью слова "filioque" к изложению догматов христианской веры, что послужило основой разделения церквей. Суть этого добавления заключается в том, что Христос лишается того почти человеческого характера, который присущ ему в византийском истолковании христианских догм. Согласно византийской системе, Христу приписывается более человеческая природа, вследствие чего человек должен ощущать божество внутри себя.

В архитектуре противоположность католичества и православия выражается в контрасте, существующим между базиликой и центрическим зданием. В западноевропейской базилике все направлено к основной цели – к апсиде, алтарю, к абстрактному божеству, которого человек должен слушаться и боятся. Наоборот, в византийском культовом здании человека окружает центрическая купольная композиция, заставляющая его сосредоточиться в самом себе и связанная с древнейшей традицией жилого дома, где посередине помещался очаг, вокруг которого собиралась семья.

 

 

6.1. Ранневизантийская архитектура (V – VIII вв.)

 

В отношении конструктивных приемов и строительных материалов архитектура периода сложения византийского зодчества распадается на две большие школы. Одна из этих школ – столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками в Сирии.

Константинопольская архитектурная школа. Константинополь сложился как город в своих основных чертах еще до последней четверти V в. Грандиозные стены и городские ворота, построенные в основном при Феодосии II в первой половине V в., завершили свой городской ансамбль. К сожалению, жилая архитектура и система городских улиц и кварталов известны нам очень мало. Только случайно в отдельных частях современного Стамбула при сооружении каких-либо крупных построек открываются фрагменты рядовой городской застройки.

Город складывался постепенно в позднеантичную эпоху. Однако черты нового нарастали, и ранневизантийский Константинополь в целом существенно отличался от римских городов и, в особенности, от самой столицы Западно-Римской империи. Мы можем представить себе его только в общих чертах.

Первой крупнейшей вполне сложившейся византийской постройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха, хорошо сохранившаяся, хотя и несколько перестроенная. Она была сооружена около 527 г. – года вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его построек, архитекторы Анфимий и Исидор – зодчие Константинопольской Софии.

Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции. Она является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. Она представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий ее обход. Все экседры – сквозные, они отделены от внутреннего обхода тройными аркадами на двух промежуточных колоннах каждая. В зависимости от формы экседры колоннады в плане или прямые, или дугообразные. Благодаря полукруглым экседрам центральный восьмигранник, увенчанный куполом, органичнее связан с квадратом плана.

Нам неизвестны культовые обряды, которые проходили в церкви Сергия и Вакха. Однако надо думать, что именно пространство под куполом было главным вместилищем при­сутствующих. Назначение здания в качестве придворной церкви говорит о том, что в его центральной части помещались во время богослужения император с семьей и придворные.

Ранневизантийские части церкви Сергия и Вакха выложены из кирпича с немногочис­ленными каменными прокладками.

Детали интерьера церкви несут на себе следы античной традиции, что выражается в довольно сильной выпуклости обломов карниза и в некоторой скульптурности нижних капителей. Однако широкое применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкой ажурности форм.

Рядом с церковью Сергия и Вакха находился дворец Буколеон, тесно связанный с ней и с Большим дворцом. Дворец имел свою пристань, частично сохранившуюся. Недалеко от пристани находился маяк сохранившейся доныне.

Собор Софии в Константинополе – наиболее грандиозное и самое выдающееся произ­ведение византийского зодчества – является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. Строительство Софии было выполнено в период с 532 по 537 гг. Строители Константинопольской Софии – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами. Их нельзя представить себе иначе, как развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний, доступной той эпохе, когда они жили.

Собор Софии является, прежде всего, памятником своей эпохи, обладавшим необык­новенной силой воздействия не только на современников и на ближайшими к ним поколения, но, и на людей последующих столетий и даже последующего тысячелетия. Он относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры прошлых эпох, но и в то же время доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приемы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на первый план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Главные улицы города сходились от нескольких ворот в сухопутной стене к центральной улице (Меси). Последняя завершалась площадью Августион, на которую выходили Ипподром, София и Большой дворец византийских императоров. Весь этот комплекс общественных зданий, среди которых господствовала София, был конечной целью движения по городским улицам, противоположный конец которых разветвлялся в основные дороги европейской части империи.

Наружный облик Софии много раз так сильно переделывался, что в настоящее время очень трудно восстановить его хотя бы мысленно. София представляла собой здание, в котором широкие народные массы, стекавшиеся в собор с улиц и площадей столицы, встречались с высшей аристократией и чиновничеством империи во главе с императором и патриархом. Эти встречи сопровождались сложными церемониями полуцерковного – полусветского характера, назначение которых состояло в том, чтобы всемерно укреплять власть и авторитет царя и правительства путем наглядного показа божественного покровительства василевсу. Средством для этого служил подробно разработанный церемониал, носивший театрализованный характер. Последовательность действий должна была в символической форме изображать историю мира, как она трактована в церковной легенде, изложенной в священном писании. Посредством торжественных шествий и строго зафиксированных возгласов и песнопений изображались наиболее существенные моменты истории человечества, которые концентрировались вокруг истории Христа. Для того чтобы осуществлять подобные культовые действия, необходимо было создать сооружение, обладающее большим свободным центральным пространством для церемоний и вмещающее просторные окружающие его помещения для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра - амвон9 – место сосредоточения церемоний, изображающее по ходу действия то пещеру, где согласно легенде, родился Христос, то гору, на которой он был распят, то разные помещения, где про­исходила та или иная сцена. Центральная часть здания должна была иметь придаток в виде алтаря, изображающего небесное царство, в то время как она сама представляла землю, на которой происходили изображаемые события. Между землей и небом осуществлялось постоянное общение, однако алтарь должен был быть отделен от зрителей невысокой преградой, скрывающей небесный мир. Присутствующие могли заглянуть в него лишь тогда, когда открывались врата преграды, что, происходило в процессе действия только временами. Перед главным помещением должна была находиться более закрытая часть интерьера, в которой участники процессий могли собираться перед выходом в главное помещение.

Эта программа легла в основу проектирования здания Софии в Константинополе. От­дельные элементы ее существовали уже раньше. Однако в целом она приняла окончательную форму только при проектировании нового грандиозного главного церковного здания Визан­тийской империи.

 

9 Амвон – греч. – возвышение в православных церквах перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие.

 

Анфимий и Исидор положили в основу своей постройки малоазийский тип купольной базилики. Последний представлял собой базилику, центральная часть которой была перекрыта куполом. Этим в здание, было, внесено начало центричности, вследствие чего базилика сильно укоротилась, как бы подтянувшись к куполу.

Возникает вопрос об основном отличии подобных купольных базилик – предшественниц Софии – от древнехристианских базилик Рима – этих первых наземных культовых зданий христиан в западной столице империи после официального признания новой религии. Отличие заключается в прибавлении купола. В древнехристианской базилике все было направлено к алтарю, который являлся основным, единственным центром интерьера. В купольной базилике, наряду с алтарем, возникает второй центр под куполом. Это свидетельствует о глубоком изменении самой концепции церковного здания, обусловленном изменением системы культа и религиозной идеологии. Во времена возникновения купольной базилики внимание присутствующих в храме уже не было так всецело поглощено алтарем, как это было в первые времена официального признания христианства в Риме. Причиной явилось развитие театрализованного культа с амвоном в качестве его внешнего сосредоточения. В этом заключалась основная предпосылка появления купола над серединой главного нефа.

Особая трудность, которая стояла перед архитекторами при проектировании Софии, заключалась в том, что существовавшие в византийском мире купольные базилики обладали очень скромными размерами, в то время как София должна была стать грандиозным сооружением. Необходимо было опираться на другие образцы, более подходившие по своим масштабам к задуманному храму, чем купольные базилики Малой Азии. Другая трудность, чисто конструктивная, состояла в том, что деревянное перекрытие не подходило для интерьера диаметром более 30 м. Такое перекрытие также представляло опасность во время пожара. Купол необходимо было сделать каменным и по соображениям идейно-художественного порядка. Все здание внутри должно было выглядеть однородным, оно все должно было быть каменным от основания до замков сводов.

Сводчатые здания больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору в Риме. По-видимому, их зодчие и взяли за образец. Термы не подходили вследствие совершенного иного назначения. Замыслом зодчих гораздо больше соответствовали самая грандиозная римская базилика, при этом сводчатая, и наиболее выдающееся купольное здание, причем оказалось возможным соединить особенности этих двух сооружений. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон.

План Софии отчетливо свидетельствует о том, что именно базилика Максенция была положена в основу ее системы. План расчленен четырьмя промежуточными столбами на девять частей, так что центральный неф стал трехчастным. Конструктивная система здания каркасная. В обеих постройках (София и базилика Максенция) тонкие стены являются только легким заполнением между столбами и прорезаны в каждом звене двумя расположенными друг над другом группами окон (по три окна в каждом). От купольных базилик зодчие Софии заимствовали хоры, которые позволяли увеличить вместимость боковых нефов, предназначенных для зрителей. Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является прием, при помощи которого они связали воедино в своем произведении базилику Максенция и Пантеон. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную и художественную сторону архитектуры и привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающих купол Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола, и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых куполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса10. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходил император и патриарх.

Полукупола то же имели своих предшественников. По-видимому, эта идея возникла у двух мастеров под влиянием целой группы построек с планом в виде четырехлистника в купольных базиликах. Однако в них расположение купола постоянно колебалось в связи с необходимостью удлинить или укоротить цилиндрические своды.

Огромный купол Софии создает очень сильный распор. В южном и северном направлениях распор погашается мощными столбами, по два с каждой стороны, несущими вместе с полукупольными столбами арки сводов, перекрывающие боковые нефы. Эти внутренние контрфорсы несут верхние арки под кровлями боковых нефов. Вся эта система была усилена после падения первоначального купола, случившегося еще в IV в. в результате землетрясения. Своды боковых нефов, расположенные в двух ярусах, участвуют в погашении распора купола в направлении юг и север. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами.

Основным строительным материалом для стен является кирпич на цемяночном растворе, слои которого равны по толщине кирпичным плиткам. Только в наиболее ответственных местах были обнаружены прокладки из одного ряда тесаного камня. Четыре подукупольных столба выложены особо тщательно из отесанных блоков крепкого известняка. В нижних частях столбов между блоками имеются тонкие швы раствора. В их частях между каменными блоками пропущены в особо ответственных местах прокладки из свинца. Подкупольные арки сложены из кирпичей








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 914;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.