История архитектуры и строительной техники 8 страница
Акведуки. Если мосты как тип дорожных сооружений развиваются вместе с развитием транспорта дальше во всех странах, то акведуки, если говорить об их надземных конструкциях, т. е. субструкциях и аркадах, являются типично римским, притом исключительным, явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики широко употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и в сущности, если не говорить о реставрациях, были типичны только для античного Рима. Несмотря на то, что уже у греков существовали напорные водопроводы в трубах и даже сифоны, у римлян был выработан тип гравитационного водопровода со свободным зеркалом водного потока, заключенного в большой прямоугольного сечения канал, сверху покрытый сводчатой конструкцией или плоской каменной плитой. Поставленный на аркаду канал представлял собой серьезное инженерное сооружение, достигавшее в некоторых местах до 50 м высоты (акведук г. Немауза, совр. Нима – Гардский мост).
Трассы акведуков по длине иногда превышали сотню километров, причем древнейшие были почти полностью подземными.
В республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука: в 312 г. до н. э. – Аква Аппиа, в 272 г. до н. э. – Анио Ветус, в 144 г. до н. э. – Аква Марциа, в 125 г. до н. э. – Аква Тепула. Последний во времена Августа был кардинальным образом переделан. Среди них только акведук Марция имел аркады, остатки которых сохраняются до нашего времени.
Каждый акведук состоял из системы водозабора, канала (спекуса), по которому вода шла от источника к городу, отстойников и системы распределения воды внутри Рима, наконец, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома, к потребителям.
Акведук Марция (144 г. до н. э.) был одновременно и техническим, и архитектурным шедевром. Вода в нем отличалась приятным вкусом и чистотой, поэтому она предназначалась, в отличие от воды других акведуков, только для питья. Акведук Марция возводился руками армии рабов, вывезенных из двух только что разрушенных городов – Коринфа и Карфагена. Есть данные считать, что в проекте акведука, как и в его постройке, участвовали греческие мастера-строители и архитекторы. На этот вывод наталкивает необычайно тонко разработанная система пропорций аркад и мостов, где заметно применение золотого сечения. Канал акведука Марция, выходя из-под земли на расстоянии 10 км от Рима, был поставлен на каменную аркаду, в некоторых местах превышавшую по высоте 10 м.
Впервые такая значительная часть канала была поднята на субструкции, поэтому вода поступала и в возвышенные части города. Кроме того, новый характер приобрели и сами субструкции – здесь впервые была применена система арок, ранее использовавшихся только для постройки мостов. В акведуке Марция была выработана конструктивная схема данного типа сооружения, распространившаяся затем по всей Римской империи. Создание столь грандиозного сооружения (только в аркаде под Римом было более 1000 арок) позволило в совершенстве отработать конструкции и методы строительства аркад, найти наиболее совершенные пропорции отдельных арок и аркады в целом.
По сравнению с предшествующими и последующими акведуками техника работы здесь наиболее высока. Аркады и сам канал выполнены из местного крепкого туфа в регулярной квадровой кладке. Наземные части канала в зависимости от рельефа имели различную структуру: 1) канал, положенный на сплошную стену (у самого выхода из-под земли); 2) канал, положенный на низкую аркаду, где пяты арок лежат прямо на фундаменте; 3) канал, положенный на среднюю по высоте аркаду, с общей высотой сооружения до 8 м; 4) канал, положенный на высокую аркаду, с общей высотой сооружения до 12 м; 5) канал, положенный на особые арки, над пересечением дорог, в месте присоединения к городской аркаде.
Виллы. Римское общество было в основе своей обществом землевладельцев, которые значительную часть доходов получали от эксплуатации своих поместий. Центром поместья (фундуса), в котором сосредоточивались управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и ее хранение, была вилла.
На развитие загородной виллы большое влияние оказали формы эллинистического жилища, а также сильно возросшие к концу II – началу I в. до н. э. потребности в комфорте. Именно загородная вилла с ее свободным расположением в пространстве дала возможность создать во всех отношениях комфортабельное жилище.
Для постройки виллы выбирали преимущественно высокое место на южном склоне холма, богатого ручьями. Это место, удаленное от вредных испарений низин и овеваемое ветрами, было наиболее здоровым. Кроме того, оттуда открывался широкий вид на окрестности. Площадка основания виллы выравнивалась, укреплялась и расширялась искусственными террасами на сводчатых субструкциях.
Основу виллы составлял жилой дом, в котором повторялось в основных чертах устройство домуса, но свободно варьировалась принятая там последовательность помещений. Комнаты здесь были гораздо просторнее и многочисленнее, чем в городском доме. Спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. Богатая вилла содержала целый комплекс помещений, необходимых для поддержания здоровья: термы (обычно в их полном виде с лакоником, кальдарием, тепидарием и фригидарием), плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок и обрамленный деревьями и подстриженным кустарником стадий, также служивший местом прогулок.
При расположении помещений дома и садовых построек учитывались микроклимат, направление господствующих ветров и инсоляция летом и зимой. Благодаря этому достигалось благоприятное для здоровья регулирование температуры не только в разное время года, но и при колебаниях температуры в течение дня. В саду затененные места чередовались с открытыми лужайками и цветниками.
Самая ранняя из сохранившихся городских вилл восходит к III в. до н.э. Это вилла Мистерий близ Помпей, известная замечательными росписями мистериального культа. Обращенная главным фасадом к Неаполитанскому заливу, вилла Мистерий была выстроена на пологом склоне холма, частично на почти квадратной террасе, которую поддерживали арочные субструкции и под которой проходил сводчатый криптопортик. В III в. до н. э. она состояла из ряда помещений вокруг тосканского атрия, окруженных портиками. В конце II в. до н. э. с востока, с противоположной от таблинума стороны, к зданию был присоединен перистиль, ставший центром хозяйственной половины дома. Вдоль его южной стороны разместились термы, предварявшиеся маленьким атрием, и кухня с двориком, а вдоль восточной – комнаты рабов и кладовые, смыкавшиеся с винодельней в северном углу виллы. Строго осевая планировка виллы сохранилась, хотя и при измененном против обычного порядке помещений (перистиль в начале дома). В середине I в. до н. э. перестройке подверглась западная жилая часть дома. При этом портики были заменены стенами с большими окнами, обрамлявшими вид из жилых и парадных комнат дома на морское побережье.
В центре фасада появилась полукруглая веранда, позже окруженная портиком и завершившая главную ось виллы. Разбитый на террасе сад украсил переднюю часть виллы. Компактная по объему, с четким разграничением парадной, жилой и служебной частей, вилла Мистерий представляла собой крайне уравновешенный архитектурный организм.
Ордер. Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием элленистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров, а также тосканский и композитный ордера.
Тосканский ордер – самый простой, являлся первоначально этрусским вариантом дорического и отличался от него отсутствием триглифного фриза и канелюр.
Римско-дорический ордер – в отличие от греческого дорического, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента.
Римско-ионический ордер – в наибольшей степени унаследовал формы и пропорции греческих ордеров. С его развитием несколько усложнились элементы ордера, особенно карниз, в котором подчеркивающая часть по высоте приблизилась к венчающей.
Коринфский ордер – не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в имперский период. Он отличался стройными пропорциями и декоративным убранством.
Композитный ордер – повторяет формы коринфского, но его капитель сочетает в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.
К концу республики в основном закончился процесс формирования римской архитектуры. К этому времени были выработаны римская схема города и главные типы общественных, жилых, инженерных и погребальных сооружений, сформулированы свои композиционные принципы, создан свой архитектурный язык и декоративная система, а освоение бетона и разработка сводчатых конструкций открыли перед зодчими большие возможности.
В I в. до н.э. наметился переход к более крупному масштабу сооружений, к монументальности архитектурного образа и к большому пространственному размаху ансамблей.
5.3 Архитектура Римской империи (27 г. до н.э. – 475 г. н.э.)
Период гражданских войн I в. до н. э., порожденных грандиозными социальными столкновениями, закончился при Августе (30 г. до н. э. – 14 г. н. э.) созданием в 27 г. до н. э. новой общественной и государственной системы – империи, просуществовавшей около пяти столетий. Это было время наивысшего расцвета рабовладельческой формации и начала перехода к феодализму.
Римская империя охватывала огромные территории, населенные различными народами, находившимися на разном уровне социально-экономического и культурного развития. Ранний период империи (от Августа до середины III в. н. э.), или период принципата, характеризовался укреплением абсолютной императорской власти, которая вначале маскировалась подчеркнутым сохранением некоторых внешних республиканских форм и обычаев.
Период принципата завершается династией Северов (193 – 235 гг. н.э.). Империя превращается в военную монархию, опирающуюся только на грубую силу. Третий век в истории Римской империи был временем жесточайшего социального и политического кризиса, проявившегося как в восстаниях угнетенных масс, так и в непрерывной борьбе претендентов на императорский трон, росте сепаратизма провинций, тяжелейших внешних поражений.
Последним периодом известной стабилизации империи был период домината, начавшийся с правления Диоклетиана (284—305 гг. и. э.), когда полностью сформировалась позднерабовладельческая государственность с безграничной абсолютной властью обожествляемого монарха и жесткой бюрократической системой, поставленная на службу новому слою феодализирующейся знати. В правление Константина (306—337 гг.н.э.) эта социальная система дополняется новой идеологией – христианством; оно сначала признается равноправной, а затем единственно допустимой в пределах империи, религией. Христианство из силы оппозиционной превращается в силу, освящающую существующий строй.
В это время начинается процесс постепенного распада империи. Провинции все больше обособляются, в связи, с чем в культуре и искусстве сильнее начинают проявляться местные черты, местное своеобразие. Вместе с тем провинции, особенно восточные и африканские, продолжают сохранять известный уровень процветания, в них еще ведется широкое строительство.
Период стабилизации империи не мог быть длительным. Разложение рабовладельческой формации привело к резкому ослаблению государства, разрушенного на западе в V в. н. э. походами варваров. На востоке феодализация социального строя превратила Восточную Римскую рабовладельческую империю в феодальную Византийскую.
Архитектуру эпохи империи характеризуют монументальность и большой пространственный размах сооружений и их комплексов, соответствующий возросшему значению государства. Развитие сводчатых конструкций и применение бетона в качестве основного строительного материала обусловили грандиозный масштаб зданий сравнительно с постройками республики.
Период империи явился временем полного развития сформировавшихся при республике типов сооружений (лагеря, форума, базилики, терм, театра, амфитеатра, цирка, моста и акведука) и широчайшего распространения их по огромному римскому миру. Этому способствовало полное соответствие конструкции и архитектурной формы главных типов сооружений их функции, которое было достигнуто к концу I – началу II в. н. э. Стандартизация элементов и декора и в совершенстве отработанные приемы строительной техники позволяли возводить постройки в кратчайшие сроки. Отсюда проистекала необычайная быстрота распространения римской культуры. Едва укрепившись в завоеванной стране, римляне тотчас проводили туда отличные дороги и строили в опорных пунктах все свойственные римскому образу жизни сооружения: от форума до терм и амфитеатра. Эти сооружения были активными проводниками римской культуры, обычаев и идеологии, особенно в западной части империи, где не было иной культурной традиции. Римская архитектура гибко приспосабливалась к местным особенностям. В свою очередь отдельные черты зодчества провинций были восприняты римской архитектурой. Процесс взаимопроникновения культур происходил в течение всего периода империи. Сначала местные элементы в постройках провинций почти не проявляются, поэтому трудно провести грань между римской архитектурой в Италии и в провинциях. Постепенно они усиливаются, оказывая к концу эпохи значительное влияние на архитектуру метрополии.
Главным городом обширной империи был Рим. Начало империи ознаменовалось его грандиозной перестройкой. Древние авторы писали, что Август получил Рим кирпичным, а оставил его мраморным. Еще раз перестраивался Рим после ужасного пожара 64 г. н.э., когда сгорело две трети строений города. Основные магистрали города являлись продолжением тех дорог, которые шли к Риму, и, сходились у центра, в районе форумов, естественным образом создали радиальную планировочную структуру города. Ничего похожего на регулярный городской план в Риме мы не наблюдаем. При стихийном росте, а также благодаря крайне неровному рельефу города, занимавшего семь холмов (Палатин, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий) и долины между ними, система городских артерий имела беспорядочный и хаотичный характер. Греческий писатель Диодор писал об улицах Рима, что "при всем своем могуществе римляне не могут их выпрямить".
Рим как бы делился на части: город холмов и город низин. Первый был в основном заселен знатью, которую привлекал сюда здоровый климат, второй располагался в сырых и нездоровых низинах между холмами и принадлежал бедноте.
Императоры тратили грандиозные средства на сооружение уникальных зданий в Риме, но главной целью этого строительства было прославление личности. Они понимали, что форумы, храмы и другие значительные сооружения могут служить памятниками, и превратить центр Рима в гигантский комплексный монумент, где архитектура, скульптура и надписи на мраморных аттиках арок торжественно славили империю.
В императорское время территория города очень расширилась. Могущество империи, ведшей войны на далеких границах, вселяло чувство безопасности. Старые городские стены, уже обветшавшие, были разрушены, и до 70-х годов III в. н.э. Рим обходился без городских стен, ограничивающих рост города.
Форумы. За первые столетия империи в столице государства и во многих италийских и провинциальных городах были обновлены или заново отстроены городские центры – форумы. Особенно великолепны были новые форумы Рима, так как огромные доходы с провинций позволяли искавшим популярности императорам строить грандиозные общественные сооружения.
Уже через несколько десятилетий после сооружения форума Цезаря Рим ощутил потребность в новом форуме, так как существовавшие площади перестали вмещать возросшее население города. Открытый для публики во 2 г. до н. э., но завершенный много позже форум Августа был расположен перпендикулярно форуму Цезаря. От соседнего густонаселенного и часто горевшего квартала Субуры его изолировала глухая стена высотой 36 м, которая в северной части прислонялась к срезанному при устройстве форума подножию Квиринала. Форум Августа – дальнейший этап в развитии типа императорского форума. Он сохранил основные черты плана форума Цезаря, но храм был придвинут вплотную к задней стене форума, а боковые стены, отступая, образовали два полукружия, сообщившие им конструктивную жесткость. Фланкируя храм, они придали площади типично италийский характер протяженного осевого ансамбля с центром, выделенным крыльями. Отделенные колоннадой от портиков, полукружия стали своеобразными местами исторической славы Рима: на золотистом фоне их мраморных стен, в нишах между полуколоннами, двойным рядом выступали бронзовые и мраморные статуи великих полководцев и законодателей от Энея до Цезаря, созерцание которых должно было вызывать в римлянах патриотическую гордость.
Портики вдоль стен лишенной таберн площади заменили свободно стоящие колоннады форума Цезаря, отодвинутые от таберн, чтобы пропустить туда свет. Отсутствие торговли усилило парадный характер площади, замощенной цветным мрамором и ориентированной на храм. Две триумфальные арки – Друза и Германика, поставленные в 19 г. н. э. у выходов на Субуру и Эсквилин, подчеркнули высоту храма.
Огромный храм италийского типа был посвящен Августом, племянником убитого Цезаря, Марсу Ультору – божественному мстителю. Храм был одним из самых величественных в Риме. Фасад с восемью коринфскими колоннами достигал 35 м в длину. Внутри были собраны шедевры греческой скульптуры, а апсиду заполняли колоссы Марса и Венеры. Статуя самого императора появилась на форуме только после его смерти (колосс императора был поставлен слева от храма, в северном углу форума, за колоннадой). В отличие от Цезаря осторожный Август создавал свой культ косвенными средствами, возвеличивая государственную власть и династию Юлиев.
Форумы, сооруженные к концу столетия при Флавиях, своеобразны по планировке или архитектурному решению. Первый из них – форум Мира, или Веспасиана, построенный Рабирием для Веспасиана после Иудейской войны, предназначался для хранения трофеев из Иерусалима и вывезенных из Греции произведений искусства и напоминал музей. Расположенный между Колизеем и Священной дорогой, он имел почти квадратную форму (115 × 125 м). Обращенная к форуму Августа стена со входами членилась изнутри приставными колоннами, а вдоль других стен проходил портик. В центре площади был разбит сад, зелень которого служила прекрасным фоном для расставленной там скульптуры. Напротив входа, за портиками, в сад раскрывались колоннадами три помещения: высокое среднее – храм Мира и меньшие, боковые – библиотеки. Одна из библиотек сохранилась в составе средневековой церкви Козьмы и Дамиана, соединенная позже с герооном Ромула. Новым в композиции форума было то, что храм, хотя и выделенный высотой и слегка выступающим портиком, не играл уже определяющей роли в ансамбле площади, а сама площадь со сплошной линией портиков в глубине стала более замкнутой.
Проходной форум (форум Нервы) возник как архитектурное оформление дороги с Эсквилина на Римский форум. Благоустраивать узкое пространство между стенами форумов Августа и Веспасиана начал Домициан, построив у выхода на Субуру храм Минервы. Трудную задачу преобразования участка неправильных очертаний в регулярное пространство форума уже при Нерве (в 97 г.) блестяще решил архитектор Рабирий. Одной из арок по бокам храма он закрыл изнутри сильно выдававшееся полукружие форума Августа, а снаружи замаскировал его выходной экседрой, которая замыкала перспективу улицы Аргилет. Другой конец участка, упиравшийся в базилику Эмилия, он оградил закругленной стеной с входной аркой в углу. Стесненность пространства не давала места портикам, поэтому Рабирий употребил приставные колоннады – прием, уже примененный им на внутренней стороне той же стены форума Веспасиана. Несмотря на многочисленные проходы в оградах смежных форумов, впечатление замкнутости пространства было достигнуто благодаря двум линиям колоннад, выступающих вдоль стен. В то же время сильные раскреповки антаблемента и аттика, объединившие колонны с пристенными пилястрами, создали ряд затененных ячеек, зрительно расширявших узкую площадь. В результате всего этого Проходной форум с небольшим храмом Минервы во главе, который казался высоким из-за низких колоннад, приобрел очень импозантный и живописный облик.
Последний из императорских форумов – форум Марка Ульпия Траяна – грандиозностью и блеском превзошел все построенные прежде и знаменовал собой новую стадию в архитектуре больших общественных сооружений. Он принадлежал эпохе, сильно отличавшейся от времени возникновения первых императорских форумов. Единоличная императорская власть стала общепризнанным фактором и ансамбль прославлял не только могущество государства, но и открыто возвеличивал личность императора - завоевателя Дакии.
Форум Траяна, законченный в основном в 113 г., занял огромный участок длиной 200 м в направлении Марсова поля. При устройстве строительной площадки пришлось срыть один из отрогов Квиринала высотой 39,8 м. Строитель форума архитектор Аполлодор Дамасский использовал многие из выработанных до него приемов – полукружия форума Августа, пристенные колоннады и закругленную торцовую стену Проходного форума – и, развив дальше намеченную Рабирием в форуме Мира планировку, создал совершенно необычную композицию.
Пропорции площади близки к квадрату, но портики вдоль боковых стен и выступающая наружу закругленная передняя стена придали ей прямоугольную форму. Ярко выраженная продольная ось, образуемая триумфальной аркой Траяна (117 г.) при входе и средним портиком базилики Ульпия напротив нее, подчеркивала продолговатые очертания площади и направляла вошедшего в глубину ее. Но весь дальний конец площади занимала базилика на высоком подии, преграждая движение. Между тем, достигнув середины форума, путник невольно останавливался, так как перед ним неожиданно открывались обширные полукружия, раздвигавшие пространство площади и незаметные вначале из-за портиков. Именно здесь, на пересечении взаимно уравновешивающихся продольной и поперечной осей, в геометрическом центре площади Аполлодор поставил позолоченную конную статую императора, оказавшуюся, благодаря искусной планировке, главной точкой притяжения на форуме. Величавый монумент императора-полководца царил на выложенной мраморной мозаикой площади в окружении военных трофеев под портиками, бронзовых щитов и фигур побежденных даков и их вождя Децебала, представленных в виде атлантов на аттиках. Все здесь говорило о военном триумфе императора, начиная от триумфальной арки при входе и кончая триумфальной колонной Траяна, замыкавшей ансамбль. Стройный силуэт этой колонны над сверкавшей золочеными пластинками крышей базилики побуждал двинуться дальше и вступить в базилику, разделенную внутри рядами колонн из серого гранита и золотистого мрамора. Двери на противоположной стороне здания не соответствовали входам с форума, поэтому интерьер приходилось пересекать наискось. При этом, проходя по желтым и фиолетовым плитам пола, посетитель замечал за колоннами, в концах широкого зала, полукруглые экседры. За базиликой, между двумя библиотеками (для латинских и греческих рукописей) высилась монументальная колонна прекрасных пропорций. Обвивавшие ее ствол раскрашенные рельефы фриза подробно показывали историю двух нелегких походов в Дакию и были хорошо видны из библиотек и с террасы базилики. Для удобства "прочтения" победоносной эпопеи масштаб фигур постепенно нарастал в высоту. Колонна, имевшая внутри винтовую лестницу с окнами в поле рельефов, увенчивалась орлом. Впоследствии орел был заменен статуей Траяна, прах которого был замурован в основании колонны.
Форум Трояна был последним форумом Рима и высшим достижением римлян в этом типе сооружений. Он завершил эволюцию центральной городской площади, некогда бывшей средоточием общественной жизни горожан, но постепенно превратившейся в монументальный памятник военной славы императора, хранилище его трофеев и место даровых раздач народу.
Храмы. В эпоху Римской империи расширился пантеон богов, признаваемых официальной религией. В него были включены культы египетских, малоазийских и иранских богов и ряд сирийских солярных культов. Существовали и другие культы, среди которых выделялись иудейство и возобладавшее к IV в. христианство. Особое место занимал культ императоров. Пестрота религиозной жизни империи нашла отражение в культовом зодчестве, где наряду с храмами древним римским богам строились храмы обожествленным императорам, восточным богам, митреумы и синагоги. Большинство храмов I – II вв. посвящалось основным богам римского пантеона и императорам.
Особое место в римской и мировой архитектуре занял Пантеон – храм "всех богов", в столице империи. Облик Пантеона и его масштаб резко отличают его от предшествующих ему круглых периптеров.
Большая часть римских храмов-ротонд эпохи империи посвящалась императорскому культу. Видимо, желание сохранить преемственность традиций, и было одной из основных причин, заставивших архитектора Пантеона (им был, по всей вероятности, Аполлодор Дамасский, хотя считается, что авторство принадлежит императору Адриану) придать ему круглую форму. Пантеон был построен в 118—128 гг., позднейшие реставрации мало изменили его облик.
Здание состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика. К портику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика храма и триумфальной аркой в центре двора. Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43,5 м и сферический купол диаметром 43,2 м. Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также и средних веков, Возрождения и нового времени до XIX в. Пантеон представляет собой самый монументальный образец купольного здания римской эпохи.
Диаметр ротонды равновелик ее высоте, составляющей половину высоты здания, - соотношение, рекомендованное Витрувием.
Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7,3 ми глубиной 4,5 м. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м(1/7 диаметра ротонды), которая расчленена большими нишами на восемь гигантских пилонов. Восемь основных ниш имеют ширину 8,9 м и глубину 4,5 м при толщине их задних стенок 1,8 м.Ниши облегчают стену на 1/3 ее объема. Помимо этого восемь пилонов разбиты малыми пустотами (в форме обратных заделанных ниш) на 16 радиальных опор-контрфорсов. Это значительно облегчило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор, чередующихся с тонкими участками стены.
Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками двойной кривизны, которые соединяют пилоны между собой и создают непрерывную кольцевую опору для купола. Более мелкие арки не только связывают между собой крупные, дополняя систему опоры купола, но и разгружают антаблемент ордера нижнего яруса от давления массы купола. В систему арочных конструкций включаются и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых является передача давления купола только на пилоны. Благодаря этому в стене Пантеона почти нет инертной массы. Стена представляет собой многоярусную аркаду, умелое построение которой обеспечило на тысячелетия прекрасную сохранность памятника в сейсмических условиях.
Купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Состав бетона изменяется в зависимости от высоты купола. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Большую роль играют кессоны купола, отлитые одновременно с ним. Пятью рядами покрывая его поверхность на высоту 60° от основания, они оставляют гладким пространство вокруг круглого окна – опайона, диаметр которого 8,92 м. Соответственно уменьшению окружности верхние кессоны вдвое меньше нижних. Кессоны расчленяют поверхность купола и облегчают его приблизительно на 1/6 его веса, а их перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола. В целом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.
Наружные членения ротонды очень просты: нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены, а второй отмечает начало купола, т. е. границу между несущими и несомыми частями конструкции. Стена в нижней части была, вероятно, облицована мрамором, а в верхней – оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода. Поверхность купола покрывала позолоченная черепица.
Внутри здание членится четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Против средней полуциркульной ниши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа. Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера. Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 м, до XVIII в. расчлененный пилястрами из цветного мрамора.
В интерьере Пантеона доминирует полусфера его грандиозного купола. Впечатление единства пространственного целого усиливается равновесием между его вертикальными и горизонтальными измерениями. Единое нерасчлененное пространство охватывается мощной сферой, воспринимавшейся как символическое изображение небесной сферы. О таком понимании перекрытия Пантеона прямо пишут древние авторы. Именно это определяло особую роль купола в конструкции Пантеона, отличную от той роли, которую купол играл в зданиях утилитарного назначения.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 750;