История архитектуры и строительной техники 6 страница
Прогрессивные черты эллинистической архитектуры проявились, прежде всего, и ярче всего в области градостроительства. В эту эпоху возникли заново либо были сильно перестроены и расширены города, ставшие крупными центрами эллинистической ремесленной промышленности, торговли и культуры: Милет, Эфес, Пергам, Маг-несия на Меандре, Приена, Ассос – в Малой Азии; Делос и Родос – на островах Эгейского моря; множество новых городов и военных поселений (крепостей) возникло на территории Персии, Сирии, Двуречья и Африки. Возведение городов становится делом государственным, что определило как размах строительства, так и значительную для того времени величину и благоустройство населенных пунктов. Население эллинистических столиц – Александрии, Антиохии и Селевкии – достигло невиданного для древнего мира количества – около полумиллиона человек.
В отличие от классического города с его акрополем или доминирующим храмовым ансамблем, значение которых определялось особой ролью греческой религии в жизни полиса, главным общественным центром эллинистического города становится комплекс городских площадей. Их формировали сооружения общественного, торгового и культурного назначения: рынки с лавками, здания для собраний городского самоуправления, спортивные сооружения, учебные заведения, дворцы монархов и среди прочих сооружений также храмы.
Александрия Египетская была основана Александром Македонским в 332 – 331 гг. до н. э. Она является наиболее ранним, а с конца IV в. до н. э. – крупнейшим городом эллинистического мира. Погребенная под развалинами римского города, на которых возник современный город, Александрия Египетская, за исключением небольших фрагментов и общего представления о ее планировке, нам не известна.
По описанию Диодора (конец I в. до н. э.), город был разделен двумя широкими пересекающимися под прямым углом улицами шириной около 100 футов (30 м) на четыре больших района, обозначавшихся буквами. Эти главные улицы были обрамлены колоннадами на всем их протяжении и застроены великолепными общественными зданиями, дворцами и храмами. Длинный мол соединял город с островом Фаросом, где находился знаменитый маяк у входа в защищенную молами гавань.
Наиболее знаменитым районом Александрии был район Бэта так называемый Брухейон, застроенный дворцами и наиболее значительными общественными зданиями. Здесь находились знаменитый Александрийский мусейон, библиотека, театр, храмы, административные здания, спортивные и торговые сооружения.
Если планировка города, связываемая с именем архитектора Динократа Родосского и послужившая образцом для строительства многих эллинистических городов после смерти Александра, была типично греческой, то, как показывают раскопки, архитектура отдельных сооружений отличается типичным для многих эллинистических провинций синкретизмом местных и греческих элементов. Это сказалось в применении египетских типов колонн, в пальмовидных капителях, характере орнамента и профилировке обломов. С чисто восточной роскошью отделывались и украшались при династии Птоломеев дворцы правителей и вельмож, где широко использовались золотые чеканные фризы, металлическая обшивка капителей, разноцветные мозаики, полихромная роспись. Богатая утварь, ковры и мебель, инкрустированная перламутром, слоновой костью, стеклянной пастой, дополняли богатство интерьера.
Построенный в III в. до н. э. Фаросский маяк, известный нам по изображениям на монетах и описаниям античных (Страбон, Плиний) и средневековых (Ибн-аль-Сайх) авторов, был самым крупным высотным сооружением античной Греции и по описанию Ибн-аль-Сайха (XI в.) его высота была 130 – 140 м. Маяк имел высокий подиум и состоял из трех поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. На вершине его постоянно горел огонь, видимый с моря на расстоянии около 100 миль. Фаросский маяк был не только утилитарно необходим для ориентации кораблей, но и имел также важное градостроительное значение. Его многоярусная башенная композиция, отмечавшая вход в гавань – морские ворота столицы эллинистического Египта, отличалась торжественностью и монументальностью, подобно триумфальному сооружению. Надпись на его стене гласила: "Сострат Книдский, сын Дексифана, богам-спасителям на благо мореплавателям".
Жилые дома, составляющие сплошную застройку квартала, имели общие (разделяющие один дом от другого) стены и окруженные колоннами световые дворы. Относительно небольшие размеры жилых кварталов эллинистических городов (Приена – 35×47 м, Милет – 30×36 м, Книд – 32×48 м), включающие в большинстве случаев от четырех до шести домовладений в квартале, обусловили размеры среднего жилого дома от 15×18 до 16×24 м. Наряду с обычными домами среднего размера в эпоху эллинизма возникают большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.
Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня.
Галикарнас. Интенсивное строительство было развернуто в конце 1-й половины IV в. до н. э. в Галикарнасе. Правитель Карий Мавсол сделал этот город своей резиденцией. О строительной деятельности Мавсола нам сообщает Витрувий. Галикарнас был расположен в котловине, по форме напоминающей вогнутый театрон греческого театра. В самом низу, вдоль гавани, была устроена рыночная площадь. На середине высоты ската холмов была проложена широкая улица. В центре ее возвышался знаменитый памятник Мавсола. Выше, посредине верхнего края города, стоял храм Арея с колоссальной акролитной (исполненной из мрамора и позолоченного дерева) статуей бога. Вверху правой части котловины находилось святилище Афродиты и Гермеса, расположенное у источника Салмакиды. Соответственно этому святилищу на левой стороне полукружия возвышался дворец царя Мавсола. Это было великолепное здание, богато украшенное проконесским мрамором.
Стены дворца Мавсола были выведены из кирпича-сырца и покрыты штукатуркой, отличавшейся зеркально гладкой поверхностью.
Из этого дворца направо открывался великолепный вид на рыночную площадь, порт и панораму городских зданий, а налево от него, внизу, находился укрытый военно-морской порт, куда было удобно отдавать кораблям приказы правителя.
Из описания Витрувия мы можем уловить широко задуманную композицию городского ансамбля, веерообразно расположенного в котловине, по форме напоминающей полуворонку. Свободно скомпонованные разнообразные здания, наиболее значительные в этом ансамбле (Мавзолей, храм Афродиты и Гермеса, дворец Мавсола), как бы расходятся от городской площади и уравновешивают друг друга.
Среди сооружений Галикарнаса особого внимания заслуживает гробница Мавсола (Мавзолей). Постройка была начата этим правителем и завершена после его смерти вдовой – Артемисией (около 353 г. до н. э.. Строителями Мавзолея были архитекторы Пифей (или Пифий) и Сатир. Богатые скульптурные украшения исполнили лучшие скульпторы того времени: Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар.
Галикарнасский Мавзолей представлял в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66×77,5 м. Первый, цокольный этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Квадровая кладка, скорее всего, увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз. Мавзолей имел три таких фриза, но их расположение точно не установлено.
Над первым этажом возвышалась колоннада второго яруса. Число колонн на различных реконструкциях не совпадает. Обычно принято считать, что на коротких сторонах было по девяти, а на более длинных – по одиннадцати колонн ионического ордера. Форма капителей этих колонн повторяет старую ионическую форму, но пропорции их изменены: вынос волют значительно меньше, а глазки их лишь слегка выступают за линию ствола колонны, что придает капители более компактный и сжатый вид.
В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами. Карниз имел ряд зубчиков. Если принять наличие в антаблементе фриза наряду с зубчиками, то это означает удвоение равнозначного элемента ордера, отвечавшего триглифнометопному фризу дорики (т. е. концам балок потолочного перекрытия). Такое удвоение, не встречающееся в ранних образцах ионического ордера, свидетельствует о некоторой утрате зодчим чувства тектоники и вместе с тем указывает на усиление интереса к декоративному эффекту, стремление придать зданию пышный, парадный вид. Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Ее очертания реконструируются по-разному. Между колоннами были расположены статуи львов, вверху находились колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней. У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников. Рельефные фризы с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и выразительной передачей бурного пафоса борьбы. За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей
Потолок внутреннего помещения нижнего яруса, вероятно, поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического стиля. В помещении второго яруса потолок, возможно, опирался также на пятнадцать коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, как и столбы первого этажа. Так, в Мавзолее, как и в ряде других построек IV в. до н. э., совмещались элементы всех трех ордеров. Более того, помимо чисто эллинских форм ионической колоннады зодчие Мавзолея ввели ступенчатую пирамиду, свойственную архитектуре древнего Востока, а также высокий цокольный этаж, характерный для надгробных сооружений Малой Азии.
Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура и т. д.), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий. Если монументальное эллинское зодчество имело основной задачей сооружение общественных зданий, удовлетворявших потребности граждан республиканского полиса, то Мавзолей, предназначенный служить не только надгробным памятником, но и местом заупокойного культа обожествленного правителя, в своем идейном содержании и художественном образе отражает переход от рабовладельческой демократии предшествующего периода к рабовладельческим монархиям восточного типа.
Мавзолей, стоявший еще во всем великолепии в XII в., был разрушен рыцарями-иоаннитами в начале XV в. В настоящее время мы располагаем лишь фрагментами архитектурных и скульптурных частей монумента Мавсола, которые недостаточны для исчерпывающей и не вызывающей сомнений реконструкции.
В связи с новыми социально-экономическими отношениями в эпоху эллинизма получают широкое распространение общественные сооружения самого различного назначения. Наряду с храмами они отличаются монументальностью и тщательностью исполнения.
Залы для собраний народных представителей (экклесиастерии) и городского совета (булевтерии) были особенно широко распространены и получили богатую пластическую обрабортку главным образом в эпоху эллинизма.
Экклесиастерий в Приене, возведение которого датируется III в. до н.э., представлял собой небольшое, почти квадратное сооружение с местами, расположенными П-образным амфитеатром. Выполненные в мраморе места для участников собрания вмещали около 640 человек. В центре прямоугольной площадки, образованной нижним рядом мест, находился алтарь и напротив него – ниша для оратора. Для сокращения пролета перекрытия вдоль стен были поставлены квадратные столбы, эффективно завершающие ступени с местами. Пролет зала был значительным – около 20 м, что заставляет предположить наличие висячих стропил.
Театры. Возникновение театральных зданий в древней Греции тесно связано с культом бога виноделия – Диониса. Еще в эпоху архаики в честь его совершались сельские празднества, сопровождавшиеся хороводами, песнопениями и игрищами, посвященными мифу о страстях этого бога, умирающего и вновь воскресающего.
Эти игрища явились тем зерном, из которого выросла греческая драма, потребовавшая потом специальных театральных сооружений.
Вначале эти празднества носили скромный характер. Хоровод жителей поселка, исполняя песнопения, двигался по кругу. Постепенное отделение партии запевалы и обмен репликами между ним и хором приводят к выделению сначала одного, затем двух, трех и более актеров.
Архитектура театрального сооружения развивалась в соответствии с развитием греческой драмы. Основными элементами древнейших театров, примитивное устройство которых сохранялось, по-видимому, без существенных изменений до конца VI в. до н. э., были круглая площадка (орхестра), по которой двигался хор, около нее – палатка (скена) для переодевания актера (вначале единственного), по другую сторону – места для зрителей (театрон), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма, около которого размещалась орхестра, чтобы создать лучшую видимость и акустику.
Греческие театры были рассчитаны на то, чтобы в них могла собираться вся гражданская община; ввиду этого размеры их были весьма обширны – во много раз больше современных театров.
Большая величина эллинских театров препятствовала превращению их в закрытые помещения, в чем не было и надобности в условиях греческого климата.
Первые театральные сооружения имели временный характер и строились для каждого праздника заново. Там, где естественный склон был недостаточен, для зрителей возводились деревянные подмостки. Но такое временное устройство было слишком сложно, дорого и ненадежно (так, мы знаем о катастрофе деревянного театрона в Афинах); его стали заменять надежными каменными скамьями, сооружавшимися по склону холма, которому придавались правильные очертания, подобные полуворонке. Такие постоянные театроны появились в Греции уже в V в. до н. э.
Однако форма театрона установилась не сразу. Так, относящийся к концу V в. до н. э. театр в Форике имел вытянутый несимметричный театрон, но сиракузский театр, самый большой в Сицилии, также построенный в конце V в. до н. э., уже имел правильную форму. Диаметр его достигал 138,6 м, число рядов для зрителей 59; из них 11 нижних были облицованы мрамором.
В первых рядах находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан – проэдрии.
Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами; на ней часто воздвигался алтарь, посвященный Дионису.
Сценические постройки в классическую эпоху в большинстве случаев были деревянными, каменные сменили их главным образом уже в III в. до н. э.
Так, дошедшие до нас надписи свидетельствуют о том, что в театре на о. Делосе замена временного, деревянного проскения постоянным каменным произошла только в 269 г. до н. э.
Поэтому об устройстве скены в V – IV вв. до н. э. во многом приходится судить по письменным источникам, по развертыванию действия в греческой классической драме и по изображениям на вазах.
С развитием бытовой комедии ордер проскения получил пропорции небольших колоннад.
Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм – подпорных стенок, которыми завершался театрон.
По концам скены часто выступали вперед небольшие крылья – параскении, особенно характерные, по-видимому, для театров метрополии и западных колоний. В эпоху эллинизма параскении исчезают.
Во 2-й половине IV в. или в III. до н. э. появляется проскений – невысокая пристройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, иногда же ряд колонн, поставленных на низком стилобате на расстоянии 2 – 3 м от передней стены скены, соединенных с ней деревянным горизонтальным перекрытием, укладывавшимся по каменным балкам. Высота проскения колебалась между 2,5 и 3,6 м, и его перекрытие, логейон, было на одном уровне с основным этажом скены. Начиная с середины II в. до н. э. логейон, несомненно, был основным местом действия актеров. Но функции проскения в IV и III вв. до н. э. еще не вполне установлены; существует мнение, что на орхестре выступал не только хор, но и актеры, тогда как проскений являлся для них фоном и что логейон служил сценой лишь в исключительных случаях.
Действующими лицами в греческой драме были актеры (обычно не более трех) и хор (в трагедии 12 – 15, в комедии 24 человека). Хор во время представления находился в орхестре, что же касается местопребывания актеров, то этот вопрос до сего времени вызывает разногласия исследователей. Одни полагают, что актеры выступали на проскений, другие – в орхестре. Возможно, что местом игры актеров в классическую эпоху была орхестра, а в эллинистический период – проскений (иногда именовавшийся поэтому "логейон", т. е. место, где говорят).
Возможно, что с этими изменениями театральной техники связаны перестройки всех греческих театральных скен в III в. до н. э.
Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Занавес, вероятно, отсутствовал. Машины были довольно примитивными. Главные из них – "подъемная машина", позволявшая появляться в воздухе богам, и эккиклема, деревянная площадка на колесах, выдвигавшаяся через дверь, чтобы показать зрителю происходящее "за сценой", например, внутри дома.
Перед скеной театра в Эретрии обнаружены мраморные рельсы, по-видимому, предназначавшиеся для эккиклемы. Устраивалась также при надобности и вышка, откуда могли говорить боги.
Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. По бокам скены располагались периакты – треугольные вращающиеся призмы, на каждой из сторон которых изображалась особая декорация (пинаки).
Возможно, что в греческих театрах имелись также и приспособления для улучшения акустики, о которых упоминает Витрувий. Но в исследованных до настоящего времени греческих театрах пока не удалось обнаружить следов каких-либо резонаторов, помещавшихся, согласно описанию Витрувия, под скамьями для зрителей.
Таким образом, уже в V в. до н. э. сложилась форма театрального представления и определились основные элементы греческого театрального здания.
Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. Выдающиеся театральные сооружения IV в. до н.э. – театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.
Театр в Эпидавре был построен в середине IV в. до н.э. (или несколько позднее) архитектором Поликлетом Младшим. Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений. Это касается не только общих свойств его композиции, но и от дельных деталей обработки скены, ордера проскения, пародов и театрона. Орхестра, как во всех театрах классической эпохи представляла собой окружность; ее поверхность была земляной. В 55 ряда, расположенных уступами, находятся 12 тыс. мест для зрителей.
Театр Диониса в Афинах возник еще в VI в. до н.э., но получил монументальное оформление лишь в IV в до н.э. Расположенный на неровных скалах южного склона Акрополя театрон, вмещающий около 17 тыс. человек, имел неправильную общую форму плана, хотя ряды зрителей – всего 78 рядов – были расположены по окружности. Театрон имел два кольцевых прохода, верхний из которых находился на 22,5 м выше уровня орхестры. Высота ступенчатых мест для зрителей была невелика – всего 33 см, поскольку сиденья были рассчитаны на укладку подушек. В подступеньке имелось углубление для ног. Первый ряд мест, предназначавшийся для почетных граждан, состоял из мраморных кресел. Диаметр орхестры составлял 19,61 м. За нею помещалась скена длиною 46,5 м и шириной 6,4 м. Театр Диониса, особенно его сценическая часть, был сильно переделан в эллинистическую и римскую эпоху.
Наряду с рассмотренными выше типами общественных зданий широкое распространение получили спортивные сооружения (гимнасии, палестры, стадионы).
Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений.
Разнообразные достижения эллинистического зодчества были унаследованы Римом.
5 Архитектура и строительство Древнего Рима
История Древнего Рима – заключительный этап в развитии рабовладельческой общественной формации. Античный Рим представляет большой интерес как образец классического развития рабовладельческого государства от его зарождения, укрепления и рассвета до постепенного упадка, изживания основ государственности, разложения идеологической системы и возникновения в недрах старого общества новой идеологии и новых форм общественной организации. С течением времени эти новые явления, отчетливо обозначившиеся к концу III в. н.э., привели к образованию иной исторической формации - феодализма.
Столь же четкими, как основные фазы эволюции римского государства, были и соответствующие им стадии развития римской культуры и искусства.
Первой стадией художественной культуры Северной и Средней Италии явились зодчество, скульптура, живопись и прикладное искусство этрусского периода, который охватывал VIII - IV вв. до н.э. и был одновременен архаическому и отчасти классическому периоду искусства древней Греции. В этрусский период были созданы самобытные формы жилища, культового здания, гробниц и инженерных сооружений, которые явились основой дальнейшего развития этих архитектурных типов.
Следующий этап развития культуры древней Италии связан со временем Римской Республики (IV в. до н.э. - 27 г. до н.э.). Это был период сложения Римского государства, время последовательного расширения его границ путем завоевания многих народностей, населяющих Апеннинский полуостров. Процесс поглощения Римом италийских племен продолжался до середины III в. до н.э. С конца III века до н.э. Римское государство принялось расти уже за счет стран Средиземноморья. В результате этого италийская культура, непосредственно соприкоснувшись с высокими образцами культуры эллинизма, получила новые стимулы для своего развития. К концу периода республики римская архитектура и искусство завершили трудный процесс своего становления.
Период римской империи захватил почти пять столетий (27 г. до н.э. - 475 г. н.э.). В течение I - II в. н.э. Рим превратился в крупнейшую державу античного мира, объединившую в своих границах страны, чрезвычайно разнообразные по этническому составу, климатическим условиям, экономическому и культурному уровню. Это было время блестящего рассвета всех сторон римской архитектуры и градостроительства и широкого распространения римских сооружений по всей империи. С конца II в. Рим склоняется к упадку, вызванному растущим социально-экономическим и политическим кризисом, продолжавшимся почти столетие.
5.1 Этрусская архитектура (VIII – IV вв. до н.э.)
Культура древней Италии развивалась на территории, расположенной к югу от Альпийских гор, включавшей Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и многочисленные острова Средиземного моря. Здесь происходило смешение разных культур – греческой и малоазийской, что способствовало развитию на Апеннинском полуострове ранней и могучей цивилизации.
Древнейшие памятники материальной культуры на территории Италии относятся к эпохе палеолита, это жилище древнего человека – пещеры, с наскальными изображениями охоты и животных. От эпохи энеолита (2-я половина III – 1-я половина II тыс. до н.э.), осталась окрашенная керамика с геометрическим орнаментом. В конце бронзового века (2-я половина II тыс. до н.э.) появились свайные поселения – террамары, состоящие из небольших хижин, круглых и прямоугольных в плане, построенных на искусственной земляной насыпи и на деревянных сваях.
К VIII в. до н.э. из многочисленных племен Италии (умбры1, латины2, сабины3, самниты4) на северо-западе выделились этруски5.
Древняя Этрурия простиралась вдоль берегов Тирренского моря, между реками Тибр и Арно, и занимала территорию немного больше современной Тосканы.
С VIII в. до н.э. Этрурия становится одним из важных центров культурного развития на Средиземноморье. Этруски соперничают с греками и финикийцами как в области мореплавания и торговли, так и ремесел – этрусские товары шли не только в города Средиземноморского бассейна, но и в отдаленные районы Северной Европы и Скандинавии. В это время появилась этрусская письменность (пока еще не расшифрованная). VII – VI вв. до н.э. – период наибольшего рассвета Этрурии. По-видимому, в этот период у этрусков совершался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и возникновению этрусской федерации, состоящей из 12 самостоятельных городов. Эти города, близкие по общественной организации к греческим полисам архаичной эпохи, были связаны между собой религиозными, экономическими и политическими отношениями, однако каждый город сохранял свою автономию.
1Умбры – италийские племена. Согласно античным авторам умбры являлись исконными обитателями Северной и Средней Италии. В 3 – 2 вв. до н.э. покорены римлянами.
2 Латины – италийские племена заселявшие Лаций (современный Лацио). В начале 1-го тысячелетия объединились в Латинский союз. Согласно традиции Латины и Сабины основали Рим.
3 Сабины – италийские племена заселявшие территорию между реками Тибр, Атернус и Анио. Часть сабин, обитавшая на холмах Рима, сыграла важную роль в образовании римского народа.
4Самниты – италийские племена в Средней Италии. В результате Самнитских войн к началу 3 в. до н.э. покорены римлянами. Самнитские войны (343 - 341, 327 - 304, 298 - 290 гг. до н.э.), между Римом и союзом италийских племен во главе с самнитами. Велись за господство в Центральной Италии. В результате войн союз был распущен римлянами, племена подчинены.
5 Этруски – древние племена, населявшие в 1 тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова (древняя Этрурия, современная Тоскана) и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние. Происхождение этрусков не выяснено. В конце 7 в. до н.э. объединились в союз 12 городов-государств, около 6 в. до н.э. овладели Кампанией. В 5 - 3 вв. до н.э. покорены Римом.
В период своего могущества этруски контролировали большую часть средней и северной Италии и подчинили себе Корсику. Этрусская экспансия продолжалась недолго: уже в V в. до н.э. начался политический и экономический упадок Этрурии, вызванный усилением Греции, Рима и внутренними противоречиями между этрусскими городами, а во IIв. До н.э. Этрурия становится частью Римской республики.
Этруски поклонялись множеству богов, изображаемых в человеческом образе. Во главе богов стояла верховная триада. Большое место занимал культ мертвых. В VII – V вв. до н.э. у этрусков было принято трупоположение, а с IV в. до н. э. – трупосожжение. Они верили в загробную жизнь и с умершими клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или высекали их в скалах, придавая им форму и вид жилища.
Строительными материалами этрусков было дерево и камень, а также глина и вулканический песок – пуццоланы, который применялся как связующее. На севере использовали известняк, твердый песчаник и травертин (известковый туф), а на юге - различные породы туфа. Мрамор этруски не применяли.
Дерево служило для перекрытия мостовых пролетов и кровли, для кладки стен использовали глину и кирпич.
Из камня этруски строили в технике квадровой или полигональной кладки без раствора. Известковый раствор служил им главным образом для отштукатуривания стен перед покраской.
Этруски знали ложные своды и купола (пролетом до 10 м), образуемые напуском рядов кладки и применявшиеся для перекрытия гробниц и цистерн.
Этрускам была известна техника обработки меди, олова и железа. В Популонии найдены железноплавильные печи диаметром около 8 м, выложенные внутри огнеупорным кирпичом.
Римские историки высоко ценили искусство этрусских инженеров, построивших дороги, каналы и мосты. Известна целая сеть дорог, соединявшая города Этрурии.
Ничто не дает такого представления о мощи народа, как стены его городов, простоявшие века. Стены начали возводиться этрусками с конца VI в. до н.э. Сначала стены выкладывали из грубоотесанных глыб, не скрепленных раствором, толщиной около 3 м, а в Волаттере (современный Вольтерра) двойная стена с забутовкой достигает даже 5 м. Большей частью стены строились без башен. Стены завершались зубцами, в кладке оставляли щели для стока дождевых вод.
Наиболее значительный (частично перестроенный) фортификационный комплекс – стены, башни и ворота – сохранился в Перузии (современный Перуджа). Здесь северный въезд в город – арка Августа (II – I вв. до н.э.) – зажат между двумя башнями, которые сужаются кверху постепенным отступом рядов. Арка имеет пролет 4,35 м, сложена из двух несущих рядов клинчатых камней; третий ряд является декоративным архивольтом. Фриз, отделяющий арку ворот от верхней, декоративной арки, изображает карликовую колоннаду, скомпонованную наподобие триглифного фриза. Между каннелированными пилястрами с ионическими капителями, как бы в метопах, вставлены круглые щиты. Верхняя арка обрамлена гладкими большими пилястрами с упрощенными ионическими капителями. Она легче нижней, сложена из одного ряда клиньев, а ее архивольт уже, чем у нижней.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 693;