История архитектуры и строительной техники 3 страница

 

4 Архитектура и строительство Древней Греции

4.1 Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира

 

Наиболее выдающиеся памятники архитектуры Эгейского мира находятся на о. Крит и в материковой Греции. Самым развитым государством были Микены.

С неолитического периода до начала II тыс. до н.э. наибольшего развития достигла куль­тура городов Трои, островов Лемнос, Лесбос, Кипр. Затем ведущая роль перешла к острову Криту, пока на рубеже XV и XIV вв. до н.э. не возвысилась микенская Греция.

Архитектура Трои. Троя была исследована во время раскопок 1871 – 1894 гг., которые ве­лись под руководством немецких ученых Шлимана и Дёрпфельда, и 1932 – 1938 гг. под руково­дством американского ученого Бледжена. Дёрпфельд определил 9 культурных слоев. Вплоть до римского периода (слой IX) Троя много раз перестраивалась, особенно в годы Александра Маке­донского. Сохранились развалины храма Афины, построенного в период эллинизма. Второе на­звание Трои Илион (отсюда название гомеровского эпоса "Илиада").

На рубеже IV и III тыс. до н.э. на холме Гиссарлык, на реке Скамандр (ныне Мендересу, бе­рущая начало в горах Иды и впадающая в Эгейское море) возникла первая цитадель – Троя 1, ко­торая примерно одновременна поселениям на островах Лесбос и Лемнос и мегарону Димини. В этом древнейшем периоде, при первом появлении здесь металла, строительство не было прими­тивным. Мегарон имел ясную прямоугольную форму и сильно выступающие анты. Закрытое по­мещение достигало значительных размеров (5,4 × 12,8 м) и обогревалось неподвижным очагом. Эта первая постройка на холме уже носит черты, характерные для зданий последующих поселений Гиссарлыка. Наружные стены мегарона (внутренние опоры не сохранились) сложены из необрабо­танного камня на глине. Покрытие, вероятно, было плоским. Оборонная стена цитадели сохрани­лась лишь частично; в южной части был вход, фланкированный башнями.

Второе поселение – так называемая Троя II – занимало несколько большую площадку, об­разовавшуюся при засыпке и выравнивании холма после гибели первого поселения. Второе посе­ление на протяжении веков расширялось, о чем свидетельствуют остатки трех последовательных крепостных стен. В последний период, примерно к концу III тыс. до н.э. Троя II достигла наивыс­шего расцвета; ее постройки грандиозны и тщательно выполнены. Все здания и крепостные стены построены из сырца на фундаментах и субструкциях из камня на глиняном растворе. Субструкции уширялись книзу. Стены вытой более 3 м были вертикальные. По верху стены, вероятно, прохо­дил защищенный деревянный ход. Пространство между оборонительной стеной и стеной цита­дели, где жили правители, было плотно застроено домами рядовых жителей Трои II. В цитадели был устроен вход – пропилон. Вдоль внутренней стены со стороны цитадели проходила колоннада – первая известная колоннада Эгейского и Греческого мира. Сырцовые стены мегаронов усилива­лись деревянным каркасом; углы стен и анты были обшиты деревом, а основания ант тщательно вытесаны в камне.

При всем величии и тщательном исполнении построек Трои II в них наличествует некото­рая примитивность. Вместе с тем в них, уже на рубеже III и II тыс. до н.э. заложены элементы, ко­торые позднее развивались в пропилеях и мегаронах микенской Греции, а затем легли в основу монументальной архитектуры классической Греции. Троя II погибла в последней четверти III тыс. до н.э. от пожара, который оказался особенно разрушительным из-за обилия в постройках дерева.

Последующие поселения (Троя III и Троя IV) постепенно расширялись и повышали холм своими отложениями и руинами. К середине II тыс. до н.э. на холме возникла и процветала Троя VI. Для того чтобы увеличить площадь застройки, склоны холма превратили в террасы. При ниве­лировке, произведенной в римское время, верх центральной площадки исчез вместе с главными зданиями. Но подпорных и оборонительных стен, а также остатков зданий на кольцевых террасах достаточно, чтобы оценить величие крупнейшего и богатейшего поселения – Трои VI, вероятно основанного греческими племенами.

Оборонительная стена усилена башнями и прорезана воротами и потайными ходами. Вы­сота стен превышала 9 м; ее мощные каменные субструкции толщиной 4 – 5 м сложены из тща­тельно обработанных блоков. Для погашения распора им придано, так же как и стенам Трои II, сильное уширение книзу. К воротам в оборонительной стене уже не было прямого доступа. К ним можно было подойти, только пройдя некоторое расстояние вдоль стены, под ударами защитников крепости. Этот прием позднее был разработан в крепостях материковой Греции.

Троя VI погибла в XIV в. до н.э. от землетрясения. Следующее поселение Троя VII – значи­тельно уступало Трое VI по площади и по качеству строительства.

Архитектура Крита. В то время как в Трое I уже появилась бронза, а ее строители создали прямоугольный в плане мегарон, на острове Кипр и Крит металл был неизвестен, а строительство было более примитивным. Для Кипра характерны круглые дома. На Крите преобладание прямо­угольного, хотя еще неправильного в плане жилища наблюдается уже на рубеже IV и Ш тыс. до н.э. Период ранней бронзы занимает на Крите все III тыс. до н.э. Это было время перехода от при­митивного строительства неолита к весьма развитой архитектуре расцвета.

Период расцвета критской (минойской) культуры, именуемый иногда "периодом дворцов", охватывает примерно первые шесть веков II тыс. до н.э. На протяжении этих шести веков поселе­ния и дворцы на Крите многократно разрушались вследствие землетрясений или же в результате социальных катастроф. С начала периода расцвета на Крите развивались приемы, сложившиеся в переходном периоде. О них дают представление не только руины зданий, но и так называемая "Мозаика города" с изображениями построек раннего периода расцвета. Вертикальные и горизон­тальные связи, продольные и выходящие торцами на фасад, определяют значительную роль дерева в конструкции стен, особенно стен верхних этажей. Деревянные связи, усиливающие сейсмостой­кость, вводились в стены, как из сырца, так и из тесаного камня (во дворцах и богатых домах). Как те, так и другие укладывались на глиняном растворе; известковый раствор употреблялся только для оштукатуренных стен и смазки полов. Плоские покрытия состояли из бревенчатого наката, слоя ветвей или тростника и битой глины с добавками.

Для критской архитектуры характерны жилые и общественные здания. Гробницы лишь из­редка приобретали архитектурное значение. Отдельно стоящие храмы на Крите неизвестны: по­мещения культового назначения входили в состав дворцов и многих богатых жилых домов.

Отделение ремесла от земледелия привело к появлению огромного числа различных посе­лений городского типа. Планировки городов складывались стихийно. Улицы мостились и часто имели ступени. Главные улицы значительно шире остальных. Обычно дома вплотную примыкали друг к другу, образуя в пределах квартала общие стены. Только богатые дома иногда стояли изо­лированно.

Среди крупных центров Крита выделялись Кносс, Фест и Маллиа.

Критские дворцы представляют собой сложные комплексы, соединяющие разнообразные группы помещений (инсулы). Помещения для производства, для хранения припасов и ценностей, для жилья правителей, для парадных приемов и пиров, для культовых церемоний объединяются в каждом из дворцов вокруг центрального дворца. Прямоугольные большие дворы, ориентирован­ные на север, выделяют дворец среди неправильной застройки окружающего поселения. Все дворы имеют одинаковую длину – 52 м, что, вероятно, объясняется тем, что они предназначались для одних и тех же церемоний.

Дворец в Маллии построен в начале II тыс. до н.э. После разрушения он был восстановлен примерно в XVI в до н.э. и уже не перестраивался, чем объясняется единство его архитектуры. Большой центральный двор (22 × 52 м) был частично замощен. В его центре сохранились остатки алтаря. Значительная часть первого этажа, в частности весь восточный корпус и большая часть за­падного, занята складами. К большому двору обращены парадные помещения западного и север­ного крыла – так называемый гипостильный зал с двумя рядами квадратных столбов и его аванзал. Судя по остаткам лестницы, над гипостильным располагался большой зал; нижние столбы слу­жили опорами для его колонн. Объем хранилищ, огромная площадь всевозможных складских по­мещений придают дворцу характер скорее сельской, чем городской постройки, подчеркнутый также кладкой стен из блоков и отсутствием во внутренней отделке росписей.

Дворец в Фесте занимает вершину высокого холма. Дворцовые постройки относятся при­мерно к тем же главным периодам, что и дворец в Маллии. Но в отличие от него в Фесте по­стройки обоих периодов четко отделены друг от друга, так как ранний дворец был разрушен на­столько сильно, что было восстановлено только его отдельное стоящее северо-восточное крыло. Другие части были засыпаны, и над ними был сооружен второй дворец.

Руины дворца в Кноссе, реставрированные английским ученым Эвансом, помогают пред­ставить себе древнюю архитектуру Крита более ощутимо, чем руины в Малии и Фесте. История его постройки гораздо сложнее, так она охватывает четыре этапа – сооружение протодворца и три периода строительства самого дворца. Последний период относится к XV в. до н.э.

Кносский дворец построен на небольшой возвышенности, образовавшейся в результате не­прерывного, начиная с неолита, заселения. Протодворец (начало II тыс. до н.э.) состоял из не­скольких самостоятельных зданий (инсул). Одно из них занимало площадь западного корпуса, включая постройку именуемую "старая крепость". Сюда примыкал северный двор, место которого в последствии заняла так называемая театральная площадка. Вскоре протодворец был заменен ранним дворцом. Полную противоположность замкнутому западному фасаду представляла южная сторона дворца. Посетители, прибывавшие с юга, переходили ручей по виадуку и приближались к дворцу по двухмаршевой лестнице, ограниченной с наружи колоннами. Доступ к дворцу с севера шел через большой гипостильный зал, а затем поднимался к центральному двору узким проходом, по обеим сторонам которого поднимались высокие массивы. Западный фасад центрального двора построен в последнем пе­риоде (XV в. до н.э.). Огромная колонна поддерживала перекрытие над портиком, который вел в парадные залы верхних этажей. К северу от ступенчатого портика распо­ложен "Тронный зал" с подсобными помещениями. Вероятно, он имел культовое назначение, и каменный трон предназначался для главной жрицы. К тронному залу примыкает заглубленный на несколько ступеней очистительный бассейн. Описанные помещения размещались в нижнем этаже западного корпуса. Судя по найденным в них фрагментам богатой внутренней отделки, над корпу­сом существовал второй, а может быть и третий этаж. Верхние этажи должны были заключать обширные парадные залы для приемов и пиров, что подтверждается расположением стен и стол­бов в первом этаже. Роспись стен в этих залах многократно менялась.

Восточная часть дворца значительно заглублена по сравнению с уровнем центрального двора. Здесь было сосредоточено множество помещений, естественных в условиях натурального хозяйства. В бесчисленных полутемных помещениях изготовляли и хранили керамические изде­лия, камень для облицовки дворца, хранились запасы продовольствия. Особое место не только в Кносском дворце, но и в архитектуре Крита вообще занимает "жилой квартал", т.е. жилые поме­щения царской семьи, расположенные в восточном корпусе. Двухэтажный квартал врезан в холм. Еще до начала строительства вся площадь квартала была пронизана системой каменных сточных кварталов такого сечения, что их можно было прочищать, спустившись по трапам. Сточные ка­налы отводили воду не только от световых дворов и двориков, но также из ванной и, по-види­мому, уборной.

Главное помещение квартала – "зал двухлезвииных секир" – представляет собой критский мегарон. Малый мегарон, вероятно, принадлежавший царице был более скромен по стеновой рос­писи. Схема и конструкция мегаронов отвечала условиям Крита: зал мог раскрываться в жару, по­лотнища дверей прятались в заплечики узких столбов. При закрытых дверях зал становился замк­нутым и освещался через фрамуги.

Архитектура материковой Греции. В материковой Греции на рубеже III и II тыс. до н.э. не наблюдалось такого резкого повышения уровня строительства и архитектуры, которым этот рубеж отмечен на Крите. Не имеется никаких указаний на существование в материковой Греции в 1-й половине II тысячелетия организованного государства. Вплоть до ХУII в. до н.э. здесь нет боль­ших поселений – столиц. В поселениях обычно нет ни главной площади, ни главной улицы, ни главного здания, которое могло быть дворцом или местом собраний. Планировка случайна.

Экономический подъем и связанный с ним подъем архитектуры начинается на материке только с XVI в до н.э. Судя по фрагментам фресок, уже в XVI - XV вв. до н.э. создавались богато отделанные дворцы со стеновыми росписями. В материковой Греции до сих пор открыты лишь единичные дома в Микенах, которые приближались по отделке к дворцам. Дворцовые комнаты располагались в цитаделях.

Дворец в Пилосе состоит из двух частей с различной ориентацией. Обе части многократно перестраивались. Дворец погиб в XII в. до н.э. Главное помещение дворца – большой мегарон (11 × 12 м), центром которого являлся круглый очаг, заключенный между четырьмя колоннами, несу­щими прогоны покрытия, а возможно, и фонарь для вытяжки дыма. Мегарон с большим очагом и с четырьмя опорами называется микенским. Мегарон имеет только один вход, расположенный по оси. Аванзал мегарона имеет по одному проему в каждой стене. Аванзал и антовый портик должны были составлять единый объем с мегароном. Их проемы стоят строго по оси, которая за­вершается и подчеркивается очагом. Двор перед мегароном относительно мал. Входной пропилон довольно сильно сдвинут с оси. Среди меньших по­мещений выделяется малый мегарон. Стены мегаронов были расписаны. Пол был покрыт стуком и расписан.

В одном из малых помещений был архив правителя. В помещении позади большого мега­рона большие пифосы, заделанные наглухо в кладку, а в других терракотовые сосуды тысячами стояли на деревянных полках. К малому мегарону примыкает, не сообщаясь с ним, ванная ком­ната. Дворец был снабжен системой подземных стоков.

Лишенный укреплений дворец Пилоса был исключением в материковой Греции. Сильно укрепленные цитадели имели Афины, Микены, Тиринф, Охромен.

Тиринф, вероятно, был крепостью оборонявшей Микены со стороны моря. Когда-то посе­ление находилось на холме, но позднее население было вытеснено на равнину. Это нижнее посе­ление страдало от паводков ручья, огибавшего соседний холм. Чтобы избежать затопления, холм был срыт, а ручей введен в новое русло. Это одно из крупнейших инженерных сооружений древ­него мира. Акрополь Тиринфа занимает небольшой и невысокий холм, который был заселен уже на рубеже III и II тыс. до н.э. От этого времени сохранились следы огромного круглого здания. В середине II тыс. до н.э. здесь был дворец, во фресках которого заметно Критское влияние. После 1400 г. до н.э. построены крепостные стены и новый дворец. Оборонительные сооружения Ти­ринфа поражают своей мощью. Они сложены из огромных, грубо околотых снаружи блоков (цик­лопическая кладка). Толщина стен до их усиления в XIII в до н.э. достигала 8 м. Пристроенные га­лереи и казематы, служившие для хранения продовольствия и оружия, перекрыты ложными сво­дами стрельчатого профиля.

Вход в акрополь был возможен по одному пути. После первых узких ворот в толстой внеш­ней стене нужно было пройти двое мощных ворот, которые состояли из монолитных устоев и ог­ромной цельной каменной балки, утолщающейся посередине.

Стремившийся в крепость неприятель был неизменно обращен к защитникам правым бо­ком, не защищенным щитом. Под градом стрел, копий и камней он должен был преодолеть три мощных преграды. В мирное время ворота образовывали парадный, торжественный вход в рези­денцию царя или его наместника.

Для цитадели Микен был выбран крутой, труднодоступный холм. Первоначально цитадель занимала только вершину холма, где позднее был построен дворец. К западу от древнейшей цита­дели разросся большой некрополь из шахтных могил XVII – XVI вв. до н.э., необыкновенно бога­тых оружием, украшениями, погребальными масками из драгоценных металлов. Полная пере­стройка цитадели относится к XIV – XIII вв. до н.э. Мощная стена опоясала холм гораздо ниже древней цитадели, место которой занял новый дворец, и перерезала древний некрополь. Помимо дворца внутри стены, на нижних террасах, построили зернохранилище и богатые дома. В стене было двое ворот – Львиные и малые. Оборонительная стена шириной около 6 м состоит из наруж­ных слоев (из больших блоков конгломерата) и из внутренней забутовки. Поверх каменной стены высотой 10 м тянулся открытый деревянный ход. Стена во многих местах подпирала искусствен­ные террасы. Около 1200 г. до н.э. к микенскому акрополю была добавлена восточная часть. От­сюда потайная лестница вела к подземному водохранилищу, снабжавшемуся водой из источника Персейн. Потайной ход представляет собой подземную лестницу; нижние части ее стен вытесаны в скале, а понижающиеся стрельчатые своды сложены из грубо околотых блоков.

Замечательный памятник микенского искусства – Львиные ворота – находятся в глубине внешнего двора, образованного бастионом справа и выступом стены слева. Метровой высоты блоки кладки отделаны особенно тщательно. Квадратный просвет ворот (3 × 3 м) обрамлен четырьмя гигантскими блоками, их которых один составляет порог. Большой блок – перемычка над пролетом – повышается в середине; при длине 4,5 м он весит 20 т. Напуском блоков над перемычкой устроен разгрузочный треугольник.

Дворец XIV – XIII вв. до н.э. сохранился плохо. Можно установить, что многие помещения частично вытесаны в скале. Дворец великолепно отделан. Полы помещений и даже двора покрыты стуком и расписаны орнаментальными узорами. По низу стен во многих местах проходили камен­ные фризы с критскими мотивами из полурозеток и триглифов, из спиралей в сочетании с волной, выполненных из привезенного с острова Крит плит мягкого камня.

Близ Микен хорошо сохранилась одна из купольных гробниц, которая носит название "Со­кровищница Атрея", дотируемая XIII в. до н.э. Атрей, мифический микенский царь. Куполообраз­ный свод имеет диаметр 14,5 м и высоту 13 м. Протяженность входного коридора (дромоса) 35 м, его ширина 6 м.

Эгейская культура – младшая из связанных между собой великих древних культур Перед­него Востока. Некоторые общие с ними черты обусловливались общими культурно-бытовыми ус­ловиями раннерабовладельческого общества, а также сходными природными условиями. Вместе с тем последняя фаза эгейской архитектуры была первой в развитии архитектуры греческой.

Областью распространения древнегреческой (эллинской) культуры была не только Греция, т.е. Южная часть Балканского полуострова. От Кипра на востоке до южной Италии и даже ны­нешних Франции и Испании на западе, от северного Причерноморья до побережья Африки были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна города и колонии эллинских племен. Од­нако основным районом, где сложилась эта великая культура, были берега Эгейского моря; вос­точное побережье Греции, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между ними.

Материковая Греция и прилегающие к ней острова были заселены эллинам во второй поло­вине II тысячелетия до н.э. Процесс расселения эллинов не вызвал полного вытеснения ранее обосновавшихся здесь племен, создавших культуру микенской эпохи. Происходила ассимиляция, эллинские племена усваивали более высокую культуру предшествующего периода

В развитии античной греческой архитектуры выделяют следующие периоды:

- эпоха зарождения эллинского зодчества (от XII до середины VIII в. до н.э.). Для строи­тельства этого времени характерны сооружения из дерева (с применением металлических обши­вок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица. Помимо жилых домов в эту эпоху возводятся и первые греческие храмы;

- архаичный период (VIII - начало V в до н.э.), в который завершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство - полис. Это время возникновения монументального зодчества, когда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе с ними и основные варианты греческих архитек­турных ордеров;

- классический период (480 – 400 гг. до н.э.). Это – время, когда после победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам. Появля­ются первые открытые каменные театры, одеоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний;

эпоха эллинизма (330-е – I в. до н.э.) – время распада старых форм греческой государствен­ности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллинской экспансии, направленной на восток.

 

 

4.2 Архитектура древнейшей (XII – середина VIII в до н.э.)

и архаичной эпохи (780 – 480 гг. до н.э.)

 

Зарождение греческого зодчества относится к концу II тыс. и началу I тысячелетия до н.э. Это была заключительная стадия греческого "варварства". Процесс разрушения древнего родового строя явился следствием прогресса производительных сил, а также торговли. Непрестанные войны и пиратство (ограничивавшее развитие торговли) способствовали накоплению богатств в руках общественной верхушки. Понемногу разрушалась и общинная собственность на землю, лучшие наделы которой стали переходить в частное владение родовой знати. Уже в начале I тыс. до н.э. примитивное экономическое и социальное равенство первобытнообщинного строя было безвоз­вратно утеряно. Родовой строй не отвечал более изменившимся социально-экономическим отно­шениям, а с конца VIII и на протяжении VII в. до н.э. в наиболее развитых греческих общинах сложилось классовое рабовладельческое государство. Это характерный для античной Греции по­лис, или город-государство с республиканской формой правления. Господствующее положение в раннем полисе принадлежало старой родовой аристократии.

Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договор­ные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родовой общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение – гибелью.

Размеры древнегреческих государств были так невелики, что на одном Балканском полу­острове они насчитывались десятками. К примеру, на маленьком (12 × 9 км) острове Кеа в течение нескольких веков сумели существовать, враждуя, целых 4 полиса.

Одним из важнейших источников для изучения древнейшей эпохи и, в частности, зодчества является гомеровский эпос.

Скудные сведения о периоде древнейшей архитектуры почерпнуты из эпоса, из немногих остатков древнейших построек и из нескольких терракотовых моделей храмов, найденных при раскопках святилищ. Гомеровские "Илиада" и особенно "Одиссея" рисуют постройки и быт родо­вого строя, отчасти отражают пережитки эгейской культуры, в то же время они во многом допол­няют археологические данные непосредственно этого периода (его еще называют гомеровский пе­риод). Они описывают, например, наиболее древние святилища – примитивные алтари среди при­роды (в пещерах, священных рощах), а также жилища с их помещениями, очагом и усадьбой. В рассматриваемый период складываются и простейшие типы храмов. На всем протяжении своего развития греческие храмы строились не для вмещения молящихся, а в качестве жилища богов и в соответствии с антропоморфным (уподобленным человеку) характером последних, естественно, воспроизводили – на этом раннем этапе – многие черты жилых домов. Иногда для храма исполь­зовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого слу­жил для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения. В помещении храма, которое называлось целлой, помеща­лось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм, как правило, обра­щенным на восток. Собиравшиеся для молитв и жертвоприношений с тех пор уже не входили внутрь храма, а находились с наружи, вокруг алтаря. Сам храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник те­менос – священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выде­лять пропилеями.

Храм стал важнейшим типом монументальной эллинской культуры, тогда как в крито-ми­кенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. Греческий храм не был в такой мере обособлен и не находился в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовались, как в Египте, замкнутой кастой, обладавшей особой политической вла­стью. Жрецы обычно выбирались из числа граждан. Однако жрецами некоторых храмов могли быть члены определенного исторического рода.

Необходимо отметить, что сложение греческого культурного мира начинается в эпоху глу­бокого отставания сравнительно с соседями, и лишь в Ионии, на малоазийском побережье, варвар­ство греков было смягчено близостью к более развитой культуры Фригии и Лидии. До конца VIII в. до н.э. греческие храмы – лишь подобие микенских залов – мегаронов, тогда как скульптура сводилась к примитивным идолам, вытесанным из бревна. Однако именно в это варварское время начинается интенсивное впитывание достижений Востока и Юга, сопровождаемое их радикальной переработкой. Уже к 700 г. до н.э. имеются свидетельства плодотворного контакта только еще кристаллизирующейся греческой и неустанно обновляющейся египетской культуры. Наряду с коммерческими контактами, с конца этого столетия начинается паломничество ученых греков к египетским центрам знания. Одновременно нарастало и малоазийское влияние. Так, например, со­хранилась запись спартанского полководца Лисандра, который изумлялся красоте деревьев в саду персидского сатрапа Тиссаферна и тому, что все они одинакового роста и посажены прямыми ря­дами под прямым углом.

Определим основные типы храмов и их элементы. Простейший тип храма состоял из од­ного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две и иногда одна колона. Отсюда и произошло латинское название этого типа: "храм в антах". Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль1, имеющий колоннады по обоим торце­вым фасадам. В периптере2 закрытое помещение храма (наос) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII в. до н.э. и оставался господствующим в те­чение всего архаического и классического периодов. Более сложным типом является диптер3. Это – храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. Круглые храмы называются моноптер.

Пространство за колоннами перед входом в храм, с его западной стороны или вокруг всей целлы называют портиком. Слово портик часто применяют, разумея не только пространство за ко­лоннами, но и сами колоннады. Портики применялся и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех че­тырех сторон, то тогда их называют также перистилем. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. – крыло) или перистасис ("пери" – вокруг, "стасис" – состояние, стоящий).

Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культо­вую статую первым лучам солнца. Герооны, т.е. святилища, посвященные не богам, а обожеств­ленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону "царства теней".

Древнейшая эпоха – время сложения первых эллинистических городов и появления соору­жения, в которых, не смотря на явную связь их с постройками крито-микенской эпохи по компо­зиции и строительной технике, уже начали появляться новые, типично греческие строительные

приемы и архитектурные формы.

1 Слово "амфи" означает по-древнегречески "с обеих сторон".

2 Слово "периптер" в буквальном переводе – "со всех сторон оперенный".

3 Приставка "ди" по-древнегречески означает "дважды", "двойной".

 

В конце VII и в первой половине VI вв. до н.э. в архитектуре Греции происходит крутой пе­релом. Складываются новые типы многих общественных зданий, в связи с которыми происходит переход от дерево-сырцового к каменному строительству. Недолговечность применявшихся строительных материалов и позднейшие перестройки объясняют ограниченность сведений о горо­дах зданиях архаичной эпохи.

Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов этой эпохи были храмы.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 831;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.