История архитектуры и строительной техники 5 страница
Храм Афины Афайи на острове Эгина стоит на грани архаического периода и эпохи рассвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднееархаическая постройка материковой Греции. Храм был заложен после 500 г. до н.э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н.э., восточный – 480 г. до н.э. Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н.э. Храм представляет собой периптер с числом колонн 6 × 12 и стоял на трехступенчатом основании размером 13,79 × 28,5 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона.
Построенный в период обострения отношений эллинистического мира с могущественной персидской державой и законченный уже в разгар греко-персидских войн, храм в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории. Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие подвиги эгинцев в Троянской войне, должны были служить в это опасное для Греции время ярким напоминанием об их былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственной богини. В центре фронтона находится изображение богини Афины, по обеим сторонам ее – фигуры сражающихся героев, расположенные на столько симметрично, что правая сторона повторяет левую почти в зеркальном отражении. Выдержан единый масштаб для фигур, из которых выделяется богиня Афина с преувеличенным ростом.
Постройки ионического периода.
Стоя афинян в Дельфах, памятник с ионическими колоннами. Она была построена сразу же после окончания греко-персидских войн, в 478 или 475 гг. до н.э., т.е. уже в начале следующей эпохи в развитии греческой архитектуры. Впервые афиняне, принадлежавшие некогда к ионическим племенам, воспользовались ионическими колоннами. Необычайно широко расставленные, с маленькими капителями и своеобразной, расширяющейся к низу базой, эти колонны, выполненные из мрамора, четко выделялись на фоне грубой серой стены, сплошь испещренной, словно орнаментом, надписями. По сути дела - это легкий навес, прислоненный к мощной подпорной стене, над которой возвышался храм Аполлона. Навес предназначался для хранения посвященных афинянами богу военных трофеев.
Храм Артемиды в Эфесе. Храм Артемиды Эфесской в древности считался одним из семи чудес света. Строительство архаического храма было начато еще в первой половине VI в. до н.э., о чем свидетельствуют обнаруженные на скульптурных базах колонн посвятительные надписи лидийского царя Креза (побежденного персидским царем Киром в 546 г. до н.э.), жертвовавшего средства на постройку. Все строительство храма длилось сто двадцать лет. Первыми архитекторами были Херсифрон из Кноса, его сын Метаген (Витрувием упоминается написанный ими трактат об архитектуре) и Федор из Самоса.
Архаический храм Артемиды (Дианы) Эфесской был сожжен в 356 г. до н.э.; согласно преданию, он был подожжен Геростратом, жителем Эфеса, чтобы обессмертить свое имя. На этом месте в эллинистическую эпоху был возведен новый храм.
Размер храма по стилобату составлял 109,2 × 55,1 м. При обычно принятой ориентации продольной оси с запада на восток вход в него располагался с западной стороны.
Внутреннее помещение состояло из глубокого пронаоса, разделенного на три нефа двумя рядами колонн, по четыре в каждом, с обширной целлой, сообщавшейся дверью с небольшим четырехколонным опистодоном. Колонны храма были сооружены из мрамора. Стены имели массивную облицовку и заполнялись известняком на растворе. Высота колонн в точности неизвестна. Диаметр колеблется от 1,05 – 1,3 м до 1,6 м. Базы малоазийского типа различались между собой в деталях. Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами. Украшенные рельефами базы, пожертвованные, как гласит надпись на них, лидийским царем Крезом, были повторены и при возобновлении храма после пожара в 356 году до н.э. Они составляют исключение в греческой архитектуре, происходя от декоративного приема украшения внизу, на уровне глаз. Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля с острыми ребрами.
Капители были различных типов, но все имели сильно развитый эхин с крупными овалами, большие подушки, завершенные волютами, и вытянутую в плане абаку (подушки капители высечены из одного и того же камня, что и эхин).
4.3 Архитектура эпохи рассвета (480 – 400 гг. до н.э.)
Рассматриваемый период, который в истории греческой культуры и искусств обычно называют классическим, ознаменовался вначале борьбой объединившихся греческих полисов с внешними врагами, угрожавшими их независимости (могучая персидская держава – на Востоке, Карфаген – на западном Средиземноморье), а затем соперничеством двух наиболее противоположных по развитию и общественному строю городов-государств – передовых Афин и отсталой земледельческой Спарты.
В первой четверти V в. до н.э. могучая персидская держава, под властью которой находились вся Передняя Азия и Египет, стремясь к господству в Эгейском море, неоднократно обрушивалась на Грецию. Особенно грозными для Афин были наступления персов в 490 и 480 – 479 гг. до н.э. Эти войны были успешно выиграны эллинами. Наиболее трудной была вторая война, когда одновременно с вторжением персидских войск в Среднюю Грецию греческие колонии в Сицилии подвергались нападению карфагенян. В 480 г. до н.э. Афины были захвачены и разрушены персами; однако, несмотря на разрушение своего города, афиняне, обладавшие большим флотом, продолжали деятельно участвовать в войне. В ходе войны Афинам удалось возглавить силы морских греческих государств. Это объединение получило название Афинского морского союза. Победа греков над персами знаменовала торжество более передовых рабовладельческих республик Греции над более отсталой персидской монархией.
Развитие рабовладельческой демократии создало исключительно благоприятные условия для культурного рассвета Афин. Огромные средства тратились на украшение Афин, которые стали "школой всей Эллады".
В 431 г. до н.э. произошло столкновение Афинского морского союза с находившимся под гегемонией Спарты Пелопоннесским союзом. Эта война, продолжавшаяся с перерывами до 404 г. до н.э., известна под названием Пелопоннесской. Война охватила почти всю Грецию. Помимо политических противоречий между Спартой и Афинами, в основе конфликта лежали экономические противоречия: борьба за рынки в Пелопоннесе, Южной Италии и Черноморье.
Пелопоннесская война была неудачна для Афин. Понеся ряд поражений, афиняне потеряли часть союзников, отпавших от них. В 404 г. до н.э. Афины были принуждены сдаться, признав гегемонию Спарты.
В результате разрушений, причиненных персидскими войнами малоазийским греческим городам, родине ионического ордера, в начале и середине рассматриваемого периода доминирует строительство храмов в дорическом ордере. Лишь со второй половины V в. до н.э. в интерьерах построек все чаще применяются другие ордера.
Строительная техника эпохи классики являлась продолжением и развитием тех приемов, которые были выработаны в предшествующий период. По-прежнему доминировала столь характерная для эллинского зодчества стоечно-балочная конструкция. Материалы применялись в основном те же, что и в позднеархаичное время. Однако мрамор, применявшийся прежде преимущественно для главных элементов декора, становится теперь важнейшим строительным материалом для надземных частей монументальных сооружений. Мрамор лучших пород – паросский и пентелийский – широко применяется в постройках не только ионического, но также дорического ордера. Мрамор позволил достигнуть великолепной игры света и тени, обогатил архитектуру своими цветовыми свойствами и способностью просвечиваться в краях блоков и прежде всего в ребрах каннелюр. Колонны приближались к скульптуре, изображавшей живое, просвечивающееся на солнце тело.
Как и в предыдущую эпоху, кладка стен производилась насухо. Блоки скреплялись металлическими скобами, пиронами и штырями, которые после укладки заливались свинцом. Стены, сложенные из мраморных квадров, не требовали облицовки.
В классическую эпоху стволы колонн выполнялись, как правило, из отдельных барабанов. Архитрав обычно сооружался из каменных или мраморных блоков, поставленных на ребро. Фриз состоял из блоков, расположенных в два ряда. Антаблемент, так же, как стена, выкладывали насухо и связывали железными скрепами, залитыми свинцом. Кровля покрывалась терракотовыми черепицами, формы которых были выработаны еще в предшествующую эпоху.
Редкость применения арки и свода до III в. до н.э., по-видимому, следует объяснять несоответствием этих конструкций эстетическим задачам эллинистического зодчества классической эпохи.
Сооружения общественных построек в классическое время обычно поручалось особым строительным комиссиям, в ведение которых поступали соответствующие средства. Составленные этими комиссиями отчеты о расходах нередко высекались на мраморных плитах. Такие надписи позволяют судить и о сроках строительства, и о числе рабочих.
Храм Зевса в Олимпии, сооружен вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н.э.) и на средства взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения.
Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. В настоящее время храм лежит в развалинах. Это – дорический периптер размером 27,68 × 64,12 м по стилобату с числом колонн 6 × 13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Высота колонн – 10,43 м. Вопрос о существовании энтазиса у заметно утончавшихся колонн и курватур остается, вследствие разрушений от землетрясений, неясным.
Широкий 5-метровый проем, закрывавшийся массивной бронзовой дверью, вел из пронаоса в наос, разделенной двумя двухъярусными колоннадами на три нефа. Над боковыми нефами олимпийского храма шли галереи, по которым, можно было, приблизится к статуи Зевса, установленной в глубине наоса.
Храм с течением времени обогащался новыми приношениями. Так, в 456 г. до н.э. его фронтон был украшен золотым щитом. Подобным же приношением являлся и огромный, расшитый и покрашенный финикийским пурпуром занавес, отделявший первые два пролета наоса. Подвешенный на шнурах, он опускался на пол за первый барьер, открывая взгляду молящегося колоссальную фигуру сидящего в глубине целы Зевса, сверкающую золотом и слоновой костью. Фидиев Зевс представлял собой одно из самых значительных и прославленных в древности произведений монументальной скульптуры, посвященных образам греческой мифологии. Статуя была так велика, что Зевс, будь он живым, не мог бы подняться со своего трона, не разрушив крыши.
Олимпия с ее знаменитыми играми служила воплощением идеи национального единства всего эллинистического мира, и храм Зевса, построенный в период большого политического подъема Греции, как бы скреплял это единство художественным показом величия и мощи главного общеэллинского божества.
Храм Геры (Посейдона) в Посейдонии – наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н.э., а по сути дела - единственный греческий периптер, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. На трехступенчатом основании (размер стилобата 24,3 × 59,99 м) возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь несколько блоков. Храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции некоторые части сооружения покрашены.
План и общая композиция храма, без сомнения, были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Надо полагать, что архитектор Посейдонии изучал его, что особенно вероятно в связи с усилившимися культурными влияниями материковой Греции после того, как в 468 г. до н.э. город принимал участие и вышел победителем в олимпийских играх.
Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера.
Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние – по 16; соотношение их диаметров друг к другу – 9:7; по высоте они относятся друг к другу, как 16:9 (6,06 и 3,41 м).
Необходимо отметить особенности масштабной характеристики II храма Геры. Издали (как и на чертеже) он кажется меньше, чем в действительности, и тем сильнее воздействует на зрителя, когда тот, подойдя к сооружению вплотную, уяснит себе его истинные размеры. Этому способствуют массивность антаблемента, относящегося к высоте колонн как 1:2.3, тяжелые пропорции колонн (Н = 4,23 или 4,33·D), состоящих всего из 5 – 6 больших барабанов, их тесная расстановка, крупность блоков архитрава, достигающих 4,5 м в длину и 1,5 м в высоту, иными словами, как бы преувеличенная массивность всех основных частей сооружения, которой противопоставляются относительно небольшие размеры и рельеф деталей. В этом противопоставлении размеров и пластики основных архитектурных форм второстепенным, несомненно, участвуют светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения.
Ансамбль Афинского акрополя. Афины во второй половине V в. до н.э. явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Это – время деятельности трагических поэтов Софокла и Еврипида, автора комедий Аристофана, знаменитого скульптора Фидия и блестящей плеяды архитекторов Калликрата, Иктина и Мнесилка. Наивысшим достижением зодчества этой эпохи был ансамбль Афинского акрополя.
Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной, примыкает к морю. Это – массив сиреневато-серого известняка с крутыми извилистыми склонами, делающими доступ возможным только с западной стороны. Вершина как бы срезана и образует вытянутую с запада на восток площадку. Ее длина 300 м и наибольшая ширина около 130 м. Отметка наиболее высокой точки Акрополя над уровнем моря составляет 156,2 м, а над прилегающей котловиной и раскинувшимся у его подножья городом Акрополь возвышается на 70 – 80 м. В древнейшую эпоху Акрополь был крепостью, в которой при опасности укрывались окрестные жители; построенные здесь в эпоху архаики общественные здания были разрушены персами в 480 – 479 гг. до н.э.
После изгнания персов афиняне принялись за восстановление Акрополя. Комплекс архитектурных сооружений Акрополя должен был занять господствующее над городом и долиной положение, сохраняя при этом в своем облике черты древней крепости.
При Перикле были возведены все важнейшие памятники ансамбля. Из них Парфенон – главный храм Афины Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился 447 – 438 гг. до н.э., заканчивался отделкой до 432 г. до н.э.), пропилеи – парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437 – 432 гг. до н.э.) и грандиозная статуя Афины Воительницы (Промахос), произведение гениального Фидия, возвышающаяся на высоком пьедестале лицом к входу и господствующая над всей западной частью ансамбля. Выполнение широко задуманной композиции осуществлялось с большой энергией и быстротой под руководством Фидия. Но после Перикла были построены лишь маленький храмик Ники Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пиргосе), расширенной и укрепленной субструкциями (около 421 г. до н.э.), и Эрехтейон – храм, посвященный Афине и Посейдону с северной стороны (407 – 406 гг. до н.э.). Таким образом, на возведение всех построек ушло около 40 лет.
Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами, их героическую освободительную борьбу с иноземными захватчиками. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Прохамос, стоящей на страже и увенчивающей всю композицию ансамбля, в образе Афины Лемнии со шлемом и копьем в руках и, наконец, в статуе Бескрылой Победы, названной так, потому, что деревянная статуя богини в храмике была изображена без крыльев, чтобы она не могла покинуть афинян. Тот же мотив звучит и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.
Пропилеи – не менее важное сооружение в композиции ансамбля, чем его главный храм, Парфенон – были возведены архитектором Мнесиклом. Пропилеи построены на месте старого торжественного входа на Акрополь. Работа архитектора была чрезвычайно затруднена тем, что границы священных участков Артемиды и Ники Аптерос с юга и юга-запада нельзя было нарушить. Это наиболее богатый и развитый пример монументальных входов, которые с давних пор сооружались в святилищах Греции. Такие входы представляли собой сквозные портики в антах, обращенные внутрь святилища и врезанные в ограду теменоса. Вместо одного входа в пропилеях сделано пять проемов, средний из которых, рассчитанный для проезда верхом и провода жертвенных животных, был значительнее больше остальных (интерколумний составляет 3,88 м). В нем вместо ступеней устроен пандус. Это один из наиболее ярких примеров совмещения двух ордеров в одной постройке.
Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) был сооружен Калликратом в честь богини Победы. Это небольшой ионический четырехколонный амфипростиль размером 5,4×8,14 м по стилобату. Площадка вокруг храма была окружена мраморным парапетом, украшенным прекрасными скульптурными рельефами. Здесь же, перед храмом, находился алтарь Ники. Целла храма не имеет ни пронаоса, ни опистодома. Торцы ее продольных стен обработаны в виде антов. С восточной стороны находились два узких каменных столба, поставленных между антами, к которым крепились металлические решетки, закрывавшие вход в неглубокую целлу. Интересна история храма Ники. Он простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания, и рельефы были извлечены из земли, а в 1835 – 1836 гг. храм был вновь сложен и получил нынешний облик. Зимой 1935/36 года, когда кладка стала грозить падением, пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.
Парфенон – одно из самых совершенных и заслуженно прославленных произведений мирового зодчества. Он возведен на месте большого храма, к строительству которого афиняне приступили на рубеже V в. до н.э. Была выбрана самая высокая часть скалы и размеры строительной площадки увеличены к югу, где вдоль крутого обрыва была возведена подпорная стена, а также мощное основание и стереобат храма. Приступили к установке барабанов колонн, но при нашествии Ксеркса в 480 г. до н.э. все начатые работы, как и прочие сооружения, были разорены. Новый храм Афины был начат в 447 г. до н.э., а при праздновании Панафиней в 438 г. до н.э. состоялось освещение храма. Скульптурные работы продолжались до 432 г. до н.э.
Перед зодчим Парфенона Иктином и Калликратом стояла необычная, сложная и величественная задача: создать не только главный храм полиса, посвященный его божественной покровительнице Афине, но и главное сооружение всего ансамбля Акрополя, который, по мысли Перикла, должен был стать всеэллинским святилищем. В связи с важнейшей государственной ролью Парфенона было решено сделать его местом хранения казны Афин и возглавляемого ими Морского союза, а также договоров с другими полисами.
Для того чтобы разрешить стоявшие перед ними идейные и архитектурно-художественные задачи, строители Парфенона творчески переработали композицию дорического периптера, отступив во многом от установившегося типа, в частности прибегнув к свободному совмещению дорических и ионических архитектурных традиций.
Парфенон является самым крупным дорическим храмом в греческой метрополии (размер по стилобату 30,86×69,51 м), и его внешняя колоннада – 8×17 – превышала обычное для дорических периптеров число колонн. Оба торца целлы завершались шестиколонными простильными портиками.
В соответствии с назначением Парфенона его план включал не только обширную целлу для культовой статуи, но и самостоятельное, обращенное на запад помещение, которое служило сокровищницей и носило название "Парфенон", т.е. "помещение для девушек". По одной из гипотез именно здесь избранные афинские девушки ткали покрывало для богини.
Главное помещение Парфенона существенно отличалось от других храмов с тремя нефами: его продольные двухъярусные колоннады соединялись вдоль задней стены целлы третьей, поперечной колоннадой, образуя вокруг культовой статуи П-образный в плане проход. Такой прием, впервые примененный Иктином и подчеркивающий значение целлы как кульминационного пункта всей композиции, являлся важным шагом в развитии монументальной архитектуры интерьера, интерес к которому с течением времени возрастал.
Двухъярусная внутренняя колоннада должна была выполнять важную роль в масштабной характеристике Парфенона. Она не только подчеркивала необычайные размеры центрального пространства целлы (ее ширина превышала 19 м, пролет между колоннами около 10 м), но на ее фоне грандиозная статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная самим Фидием и достигавшая высоту 12 м, должна была казаться еще больше. О перекрытии центральной целлы сведений не дошло. Не исключено, что в нем имелось большое световое отверстие и что целла была открыта небу. Статуя Афины была выполнена из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Свыше сорока талантов (более тонны) золота ушло на одежду и вооружение богини.
Ордер Парфенона значительно отличается от ордера предшествующих ему дорических храмов. Колонны, равные по высоте колоннам храма Зевса в Олимпии, т.е. 10,43 м при диаметре 1,905 м (в угловых 1,948 м), обладают значительно более легкими пропорциями. Утонение колонн было не сильным, энтазис невелик – максимальное отклонение от прямой 17 мм.
Все наружные скульптуры оставались на месте, и сам Парфенон, несмотря на ряд переделок, пребывал в целости до 1687 г., когда во время венециано-турецкой войны прямое попадание венецианской бомбы разрушило всю его среднюю часть. Современное состояние храма – плод тщательных реставраций.
Значительность идейного содержания и совершенство художественной формы делают Парфенон вершиной всего древнегреческого зодчества.
Эрехтейон – последняя по времени постройка Акрополя, завершившая весь его ансамбль. Этот мраморный храм ионического ордера расположен в северной части холма, возле места древнего Гекатомпедона, впоследствии сгоревшего. Эрехтейон был посвящен Афине и Посейдону. Площадка, отведенная под храм, была связана с рядом реликвий, относящихся к культу.
В конце I в. до н.э. внутренние помещения Эрехтейона были подвержены пожаром. В византийский период Эрехтейон был обращен в церковь. В XII в., при крестоносцах, он был присоединен к выстроенному на Акрополе дворцу и, наконец, в эпоху турецкого владычества служил помещением гарема местного правителя. В начале XIX в. храм подвергся разрушениям при военных действиях. Большие реставрационные работы были произведены в начале XX в., в частности, разысканы многие из недостававших камней и восстановлены важнейшие части храма. Теперь наружный вид Эрехтейона можно считать в основном выясненным.
Особенностями Эрехтейона является его ассиметричный план, не имеющий аналогий в эллинистическом храмовом зодчестве, а также очень сложная пространственная композиция его помещений и трех портиков, расположенных на разных уровнях.
Основное ядро здания представляет собой прямоугольную в плане постройку с размером по стилобату 11,63 × 23,5 м. Крыша двускатная, крытая мраморной черепицей, на восточной и западной стороне – фронтоны. С востока цела завершается шестиколонным портиком во всю ширину здания, подобно храмам простильного типа. Необычно решен западный конец сооружения. Здесь имелись два своеобразно расположенных портика, завершавших не торцовую, а продольные стороны целы и ориентированных на север и юг (северный портик и портик Кор).
С западной стороны храма имелся высокий цоколь, над которым подымались четыре колонны в антах. Промежутки между колоннами были забраны решетками. Высота колонн и антов западного фасада составляет 5,61 м. Высота цоколя, на котором они стоят, 4,8 м.
4.4 Архитектура эпохи эллинизма (323 г. до н.э. – I в н.э.)
В начале IV в. до н.э. социальная борьба еще более усиливается, так как усиливается имущественное неравенство.
Характерной чертой IV в. до н.э. является массовый уход граждан в наемные войска. Установившееся в конце Vв. до н.э. господство Спарты было через 35 лет сменено кратковременной гегемонией Фив (371 – 363 гг. до н.э.).
Новое возобновление междоусобных войн знаменует собой начало кризиса рабовладельческого строя в целом.
Рабский труд, будучи господствующей формой производства, быстро вытесняет свободных ремесленников. Этот процесс, а также дальнейшее развитие денежного обращения приводит к небывалому обнищанию широких слоев свободного населения.
Падение патриотизма и безразличие к судьбам полисной рабовладельческой демократии было характерным не только для низших слоев рабовладельческого класса, но и для богатых слоев; среди последних появляется тяга к монархическому строю или к военной диктатуре, которая могла бы оградить их от революционных выступлений бедноты. Богачи связывали с монархией и надежды на объединение враждовавших полисов для военной экспансии на Востоке: она не только сулила овладение сказочными богатствами и рынками персидской державы, но и освободила бы метрополию от беспокойных элементов. В силу этих причин македонские завоевания, стремившиеся овладеть всей Грецией, в середине IV в. до н.э. нашли поддержку в состоятельных слоях самых различных греческих государств.
Процесс разложения греческих городов-государств был ускорен завоеванием Греции македонским царем Филиппом в 338 г. до н.э. После завоеваний его сына Александра Македонского и распада созданного им огромного государства, охватившего территорию от Черного моря до Египта и от Дуная до Инда, возникает ряд эллинистических государств. Это были: царство Селевкидов, включавшее почти всю Переднюю Азию, царство Птолемеев, объединившее Египет с Киренаикой и южной Сирией, Македонское, Пергамское, Вифинское, Понтийское и Бактрийское царства в Малой Азии на побережьях Эгейского, Черного и Каспийского морей.
Восточные эллинистические государства соединяли в себе черты экономики и общественных отношений, присущих древневосточным централизованным деспотиям, с новыми формами экономики и общественных отношений, зародившихся после крушения общественного строя классического греческого полиса.
В этом соединении греческих и восточных экономических и общественных отношений сама греческая культура приобретает новые качества с того момента, как она, преодолев узкие рамки отдельных полисов, сделалась достоянием народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Культура же эллинистических восточных государств, испытывая влияние высокоразвитой греческой культуры, все же продолжала сохранять сложившейся веками самобытный характер. Стойкость местных культурных традиций объясняется тем, что, даже будучи введены в состав империи Александра, страны Востока сохранили свою собственную экономическую базу и многие старые традиции в области культуры и искусства. В этом как раз и кроется сложность эллинизма, имеющего два корня – греческий и восточный.
Поражает размах эллинистического строительства как в отношении размеров, так и в отношении количества сооружений; в это время заново реконструированы и построены сотни новых городов (один Александр Македонский согласно преданию, основал на пути своих завоеваний 70 "Александрий"). Были основаны такие мировые столицы, как Александрия в Египте, ставшая культовым центром всего элленистического мира, Антохия в Сирии, Селевкия в Месопотамии с их огромными дворцами и храмовыми комплексами, садами и загородными виллами, а также знаменитая Александрийская гавань с ее монументальным маяком Фаросом, известным нам по описаниям и изображениям на монетах. Быстро растет обширная сеть благоустроенных дорог, связывающих торговые города империи. Это грандиозное строительство сопровождалось развитием архитектурной науки, выразившимся в ряде упоминаемых Витрувием трудов по теории и практике архитектуры.
В области строительства новых типов сооружений эпоха эллинизма, хотя и не делает существенного вклада, за исключением библиотек, дворцов монархов и некоторых видов культовых (монументальные алтари и гробницы) и инженерных (гавани, маяки) сооружений, но приводит к существенному обновлению ранее сложившихся, особенно таких общественных зданий, как залы собраний, рынки, театры, спортивные сооружения, которые наряду с храмами строятся из таких же дорогостоящих материалов и тщательно отделываются и украшаются.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 704;