История архитектуры и строительной техники 7 страница
Древнейшие этрусские храмы строившееся из сырцового кирпича (стены) и дерева (колонны портиков и перекрытия), естественно не дошли до нашего времени, мы можем судить о них лишь по сохранившимся фундаментам и подиям (постаментам), сложенным насухо из камня, по многочисленным терракотовым облицовкам и украшениям, по вотивным моделям и письменным свидетельствам, прежде всего по описанию Вшрувия.
Уже в начале первого периода (VII в. до н.э.) наряду с открытыми святилищами у этрусков появились и простейшие храмы, напоминавшие греческие простили с двухколонными портиками перед единственным неглубоким помещением – целлой. В конце VII - начале VI в до н.э. сложились и основные типы одноцеллового и трехцеллового храмов с более развитыми многоколонными портиками, сохранившие ведущую роль в культовом зодчестве. Возникновение трехцеллового типа храма связано с характерным для этрусского культа выделением важнейших триад небесных и подземных богов.
По форме плана эти храмы приближались к квадрату. Это увеличивало значение главного фасада, ярко выявленное уже в том, что только с его стороны имелась широкая лестница, торжественно поднимавшаяся на высокий подий. Деревянные, широко расставленные колонны, по высоте равные лишь трети ширины фасада, располагались строго по осям стен, образуя по середине более широкий интерколумний. Передний ряд колонн перекрывался двумя параллельными деревянными балками, на которые были уложены такие же балки, несшие перекрытия портика. Крутая двускатная кровля храма с большими свесами по сторонам, защищавшими сырцовые глиняные стены, крылась черепицей.
В целом фасад этрусского храма с его широкой лестницей относительно невысокими колоннами и перегруженными терракотой верхними частями имел приземистый, тяжелый облик, что наталкивает на их сопоставление с дерево-сырцовыми храмами греческой метрополии.
Сопоставляя этрусское зодчество с римским, необходимо признать, что хотя этруски в широком историческом масштабе и не оставили выдающихся по своим художественным качествам сооружений (такие качества бесспорно принадлежат их фресковой живописи), все же они определили многие важные черты раннеиталиискои и позднейшей римской архитектуры – черты, которые получили дальнейшее развитие на протяжении последовавших столетий и блистательно раскрылись во времена поздней Римской республики и ранней империи. От этрусков римляне получили и высокую строительную технику, и исходные типы жилища, культовые сооружения и надгробия.
К этрускам восходят и такие важнейшие особенности римской архитектуры, как тенденции к четкой геометричности и симметрии плана (будь то отдельное сооружение, храмовый комплекс или ансамбль общественного центра – форум) и четкое выделение главной глубинной оси, завершение которой грандиозными апсидами (в храмах или термах более позднего времени) также могло быть подсказано ложными полусводами, замыкающими пространство многих этрусских гробниц.
5.2 Архитектура Римской республики (IV в. до н.э. – 27 г. до н.э.)
История Римской Республики охватывает период от конца VI в. до н.э. до 27 г. до н.э., т.е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н.э. до возникновения Римской империи.
Рим – город, основанный по преданию Ромулом и его братом Ремом (согласно исчислению Варрона – в 753 г. до н.э.) в нижнем течении р. Тибр, приблизительно в 25 км от устья. Раскопки обнаружили остатки древнейших поселений латинян и сабинян (10 – 9 вв. до н.э.) преимущественно на холмах Палатин и Квиринал. Эти поселения в 7 в. до н.э. слились в один город. Традиция относит свержение этрусского владычества и установления Республики к 510 – 509 гг. до н.э. Военно-политическая власть царя перешла к консулам. Консулами именовались два высших должностных лица Римской республики, которых народное собрание избирало сроком на один год. Высшим органом власти был сенат.
Первоначально Рим являлся обычным городом-государством, входившим в союз городов Лация. Успешные войны и искусная дипломатия сделали Рим главой федеративного государства, власть которого к 265 г. до н.э. распространилась на территории всей Италии. Затем под властью Рима оказываются Греция, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. В конце периода республики все Средиземноморье подчинено Риму.
В создании римской культуры республиканской эпохи участвовали не только римляне, но и многие покоренные им народы, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Особенно велик был вклад греков южной Италии и Сицилии (Великой Греции) и этрусков.
Римская культура не имела столь яркого творческого начала, которое было присуще культуре Греции. Но отличительной способностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
Местные латинские особенности и этрусские традиции составили основу римской культуры, которая в дальнейшем развивалась под постоянным и все более сильным влияниям культур покоренных народов. В эпоху республики главное воздействие оказывали греческая и эллинистическая культуры.
В течение ряда столетий после возникновения Римского государства его города не знали регулярной планировки. Они складывались стихийно, следуя естественному рельефу местности. В эту эпоху для жителей городов главной заботой было устройство защитных укреплений и осуществление самых необходимых мер по благоустройству (водоснабжение и канализация), а вопрос о рациональной организации городской территории отходил на второй план. Поэтому градостроительные мероприятия долгое время сводились к сооружению городских стен, которые охватывали постепенно расширявшуюся площадь города, к постройке акведуков и созданию клоак. В наибольших масштабах это происходило в столице государства – Риме.
В древнейшую пору (VIII – VII вв. до н. э.) Рим был небольшим поселением, возникшим на Палатинском холме и окруженным валом и рвом (так называемый Квадратный Рим). Жилищами служили хижины, обычно эллиптические в плане, размером около 4,8 × 3,65 м, которые состояли из деревянного каркаса и тростниковых стен, обмазанных глиной. К концу VII в. до н. э. разросшееся поселение обратилось в город площадью около 285 га, разделенный на четыре района. Крепость была перенесена с Палатина на крутой скалистый Капитолий, ставший акрополем города. К VI в. до н. э. восходит древнейшая каменная стена Рима, сложенная из туфа и имевшая в периметре около 7 км. Она частично сохранилась на Палатине, Капитолии, Квиринале и Эсквилине. В V – III вв. до н.э. Рим представлял собой город с постепенно сложившейся неправильной планировкой узких кривых улиц, лишь к 296 г. до н. э. замощенных булыжником. Основу застройки составляли дома из дерева и сырца. Хотя законодательство V в. до н. э. предусматривало обязательные интервалы между домами, город периодически страдал от пожаров. Большой ущерб приносили также постоянные паводки Тибра. Благоустройство ограничивалось канализацией, которая, по преданию, существовала уже в царский период, вероятно, в виде сточных канав, к III в. до н. э. покрытых сводами. У подножия Капитолия сохранилась круглая каменная цистерна для воды – Туллианум, имевшая ранее ульеобразный купол.
Взятие и разорение галлами Рима в начале IV в. до н. э. со всей остротой показало необходимость постройки мощных оборонительных укреплений. В 378—352 гг. была возведена так называемая Сервиева стена, долго ошибочно относимая к эпохе царя Сервия Туллия. Стена периметром в 11 км охватывала территорию в 426 га. Уцелели ее остатки на Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине и Авентине. Строители Сервиевой стены сочетали италийские и греческие приемы фортификации: италийский земляной вал и каменный пояс стен греческих полисов.
В V в. до н. э. на юге Италии в Великой Греции и на севере в Этрурии уже существовали города с регулярной планировкой. Гипподамова система широко распространилась в греческих полисах Италии. Прямоугольная планировка некоторых этрусских городов, возможно, также была заимствована у греков. Но ни у греков, ни у этрусков равномерная разбивка городских территорий на кварталы еще не сопровождалась четким выделением двух главных взаимно перпендикулярных магистралей. Такое выделение впервые появилось у римлян как результат формирования их военного лагеря. Народ-завоеватель придавал большое значение правильной организации лагеря, поэтому постепенно был выработан наиболее целесообразный план, ставший типовым и применявшийся римскими легионерами на протяжении всей истории Рима. В планировке лагеря органически присущее римлянам тяготение к строгой рациональности и регулярности, сказавшееся в четкой организации их государственного и военного уклада, нашло классическое по своему лаконизму выражение.
К концу дневного перехода римские легионеры разбивали на ровной местности большой прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам выкапывали глубокий ров и насыпали земляной вал. В центре каждой из образовавшихся таким образом стен устраивали ворота. Географическую ориентацию лагеря подчеркивали две главные пересекающие его дороги – кардо, направленная с севера на юг, и декуманус, шедшая с востока на запад. На их пересечении находилась площадь для общего собрания воинов, служившая административным и религиозным центром лагеря. Здесь ставили палатки военачальников и жрецов, устанавливался походный алтарь, и сооружалось помещение для казны.
В важнейших опорных пунктах завоеванных территорий вместо временных сооружались постоянные лагеря, которые являлись оплотами римского господства. Они укреплялись каменными стенами и имели казармы вместо палаток и каменные здания для военно-административного аппарата и общественных учреждений. Со временем эти лагеря, связанные прекрасными дорогами с метрополией, становились также центрами притяжения торговли и ремесел, обрастали снаружи жилой застройкой (дома семей воинов, жилища ремесленников и торговцев) и превращались в ядро вновь возникших городов. Многие города Европы и стран Средиземноморья ведут свое происхождение от римских лагерей.
Форумы. В республиканский период все многообразные стороны общественной жизни города сосредотачивались на форуме. Здесь находились храмы главных богов – покровителей города, перед которыми совершались религиозные церемонии. Форум был центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась оживленная торговля, заключались сделки. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал – в центре площади происходили гладиаторские игры. Такое многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий. На многих форумах этого времени наряду с храмами возводились базилики (для суда, биржи и др. целей), курии для заседаний сената или городского управления и лавки торговцев – таберны. Площадь, украшенную статуями знаменитых граждан, стали окаймлять воспринятые от эллинистической архитектуры колоннады портиков, второй ярус которых вмещал дополнительное количество зрителей.
Центр столицы Римского государства складывался на протяжении почти всей истории Рима, так как каждая эпоха реставрировала или перестраивала старые сооружения форума и добавляла новые. Поэтому Римскому форуму трудно было придать геометрически правильную форму, и живописная нерегулярность его планировки так и не была преодолена с течением времени.
Как место торговли и народных собраний форум возник еще в VI в. до н. э. в долине у подножия Капитолийского холма, где перед храмом Весты происходили религиозные церемонии. Для осушения этого заболоченного места вскоре была проведена клоака Максима, впадавшая в Тибр близ о. Эскулапа. Затем на форуме появились Регия (жилище царя) и Курия (здание заседаний Сената) близ Комиция (площадки народных собраний). В дальнейшем к ним прибавились прислоненный к обрыву Капитолия храм Конкордии, хранилище казны – храм Сатурна, базилики и другие сооружения. Первоначально здесь же торговали продовольствием, но затем эта торговля была выведена за пределы главной площади Рима. Так образовался ряд рынков – Бычий, Овощной, Рыбный (форумы Боариум, Голиториум, Пискариум) и др. На Римском форуме остались таберны ювелиров и т. п.
Хаотичная застройка форума получила композиционный центр после возведения в 78 г. до н. э. на юго-восточном склоне Капитолия здания государственного архива – Табулария, замкнувшего форум. Со стороны форума это двухэтажное сооружение вознесено на 15-метровые суб-струкции. Главный фасад имел в основании почти глухую стену, закрывающую субструкции и прорезанную лишь рядом небольших окон. Открытая галерея первого этажа высотой около 10 м состоит из 11 арок пролетом 3,6 м и перекрыта сомкнутыми бетонными сводами. Воспринимающие их распор внешние столбы галереи крестообразны, так как служили контрфорсами и усилены с внутренней стороны выступами, а снаружи – дорическими полуколоннами. Очень узкие каннелюры делают полуколонны особенно могучими. Ионическая колоннада второго этажа не сохранилась. Сооружение подчеркнуто тектонично, благодаря сильному контрасту между тяжелым цоколем и облегченными верхними этажами.
На фасаде Табулария арка впервые объединилась с ордером, образовав новый архитектурный элемент – ордерную аркаду. Основные массы здания выполнены из бетона, но все его наружные стены были сложены из тесаного туфа и травертина и покрыты тонким слоем стука.
Теснота Римского форума и политические расчеты Цезаря привели к постройке в 54 – 46 гг. до н. э. нового форума у отрогов Квиринала. Построенный в переходный исторический период диктатором в целях самоутверждения, этот форум в корне отличен от городских площадей республики. На нем нет базилики – этого средоточия общественной жизни граждан, а таберны торговцев устроены лишь в глубине одной из сторон форума, вдоль подъема Аргентариев, и заслонены портиками. Состоявшие из двух рядов колонн и перекрытия портики располагались на три ступени выше уровня площади и направляли вошедшего на форум прямо к храму Венеры Родительницы, покровительницы рода Юлиев. Туда же было обращено конное изваяние Юлия Цезаря в середине площади. А в апсиде шестиколонного коринфского периптера стояла статуя Венеры, ведущей за руку Юла – родоначальника Юлиев. Так был сделан первый шаг к обожествлению личности правителя, которое вскоре переросло в культ императоров. Многообразные функции форума оказались сведенными к одной главной – поклонению правителю. Из народной площади форум превратился в ансамбль, средствами архитектуры утверждавший власть диктатора. Построенный по единому замыслу, форум Цезаря завершил становление типа римского форума. Имеющий размеры 42 × 125 м и геометричность плана в нем присутствует и большая симметрия его частей. Эти черты легли в основу планировки форумов последующего времени.
Храмы. Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V – II вв. до н.э.
Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т. п. Место культа Весты – одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага – было простым круглым навесом над неугасимым огнем.
Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т.п.), выделилась группа верховных богов – Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона.
В V – IV вв. до н. э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.
О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представления немногие сохранившееся остатки на Бычьем и Овощном рынкам и на Ларго Арджентина.
Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных свободно и ориентированных на восток. Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) – италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. до н.э. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный – храм В (II в. до н.э.) – круглый периптер на подии. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развивавшегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты.
Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и II в. до н.э. В 196 – 192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии. Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14 × 18 м). От эпохи республики дошел только один храм этого типа.
Построенный в самом конце республике круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты, был выполнен не в туфе и травертине, а сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки. Этот храм имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени как в греческих храмах.
Базилики. Одним из необходимых сооружений италийского форума, особенно в небольших городах с одним общественным центром, была базилика. В ней происходило и оглашение постановлений городских властей, и судопроизводство, она была биржей, местом деловых и приятельских встреч, торговли и праздного времяпрепровождения. Ранние базилики не дошли до нас, поэтому трудно судить о генезисе этого сугубо римского типа здания и о том, в какой мере на его сложение воздействовала эллинистическая стоя.
Древнейшая из сохранившихся базилик – базилика в Помпеях (II в. до н. э., рис. 36) – большое прямоугольное здание рядом с храмом Аполлона, узким главным фасадом обращенное на форум. Она имела пятипролетный входной портал, приводивший в вестибюль. Из вестибюля открывалось обширное внутреннее пространство базилики (59,85 × 24 м), приподнятое на несколько ступеней и отделенное от вестибюля рядом колонн. Бетонные стены огромного зала, наверху прорезанные окнами, поверх облицовки инцертом были покрыты стуком и росписями, которые имитировали мраморные квадры. Интерьер обходила двухъярусная колоннада (нижний ярус – ионический, верхний – коринфский). Колонны, которым у боковых стен отвечали полуколонны, имели базы и капители из туфа и выложенный из фасонного кирпича стержень, покрытый стуком. Перспективу колоннады в глубине базилики замыкал трибунал – двухъярусное, оформленное коринфскими колоннами возвышение на подии, предназначенное для выступлений судей и других должностных лиц. Среднее пространство базилики было перекрыто.
Торговые сооружения. От эпохи республики дошло немного разновидностей торговых зданий. Кроме небольших лавок – таберн, помещавшихся в нижних этажах городских домов и вдоль стен форумов, существовали более обширные торговые сооружения. Сохранившийся рынок в Ферентине (1-й половина I в. до н. э.) представляет собой удлиненное здание (рынок в Ферентине 24 × 4,4 м), перпендикулярное улице, с арочным входом. Полукруглые или квадратные в плане сводчатые магазины с выходом внутрь рынка примыкали к одной из его сторон.
Более монументальными сооружениями являлись мацеллумы – продовольственные рынки. Это были прямоугольные в плане перистильные дворы, окруженные табернами, одни из которых открывались внутрь рынка, а другие – наружу. Нередко они содержали храмик или эдикулу со статуей божества. Середину двора обычно занимал круглый или восьмигранный бассейн, служивший рыбным садком и окруженный колоннадой. Подобный мацеллум существовал до начала империи в Риме, близ Римского форума.
Термы. Долгое время общественные бани римлян были небольшими, недостаточно освещенными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н. э. в нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода, накапливаемая в резервуарах. К середине II в. до н. э. изменение уклада жизни римлян и повышение степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения.
Термы начинались с раздевальни – аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий – холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик – парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики. Процесс его формирования виден на самых ранних из сохранившихся – Стабианских термах Помпеи (II в. до н. э.), реконструированных в I в. до н. э.
Неправильные очертания плана определены здесь формой углового участка и необходимостью использовать старые бани – четыре тесных темных помещения на северо-западной его стороне, приспособленные в качестве отдельных кабин. Главным был вход с улицы Изобилия, находившийся между табернами, которые примыкали к обоим обращенным в сторону улиц фасадам терм. Основные помещения бань располагались справа от входа. Термы начинались с просторного аподитерия мужских бань, свод которого украшала стуковая лепнина. За ним следовали круглый фригидарий с четырьмя нишами, тепидарий и кальдарий с прямоугольным бассейном, наполненным горячей водой, и апсидой, заключавшей круглую каменную чашу с холодной водой. За котельной следовала аналогичная группа помещений женских бань, но без фригидария. В начале I в. до н. э. к Стабианским термам подвели водопровод и было устроено изобретенное Сергием Оратой отопление горячим воздухом, циркулирующим в каналах, скрытых под полом и в стенах. Портики из дорических колонн огибали три стороны трапециевидного двора палестры.
На открытую его сторону выходили плавательный бассейн и залы для гимнастических упражнений.
В последнее десятилетие жизни Помпеи термы были заново отделаны. Вследствие низкого вкуса того времени и грубой работы строгий, изысканный облик терм сильно пострадал. Туфовые колонны прекрасных пропорций, одетые в толстую оболочку из штукатурки, приобрели тяжеловесность, еще усугубленную введением широкого орнамента над капителью. Подобные искажения коснулись и многих деталей.
Зрелищные сооружения. Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязание колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей – римлян.
Театры. В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III – II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.
Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей – театрон – были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).
При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей – трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое – характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность – заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.
Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80 – 75 гг. до н. э. сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27 × 27м) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними еще несколько рядов. Изменилась и форма орхестры – она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан. Театр был рассчитан на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
Амфитеатры. Гладиаторские игры и битвы с дикими животными происходили в амфитеатрах – сооружениях с эллиптической в плане ареной и повторявшим ее форму театроном (зрительскими местами). Это был чисто римский тип зрелищных сооружений, возникший вокруг удлиненной арены, форма которой определялась специфическим характером представлений – борьбой между двумя группами гладиаторов, наступавшими друг на друга с противоположных концов площадки. Тип амфитеатра выработался в несохранившихся деревянных постройках раннего времени (об их существовании известно уже в III в. до н.э.).
Римские амфитеатры далеко не сразу приобрели свойственные им впоследствии эллиптические очертания плана. Одну из ранних стадий развития воспроизводит хронологически более поздний амфитеатр в Луцерии (эпоха Августа), частично врезанный в склон горы. Его овальная форма еще не приобрела геометрической четкости.
Цирки. Подобно греческим ипподромам и стадиям римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Постепенное сложение этого типа сооружений позволяет проследить самое древнее из них – Большой цирк Рима. Он возник еще в царскую эпоху в долине между холмами Палатином и Авентином, на склонах которых располагались зрители. Со временем там были устроены деревянные скамьи, а несколько наискось от оси арены установлена низкая стена – спина, вокруг которой происходили бега. Арена длиной 480 м имела два входа по концам. Близ одного из них начинались состязания. В 329 г. там устроили загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта. На закругленной противоположной стороне арены в 196 г. до н. э. появились триумфальные ворота. В 174 г. до н. э. на концах спины были установлены меты – конические обелиски и рядом с ними в эдикулах по 7 дельфинов и по 7 яйцеобразных предметов. Они означали общее число кругов состязаний и постепенно убирались, показывая соревнующимся количество оставшихся кругов. К концу республики Большой цирк стал монументальным сооружением, все деревянные части которого были заменены каменными, а спина украсилась статуями и архитектурным декором. В средние века Большой цирк почти полностью исчез.
Этот тип зрелищных сооружений, целиком сложившийся в республиканский период, в дальнейшем не претерпел существенных изменений.
Инженерные сооружения. В инженерных сооружениях раньше всего проявилось своеобразие римского строительного искусства. Дороги, мосты, акведуки, гавани, крепости, военные лагеря и другие сооружения сугубо утилитарного назначения были чем-то вроде испытательного полигона, где вырабатывались и испытывались новые технические, а иногда и композиционные приемы. Они послужили хорошей школой для римских зодчих, и многое из того, что впервые было освоено при строительстве этих сооружении, широко вошло в римскую архитектуру. Здесь впервые применялась и техника римского бетона, осваивались арочно-сводчатые конструкции, вырабатывались новые методы организации строительных работ. Но не менее важным здесь было и другое – введение инженерных сооружений в качестве архитектурных объектов в городской ансамбль. Это сформировало у римлян их взгляд на строительную технику как на могучее средство архитектуры, открывшее полосу исканий и новаторства и в области самой архитектурной композиции.
Дороги. Развитие сети римских дорог (некоторые из них сохранились и служат до сих пор) было тесно связано с военной политикой Рима. Освоение захваченных территорий всегда вызывало создание капитальной дорожной сети. Поэтому строительство каменных дорог было одной из главных забот римского правительства. Большую роль в римском дорожном строительстве сыграл известный политический деятель Гай Гракх (II в. до н. э.). Гай размерил каждую дорогу от начала до конца по милям и отметил расстояния каменными столбами.
Мосты. В Риме первый каменный мост (мост Эмилия) был построен в 179 г. до н. э. Позднее он неоднократно подвергался переделкам и сейчас представить себе его первоначальную конструкцию трудно. Развитие римского мостостроения самым непосредственным образом связано с освоением круговых арок и цилиндрических сводов. Основой конструкции была многократно повторенная арка. Римские мосты почти всегда имели подчеркнутую ось симметрии по центральной арке или по центральному устою. Пролеты арок, как правило, к концам моста уменьшались. Таким был мост Мульвия, возведенный в 109 г. до н.э. Центральную часть моста составляли четыре большие арки – две средние по 18,5 м, связанные устоем, и по одной арке по 17,9 м с каждой стороны. У самых берегов – две малые арки (7,25 и 9,28 м). Устои защищены ступенчатыми волнорезами и облегчены небольшими, арочными сквозными проемами.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 814;