История архитектуры и строительной техники 2 страница
На зодчество ахеменидского Ирана большое влияние оказала строительная культура Мидии и сопредельных областей Северного Ирана. Основным материалом оставался сырцовый кирпич для стен и дерево для плоских перекрытий и колонн. Большое место в строительстве занимал камень, из которого выполнялись фундаменты, лестницы, угловые устои, особенно высокие колонны, анты, наличники окон и дверей. Для стен использовался жженый кирпич, для пола – бетон, приготовляемый из извести и кирпичной крошки.
Архитектура ахеменидского Ирана вошла в историю мирового зодчества в основном своими дворцовыми сооружениями, среди которых первое место занимают парадные многоколонные залы и жилые зимние дворцы.
В 330 г. до н.э. Персиполь подчинился войскам Александра Македонского и держава Ахеменидов стала частью огромной греко-македонской империи.
1 До 1935 г. официальное название Персия.
После смерти Александра (312 г. до н.э.) в Иране, Сирии и Месопотамии установилась власть греческой династии Селевкидов. Государство Селевкидов оказалось непрочным – объединение кочевых восточно-иранских племен привело к созданию в 250 г. до н.э. Парфянского царства под началом династии Аршакидов.
Характер культуры этого времени сложен. Селевкиды распространяли в своих владениях греческую цивилизацию и поощряли развитие городов-полисов. Местное население - землевладельцы и кочевники – практически не участвовало в сложении этой цивилизации. С течением времени города-полисы Востока оказались отрезанными от Запада, а эллинистические элементы культуры растворились в культуре местного населения, имевшего собственные традиции, язык, обычаи. В архитектуре Парфии отсутствовали единые традиции. Поэтому не существовало и единого архитектурного стиля.
Зодчество парфянского периода впитало в себя сложные инородные влияния. Но в основе строительства лежат местные корни, традиции Ассирии и древнего Ирана. В строительстве шли поиски рациональных, отвечающих местным условиям, форм и конструкций. Эти поиски привели к конструкции купола на тромпах, осуществленной на рубеже следующего, сасанидского периода. Появились новые типы зданий (рынки и каравн-сараи), возникает дворовой план жилых зданий с айванами.
3.4 Архитектура и строительство Древней Индии
(тема для самостоятельного изучения)
Архитектура, созданная народами, населявшими в древности территорию Индии, Восточного и Западного Непала, является общей для этих стран. В политическом отношении почти за всю историю Индия не представляла единого целого и не имела общего для всей страны названия. Виндхийский горный хребет разделяют Индию на две различные по природно-климатическим условиям части: южную полуостровную, называвшуюся в древности Дакшина (т.е. юг), а ныне Деканом, и северную материковую, именуемую Индостаном (а в древности Ариавартой – страной ариев или Бхаратвараша).
В истории архитектуры древней Индии можно установить три основных периода:
1. Древнейший период, включающий наряду с памятниками энеолита высокоразвитую городскую цивилизацию Хараппы, процветавшую примерно с XXXIII в. до н.э. по XV в. до н.э.;
2. Ведический период с XV по VI в. до н.э. известен главным образом по литературным источником;
3. Период расцвета рабовладельческих государств с VI в. до н.э. по V в. н.э., связанный с развитием монументального каменного зодчества в Индии.
О раннем историческом периоде юга мало, что известно. На юге (в районе Мадраса) были обнаружены первые следы человека времен палеолита, однако ранние очаги земледельческой культуры, скорее всего, возникли на севере страны – в плодородной низменности, простиравшейся между двумя великими реками – на западе Индом и на востоке Гангом.
Наивысший рассвет древнейшего периода – это высокоразвитая городская цивилизация в городах Мохенджо-Даро и Хараппы. Она обнаруживает близость к шумерийской и предполагает возможные связи древнейшей Индии с Древним Египтом и Эгейским миром и, очевидно, по уровню своего культурного развития в некоторых отношениях превосходила эти страны. Площадь, охватывающая цивилизацию Хараппы, превышает в два раза Египет эпохи Древнего царства и в четыре раза территорию Шумера. Крупные города, например Мохенджо-Даро, в середине II тыс. насчитывали 40.0 тыс. жителей и занимали площадь свыше 2,5 км2.
Широкое применение в строительстве обожженного кирпича было возможно благодаря изобилию древесного топлива. Предпочтение в жилищном строительстве, отданное обожженному кирпичу, объясняется главным образом сильной влажностью климата.
Неизвестно, как возникла и выросла культура Хараппы, остаются, также неизвестны причины ее гибели.
Последовавший за упадком культуры Хараппы исторический период не оставил каких-либо значительных памятников материальной культуры. Однако за этот период c XV по VI вв. до н.э. древняя Индия оставила неисчерпаемое по богатству содержания литературное наследие художественного, религиозно-философского и научного характера, в котором важное место занимают Веды2.
На основании имеющегося литературного материала, историками описан образ жизни ведического времени. Основным строительным материалом было дерево. В деревянном зодчестве ведического времени сложились основные архитектурные формы, типы зданий, художественные и архитектурно-строительные приемы, которые легли в основу архитектуры последующих веков.
Памятники деревянного зодчества, к сожалению, не могли сохраниться, об их характере дают представления более поздние скальные сооружения, запечатлевшие их формы, конструкции и детали с документальной точностью, вплоть до головок гвоздей.
Большим внешним толчком к развитию производительных сил древней Индии послужила персидская, затем греческая экспансия на Восток. В VI в. до н.э. северо-западные районы Индии
2 Веды – буквально знания – памятники древней индийской литературы конца 2 тыс. – начала 1 тыс. до н.э., написанные на древне индийском (ведийском) языке. Представляют собой сборники гимнов и жертвенных формул, теологические трактаты.
попадают в зависимость от могущественной державы Ахеменидов, а в IV в. до н.э. Индия сумела отразить войска Александра Македонского, не успевшего удержаться в завоеванных им областях
и углубиться в страну. В этот бурный период войн, столкновений и взаимодействия культур различных народов Индия вновь вступила в соприкосновение со средиземноморской и персидской культурами, которое пробудило в ней новые силы и возможности.
В это время возникают различные религиозные философские направления. Наиболее сформировавшееся из них – буддизм.
Со II в. до н.э. в городах развернулось в большом количестве скальное строительство крупных буддийских монастырей, впечатляющих своей архитектурой, пластичным и живописным уб-
ранством. Выполненные в монолите твердой скалы, они сохранились до наших дней в неизменном виде, не подвергаясь каким-либо последующим дополнениям и переделкам.
В первой половине III в. н.э. почти одновременно наступил распад крупнейших рабовладельческих государств: на юге – Андахра, на севере – Кушанов. Гибель двух могущественных империй в Индии совпала с наступившим крахом Римской империи и Парфии. Прекратилось монументальное строительство. Между III и IV вв. н.э. Индия переживала состояние политической раздробленности и экономического упадка. Это было, очевидно, следствием наступающего в стране кризиса рабовладельческих отношений. В IV в. н.э. вырастает крупное государство Гупт, в недрах которого развивались элементы феодализма. С этого времени начинается новая пора в истории Индии – пора средневековья, с которой связывается строительство новых типов монументальных сооружений.
3.5 Архитектура и строительство Древнего Китая
(тема для самостоятельного изучения)
Наиболее ранние памятники зодчества Китая относятся к неолитическому периоду (III – начало II тыс. до н.э.), когда население сменило кочевой образ жизни на оседлый. Такими сооружениями периода неолита являются круглые в плане, покрытые ветвями и травой полуземлянки каркасно-стоечной конструкции. Земляной пол был покрыт несколькими слоями глины, которая для прочности обжигалась. Стены сооружались из вертикально поставленных жердей, также обмазанных глиной. Историю архитектуры и строительства Древнего Китая рассматривают по четырем периодам:
1. Архитектура периода Шан Инь (XV – XII вв. до н.э.);
2. Архитектура периода Чжоу (XI – III вв. до н.э.);
3. Архитектура периода "Борющихся царств" (403 – 221 гг. до н.э.);
4. Архитектура периода централизованных империй (221 – 220 гг. до н.э.).
К началу II тыс. до н.э. развитие земледелия в районе бассена р. Хуанхэ приводит к сложению племенных объединений, среди которых наиболее значительными были племена шан (инь). Подчинив себе более слабые племена, шан к XVI в. до н.э. становится господствующим племенем, древние китайские предания приписывают ему создание династии и государства. Примерно в XVI в. до н.э. сложилось раннерабовладельческое государство Шан; известное в более поздних хрониках под назанием Инь. В период Шан Инь возникли большие поселения и города.
В XII в. до н.э. на северо-западной границе царства Шан усиливается мощный союз кочевых племен во главе с племенем Чжоу. В XI в. до н.э. царство Шан было значительно ослаблено длительными войнами с кочевыми племенами. Чжоусцы вместе с кочевниками вторглись в пределы царства Шан Инь, и в середине XI в. до н.э. оно пало под их ударами.
Чжоуские правители – ванны основали свое государство в бассейне реки Вэй. В начальный период государство Чжоу достигло значительного могущества в области экономики и в политических отношениях. Сведения об архитектуре Чжоу весьма немногочисленны и сохранились только в письменных источниках. Из письменных источников известно, что в городах были построены дворцы и храмы, что указывает на дальнейшее развитие архитектуры, основные принципы которой сложились в предшествующий период Шан Инь.
В этот период подъем экономики вызывает значительное развитие наук и искусств. В период Чжоу сложились и две наиболее известные и значительные философские системы Китая – даосизм и конфуцианство.
Строительство, как показывают раскопки, проводилось, как и ранее, с применением каркасной системы, с послойной трамбовкой глиняных стен.
Период "Борющихся царств" (Чжаньго) обычно рассматривается как время сложных политических событий и крупных общественных потрясений. К V – IV вв. до н.э. царство Чжоу потеряло политический престиж и занимало лишь незначительную область. На территории Китая в это время сложилось семь крупных царств (Цинь, Чу, Ци, Чжао, Вэй, Хань и Янь) и ряд мелких, которые вели между собой непрерывные войны.
Свидетельством развития зодчества в период "Борющихся царств" являются сохранившиеся описания великолепных дворцов и их внутреннего убранства. Сохранились сведения о сооружении многоэтажных зданий и девятиярусных башень.
Ко времени "Борющихся царств" относится также начало сооружения одного из знаменитых памятников древности – Великой китайской стены ("Стены десяти тысяч ли").
Существование на территории Китая отдельных царств, соперничество между ними и постоянные войны – все это сильно тормозило развитие страны. В конце IV в. до н.э. среди отдельных царств большого политического могущества достигло царство Цинь на северо-западе страны. Еще в IV в. до н.э. войска Цинь совершили ряд удачных походов против отдельных царств. Завоевания продолжались и в III в. до н.э., вследствие чего большая часть территории древнего Китая оказалось под властью царства Цинь. Объединение страны в могущественную империю создало большие возможности для развития строительства и архитектуры.
Объединение Китая в единую империю вызвало еще большую необходимость, чем в предыдущий период, в построении мощных укреплений для борьбы с кочевниками. В 221 г. до н.э. было начато сооружение Великой китайской стены. Для этого были использованы и объединены в единое целое уже существовавшие пограничные стены, построенные в IV в. до н.э. и ранее.
В I в. до н.э. из Индии через Центральную Азию в Китай начинает проникать буддизм, во II в н.э. был построен первый буддийский храм.
В I – II вв. н.э. начинают складываться основные черты национального стиля китайского искусства и архитектуры, благодаря торговым связям со Средней Азией, Ираном и другими странами происходит обогащение новыми мотивами и образами.
Все сохранившиеся до нашего времени архитектурные памятники Китая этого периода свидетельствуют о больших достижениях зодчих древнего Китая. Уже в этот ранний период складываются основные типы китайской архитектуры с присущими им конструктивными особенностями, нашедшими развитие в последующие века.
3.6 Архитектура и строительство Древней Америки
(тема для самостоятельного изучения)
Ко времени завоевания Америки испанцами (с 1519 г.) наивысшей степени культурного и общественного развития достигли народы Центральной Америки и западного побережья Южной Америки. Они находились на стадии образования раннего рабовладельческого государства. Ей предшествовал длительный период прохождения через различные этапы общественных образований, которым соответствовали определенные типы сооружений.
Общественная жизнь народов упомянутых территорий рассматривается по следующим периодам:
1. В течение XV – VIII вв. до н.э. ("архаика") среди земледельческого населения рассматриваемых территорий господствовал первобытнообщинный строй.
2. VIII – конец I в. до н.э. период начала расслоения первобытных общин. Изобретение искусственного орошения подняло урожаи и освободило значительное количество времени общинников, употребленного выделившейся правящей верхушки на строительство первых значительных сооружений – культовых пирамид. Появляется первая монументальная скульптура (стелы) и определенный комплекс архитектурной орнаментики.
3. I – IX вв. н.э. ("классический период") время появления и развития раннерабовладельческого государства; рабский труд применялся еще в малой степени. Особое могущество приобретает жречество, что находит выражение в строительстве грандиозных культовых центров городов-государств.
4. IX – XV вв. В начале периода происходят существенные изменения, вызванные социальными потрясениями (возможно, восстания строителей пирамид) и большими передвижениями племен. Старые города государства оставляются, уменьшается значение жречества, возрастает могущество военной знати. Почти прекращается сооружение пирамид. Создаются новые рабовладельческие города-государства. В Центральной Америки распространяется тольтекская культура, в Андах – инкская. Развитие их было прервано вторжением испанцев.
Даже самые грандиозные сооружения древних индейцев строились без применения металла (за исключением нагорья Анд). Камень обрабатывался каменными орудиями. Был известен известковый раствор и обожженный кирпич. Клинчатая арка не была изобретена, употреблялся ложный свод.
Архитектура Мексики. В Мексике существовало несколько центров художественного развития. Территории некоторых из них на протяжении всего рассматриваемого периода обладали выдающимися сооружениями, территории других были ареной развития архитектуры лишь в сравнительно короткие промежутки времени, перемежающиеся длительными периодами застоя. Наиболее выразительной архитектурой, определившей ряд особенностей архитектуры соседних территорий, было архитектура долины Мехико.
К наиболее обширным поселениям, расцвет которых попадает на "классический период", относится Теотихуакан (300 г. до н.э. – 900 г. н.э.). Земледельческое население начало создавать культовый центр города около начала нашей эры. В комплекс зданий города входили пирамида Солнца (I в. н.э.), пирамида Луны (около 300 г. н.э.), храмовый комплекс бога ветра Кецалькоатля (около 300 г. н.э.).
Таким образом, в раннем периоде строительства Теотихуакана (I – II вв. н.э.) сооружались гигантские пирамиды. Начало "классического периода" знаменуется созданием скульптурных фризов, а время от 500 до 700 гг. – рассветом живописи по стуку.
Жизнь Теотихуакана была прервана внезапной катастрофой. Около 900 г. город был сожжен, видимо, в результате вторжения с севера племен кочевников. Население покинуло город, но архитектурное наследие его мастеров продолжало развиваться до нашествия конкистадоров.
К следующему периоду развития относится в первую очередь столица тольтеков ("строителей", возможно потомков завоевателей разграбивших Теотихуакан) – Толлан (X – XIII вв.). К наследию, взятому из Теотихуакана, восходит организация больших пространственных комплексов, строительство пирамид и употребление монументальных антропоморфных опор. Техника сооружения пирамид не обнаруживает прогресса. Жилища знати возле пирамиды, пристроенные к ней позднее, аналогичны жилищам, обнаруженным вблизи Теотихуакана.
Сожженный и оставленный житилями Толлан был оккупирован новыми северными завоевателями – чичимеками (варварами).
За падением Толлана следует период племенной раздробленности, период чичимеков (1250 – 1430 гг.), оставивший после себя сравнительно небольшие памятники.
С 1430 г. возвышается покорившая соседние племена могущественная держава ацтеков, потомков одной из вторгшихся с севера орд, с центром в Теночтитлане (основан в 1325 г., разрушен конкистадорами в 1521 .) Его место занял г. Мехико. Теночтитлан был расположен на острове мелкого соленого озера Тескоко и окружен многочисленными искусственными островками-огородами, дающими основание для дальнейшего расширения города.
Город реконструируется на основании частичных раскопок и описаний очевидцев. С материком город соединялся мощными насыпями с подъемными мостами для пропуска лодок. Город, также как и другие города ацтеков, был регулярно распланирован. Центр его составляла большая пирамида. Вокруг религиозно-административного центра располагались объединенные в кварталы дома знатных родов.
Ни в конструктивном, ни в художественном отношении архитектура Теночтитлана не достигла уровня Теотихуакана, наследницей которого она была. Следует, однако, иметь ввиду, что развитие ацтекского общества было насильственно прервано завоевателями.
Архитектура народов майя. Наиболее ранние памятники архитектуры народов майя относятся к рубежу нашей эры, т.е. к началу классического периода. Майя "классического периода" занимали южную часть полуострова Юкатан. Ряд колоний майя находились также на севере Юкатана.
Так же как и на Мексиканском плоскогорье, города майя состояли из религиозно-административных центров, окруженных небольшими, построенными из дерева и плетня хижинами земледельцев.
Древнейшим и самым большим городом майя был Тикаль (VI в. до н.э. – VI в. н.э.), расположенный в безводной долине. Раскопанная центральная часть площадью около 16 км2 состоит из девяти больших групп зданий, занимавших искусственно выровненные возвышенности. Группы связывают широкие мощеные дороги, идущие по насыпям, облицованным рваным камнем.
Башнеобразные, построенные по одной схеме храмы Тикаля являются самыми высокими в области майя, имели высоту до 70 м. Уступы пирамид украшались понизу бороздкой и изломами по углам, что зрительно облегчало громаду пирамиды и сообщало ее объему четкий ритм.
Другим городом майя является Паленке. Культовые постройки города представляют собой наиболее изящные произведения майя "классического периода". Три храма Паленке были одновременно гробницами жрецов и вождей. Гробницы располагались внутри пирамиды, и храмы, вероятно, были посвящены культу умершего. Уцелело только захоронение храма Надписей (первая половина VII в.).
Архитектура майя периода завоевания тольтеков и доиспанского завоевания имеет ряд характерных особенностей. Мексиканские чужеземцы появились на Юкатане около 1000 г. Вновь отстроенным центром завоевателей была Чичен-Ица. В XIII в. столица была перенесена в Майяпан, ставший во главе объединенных племен майя. Около 1450 г. союз распался, и вся населенная майя область, занимавшая северную часть Юкатана, распалась на ряд самостоятельных городов. Таким образом, рассматриваемый период делится на два этапа: 1) майя тольтекского периода X – XIII вв. и 2) майя послеокупационного времени, продолжающегося до завоевания Юкатана испанцами (1544 г.).
Население безводных известняковых равнин Юкатана собиралось около впадин, в которых скапливалась дождевая вода или проступали подземные источники. Около двух естественных колодцев группируются постройки Чичен-Ицы. Здания главной группы города возникли не в одно и то же время и несколько раз перестраивались. Несмотря на это, вся группа четко композиционно слажена. Центральным зданием, определившим ориентировку остальных сооружений, является пирамида Кастильо – храм Кукулькана (XI – XII вв.), посвященный заимствованному из Мексики культу змеи Кецалькоатля. Девять уступов пирамиды имеют профилировку, напоминающую профили зданий Центральной Мексики.
Более поздний период объединения племен не ознаменовал собой прогресс в развитии архитектуры. Окруженный оборонительными стенами Майяпан в своих не многочисленных монументальных постройках явился лишь невыразительным подрожанием Чичен-Ицы. Главный храм Кастильо (XIII в.) является уменьшенной и упрощенной копией главного храма Чичен-Ицы. Место каменной облицовки занял стук.
Архитектура Южной Америки (центральных Андов). Наиболее развитыми в экономическом и культурном отношении областями Южной Америки до испанского завоевания были районы, соответствующие современным государствам Колумбии, Эквадору, Перу, Боливии и северному Чили.
В отличии от Центральной Америки в Центральных Андах была известна бронза. Прибрежные и нагорные области Андов различаются не только природными условиями, но и строительными материалами. Строители Центральных Андов не создали пространственных комплексов, равных комплексам Мексики и Юкатана.
Культура Мочика (VI – IV вв. до н.э. – XI в. н.э.) совпадает по времени с классическим периодом культуры майя. Она была связана с крупным государственным образованием. Сооружения Мочика1 возводились из кирпича-сырца. Также как в Центральной Америке, возводились ступенчатые пирамиды (уаки), которые отличались тем, что кроме культового назначения у подножья находились захоронения знати. Пирамиды обычно имели от 4 до 30 м высоты.
Культура Лимы2 во многом повторяет сооружения Мочика. Для нее также характерно возведение пирамид из адобов, у подножья которых устраивались погребения. Наиболее крупным городом культуры Лима, существовавшим и во времена инков, был Пачакамак. В настоящее время занесен песком.
Культура Наска также характерна сооружением больших пирамид из адобов. Однако наиболее примечательной чертой архитектуры является сооружение огромных монументальных изображений. Они находятся на плоскогорье над реками Пальпа и Инженио. Изображения образованы сетью пешеходных, усыпанных светлым песком и гравием дорожек, по сторонам которых стоят каменные столбы. Территория занятая ими, имеет около 100 км длины и несколько километров ширины.
Культура Тиахуанаку первоначально занимала бассейн озера Титикака. наиболее ранним поселением был город Пукара на севере озера (V в. до н.э. – V в. н.э.). Расвет Пукара относится к I в. н.э. Незадолго до угасания города, около IIIв., на юге озера основывается Тиахуанаку, по имени которого называется вся культура. Центр города состоял из трех групп зданий, ориентированных на восток. Они состояли из земляных платформ, облицованных хорошо обработанным камнем. Центр города был в представлении индейцев центром мира, на что указывает его древнее название – Тайпикала – "камень в центре".
Наиболее сохранившейся, впитавшей традиции предыдущих культур, является архитектура инков. В начале XV в. небольшое государство инков (образовалось в XII в.), сконцентрированное вокруг древнего поселения Куско, начинает захватнические войны. К исходу XVв. инки обладали огромной территорией. Государство инков было самым большим в Древней Америке. Оно было покрыто сетью мощеных дорог. Была построена целая сеть крепостей, связанных огненной сигнализацией. Города отличались благоустройством, в специально проложенных каналах текла питьевая вода.
Столицей государства был город Куско. Главные улицы города были достаточно широкими (имели ширину до 15 м). Вблизи главной площади находился Дом знания – академия инков. Здесь юноши-инки обучались управлению государством, философии, ведению экономики всей огромной территории, чтобы стать высшими чиновниками.
1 Мочика – археологическая культура индейцев Северного Перу (рубеж н.э. – 8 в.). Названа по р. Моче. Поселения, гробницы, культовые сооружения, расписная посуда.
2 Лима – столица Перу, на берегу Тихого океана, у подножья Анд.
Архитектура острова Пасхи. Остров Пасхи – небольшой (около 160 км2) кусок суши вулканического происхождения в крайней западной части Полинезии. Сопровождающееся археологическими раскопками изучение острова позволило сделать ряд выводов относительно связи его культуры с культурой Древнего Перу. Обследование памятников архитектуры привело к тому, что история острова была поделена на три периода: ранний (400? - 1100? гг.), средний (1100? – 1680 гг.) и поздний (1680 – 1868 гг.). Рубеж каждого периода ознаменовался изменением типа монументальной архитектуры. Конец позднего периода – активным введением христианства, переходом к постройкам европейского типа.
Культовые сооружения раннего периода представляют собой рассеянные по берегам острова длинные и узкие прямоугольные в плане платформы (аху) высотой 2 – 4 м с более низкими крыльями, примыкающими ко двору собраний, иногда окруженному земляным валом. От платформы ко двору шла небольшая мощеная насыпь. Всего обнаружено 15 платформ раннего периода. Ядро платформы состояло из земли и необработанного камня, поверхности платформы - из базальтовых плит. На платформах, по-видимому, ничего не стояло. Небольшие, натуралистически исполненные статуи, близкие к скульптурам, расположенные в районе озера Титикака, вероятно, находились во дворах при платформах.
Между ранним и средним периодом существовал некоторый перерыв в строительстве.
В среднем периоде вновь строятся и ремонтируются старые платформы (всего в этом периоде насчитывается их свыше 50). Они имели иную конструкцию: ядро состояло из булыжника, а облицовка – из подобранных по форме небольших камней, уложенных насухо. Форма платформы не менялась, однако поверх нее водружались колоссальные статуи, олицетворяющих погребенных у их подножья в каменных гробницах племенных вождей. Стилизованные, отличающиеся лишь размерами (от 2 до 10 м, наибольшая 22 м) ставились на специальных плитах от 1 до 15 шт. на каждую платформу. Статуи в отличие от статуй раннего периода, изготовлялись в одной каменоломне в весьма значительном количестве большим коллективом каменотесов. Желто-серые статуи из туфа венчали огромные (6 – 18 м3) цилиндрические или конусообразные ржаво-красные лавовые навершия, имитирующие рыжеволосые прически. Помимо нового назначения (надгробия) сооружения получили новую ориентацию главного фасада: статуи повернуты лицом в сторону суши, в сторону площадки для собраний, насыпь перед ними вымощена небольшими булыжниками. Работы по изготовлению и перемещению статуй были прекращены внезапно. Большое количество их (всего насчитывается свыше 600 статуй) на разных стадиях работы осталось в карьере.
В среднем периоде известны каменные и тростниковые жилища. Каменные жилища обнаружены в Полинезии только на Гавайских островах, где, вероятно, они относятся ко времени послеевропейских контактов.
Другим типом дома являлись толстостенные жилища, представляющие собой скопления, иногда вокруг двора, разнообразных помещений, разделенных толстыми бутовыми стенами, сложенными без раствора и покрытыми тростниковой крышей. Очаги располагались внутри и вне дома. К некоторым комнатам примыкали кладовые – ниши. Каждый конгломерат обнаруживал нужды одного рода.
Своеобразной формой жилья была так называемая тупа, продолжавшая употребляться и в поздний период, - высокое башнеобразное сооружение, сложенное из необработанного камня и служащее в основном для наблюдения за продвижением морских рыб и черепах. Тупа имела небольшую сводчатую жилую камеру; очаг располагался вне сооружения.
Для жилища использовались также серпообразно замкнутые кладкой склоны террас; вход в жилище вел через каменное покрытие. Широко употреблялись также в изобилии имеющиеся на острове естественные пещеры.
Границей между средним и ранним периодом являлась межплеменная битва у рва Поике, приведшая к уничтожению племени "длинноухих", являвшихся носителями перуанских традиций. Поздний период характеризуется значительной, в сравнении с предыдущим временем, деградацией культуры. Платформа как архитектурная форма прекращает существование, статуи были сброшены, вдоль ее стен стали сооружаться могильники из беспорядочно сложенных валунов и поверженных статуй. Для укрытия во время бесконечных межродовых распрей стали применять пещеры, входы в которые с помощью каменной кладки старались сделать особенно труднодоступными и незаметными.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1193;