История архитектуры и строительной техники 1 страница

Общие сведения об архитектуре и градостроительстве

 

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значить, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы его развития.

Архитектура – весьма сложное и многостороннее явление.

Само слово архитектура родилось примерно две с половиной тысячи лет тому назад в Греции. В древнегреческом языке существовали два слова: "архи" – "старший", и "тект" – "строить". Из этих двух слов возникло третье: "архитектон" - начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в "архитектор", а разные здания, возведенные по планам архитектора и под его наблюдением, стали называть архитектурой. В России это слово появилось только при Петре I, порядка трехсот лет назад. А до этого на церковнославянском говорили "зодчий", а в обиходе – "палатный мастер", "каменный или плотничий староста".

Архитектура это, прежде всего материальная среда в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения практических потребностей человека. Вместе с тем архитектура является особым искусством, которое способно выражать большие общественные идеи и доставлять людям эстетическое наслаждение. Отсюда можно попытаться дать определение этому явлению – архитектура, это искусство строить здания и сооружения, а также их комплексы, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современным техническим возможностям и эстетическим воззрениям общества.

На каждом этапе развития человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от материальных, социальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценимыми всеми народами.

Следует отметить, что в понятие архитектуры входит не только отдельные, изолированные друг от друга здания, но и архитектурные ансамбли. Под ансамблями следует понимать совокупность зданий, объединенных художественно, гармонирующих друг с другом. Например, московский Кремль или дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Более того, в понятие архитектуры включается целый город. Город любой эпохи рассматривается как архитектурно-пространственное целое, как итог творческого процесса одного или многих поколений зодчих. Есть еще одна разновидность архитектурного творчества – садово-парковое искусство. Парк составляет собой архитектурный ансамбль, но своеобразный, такой, в котором отдельные элементы представляют собой не здания, построенные из кирпича или камня, а группы деревьев и кустарников, аллеи, площадки, мосты, скульптуры. Все это задумывается и размещается архитектором в определенной художественной последовательности.

С древних времен к архитектуре предъявляются функциональные, технические и архитектурно-художественные требования. Так еще более двух тысяч лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион1 отмечал, что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью и красотой.

Действительно, совершенно очевидно – здания должны быть полезны. Сооружения самых различных эпох имели определенное назначение, определенные, говоря сегодняшним языком, функции. Для удовлетворения этих функций они создавались. Ненужных зданий никогда не строили, уже хотя бы потому, что строительство каждого из них связано с большими материальными затратами.

Здания должны быть прочны. В подавляющем большинстве они создаются на длительное время. Поэтому первоочередной задачей строителя является обеспечение устойчивости, незыблемости сооружения посредством использования прочных материалов и выполняемых из них конструкций.

Здания должны быть красивыми и по объему и по интерьеру, поскольку могут оказывать глубокое эмоциональное воздействие на человека.

Польза, прочность, красота не могут существовать в архитектуре отдельно. Чем теснее связаны между собой планировочные решения, конструкции и художественные формы сооружения, тем выше и значительнее его архитектурное качество.

Другой архитектор теоретик итальянец Андреа Палладио2, но уже в XVI в. писал "В каждой постройке должны быть соединены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота, ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но не удобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести".

Из этих слов великих архитекторов своего времени становится ясно, что польза, прочность, красота не мыслятся в архитектуре порознь. И чем теснее связаны они между собой, тем выше и значительнее архитектурное качество сооружения.

Однако в архитектуре определяющим требованием во всех случаях должно быть полноценное функциональное решение, т.е. соответствие помещений здания протекающим в них функциональным процессам. При этом конструкции и весь тектонический3 строй здания требуется выби-

1 Витрувий Марк Поллион или Луций (2-я пол. I в. до н.э.), римский архитектор. Автор трактата "Десять книг об архитектуре". Служил в армии Помпея и Цезаря в качестве командира саперных войск. Витрувий был не только инженером и зодчим, но и изобретателем, чертежником, автором технических иллюстраций. К числу построенных им сооружений принадлежит базилика (храм Фортуны) в современном г. Фано, водопровод в Риме, мосты через Рейн в Галии.

2 Андреа Палладио (1508 – 1580, настоящая фамилия ди Пьетро) – итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца, загородной виллы, церковного здания. Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой, автор трактата "Четыре книги об архитектуре" (1570).

3 Тектоника – от греч. относящийся к строительству. Архитектоника – от греч. строительное искусство.

рать с учетом функциональных и архитектурно-художественных требований.

Под тектоникой (архитектоникой) в архитектуре понимают художественное выражение закономерностей строения, работы конструкций и материалов здания, соотношение нагрузки и опоры, а также ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов и их элементов, использование цвета и т.п.

Художественные достоинства сооружения состоят не только в его украшении лепкой, орнаментом, скульптурой, колоннами, карнизами, но, прежде всего в выразительности всей композиции4, т.е. общей, взаимоувязанной группировки наружных, внутренних объемов здания и окружающей среды. Основу здания составляют так называемые общие формы (объемы). Именно они и являются главным художественным средством в руках архитектора. Изменением пропорций зданий и их частей можно добиться подчас различного результата. Украшения, декоративные детали зданий, которые называют в отличие от общих форм – частными, также имеют очень большое значение в архитектуре, но все же они не главное, а вспомогательное средство в палитре здания. Декоративная обработка должна обязательно вытекать из всей композиции здания и быть тесно связана с его конструкцией. Это – золотое правило архитектуры.

В каждую эпоху существовали определенные виды построек, которые отвечали потребностям общества того времени. Наступала другая эпоха, и старые типы сооружений заменялись новыми, иногда совершенно иными, имевшими другие планы и составы помещений.

То же касается и технической стороны строительства. В каждой из стран в то или иное время, в зависимости от географических условий и уровня производительных сил, использовались свои особые строительные материалы и конструкции. Конструктивная сторона архитектуры – важнейший и органический фактор при определении композиции здания. Конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект, таким образом, они входят в эстетическую характеристику здания. История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Эти изменения обуславливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. Изменения эти происходили не только от эпохи к эпохе, но и в более ограниченных пределах времени.

Изменялись также исторические понятия о красоте, о художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии в области архитектуры. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древних греков и римлян, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику5 – архитектурный стиль предшествующего времени – по отношению к искусству был впервые применен в XVI и XVII столетиях в уничижительном смысле: так определяли искусство, в широком смысле доренес-

4 Композиция – от. лат. составление, связывание.

5 Термин – готика итал. готский от названия германских племен готов.

санское и неитальянское. По сути, он означал "варварский". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться в отношении средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса.

Поэтому в каждую эпоху присутствует различие в назначении и форме зданий и сооружений, применяемых строительных материалов и конструкций, понятие о красоте и художественной гармонии. Отсюда возникает еще одно понятие в архитектуре – стиль. В его понимание входят все основные элементы архитектуры – планировка, конструкции и художественные формы – общие и частные, т.е. типичная для данной эпохи планировка зданий, характерные для нее материалы и конструкции, и естественно, типичные средства художественного порядка, все это и определяет архитектурный стиль, его черты и признаки. Более емко, можно дать следующее определение понятию стиль. Стиль – это совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон.

Архитектурный стиль складывается в определенную историческую эпоху, вместе с ней живет, развивается и вместе с ней же отмирает или переходит в иной стиль, во многом от него отличающийся и складывающийся еще в его пределах. Отсюда необходимо сделать вывод: угасший, отошедший в прошлое стиль не может быть возрожден вновь, как не может быть оживлена и создавшая его эпоха.

Но, несмотря на то, что архитектура минувших эпох не может быть возрождена, ее, тем не менее, надо изучать. Творческая переработка лучших приемов классического зодчества, не утративших своего значения и сегодня, дает много полезного архитекторам современности. Изучая архитектуру прошлого, нельзя ограничиться знакомством лишь с внешними элементами тех или иных стилей. Для глубокого понимания архитектуры той или иной эпохи следует внимательно анализировать планы зданий, их объемную структуру, использованные в них конструкции и, разумеется, общий тектонический и пластический строй их фасадов и интерьеров.

Архитектура – одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.

Еще раз вернемся к трактату Витрувия об архитектуре. К сожалению, сами папирусные свитки, на которых он был написан, не сохранились до наших дней, однако сам труд дошел до нас благодаря монахам средневековья, которые его переписывали. Трактат Витрувия был очень ценен, ибо в течение долгого времени это была единственная книга, из которой можно почерпнуть тайны зодческого мастерства. Во втором томе этого труда написано одно гениальное определение. На первый взгляд оно может показаться ни чем не примечательно, и многие, наверное, механически прочли бы его. Однако исследователи истории техники считают, что именно это определение стало одной из отправных точек развития строительства. Эта замечательная фраза гласит: конструкции здания делятся на две группы – вертикальные и горизонтальные элементы.

Действительно каждое здание состоит из совокупности взаимосвязанных элементов выполняющих в нем различные функции: фундаментов, стен, каркаса, перекрытий, перегородок и крыш.

Фундаменты – подземные несущие конструкции, устанавливаемые под вертикальными несущими конструкциями здания (стенами или стойками каркаса), которые передают силовые воздействия от здания на грунт.

Стены – разделяются на наружные и внутренние по их расположению в плане и на несущие, самонесущие и ненесущие по статической функции.

Каракас состоит из вертикальных (колонны) и горизонтальных (балки или ригели) стержневых элементов, концентрированно воспринимающих внешние нагрузки и воздействия и сосредоточенно передающих их основанию через фундаменты колонн.

Перекрытия – горизонтальные несущие и ограждающие конструкции, воспринимающие вертикальные и горизонтальные силовые воздействия и передающие их на несущие стены или каркас.

Перегородки делят внутреннее пространство здания на отдельные помещения, не имеют фундаментов и устанавливаются непосредственно на перекрытия.

Крыша – наружная несущая и ограждающая конструкция, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки и воздействия. В качестве ограждающей конструкции крыша имеет основную функцию – гидроизоляцию внутреннего пространства от атмосферных осадков.

 

 

1 Первобытнообщинный период. Зарождение зодчества

(тема для самостоятельного изучения)

 

Первобытное общество – общинно родовое – охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Первобытнообщинный строй является начальной стадией развития человеческого общества, а вместе с тем и временем зарождения архитектуры и искусства.

Культуру первобытного общества разделяют на несколько периодов:

Палеолит

нижний – до 150 тыс. лет до н.э.;

средний – 150 – 40 тыс. лет до н.э.;

поздний (верхний) – 40 – 10 тыс. лет до н.э.

Мезолит – 10 – 6 тыс. лет до н.э.

Неолит – 6 – 2 тыс. лет до н.э.

Бронзовый век – 2 – начало 1 тыс. до н.э.

В период среднего палеолита возникают зачатки культуры и домостроительства. Конкретным поводом к возникновению строительства послужило резкое изменение климата, связанное с максимальным оледенением и вызвавшее необходимость в более основательном овладении огнем, изготовлении теплой одежды и создании постоянных жилищ. Теплый климат раннего палеолита позволял вообще не заботься о жилье и одежде, но уже в последовавший за ним период (средний палеолит), вынудил людей не только активно осваивать пещеры и приспосабливать их под жилье, но и создавать искусственные жилые сооружения. В это время возникла совершенно новая сфера человеческой деятельности – изобразительное искусство.

В мезолите появился лук, стрелы и микролит (миниатюрные каменные пластины служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных или роговых орудиях). Появление особых орудий и вкладышевая техника их использования обусловили значительный прогресс в первобытном строительстве и позволили намного быстрее, чем раньше возводить необходимые постройки.

Следующий значительный шаг в развитии строительства был сделан в начале эпохи нового каменного века – неолита. Он был связан с появлением такого орудия, как каменный топор, который коренным образом изменил все применявшиеся до этого способы обработки дерева. Особо важную роль топор стал играть, когда была освоена техника шлифования каменных орудий. Это узкотехническое достижение открывает новую эру в истории человечества. Огромные пространства земного шара, остававшиеся еще необитаемыми, становятся доступными для заселения благодаря шлифованному топору и теслу (плотничий инструмент; в отличие от топора у тесло лезвие перпендикулярно топорищу, применяют для выдалбливания корыт, лотков и т.п.).

Появление в IV тыс. до н.э. глиноплетневой стены и пола из обожженной глины в жилище, а также керамических изделий говорит однородном характере этих явлений, относящихся к неолиту. В процессе заложения основ архитектуры этот период отмечен появлением не только более совершенных, чем раньше, наземных жилищ, но и более совершенного вида их декора – орнамента.

Бронзовый век не сразу распространился по всему земному шару. Когда во всем Эгейском море, Египте, Двуречье, Сирии, Китае и Индии уже наступил расцвет рабовладельческого общества, в большинстве европейских стран еще сохранялся первобытнообщинный строй.

В бронзовом веке металлические орудия позволили резко увеличить производительность труда. Достигли своего наивысшего развития и сооружения из огромных камней, появившееся еще в неолите, так называемые мегалиты: менгиры, дольмены, алиньеманы, крытые проходы, кромлехи и т.п. Все виды сооружений обычно связаны с тем или иным культом почитания предков (менгир, дольмен), огня или солнца (кромлех), тотема (бетиль, курган) и т.п.

Усовершенствованные железные орудия, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, поднятие общего уровня материального, а вместе с тем и духовного производства, дало возможность появиться цивилизации. Достижения этой первобытной цивилизации позволили древнему строителю подняться на более высокую ступень в достижении художественного качества своих построек.

Так из решения чисто технической (конструктивно-строительной) задачи и последующего эстетического осмысления строительных конструкций и их деталей, а также придания созданному с их помощью сооружению определенного идейного содержания возникло художественно-техническое строительство, способное удовлетворять не только утилитарным, но и духовным потребностям людей – архитектура.

С разделением труда и отделения ремесла от земледелия, противоречия родового строя обостряются. С появлением частной собственности все более существенными становятся имущественные разделения. Возрастает значение рабского труда. Все это ведет к разложению родового строя, зарождается раннеклассовое общество, появляются первые рабовладельческие государства.

 

3 Архитектура и строительство государств Древнего мира

3.1 Архитектура и строительство Древнего Египта

 

История Древнего Египта делится на четыре основных периода:

Ранее царство – начало III тыс. до н.э.;

Древнее царство – около 2800 – 2400 гг. до н.э.;

Среднее царство – конец III тыс. до н.э. – XVII в. до н.э.;

Новое царство – XVI – XI вв. до н.э.

От периода Раннего царства сохранились главным образом погребальные сооружения. Жилые строения, сделанные из дерева, тростника, глины и кирпича-сырца не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании открытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденных в погребениях. Первоначально гробницы Раннего царства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца. Стены гробниц были массивными; для придания большей прочности им предавали небольшой наклон. Так по своему внешнему облику она напоминает лежащий брус с наклоненными к центру стенами. Арабы называют такую гробницу мастабой, что буквально переводится с арабского – каменная скамья. Это название утвердилось за гробницей и в египтологической науке.

Царская власть в Египте в период Древнего царства была колоссальной силой, фараону воздавали большие почести, его называли большим богом. Для погребения фараона возводились специальные сооружения. Если гробницы фараонов Раннего царства отличались от гробниц знатных вельмож только большими размерами, то гробницы фараонов Древнего царства выделяются своей формой. Именно в это время в результате длительных поисков была найдена наиболее впечатляющая форма для вечного дома умершего царя-бога – пирамида.

Форма пирамиды, развивающаяся на протяжении столетий, выкристаллизовалась и достигла своей кульминации в пирамидах, воздвигнутых в Гизе. В Гизе сооружены пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.

Наряду с пирамидами, заупокойными храмами, мастаба Древнего царства, сооружались святилища, не связанные непосредственно с загробным культом. Появляются храмы, посвященные богу солнца Ра, так называемые солнечные храмы.

Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры. В этот период египтяне научились обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности, были выработаны пропорциональные соотношения, сложились типы колонн, сохранившиеся потом на протяжении тысячелетий.

В последний период Древнего царства Египетское государство пришло в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны. Отвлечение на сооружение пирамид большого числа людей пагубно отразилось на сельском хозяйстве, которое основывалось на искусственном орошении, связанном с большими затратами труда.

Периоду Среднего царства предшествовал длительный период междоусобной борьбы. В конце концов, это привело к распаду страны на полузависимые от фараона области. Фараоны VII и следующие за ней династия пытались объединить страну. Однако окончательное объединение произошло только при XI династии.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Восстанавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут. Было осушено много болот, которые превратились в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Создавались водохранилища. Строились новые города и расширялись старые. Основным строительным материалом был высушенный на солнце кирпич.

Архитекторы Среднего царства не воздвигали таких грандиозных сооружений, как пирамиды Древнего царства. Постройки этого времени характеризуются разработкой внутренних пространств, увеличением длины здания, усиление роли колонн в наружном и внутреннем оформлении здания. Все эти черты получили дальнейшее развитие в архитектуре Нового царства.

Началу эпохи Нового царства соответствует политический и экономический подъем Древнего Египта. Египет превращается в мощную державу, что меняет характер быта египтян.

Стоечно-балочная система в египетской архитектуре претерпевала изменения на протяжении всего времени строительства храмов и дворцов. Еще в эпоху Древнего царства появились храмы с применением опор-столбов и лежащих на них балок. Так начинается формироваться система, которая получила название ордера. Эта система взаимосвязи несущего и несомого элемента постепенно приобретет собственные пропорции, декоративные украшения, индивидуальную пластику, т.е. художественные характеристики, свойственные своему времени и соответствующие пониманию прекрасного в каждую отдельную эпоху. В архитектуре Нового царства ордер занимает особое место.

Эпоха Нового царства ознаменована строительством множества огромных храмовых комплексов, в архитектуре которых получил яркое воплощение египетский ордер. Именно храмы Нового царства, также как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Культовое строительство велось по всей стране, но наибольшее количество храмов было воздвигнуто на восточном берегу Нила – в Фивах и самым главным, самым знаменитым был среди них храм бога Амона-Ра, царя богов всего Египта. Храм назывался Ипет-Исут. Теперь, по расположенной рядом деревне, его называют Карнак, или Карнакским. Возник он в XX в. до н.э. Его продолжали строить вплоть до века до н.э. Но основное здание возвел архитектор Инени в XVI веки до н.э.

 

 

3.2 Архитектура и строительство стран Двуречья и Месопотамии

(тема для самостоятельного изучения)

 

К IV тыс. до н.э. на территории Двуречья сложилось около 20 городов-государств. Периодизация культуры Двуречья условно проводится в зависимости от того, какие государства попеременно принимали на себя роль культурных центров:

Шумеро-Аккадский период – IV тыс. – 2300 г. до н.э.;

Вавилонский период – 2150 – 1000 гг. до н.э.;

Ассирийский период – 1000 – 625 гг. до н.э.;

Нововавилонская империя – 625 – 539 гг. до н.э.

Месопотамией (т.е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, называют Двуречьем. После того как северная часть Двуречья была заселена семитическими племенами (в течение первой половины III тыс. до н.э.), Шумером стала называться только южная часть Двуречья, а северная Аккадом (по названию города Аккада).

Первые государства на этой территории возникли в IV – III тыс. до н.э., они были созданы племенами шумеров и семитов.

Древнейшим видом жилища в Двуречье были хижины из тростникового плетя, обмазанного глиной. Согнутые верхушки тростника образовывали сводчатое покрытие. Одновременно с тростниковыми существовали глинобитные бескаркасные постройки, непрочность которых довольно скоро привела к изобретению и применению сырцового кирпича.

К концу IV – началу III тыс. до н.э., ко времени возникновения первичных государственных образований, складывается и характерный для Передней Азии тип поселения. Центром каждого города-государства являлся храм на платформе – зиккурат, который представлял собой массивную сплошную сырцовую ступенчатую пирамиду, наверху которой воздвигался храм – местопребывания главного божества города.

К XVIII в. до н.э. власть над страной переходит к царям Вавилона. В строительстве особое внимание уделялось возведению городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений. Просуществовав с XVIII по XII вв. до н.э. из-за экономических трудностей и длительных войн Древний Вавилон приходит в упадок. Одновременно начинается рассвет Ассирии.

Ассирия в XIV – XIII вв. до н.э. становится одной из могущественных древневосточных государств, а в IX – VIII вв. до н.э. подчиняет себе всю Переднюю Азию. Военный характер Ассирийского государства наложил определенный отпечаток на характер зодчества.

В отличие от Двуречья Ассирия обладала богатыми месторождениями камня, руды и леса. Большое значение придавалось возведению крепостей, каменных мостов и дорог. Для царей и их приближенных строились дворцы. Характерным примером дворцового строительства является дворец Саргона II. Ассирия перенимает основные приемы искусства и архитектуры Шумер и Вавилона. Жилые дома строились из сырцовых кирпичей, с плоскими крышами, они мало отличались от домов Двуречья. В храмовой архитектуре важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, обычно семиярусный и, как правило, несколько геометризованный.

Известный еще с III тыс. до н.э. Вавилон достигает особого величия к середине VII в. до н.э. После разрушения Ассирийской державы и нового возвышения Вавилона при царе Навуходоносоре II начинается в огромных масштабах строительство в разных городах страны и, особенно в ее столице – Вавилоне. Город становится центром мировой торговли с населением около 200 тыс. человек. Хотя в истории Древнего Востока строительство городов по единому плану было известно и раньше, в Вавилоне была сделана первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города. План Вавилона VII – VI вв. до н.э. представлял собой вытянутый четырехугольник площадью около 10 км2. Евфрат делил его на две части: восточную – старый город и западную – новый город. Важнейшие здания помещались в старом городе. Застройка основного города была в основном в один, реже в два этажа, с террасами сверху. Во внутренней части города застройка была регулярной с 3 – 4 этажными зданиями, ширина улиц – 4 м.

В отличие от дворцов Ассирии и ранних вавилонских дворцов, дворец Навуходоносора II отличался своей композицией с анфиладой дворов. К южным укреплениям дворца примыкал дворцовый парк, так называемый "Сады Семирамиды".

 

3.3 Архитектура и строительство Древнего Ирана1

(тема для самостоятельного изучения)

 

Периодизацию Архитектуры Древнего Ирана можно условно принимать как:

Архитектура Мидии – VIII – середина VI в. до н.э.;

Архитектура Ахеменидского периода – 553 – 330 гг. до н.э.;

Архитектура Парфии – 330 г. до н.э. – 226 г. н.э.;

Архитектура Сасанидского периода – 227 – 642 гг. н.э.

В конце II – начале I тыс. до н.э. в Северном Иране появились ираноязычные племена, которые в IX в. до н.э. под названием мидян упоминаются в ассирийских надписях. В VIII в. до н.э. происходит объединение племен в союз и образование государства Мидия. Сведения о характере городов и гражданской архитектуры можно лишь черпать из исторических источников и изображений на ассирийских рельефах. В жилой архитектуре преимущественно использовался сырцовый кирпич и дерево, которым страна была богата. Широко применялись деревянные перекрытия на колоннах. В крепостных сооружениях большую роль играл камень.

В 553 г. до н.э. персы, во главе с царем Киром II из рода Ахеменидов, подняли восстание, закончившееся в 550 г. до н.э. полной их победой. Мидия подчинилась образовавшемуся государству с правящей династией Ахеменидов. После победы над мидянами Кир завоевал Лидию, весь Иран, Двуречье, современное Закавказье, Сирию, Малую Азию, Палестину и Финикию, создав мощную державу.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 3307;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.