История архитектуры и строительной техники 11 страница

10 Нартекс – притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имеющих право присутствовать при богослужении.

очень крупного размера. Плоские плитки его имеют квадратную форму в 70 см. Купол выложен из кирпича на толстых слоях цемяночного раствора.

Многие исследователи отмечают несовершенство конструктивного решения Софии. Эта критика была вызвана главным образом тем, что ее купол и часть арок неоднократно падали и восстанавливались в византийское время. В 553 г. после сильного землетрясения купол Софии дал широкую трещину, а через пять лет, он рухнул, разбив мраморный пол и золотой шар над императорским троном. Работу по восстановлению купола доверили Исидору-младшему, племяннику уже умершего строителя храма. К концу 562 г. новый купол опять засиял над храмом. В X в. купол Софии после землетрясения был сильно поврежден. Для его восстановления был приглашен армянский зодчий Трдат. Для исключения в дальнейшем повреждения купола он усилил с юга на север стены храма контрфорсами. Архитекторы Софии не владели, конечно, современными научными методами расчета конструкций. Тем более удивительно, что здание, хотя и реставрировавшееся несколько раз, все же стоит целым до настоящих дней. София была повреждена главным образом при землетрясениях.

Для того чтобы достаточно полно представить себе интерьер собора в действии, не­обходимо хотя бы в общих чертах воспроизвести в своем воображении стоявший под куполом амвон и алтарную преграду, отделявшую алтарь. Амвон был очень крупным сооружением. Он представлял собой род кафедры11, увенчанный шатром и богато украшенный драгоценными материалами. Шатер возвышался над уровнем хор. Алтарная преграда представляла собой колоннаду, несколько выступающую под большой восточный полукупол. На хоры проходили из нартекса по особым лестницам.

Предназначенные для зрителей боковые нефы похожи на дворцовые залы. Перекрытые рядом крестовых сводов, они несколько напоминают обширные залы римских терм. Общую живописность боковых нефов усиливаю мраморная облицовка прорезанным карнизом, а также золото мозаик, покрывающих своды. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зеленые оттенки. В целом образуется нежный единый фон.

На иных композиционных признаках основана структура центрального нефа. Интерьер главной части Софии имеет гигантские размеры и отчетливо очерченную форму. Основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в линии арок и окружность купольного кольца. Образно говоря, купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу. Первоначально облик среднего нефа был иным, так как купол был более плоским и, по-видимому, должен был еще живее напоминать реальный небосвод. Сорок по-

11 Кафедра – в христианской церкви, возвышение, с которого произносится проповедь.

 

ставленных близко к друг другу окон в основании купола делают его особенно легким и воздушным.

Очень существен новый метод перехода в Софии от квадрата плана к окружности купола - применение парусов. Они родственны по своим очертаниям полукуполам, что делает понятным применение полукуполов и парусов в большом масштабе в одном и том же здании. Благодаря парусам достигнута плавность перехода от прямоугольной нижней части центрального нефа к окружности купола, которая так соответствует ритму экседр (доказаны случаи более раннего применения парусов, однако они относятся к постройкам очень не­больших размеров и крайне незначительным в архитектурном отношении).

Богословская идея, положенная в основу построения собора Анфимия и Исидора, за­ключалась в том, что он давал образ высшего христианского божества. Это была попытка изобразить то, что с церковной точки зрения является неизобразимым. Даже в самом названии храма нет понятия "бога-отца" как высшего начала "троицы", лежавшей в основе христианской догмы. Название касается только одного из свойств этого божества, а именно его премудрости – "софии".

Монументальные постройки ранневизантийского времени вне Константинополя свидетельствуют о сильном влиянии столичного зодчества на архитектуру провинции. Но это влияние не было односторонним. Происходил взаимный обмен архитектурными формами и композиционными приемами.

В отдельных частях государства, в особенности там, где имелась крепко и глубоко уходившая в глубь веков народная архитектурная традиция, местные особенности сильно отражены в дошедших до нас постройках. Ведущим архитектурным типом ранневизантийского времени была купольная базилика.

В Филиппи в Македонии сохранились известные ранее под турецким названием Диреклер остатки купольной базилики второй половины VI в. Купольная базилика была задумана как главный городской собор. Она находилась около форума, и для нее была снесена древнеримская палестра12, на месте которой должен был стоять атриум церкви. В связи с тем, что при сооружении базилики были использованы фундаменты существовавших на этом месте раньше римских построек, купольная базилика была несколько отклонена на юго-восток от обычной ориентации церквей, алтари которых должны были быть направлены на восток. Купольная базилика осталась неоконченной, так как ее купол упал еще до завершения строительства. Причиной обвала была неправильная форма конструктивной системы.

Строили купольную базилику в Филиппи неопытные мастера и плохие архитекторы. Самая схема ее плана была расплывчатой. Это сказалась, прежде всего, в неопределенности и даже случайности расположения купола над средним нефом. Не понимая нового назначения византийского здания, связанного с характером богослужения и выделения амвона в качестве его центра, архитекторы постарались по возможности придвинуть купол к алтарю. Они были проникнуты устаревшим уже к тому времени представлением о доминирующем значении алтаря и апсиды в церковном здании. При больших размерах купольной базилики в Филиппи купол над восточным концом среднего нефа требовал особых дополнительных конструкций для погашения распора с восточной стороны.

Центрические купольные здания строились в различных частях в империи. Очень ха­рактерны церкви в Эсре и в Босре в Сирии. Здание в Эсре, 510 – 515 гг., перекрыто куполом, опирающимся на восемь столбов. Церковь в Босре, 512 – 513 гг., круглое в плане помещение, связанное с квадратными наружными очертаниями здания в углах четырьмя полуциркульными нишами, имела в середине четыре столба, которые несли купол. К столбам примыкали четыре экседры, каждая с четырьмя промежуточными колоннами.

 

 

6.2 Средневизантийская архитектура (VIII – XIII вв.)

 

Переход от ранневизантийского периода к средневизантийскому был связан с трагическим временем отчаянного сопротивления Византии внешним нашествиям и с глубокими изменениями внутри империи. Особенно тяжелыми были для Византийского государства конец VI в. и VII в. В последней четверти VI в. усилился натиск славянских народов, которым удалось захватить византийские земли между Эгейским морем и Дунаем. В первой половине VII в. Византийская империя выдержала натиск Ирана, армии которого отрезали от нее огромные территории к югу и востоку Средиземного моря. Вслед затем нахлынула мощная волна арабов, борьба с которыми продолжалась несколько столетий и потребовала огромных сил. Арабы захватили былые византийские земли в Северной Африке, в частности Египет, а также Сирию и Палестину, значительную часть Месопотамии и Киликию. Большая часть этих цветущих областей была навсегда потеряна для Византии. Византийское государство превратилось из всемирной державы, которой она была в предыдущий период, в государство средней величины. Оно состояло в основном из небольшой области вокруг Константинополя, из Малой Азии и Греции. С Востока грозил еще новый враг – турки.

Тем, что империя была, все же спасена, она была обязана коренной внутренней пере­стройки. Государство было реорганизовано и поделено на фемы – военные округа. Было создано военное сословие.

11 Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции для обучения мальчиков 12 – 16 лет.

 

Основным экономическим и социальным процессом в средневизантийское время был в Византии рост крупной земельной собственности и упрочение феодальных отношений. Византия IХ – XIII вв. продолжала состоять из множества народов, входивших в состав империи. Происходил взаимообмен между Византией и культурами этих народов, а также между соседними народами.

Сюда относятся славянские народы Балканского полуострова, народы Кавказа, Русь, а также народы Западной Европы. В результате интенсивного обмена разнообразными архитектурными идеями в Константинополе возникла оживленная архитектурная творческая жизнь.

Основным достижением средневизантийской архитектуры явилось создание кресто-вокупольной архитектурной системы. Эта система зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийский период, однако, своего полного развития, своей зрелости она достигла только в средневизантийской архитектуре. В поздневизантийском зодчестве крестово-купольная система вырождается.

Если откинуть второстепенные, дополнительные элементы, если выделить ядро кре-стовокупольного сооружения, то останется квадратная в плане ячейка. Четыре стены, образующие в плане квадрат, ограждают пространство, внутри которого симметрично расположены четыре свободно стоящие опоры. Благодаря этому основной квадрат членится на девять частей, среди которых выделяется самый большой центральный квадрат. Вокруг него сгруппированы остальные восемь ячеек: четыре меньших квадрата на углах и четыре прямоугольных ячейки между ними. Все части квадратного плана перекрыты сводами. Единство целого обусловлено господством в здании купола. Совершенно необходимым в крестовокупольной системе являются купол над центральным квадратом и цилиндрические своды над концами креста; при этом оси цилиндрических сводов над западным и восточным концами креста направлены с севера на юг. Именно благодаря такой ориентации четырех цилиндрических сводов концов креста получается архитектурный крест вокруг купола, что и породило название крестовокупольной системы.

Крестовокупольная система сложилась на основе необходимости подразделить интерьер культового здания на центральную часть, в середине которой располагался амвон или заменяющее его возвышение, и на окружающую эту центральную часть пространство, вмещающее присутствующих вокруг амвона на известном от него расстоянии.

Крестовокупольная система глубоко связана также и с конструктивными предпосылками средневизантийского зодчества. В основе ее лежит стремление перекрыть здание сводами и при этом по возможности уменьшить их диаметр, не уменьшая размеров самого здания и его интерьера. Уменьшение диаметров сводов облегчает их возведение и удешевляет строительство. Введение свободно поставленных опор, несущих своды, является прекрасным решением вопроса. При этом сохраняется цельный характер интерьера и его обозримость с любой точки.

Константинопольская архитектурная школа. Рядовая жилая застройка Константинополя и столичные дворцы средневизантийского времени до нас не дошли. Планировка последних остается неизвестной.

Сохранились многие средневековые византийские постройки Константинополя, однако они дошли до нас в сильно искаженном виде. При превращении церквей в мечети турки уничтожали целые части зданий и прибавляли новые. Поэтому во многих случаях от первоначальной постройки до нас дошел всего лишь фрагмент ее центральной части. Необходимо учесть еще переделки византийского времени, вызывавшиеся разрушением зданий при землетрясениях или изменением назначения всей постройки и отдельных ее частей, носившие иногда существенный характер. Чтобы выяснить первоначальный облик средневизантийского константинопольского здания и его строительную историю в византийское время, необходимо произвести большую архитектурно-археологическую и реконструктивную работу. Последняя в настоящее время не всегда возможна.

Средневизантийские памятники Константинополя удобнее всего условно сгруппировать по векам, хотя во многих случаях датировки остаются в значительной степени предварительными и приблизительными.

К IX в. можно отнести два константинопольских здания: современные мечети Аттик и Календер. Их византийские названия неизвестны. Обе постройки переделаны очень сильно.

В настоящее время невозможно с достаточной полнотой представить себе историческое развитие византийского культа и тех культовых действий и процессий, которые протекали в византийских церквах, с учетом местных особенностей, характерных для разных частей византийского государства.

В мечети Аттик существенны две особенности: здание представляет собой простой вариант крестовокупольной системы; концы креста ограничены по сторонам первоначальными стенами, в которых имеются сравнительно небольшие проемы, ведущие в угловые помещения. Вследствие применения простого варианта крестовокупольной системы в Аттик восточный конец креста служил алтарным помещением и непосредственно к нему примыкает апсида. Следов алтарной преграды здесь до сих пор не найдено. Выделено пространство перед алтарем, растянутое вширь и состоящее из боковых концов креста и подкупольного квадрата. В этом отразилась древняя восточная традиция построения тронных залов вавилонских и ассирийских царей, восходящая к планировке приемной комнаты народного жилого дома в Месопотамии. Купол Аттик увенчивал собой амвон, однако последний был вплотную придвинут к алтарю и поставлен в зависимость от него. Боковые концы креста должны были во время культового действия быть наполненными молящимися, обращенными к алтарю.

План Аттик говорит о том, что он не был рассчитан на церемониальное культовое действие, требующее для обозримости единого интерьера. Здание представляет собой скромную модель, характерную для времени, непосредственно следовавшего за восстановлением иконопочитания. Архитектурная система этого здания отражает период развитого византийского феодализма с его древневосточной культурной традицией. Церковь является согласно этой концепции местом, в котором люди приходят, чтобы обратиться со своими просьбами к божеству, обитающему в алтаре и к святым. Божество мыслится человекоподобным: оно является развитием образа древневосточного царя.

Мечеть Календер несколько моложе, чем Аттик, ее можно отнести к концу IX в. Она представляет собой пятинефную крестовокупольную церковь. Календер гораздо больше, чем Аттик; ее купол имел 8 м в диаметре и намного превышал 5-метровый в диаметре купол Аттик. Она имеет хоры, а также помещения третьего яруса, сохранившегося над угловыми частями между колоннами креста, но продолжавшиеся также и над крайними боковыми нефами. В интерьере частично сохранилась внутренняя мраморная облицовка. Восточновизантийская традиция, так отчетливо выраженная в Аттик, начинает здесь перерабатываться под влиянием столичной традиции культового здания, рассчитанного на пышные зрелища, которые развертывались вокруг пышного амвона.

Архитектура Константинополя IX в. представляла собой первый этап средневизантийского столичного зодчества. Вначале для нее была характерна сильная восточновизантийская традиция. Постепенно последняя была переработана под влиянием константинопольской школы.

По сравнению с ранневизантийским периодом для столичного зодчества этого времени характерно уменьшение размеров зданий. На новом этапе своего развития Константинополь был стеснен в средствах и должен был сильно сократить расходы на строительство монументальных зданий. С другой стороны, дальнейшее развитие феодальных отношений в средневизантийское время породило интерес к частному и обособленному. Это вызвало камерность в архитектуре (предназначенной для узкого круга людей) и, как следствие, уменьшение масштаба строительства в целом и размеров отдельных зданий.

От XI в. сохранилась крупная постройка – мечеть Эски-Имарет. Диаметр купола составляет всего 4.5 м. Выдающейся отличительной особенностью Эски-Имарет является парадный западный портик и расширенная западная часть хор. Портик служил для торжественных входов императоров на хоры, открывавшиеся в средний неф. Император появлялся высоко над собравшимися как некое божество. Более замкнутые части хор над угловыми помещениями были интимными молельнями для царской фамилии и феодалов высшего ранга.

Тройная аркада хор Эски-Имарет – очень характерный средневизантийский архитектурный мотив. Опыт строителей возрос, конструктивные решения стали более смелыми, подчас виртуозными. Аркада легка и пространственна. Аркада хор – первый, дошедший до нас пример развитой системы миниатюрных форм в архитектуре Константинополя. Миниатюрный характер аркады достигается своеобразным взаимоотношением ее частей. Низкие и тонкие опоры несут высокие и широкие арки.

Сохранившиеся части интерьера Эски-Имарет очень характерны для средневизантийской архитектуры Константинополя. Сравнение константинопольских зданий IX, X, XI вв. показывает, что миниатюрные формы развиваются в течение этого периода постепенно и что они достигли своей зрелости лишь в первой половине XI в. Они несколько напоминают мусульманские постройки. Есть сведения, что в Константинополе некоторые здания строили мастера из Багдада.

Главной дошедшей до нас постройки ХП в. является замечательный комплекс трех слитых воедино церквей монастыря Пантократора. Он состоит из более ранней северной церкви, пристроенной к ней несколько позднее немного более крупной южной церкви и купольного помещения, расположенного между ними и их соединяющего. Известно, что эта однонефная купольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143 – 1180 гг.), построенную еще при его жизни. Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Они возведены до нее, т.е. не позднее третий четверти XII в.

Северная церковь была в основе своей трехнефной крестовокупольной постройкой. Однако консоли на северной стене доказывают, что к зданию примыкала пристройка. Это, была, вероятно, открытая наружу галерея. В современном здании к нартексу северной церкви примыкает, как и в других константинопольских церквах, квадратное в плане помещение, которое служило, по-видимому, лестничной башней. Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Об этом говорят две квадратных в плане, вероятно лестничных, пристройки к нартексу. Реконструкция обоих зданий подтверждает, что южная церковь была пристроена к северной.

В результате уничтожения южной галереи северной церкви и северного крайнего бокового нефа южной церкви стало возможным поместить между ними усыпальницу Мануила Комнина.

Обе церкви монастыря Пантократора представляют собой крестовокупольные постройки сложного варианта. Архитектурно-художественная композиция обеих церквей монастыря Пантократора обнаруживает дальнейшее развитие тенденций, которые наблюдались в постройках Константинополя XI в. Внутреннее пространство главной части становится еще более единым и членится на отдельные составные части крестовокупольной системы по преимуществу в своих верхних частях. Пространство стало более текучим, и соседние части сообщаются друг с другом. Более динамичные интерьеры приближаются в этом отношении к Софии в Константинополе. Помещение боковых алтарей свободно переходят в центральную часть. Наружный облик церквей монастыря Пантократора трудно представить себе достаточно отчетливо, так как они были сильно искажены в турецкое время.

Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время. Сохранившиеся в составе государства немногочисленные восточные области Византийской империи находились под постоянной угрозой вражеских нашествий. Вследствие этого строительство здесь было незначительным по объему. Главное внимание было обращено на восстановление и некоторое расширение городских укреплений и на ремонт тех построек, которые еще могли служить.

Очень хорошо сохранились средневизантийские памятники архитектуры в Трапезунде (современный Трабзон, Турция), который в этот период был крупнейшим центром на Востоке Византийской империи. Сохранившиеся здания Трапезунда обнаруживают очень существенные отличия от построек Константинополя и весьма характерны для восточной школы средневизантийского зодчества.

Наиболее выдающимися зданиями древнего Трапезунда являются церкви Хрисокефалос, X в., Софии и Евгения, X – XIV вв. Все эти постройки были в последствии, главным образом в ХIII в., перестроены и расширены, что было связано с основанием Трапезундской империи, просуществовавшей с начала XIII в. до 1461 г.

Только Хрисокефалос была изначально крестовокупольным зданием. Две другие церкви обнаруживают следы первоначального базиликального устройства, возможно, с деревянными куполами. Они были переделаны в ХIII в. в крестовокупольные постройки. Первоначальная базиликальная система этих зданий, а также некоторые другие особенности, например, наличие, только одной апсиды в Хрисокефалосе, говорит о сохранении архаических черт. Учитывая постепенное возникновение главных построек Трапезунда в течение двух, а иногда и большего количества строительных периодов, их, тем не менее, необходимо рассматривать в окончательном виде как средневизантийские постройки.

Постройки Трапезунда характеризуются более материальным, тяжеловесным и ком­пактным характером архитектурных форм по сравнению с Константинополем.

Греческая школа средневизантийской архитектуры. В Греции совмещались черты, характерные для константинопольской и для восточной школ византийской архитектуры. Однако произведения греческой школы средневизантийской архитектуры отличаются довольно единым и самостоятельным характером, несмотря на многочисленные отклонения, типичные для той или иной части Греции этого периода.

Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике, недалеко от Афин. Весь комплекс окружен стенами с башнями. В центре изолированно стоит главное культовое здание – собор. Рядом с ним, то же изолированно, находится довольно большая трапезная монахов. Она вдвое меньше собора и расположена параллельно его северной стороне. Вплотную к стенам примыкают кельи монахов. Они представляют собой небольшие квадратные комнаты, двери которых выходят в большинстве случаев внутрь галереи на столбах, открывающейся на среднюю незастроенную часть монастырского ансамбля. Центральный монастырский двор впоследствии обычно застраивался дополнительными кельями монахов и разными хозяйственными постройками. Все они располагались чаще всего асимметрично. По мере роста монастыря образовывалось нечто подобное небольшому городу.

Своеобразную особенность греческой школы средневизантийской архитектуры составляет довольно широкое распространение особого типа церкви, где купол опирается на восемь опор и переход от квадратного плана центральной части к окружности купольного кольца достигается при помощи тромпов. Наиболее знаменитыми примерами подобных зданий являются соборы монастырей Луки в Фокиде и Дафни.

В основе перечисленных зданий лежит простое помещение для молящихся, к которому примыкают алтарные части. Только в одной церкви Луки в Фокиде центральное помещение окружено обходом, напоминающим внутренние обходы и боковые нефы пятинефных крестовокупольных церквей Константинополя. Назначение внутреннего обхода было таким же, как в столичных зданиях; он вмещал зрителей. Средняя часть предназначена для культовых процессий и церемоний. В этом отношении церковь Луки в Фокиде в принципе продолжает систему Софии Константинопольской, что говорит о некоторой ее архаичности.

Очень типично для развития средневизантийской архитектуры Греции, что в последующих постройках внутренний обход исчезает. Центральную купольную часть ограничивают стенами. Этот процесс объясняется тем, что театрализованный культ сменяется более простой схемой богослужения, при которой обращение к алтарю и взаимоотношение интерьера с алтарем становится преобладающим. Амвон остался в виде небольшой кафедры перед алтарем или просто в виде полукруглого выступа солеи. Когда священник выходил из алтаря на амвон, присутствующие расступались, окружая его. Отношение к происходящему на амвоне стало второстепенным и не вызывало соответствующего расчленения интерьера. Тем не менее, был сохранен купол и сохранился вносимый им в здание элемент центричности. Это свидетельствует о том, что связи с Константинополем и в дальнейшем не нарушались.

Несмотря на различия и даже противоположности, средневизантийская архитектура имеет все же единый характер. Ее единство основано на том, что в ней преобладает монументальное центрическое здание, увенчанное куполом. Именно купол является излюбленной формой византийских зодчих. Архитектурная разработка купола составляет наиболее ценное содержание византийского зодчества.

Вопрос о причинах появления и развития купола имеет несколько ответов. Первое -византийский купол можно рассматривать как чисто конструктивный элемент из самых со­вершенных в архитектуре. Второе – с помощью купола обеспечивалось освещение интерьера. Нельзя также упускать из виду также идейное значение купола, в особенности для архитектуры средних веков, когда он условно изображал небосвод, как символ вселенной. Другой момент – начиная с седой древности в сознании народов с куполом обычно связывали представления о домашнем очаге, семье и человеке. Перекрытое куполом помещение создавало архитектурную оболочку вокруг человека в его повседневной жизни. Поэтому в архитектурной форме купола заключено по преимуществу гуманистическое содержание.

Гуманистическое ядро средневизантийской архитектуры, заключенное в оболочку церковной мистики, было в последствие выявлено архитекторами Ренессанса. В этом заключается причина глубокого влияния архитектуры Византии на зодчество Возрождения.

 

 

6.3 Поздневизантийская архитектура (XIII – XV вв.)

 

Короткий поздневизантийский период характеризуется довольно существенными из­менениями в архитектуре. Византийская империя доживала свои последние дни. Территориально она суживалась все больше и больше и под конец была ограничена небольшой областью вокруг Константинополя и частью Греции. Византию теснили с Востока турки. Это закончилось взятием Константинополя в 1453 г. До самого своего конца Константинополь продолжал оставаться самым блестящим городом Европы. Поздневизантийский период соответствует по времени эпохи готики и зарождения Ренессанса в Западной Европе и эпохе образования Русского централизованного государства в Восточной Европе. Когда в 1446 г. умер Филиппо Брунеллеско, Константинополь был еще столицей Византийской империи.

Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь монастыря Хора, построенная придворным вельможей Метохитом. Турки превратили ее в мечеть под названием Кахрие-Джами. Здание строилось в самом конце XIII в. и было закончено в начале XIV в. Оно сохранило замечательные мозаики и фрески, которые были исследованы и опубликованы Русским археологическим институтом в Константинополе.

Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид. В поздневизантийское время были пристроены кельи, переделанные из северного нефа, нартекс, эксонартекс и особая церковная пристройка с юга в виде очень удлиненного нефа, заканчивающегося апсидой. Особенностью здания является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу. Два из них находятся над нартексом, третий – над южной частью церкви. К нартексу примыкал открывавшийся широкими арочными проемами на запад эксонартекс. Над юго-западным углом здания турки надстроили минарет. На месте минарета в поздневизантийское время находилась винтовая лестница, которая вела на кровлю церкви.

Архитектуру Греции, этого периода времени, можно отметить своеобразным зданием церкви в Арте. Ее купол, перекрывающий главную квадратную часть, отделенную от окружающих ее помещений глухой стеной, опирается на восемь групп миниатюрных колонн, поставленных в каждой опере в три яруса. Обилие трехъярусных колонн, сосредоточенных на небольшой площади центрального помещения и развивающих вверх пространство интерьера, производит впечатление беспокойной динамики. Парагоритиссу в Арте можно было бы назвать произведением своеобразного "византийского барокко", понимая под этим усложненную декоративную заключительную фазу развития византийского зодчества.

Снаружи Парагоритисса в Арте представляет собой очень простой и весьма отчетливо кубический объем с двумя рядами двойных окон на каждом фасаде. Каждое арочное окно разделено пополам колонками, на которые опираются дополнительные арочки. Первоначально здание было окружено галереей. Здание увенчано пятью куполами.

В поздневизантийское время наблюдаются признаки начавшегося процесса сложения капиталистических отношений внутри феодальной Византии. Развитие индивидуализма и оторванность аристократии от народа, отразившиеся в расчленении интерьера на отдельные интимные молельни, роднят культуру византийского общества накануне его гибели с культурой западноевропейского феодализма.

Старинные традиции в большей степени удерживаются в Мистре в Греции, где в поздневизантийское время образовался значительный культурный, художественный и архитектурный центр. Характерен монастырь Бронтохион (до 1311 г.), церковь которого совмещает черты базиликальной и крестовокупольной системы.

Поздневизантийская архитектура явилась значительным этапом развития византийского зодчества. Мечты о всемирном господстве и о восстановлении античного всемирного государства рухнули навсегда. Возобладали интересы отдельных феодалов. Внутри централизованной империи, державшейся именно благодаря этой централизации в течение столетий в неустойчивые времена непрерывных варварских нашествий, пошатнулась идея подчинения частных интересов общему делу. Восторжествовал узкий и близорукий индивидуализм. В архитектуре на смену монументальному пришло частное, камерное, живописное. Большие культовые здания раздробились на мелкие часовни-молельни. Развился вкус к уютному и субъективному.








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 978;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.