Распределение мирового рынка БАС
В отличие от других оборонных рынков со сравнительно невысокой динамикой, рынок беспилотных систем меняется достаточно быстрыми темпами и демонстрирует значительный рост.
Армиями многих стран мира на вооружение каждый год принимается огромное число беспилотных летательных аппаратов, автоматически управляемых наземных машин, роботизированных подводных аппаратов и беспилотных катеров. За последние пять лет интерес оборонных заказчиков к беспилотным системам значительно вырос, что привлекло на этот рынок сотни поставщиков, предлагающих не только готовые платформы, но и разнообразные программные продукты, датчики, коммуникационные решения и т.д.
Сектор БПЛА считается самым крупным и наиболее зрелым сегментом рынка беспилотных систем. В оборонной отрасли найдётся очень немного технологических направлений, по которым в последние годы был достигнут столь же значительный прогресс. БПЛА проделали действительно большой путь: от простейших дронов, использовавшихся преимущественно для наблюдения, до передовых летающих оружейных комплексов, способных обнаруживать, сопровождать и поражать цели при участии оператора, находящегося за тысячи километров от места событий. В настоящее время к основным задачам БПЛА относятся разведка, наблюдение и сбор информации (Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance – ISR), а также нанесение высокоточных ударов. Однако набор задач, которые могут решать военные БПЛА, гораздо шире, не говоря уже о гражданских применениях. Так, например, список типов БПЛА из портфеля заказов Министерства обороны США довольно разнообразен и продолжает расширяться (рис. 2.1) [1].
По оценкам Центра анализа мировой торговли оружием (г. Москва), в 2012‑2015 гг. объем мирового экспорта БПЛА составит более 5 млрд. долл. (1,8 % от прогнозируемого объема продаж всех типов вооружений и военной техники). Для сравнения: в 2004‑2011 гг. объем мировых продаж БПЛА составлял 3,52 млрд. долл. (1 % мирового рынка вооружений), в том числе 0,784 млрд. долл. в 2004‑2007 гг. и 2,735 млрд. долл. в 2008‑2011 гг.
Рис. 2.1. Затраты Министерства обороны США на беспилотные аппараты разных типов
Примерно 80 % от суммы продаж БПЛА приходится на беспилотные платформы, способные к долговременным полётам на больших (High Altitude Long Endurance – HALE) и средних (Middle Altitude Long Endurance – MALE) высотах. Причем беспилотники классов HALE и MALE нужны не только военно‑ воздушным силам. Так, в США ощутимый вклад в рост сегмента БПЛА дала программа BAMS (Broad Area Maritime Surveillance – морская разведка больших акваторий), реализуемая под эгидой ВМФ США, а также самолёт увеличенного радиуса действия ERMP (Extended Range, Multi Purpose), разрабатываемый для армии США. Как можно видеть, БПЛА, способные совершать длительные полёты, востребованы в разных родах войск.
Рост спроса наблюдается не только на платформы типа MALE и HALE, но и на малые и тактические БПЛА. В 2013 году полные затраты Министерства обороны США по двум последним направлениям составили около 12 % от общей суммы закупок БПЛА. К небольшим беспилотным самолётам "обычного" (невертикального) взлёта и посадки относятся, в частности, системы RQ‑11 Raven В, производимые компанией AeroVironment, и аппараты RQ‑7 Shadow 200 компании AAI Corporation.
Ещё один класс беспилотных летательных аппаратов, который постоянно закупается оборонным ведомством Соединённых Штатов – это платформы вертикального взлёта и посадки (Vertical Take Off and Landing – VTOL). По сравнению с другими воздушными беспилотниками, такие летательные аппараты обладают рядом преимуществ, которые особенно ярко проявляются в двух случаях: при ведении боевых действий в населённых пунктах и при базировании J1A на кораблях. В качестве примеров можно назвать платформу MAV (Micro Air Vehicle) компании Honeywell, принятую на вооружение в ограниченных количествах и которую, в частности, использовали для поиска самодельных взрывных устройств в иракских городах, а также беспилотный летательный аппарат корабельного базирования MQ‑8B Fire Scout, созданный компанией Northrop Grumman. К классу БПЛА вертикального взлёта и посадки относятся также система Fire Scout, разрабатывающаяся для ВМФ и армии США, и ряд менее известных платформ, в том числе А‑160 Hummingbird корпорации Boeing и аппараты серии GoldenEye компании Aurora Flight Sciences, оснащающихся импеллерами [1].
По данным на 2013 г., в разработке, серийном производстве и эксплуатации находились БПЛА почти 1000 различных типов. Их разработкой и производством занимались около 300 фирм в 60 странах мира. Все эти страны можно условно разделить на три группы. В первую входят добившиеся наибольших успехов в области создания БПЛА. Это – США, Израиль, Франция, Великобритания, Россия и Германия. Во вторую группу входят страны, активно занимающиеся проблемой беспилотных аппаратов и заметно в этом преуспевшие: Австралия, Индия, Иран, Испания, Италия, Канада, КНР, Швейцария, Швеция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Наконец, третья группа объединяет страны, где тематика БПЛА лишь начинает зарождаться: Австрия, Алжир, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Голландия, Греция, Дания, Египет, Иордания, Ирак, Ливия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Польша, Португалия, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Тунис, Турция, Украина, Филиппины, Финляндия, Хорватия, Чехия, Шри Ланка и др [2].
Работы по БПЛА координируются и финансируются в ряде случаев государственными структурами. Например, в США за программы исследований и разработки перспективных БПЛА отвечают Управление совместных программ разработки крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (ЛЮ) и Управление воздушной разведки при Министерстве обороны (DARO), где формируются концепции и облик перспективных беспилотных систем различного назначения. Активную роль, включая финансирование, играет DARPA – Управление перспективных исследований при Министерстве обороны США. Большую роль в создании БПЛА государство играет во Франции, Израиле, Китае и других странах. Кроме того, в Европе ряд проектов осуществляется в рамках международного сотрудничества.
Характерным примером государственного подхода к развитию БПЛА является подготовленная в августе 2005 г. Министерством обороны США долгосрочная комплексная программа, рассчитанная до 2030 г. Она носит название "Дорожная карта развития БПЛА: 2005‑2030 гг.".
Лидерство в разработке и производстве БПЛА сейчас уверенно удерживают США [3]. Но в последние несколько лет на рынке БПЛА возросла активность европейских фирм. Сейчас они занимаются разработкой и серийным производством более чем 200 моделей БПЛА. По этому показателю европейцы даже немного превзошли американцев (правда, следует учесть, что некоторые европейские БПЛА являются доработанными американскими изделиями). В Европе создаются практически все типы современных БПЛА (от микро‑БПЛА до ББС, но не все они выпускаются серийно). Многие европейские разработки последних лет являются сильными конкурентами на мировом рынке и в экспортном плане начинают вытеснять американские БПЛА. Следует, отметить, что по уровню используемых технологий европейские БПЛА несколько отстают от американских, зато с точки зрения стоимости они более привлекательны для покупателей.
Ведущими разработчиками БПЛА в Европе являются концерн EADS и фирмы Alcore Technologies (Франция) и Rheinmetall (Германия). На их долю приходится 25 % всех работ в области БПЛА. Есть еще ряд фирм, которые приближаются к этой тройке. Согласно анализу, проведенному американской консалтинговой компанией Teal Group, Европа вышла на второе место в мире по объему продаж БПЛА и уступает только США по объему НИОКР, обладая 20 % долей затрат в общемировом рынке [2].
Основные работы в Европе в области БПЛА сосредоточены во Франции, где они ведутся как по национальным программам, так и по общеевропейским. Созданные во Франции различные беспилотники активно применялись во время событий на Балканах в конце 1990‑х гг. В настоящее время французские БПЛА (например, Sagem Sperwer) успешно несут военную службу в Ираке и Афганистане. Концерн EADS участвует в программе разработки разведывательного аппарата Eagle 1, предназначенного для продолжительных полетов на средних высотах (7000‑8000 м), а также высотных аппаратов HALE, способных в течение 24‑ 36 ч летать на высоте около 18000 м.
Фирма Dassault Aviation специализируется на разработке ББС. Вместе с фирмами Швеции, Швейцарии, Греции и Испании она осуществляет программу создания демонстрационного ББС nEUROn, на базе которого может появиться серийный ББС для Вооруженных сил Франции и ряда европейских стран.
Другим важным игроком на европейском рынке является Германия. В свое время беспилотниками занималась фирма Domier, вошедшая в состав концерна EADS. Созданный ею совместно с Канадой и Францией разведывательный скоростной БПЛА CL‑289 широко применялся в 1990‑х гг. над Боснией и Косово. Входящие в состав концерна EADS немецкие фирмы участвуют в создании ряда европейских проектов БПЛА, главным из которых является EuroHawk, который должен войти в состав перспективной европейской системы радиоэлектронной разведки.
Немецкая фирма ЕМТ спроектировала разведывательный БПЛА LUNA Х‑2000, который, по некоторым сведениям, применяется в Афганистане. Фирма STN Atlas Electronic занимается выпуском разведывательных аппаратов KZO (Вrevel).
Расширяются исследования в области БПЛА в Италии. Основные работы сосредоточены в фирме Alenia и ее дочернем предприятии Galileo Avionica. В стенах этих компаний в последнее время были созданы аппараты Falco и Nibbio.
Огромным потенциалом в области создания БПЛА обладает Великобритания. Достаточно сказать, что в этой стране беспилотниками занимаются 14 фирм, ведущих работы по 35 проектам.
Здесь наиболее активна фирма BAE Systems, занимающаяся созданием самых различных БПЛА, в том числе и ББС. Английская частная научно‑исследовательская фирма QinetiQ исследует различные опытные беспилотные аппараты с альтернативными источниками энергии. Уже проведены успешные летные испытания БПЛА Zephyr, оснащенного силовой установкой на солнечной энергии. Показано, что такой аппарат может находиться непрерывно в воздухе 90 суток и более.
Большое внимание уделяют беспилотникам в Швеции, где фирма SAAB участвует в исследованиях ББС. С ее помощью были созданы и переданы на летные испытания демонстрационные БПЛА SHARC и FILUR, на которых специалисты отрабатывают конструктивные решения и технологии, необходимые для будущего ББС. Ведутся работы над беспилотными вертолетами.
В будущем Европа планирует сократить технологическое отставание от США. С этой целью в рамках Евросоюза была разработана перспективная концепция развития БПЛА на период до 2020 г., во многом напоминающая американскую "Дорожную карту". Европейская концепция состоит из двух разделов. Весной 2005 г. был опубликован ее первый раздел, касающийся развития исследований в области гражданских БПЛА. В конце 2006 г. в Европейском оборонном агентстве (EDA) выработали аналогичный документ, но посвященный военным БПЛА. Если гражданская концепция достаточно подробно раскрывается, то военная пока носит закрытый характер. Тем не менее, известно, что в ней предусматриваются исследования, направленные на создание высокоэффективных военных БПЛА, относительно дешевых и использующих передовые технологии [2].
В настоящее время США занимают лидирующие позиции на рынке крупногабаритных БПЛА большой продолжительности и высоты полета (HALE) со своим аппаратом Global Hawk, который в перспективе планирует использовать НАТО. Вряд ли на этот рынок смогут внедриться европейские компании. А вот конкуренция на рынке средневысотных БПЛА средней продолжительности полета (MALE) обещает быть очень ожесточенной в перспективе. На лидерство в этом секторе претендует прежде всего европейский концерн EADS.
Интересно, как видится положение в области разработок и производства беспилотных авиационных систем из России (рис.2.2). По оценкам специалистов "Рособоронэкспорта", ведущее положение по объему производства и широте ассортимента предлагаемой беспилотной авиатехники занимают США – на их долю приходится порядка 32,5 %. В тройке лидеров также Израиль и Франция. Далее следует Великобритания с 5,6 %. Россия, где производится 5,5 % беспилотников, – на пятом месте. Замыкают десятку Италия, Испания, Германия, Иран и Китай. В последние годы стремительно развивают свой потенциал в этом направлении Украина, Индия, Южная Корея, Финляндия, Иордания, Швеция, Тунис, Иран, Сингапур [4].
Рис.2.2. Десятка ведущих стран – разработчиков и производителей систем БПЛА по версии "Рособоронэкспорта"
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2145;