ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

 

Система категорий этики определяет предметное единство этой науки. Несмотря на разнообразие этических учений, выражающее реальное разнообразие нравственного опыта, в этих учениях с древности сформировался общий понятийный каркас, очерчивающий круг вопросов, изучаемых этикой: добро и зло, счастье, долг, добродетель, справедливость, совесть, стыд. Категории этики являются одновременно понятиями обыденного морального сознания, с помощью которых личность может упорядочивать свой нравственный опыт.

 

ДОБРО И ЗЛО

Добро и зло являются центральными, фундаментальными и самыми общими понятиями морального сознания и категориями этики. Они носят императивно-оценочный характер. Оцениванию при этом подвергаются люди, поступки, социальные явления, материальные предметы. Объекты оцениваются с точки зрения их соответствия представлениям человека о должном, ценном, желаемом. Понимание добра и зла напрямую связано с содержанием нравственного идеала – представления о нравственном совершенстве. Идеал формирует ощущение неудовлетворенности, побуждая к совершенствованию как самого субъекта, так и окружающей действительности. Следует различать добро как идеал (абсолютное добро), как оценку объекта (добрый, хороший, правильный), как моральное требование (норма), как качества субъекта (добродетель), как ценность (желаемое).

Формально добро можно определить как положительное отношение человека к какому-либо явлению, а также само явление, вызывающее одобрительную оценку. Формальное определение является общим для большинства этических систем, при этом содержательно они различаются в понимании того, что именно вызывает положительную оценку.

В понимании онтологического статуса добра и зла противостоят друг другу абсолютизм и релятивизм. Сторонники абсолютизма придают объективный смысл моральным явлениям, доказывают их независимость от оценок людей. Объективность добра является, по их мнению, условием регулятивной функции морали, ее принудительности. На кафедре этики МГУ добро трактуют как объективное и необходимое условие человеческой жизни. Объективным основанием добра является социальность человека, его жизненная потребность в себе подобных. Поиск добра – это поиск психологически комфортных форм взаимоотношений. Идея добра формируется в человеке из различных источников: интуитивная или рациональная оценка собственного опыта, примера других людей, воспитательное воздействие социальных институтов (семья, образовательные учреждения, религия, искусство, государство).

Объективность может быть понята как независимость от произвола оценок отдельных людей, или как независимость от мира людей вообще. В первом случае речь идет об обусловленности содержания добра и зла не индивидуальным опытом, а историческим опытом человечества. Свойством добра, при этом, обладает то, что способствует гармонизации отношений людей, их мирному сосуществованию. Во втором случае предполагается трансцендентный статус добра, а возможно, и зла. И в том, и в другом случае наличие разнообразных мнений не лишает добро его объективного статуса. В пользу объективного содержания добра свидетельствует также наличие совести и способность человека испытывать чувство вины.

Сторонники релятивизма сводят добро и зло к оценкам людей и подчеркивают их относительный, изменчивый характер. Добром называется то, что соответствует индивидуальным интересам. Вне ценностного отношения человека к окружающему миру не существует ни добра, ни зла.

В истории этики сложилось множество конкретных вариантов определения добра. Добро связывалось с пользой (индивидуальным или общественным благом), счастьем, добродетелью и др.

Зло всегда определялось как отрицание добра, или отсутствие добра. В качестве абстракций нравственного сознания добро и зло абсолютно противоположны. Но в реальных нравственных отношениях их границы условны, изменчивы. А статус некоторых явлений вообще не поддаётся однозначной оценке и вызывает споры (эвтаназия, аборты, смертная казнь, ложь во спасение и т.д.)

Онтологический статус и источник зла также имеют множество интерпретаций. Зло как метафизическая субстанция признается в дуалистических учениях (зороастризм, манихейство). В большинстве случаев источником зла принято считать человеческую волю. Но это касается узкого смысла понятия зла – нравственного зла, как характеристики человеческих поступков и отношений. В широком смысле злом принято называть также социальные и природные явления, противоречащие интересам человека, доставляющие страдания, препятствующие достижению счастья, угрожающие гармоничному развитию общества: различные формы насилия, девиации, бедность, несправедливость, природные бедствия, болезни, смерть.

Зло крайне редко открыто заявляется в качестве цели человеческих действий. Оно или оправдывается как вынужденная мера (во имя блага или избежания большего зла), или маскируется под добро. Аврелий Августин выделял следующие характеристики зла. Зло обесценивает, разрушает человеческую жизнь, ведет к одиночеству, деградации, физическим и психическим болезням. Зло двулично выдает себя за добро, а если это не удается, то иронично высмеивает добро, использует слабости добра в своих целях. Зло искушает человека, обещая различные выгоды.

Зло также как и добро имеет объективное содержание, которое состоит в свойствах объективных явлений нести угрозу индивиду и обществу. Но в отличие от добра нравственное зло не является необходимым условием жизни (по мнению А.А. Скворцова).

Понятие нравственного зла раскрывается в представлениях о пороках и грехах. Сложилось различение таких основных форм морального зла как враждебность и распущенность. Враждебность – общее понятие видов зла и порока, исходящих от человека по отношению к другим людям: разные виды агрессии и насилия, гнев, ненависть, грубость и др. Это активное зло, направленное вовне для причинения вреда другим. Распущенность – общее понятие пороков, порожденных слабостью воли и неумением сдерживать свои потребности: малодушие, лень, трусость, жадность, похоть, обжорство. На первый взгляд, это пассивное зло, направленное вовнутрь, на самого субъекта, и разрушающее, прежде всего, его собственную личность. Но распущенный человек слишком слаб, чтобы нести добро, и слишком зависим от своих потребностей, поэтому готов причинять зло.

Вопрос о причинах нравственного зла – это вопрос: почему люди совершают зло? Почему человеческая воля склонна ко злу? Как зло может выглядеть привлекательнее добра? Ряд этических учений объясняет злую волю внешними по отношению к ней факторами: социальными, природными, метафизическими. Они сужают свободу воли, доказывая отсутствие реального выбора и вынужденность дурных поступков.








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1989;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.