Основные подходы к объяснению происхождения и причин зла.
1) Зло – иллюзия, порожденная ограниченностью человеческого познания. Человеку кажется злом то, что является органической частью мировой гармонии (Веды, ряд христианских и эзотерических учений).
2) Зло – такое же вечное онтологическое начало, как и добро (зороастризм, манихейство, эзотерические учения).
3) Зло – это отсутствие добра, небытие (меон), оно появляется в результате разрушения добра, победы небытия над бытием, проявления исходного Ничто, из которого сотворен мир (китайские и индийские учения, Платон, неоплатонизм, Августин, Бердяев).
4) Зло – результат неправильного употребления данной Богом свободы (самый распространенный вариант теодицеи). Выбор зла может давать преимущества (деньги, власть, слава), что в христианстве называется искушением. Зло может восприниматься эстетически более привлекательным. Так для Ницше выбор зла – это героический бунт творческой индивидуальности против серого, скучного, безликого существования. Но эстетизм зла иллюзорен: вместо героизма - трусливая скрытность, вместо творчества – разрушение, вместо возвышенных мотивов – банальный эгоизм. Творческий потенциал добра в том, что благодаря ему возникают дружба, любовь, уважение, благодарность, доверие.
5) Зло укоренено в материальной природе человека в виде врожденного эгоизма (Гоббс, Кант), в виде инстинкта разрушения и смерти (Танатос) , который человек обрушивает на других, чтобы не разрушить себя (Фрейд).
6) Зло порождается несправедливыми социальными отношениями (большинство социологических концепций морали, марксизм).
7) Зло в виде враждебности – результат неудовлетворенности человека своею жизнью (Э. Фромм).
8) Зло в виде враждебности – это реакция психики на травмирующую ситуацию, замещение отрицательных эмоций: а) фрустрация – раздражение из-за невозможности удовлетворения важной потребности; б) угроза себе или значимым людям; в) страх и связанное с ним чувство унижения.
Диалектика добра и зла.
«Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Зло как часть божественного плана.
Реальный нравственный опыт демонстрирует сложную диалектику добра и зла. Содержание этих категорий существенно различается в разных культурах, социальных группах, меняется со временем.
Одни и те же явления, поступки в разных обстоятельствах могут оцениваться то как добро, то как зло (оправдание убийства в смертной казни, самообороне, эвтаназии, абортах) (наука – благо и зло).
Добродетель, переходя меру, превращается в порок (щедрость – расточительность, достоинство – гордыня).
Добрые намерения могут обернуться злыми последствиями (любовь и опека родителей порождают инфантилизм и эгоизм, либерализм - распущенность).
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1207;