Четвертая симфония.
В разгар русско-турецкой войны осенью 1877 г. композитор писал: «Когда же кончится, наконец, эта ужасная война! Война, в которой такие относительно ничтожные результаты добыты такой ужасной ценою! А между тем, драться нужно до тех пор, пока в лоск не будет положен враг. Эта война не может кончиться компромиссами и взаимными уступками…». После окончания русско-турецкой войны начинается внутренняя правительственная реакция. Писателей ссылают за правдивое слово, молодежь тысячами – в Сибирь, общество же смотрит на это без всякого протеста. Достоевский пишет «Братьев Карамазовых», Толстой - «Анну Каренину», Салтыков-Щедрин - «Мелочи жизни», а Чайковский создает Четвертую симфонию.
Четвертая симфония близка по своей направленности и идейному содержанию Пятой симфонии Бетховена, развивает идею борьбы человека с судьбою, с фатальными силами, со всем тем, что мешает достижению человеческого счастья, сближению интеллигенции с народной жизнью, единению ее с народом как необходимому условию благосостояния общества и индивида. В симфонии поставлены и самобытно решены вопросы поисков путей в жизни, целей и задач деятельности людей, взаимоотношения развитой, высокоинтеллектуальной личности и народных масс, являющиеся важнейшими вопросами русского общественного сознания.
Содержание симфонии было близко народнической идеологии 1860 – 1879 гг. Центральной для эпохи проблема хождения в народ бесспорно отразилась в концепции симфонии. Однако Чайковский трактовал хождение в народ не так, как большинство. Идти в народ надо не затем, чтобы, подобно многочисленным героям-народникам, принести ему блага просвещения и помочь подняться до интеллигенции, а затем, чтобы, соприкоснувшись с ним, получить новые силы. Не отдельная личность несет народу свет и обновление, а народ принимает к себе человека и защищает его.
Такая постановка проблемы взаимоотношений личности и народных масс рождена убеждением художника-юриста в необходимости сближения индивидуального и общего, частного и общественного. Идея симфонии раскрывала необходимость упразднения сословного деления общества, установления равенства в правах и свободах граждан. Кроме этого в симфонии раскрывается трагизм борющейся и страдающей одинокой человеческой личности. В финале композитор вновь обращается к образу народа. Бетховенская идея борьбы человека с судьбой выражена в интродукции симфонии. Тема интродукции, приобретая значение лейтмотива в первой части и появляясь в финале, знаменует подавление человеческой личности и определяет высочайший накал драматической борьбы.
Одной из особенностей цикла Четвертой симфонии заключается в том, что ее первая часть протяженностью почти равна трем остальным. Масштабы этой части определены значительностью тематизма и особенностями его развития. Образ борьбы, протеста находит в первой части сильнейшее выражение, драматизм жизненных противоречий достигает масштабов подлинной трагедийности.
Вторая часть имеет лирическое содержание, обращенное к прошлому, она отражает воспоминания молодости, идею любви к жизни, стремление к счастью.
Третья часть – скерцо – также подчинена общей психологической направленности содержания симфонии. Жанровые сценки – «деревенская песенка» и «военный марш» – показывают образ народа, который в финале займет главное положение, – сцены народного ликования под плясовую песню. Исполненный мощного звучания, финал создает образ богатырской силы и энергии, утверждая победу светлого начала над роком и мятущейся личностью. Четвертая симфония оканчивается оптимистически. Трагические противоречия действительности побеждены волей к жизни, твердой верой в силу народа. Эти представления о народе связаны непосредственно с тем, что наблюдал композитор в реальной жизни.
Отмена крепостного права не принесла народу долгожданной свободы, напротив, народ оказался в еще большей кабале. Этой реформой народ по существу спасает царское правительство от банкротства его близорукой как внутренней, так и внешней политики и класс помещиков, упорно держащийся за свои права и привилегии.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 672;